Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2020 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ШКОЛЕ ИСКУССТВ
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических качеств, необходимых в работе концертмейстера в учебном процессе. Данный вопрос поднимается в учебно-методической литературе в значительно меньшей степени, чем музыкально-исполнительские задачи. Автор раскрывает компетенции, связанные с взаимодействием концертмейстера с педагогом и учащимися класса, а также проблемы коммуникации, возникающие в учебно-творческом процессе. Особое внимание уделяется вопросам эмоциональной связи между партнерами ансамбля, концертмейстерской интуиции и чуткости аккомпанирования.
Ключевые слова: концертмейстер, аккомпанемент, ансамбль, концертное выступление, коммуникативная компетентность.
Основа профессиональной деятельности концертмейстера-пианиста состоит в музыкальном сопровождении солиста, либо ансамбля (коллектива). Искусству концертмейстерского мастерства посвящено немало учебно-методических пособий, где подробно анализируются различные музыкально-исполнительские навыки, необходимые в работе концертмейстера. Однако, помимо непосредственно учебной и концертной деятельности концертмейстеру в процессе работы приходится сталкиваться с рядом факторов психологического характера.
Опираясь на собственный многолетний опыт работы концертмейстером в учебных заведениях культуры и искусства, в данной статье хочу рассмотреть некоторые вопросы, связанные преимущественно с коммуникативными аспектами в деятельности данной профессии.
Сама сущность профессии концертмейстер непосредственно связана с непременным взаимодействием, так как предполагает работу в тандеме с другими участниками творческого коллектива. Если говорить о концертмейстерской деятельности в музыкальных школах и школах искусств, то непосредственный и постоянный контакт происходит у концертмейстера с педагогом и его учениками. Согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования среди профессиональных компетенций концертмейстера указана также коммуникативная компетенция, которая подразумевает «установление контакта с обучающимися различного возраста, родителями, коллегами; умение убеждать, аргументировать свою позицию, организовывать совместную деятельность для достижения общих целей» [3, с. 30].
От того, какими будут взаимоотношения концертмейстера с педагогом и учащимися, зависит продуктивность и конечный итог образовательного процесса. Успешные союзы педагога и концертмейстера могут существовать продолжительное время, принося значимые творческие удачи. Однако, на практике такое происходит далеко не всегда. Существует негласный факт, что, несмотря на свою востребованность, профессия концертмейстера считается среди пианистов малозначительной и второстепенной в сравнении с педагогической работой. Зачастую и сами концертмейстеры даже при достаточной профессиональной оснащенности, относятся к данному виду деятельности несколько формально и с некоторым равнодушием. Это не может не сказываться на отношении педагога к своему напарнику. Практически все педагоги-инструменталисты отмечают, что помимо чисто профессиональных музыкальных навыков в концертмейстере ценными качествами являются заинтересованность в исполнительском процессе, тактичность и чуткость по отношению к солисту.
Совместная деятельность педагога и концертмейстера помимо профессиональный факторов строится на взаимопонимании, эмоциональной связи. «Сплоченный коллектив музыкантов отличает единство в мнениях, взглядах и установках. В таком коллективе человек чувствует себя уютно и получает наибольшие возможности для развития своей личности» [2, с. 343]. Комфортное сотрудничество имеет немаловажное значение, так как в противном случае могут возникать конфликты, расхождения во мнениях, которые приводят к невозможности дальнейшего сотрудничества коллег в данном тандеме.
Основную роль в создании благоприятного микроклимата в этом сообществе играет именно концертмейстер, так как он является скрепляющим звеном и посредником между педагогом и учеником. Н.А. Крючков в своей книге «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» отмечает: «Наиболее часто встречающееся определение, когда хотят отметить мастерство хорошего аккомпаниатора, обычно звучит так: он аккомпанирует чутко. Аккомпанировать чутко означает подчас уметь быть снисходительным к ошибкам других и уметь уступать им. Чуткое аккомпанирование требует хорошей музыкальной души, наделенной разумом и доброй волей» [1, с. 104]. Хочу также отметить, что данное качество необходимо концертмейстеру не только во время непосредственного музицирования, но и в процессе общения.
Деятельность концертмейстера состоит из двух основных компонентов – учебного процесса (подготовки исполнительского репертуара в классе) и концертной деятельности (публичных выступлений). Что касается занятий с учеником, ведущую роль в технологии изучения нового музыкального материала играет преподаватель по специальному инструменту. Концертмейстер также может сыграть значительную роль в освоении и совершенствовании музыкального материала. При достаточном опыте и высокой квалификации концертмейстер может оказать педагогу незаменимую поддержку и помощь в работе над музыкальными произведениями. Однако. следует проявлять в данном вопросе особую тактичность и деликатность, подсказывая те или иные детали, но не задевая авторитета педагога. Не следует также концертмейстеру излишне углубляться в сугубо технологические моменты партии солиста.
Концертно-исполнительская деятельность занимает важную роль в работе концертмейстера. Учебные планы учреждений культуры и искусства предполагают немалое ежегодное количество публичных выступлений, зачетов, экзаменов, концертов и конкурсов различного уровня. Все вышеперечисленные мероприятия предполагают участие концертмейстера. Значение концертмейстера в выступлениях с солистом трудно переоценить. Бесспорно, что от профессионализма концертмейстера в процессе исполнения во многом зависит общее эмоциональное впечатление сценического номера.
Публичное выступление часто связано у ученика со стрессом, что может вызывать напряжение, волнение или даже страх. В.И. Петрушин в учебном пособии «Музыкальная психология» говорит о необходимости создания педагогом психологического настроя у ученика при подготовке к этому ответственному событию: «Пред концертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, то есть быть для них своеобразным психотерапевтом» [2, с. 300]. В полной мере эти слова можно применить также и к деятельности концертмейстера в процессе совместного выступления, так как именно он является непосредственным партнером солиста на сцене и способен создать необходимый эмоциональный фон у ученика. При этом, сам концертмейстер должен сохранять спокойствие и уверенность в своих возможностях, чтобы не передавать нервозные ощущения ученику, а быть для него надежной поддержкой.
В выступлениях с учащимися, не имеющими достаточного сценического опыта, концертмейстер берет на себя функцию опоры, фундамента, стремясь при этом поддержать требуемое творческое состояние. Очень многое зависит от интуиции концертмейстера, умения мгновенно анализировать сложившуюся ситуацию, «лавировать в процессе исполнения, то давая импульс солисту, то незаметно следуя его намерениям, то ярко и выпукло подчеркивая драматургически значимый фрагмент музыкальной ткани» [4, с. 100].
Важное значение в исполнительской деятельности концертмейстера играет интуиция - качество, которому невозможно научить, но совершенно необходимое для того, чтобы стать настоящим мастером в этой профессии. Концертмейстерская интуиция – это способность предчувствовать намерения партнера по ансамблю и мгновенно реагировать на различные непредвиденные ситуации в условиях концертной обстановки. «В случае, если произошло расхождение с солистом, аккомпаниатор должен быстро по нотам «поймать» солиста, «перескочить» на соответствующее место в партии аккомпанемента» [1, с. 93]. При этом концертмейстеру следует по возможности «сгладить» данную ситуацию, сделав ее менее заметной. От того, насколько мобильно и мастерски он сможет это сделать, зависит общее музыкальное впечатление. Интуитивное концертмейстерское чутье, вероятно, заложено от природы, как одно из качеств личности музыканта-исполнителя. Концертмейстер, обладающий данным качеством, очень значим в музыкальном сообществе.
Таким образом, следует отметить, что для успешной профессиональной реализации концертмейстеру требуется обладать комплексом качеств коммуникативного характера. Не всегда данные качества приобретаются во время обучения, больше внимания, безусловно, уделяется развитию музыкально-технических навыков. Хочу отметить, что среди музыкантов-пианистов существует некая предрасположенность к педагогической, исполнительской (сольной), либо концертмейстерской деятельности. Это важно учитывать при выборе специализации. Концертмейстерское мастерство имеет свои специфические особенности и требует от музыканта немалой эмоциональной отдачи, стрессоустойчивости и постоянного саморазвития. Лишь в этом случае пианист-концертмейстер сможет полноценно и успешно проявить себя в этой профессии.
Истинный концертмейстер предан своей профессии, заинтересован в совместном учебном процессе и искренне поддерживает педагога и учащихся, с которыми он непосредственно сотрудничает. Концертмейстер должен быть готов в нужный момент отойти на второй план, но при этом сохранять собственную исполнительскую индивидуальность. Только сочетание и разумный баланс перечисленных психолого-педагогических качеств формирует личность концертмейстера и повышает его авторитет и востребованность в творческом коллективе.
Список литературы:
- Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения: Учебное пособие. – 2-е издание, исправленное. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017. – 112 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 400 с.
- Сидорова С.Н., Маргевка М.В. Учебное пособие (для концертмейстеров ДМШ, ДШИ, учреждений культуры и искусства). - Волгоград: Научно-образовательный центр «Карьера», 2015. – 97 с.
- Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога (Библиотека музыканта-педагога). М., Музыка, 1996. – 224 с.
дипломов
Оставить комментарий