Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 августа 2019 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Скачать сборник статей

Библиографическое описание:
Пупкова М.С. Формирование художественно-эстетической готовности бакалавров к научно-образовательной деятельности // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(24). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 39-44.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Формирование художественно-эстетической готовности бакалавров к научно-образовательной деятельности

Пупкова Марина Станиславовна

аспирант, кафедра педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского  государственного  университета,

РФ, гСургут

 

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF ARTISTIC-AESTHETIC READINESS OF BACHELORS TO SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Marina Pupkova

graduate student, Department of Pedagogy, Professional and additional education
Surgut State University,
Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

В публикации рассматриваются  вопросы формирования художественно-эстетической готовности бакалавров к научно-образовательной деятельности.

Автор указывает противоречия, которые объективно препятствуют  процессу подготовки бакалавров к научно-образовательной деятельности, и предлагается результативный способ для формирования изучаемого явления.

ABSTRACT

The publication discusses the formation of artistic and aesthetic readiness of bachelors for scientific and educational activities.

The author points out the contradictions that objectively impede the process of preparing bachelors for scientific and educational activities, and proposes an effective way for the formation of the phenomenon under study.

 

Ключевые слова: художествнно-эстетическая готовность; образование; бакалавриат; научно-образовательная деятельность; педагогика; профессиональная деятельность; наука.

Keywords: artistic and aesthetic readiness; education; undergraduate studies; scientific and educational activities; pedagogy; professional activity; the science.

 

 

В документе «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» главной масштабной задачей политики РФ в сфере знаний является «увеличение открытости высококлассного образования, согласно правилам инновационного прогресса экономики, актуальным нуждам общества и всех граждан» [1, с. 3].

Уровень образования на каждом его периоде складывается в целом за счет профессиональной компетентности преподавателя. Вследствие этого, формирование компетентного бакалавра в сфере образования является наиважнейшей проблемой в российской системе обучения.

Вопреки имеющимся противоречиям, в настоящей российской системе обучения имеются довольно серьезные ресурсы для формирования художественно-эстетической готовности бакалавров.

В той же концепции одной из важных задач выявлено обеспечение компетентностного метода в формировании художественно-эстетической готовности бакалавров, что выражается общей связью между получением научных знаний и навыков, приобретенных на практике. Тем не менее, чтобы решить эту задачу, были обозначены следующие проблемы.

Перейдем к самым важным из них.

Первое, у будущих бакалавров повышаются требования в образовании, которые будут предъявляться к ним теперь полностью в ходе их учебной работы. На постоянной основе, данные требования исполнять, обучаясь в высших учебных заведениях,  к сожалению, не всегда  получается. Это можно объяснить тем фактом, что не существует точного художественного вектора системы обучения - ФГОС по направленности «Педагогическое образование (бакалавриат)». Сейчас появляется тенденция на стандартный регламент указаний, в котором профессиональные компетенции бакалавров указываются под размытыми терминами.

Второе, основная теоретическая информация, которой будет владеть бакалавр, после окончания вуза, увы, не каждый раз будет поддерживается в полной мере усовершенствованными для научно-профессиональной деятельности практическими навыками бакалавра[3, с.128].

Получить места для практики, которые должны пройти бакалавры вузов сложно, из-за важного ограничения – с помощью практики невозможно полностью освоить профессию и использовать на практике весь спектр полномочий, чтобы войти в свою сферу учебной деятельности, в которых указаны правила.

Бакалавру, начинающему свою трудовую деятельность, необходимо полностью будет войти в работу, обогатив её личными навыками, иметь мотивацию в процессе работы и т. д.

Проблемы в это сфере полностью относятся к формированию художественно-эстетической готовности бакалавров к научно-образовательной деятельности. Увы, время, предоставляемое для освоения предметов дисциплины в сфере «Дизайн» в вузах не хватает, как для выявления общих возможностей в области дизайна в становлении индивидуальности бакалавра, так и для познания азов в дизайне, исторических исследований и так далее.

В связи с этим,  преподаватель из-за своих служебных обязанностей вынужден устремлять свои старания на то, чтобы преподнести информацию бакалаврам полностью, давая им ресурс для экспериментов с помощью разных приемов и инструментов, а также самому изучать сферу дизайна – теоретическую и историческую части. В итоге, преподаватель по направлению дизайна обязан усовершенствовать процесс профессионального образования, задачей которого становится увеличения его результативности.

Говоря о начинающем преподавателе по направлению дизайна, необходимо знать, что значение образовательной деятельности в вузе, не каждый раз показывает ему общий вектор профессиональных компетенций – в итоге, преподаватель не может быть готовым к определенным типам учебной деятельности, что создает трудности на деле.

Трудности, связанные с интеграцией бакалавров в разнообразные типы учебно-научной работы сопряжены с тем, что типы работ и компетенции, которыми обязан владеть преподаватель, с современным оборотом образовательных реформ увеличивается; высшие учебные заведения должны перенастраиваться под современные правила, а это не каждый раз благотворно влияет на ход профессиональной деятельности преподавателя.

Например, если сравнить нормы подготовки бакалавра направленности «Педагогическое образование» ФГОС ВПО от 28 мая 2014 №594 и ФГОС ВО от 22 февраля 2018 №121, мы делаем вывод, что в новом варианте образовательного стандарта, кроме обучающей и научно-образовательной деятельности появляется экспериментальная и проектная, которые раньше касались исключительно подготовительной работы магистранта педагогического образования [2, с. 5].

Рассмотрим понятие «научно-образовательная деятельность».

Научно-образовательная деятельность – это складывающаяся интеллектуальная совокупность действий обучающихся, направленная на культурное применение новых знаний для решения образовательных, социальных, гуманитарных и других проблем [6, с. 225].

Проблема подготовки бакалавра к научно-образовательной деятельности отображается в работах О. Е. Кошелевой, И. Н. Курочкина, С. Д. Башина,  Б. Н. Митюрова, С. И. Гессена, А. Н. Джуринского, Л. Э. Заварзина, В. В. Зеньковского,  Л. В. Мошкова,  Л. Н. Беленчука, Е. Н. Никулина, С. A. Егорова, П. A. Каптерева, З. И. Васильевой и другие [5, с. 162]

И все же имея большой перечень общих данных анализируемого явления, мы не обнаруживаем внутри вышеперечисленных трудов такой системы обучения, благодаря которой, можно было бы полностью внедрить будущих бакалавров дисциплины дизайн в научно-образовательную деятельность.

Чтобы решить эту задачу мы рекомендуем внедрить в организацию подготовки бакалавра - деятельность с галереей и галерейными работами и, что в итоге, поможет овладеть азами галерейной деятельности.

Вовлечение галереи в учебную сферу обозначается в трудах В. Н. Гриневич, Л. Н. Савельевой, Л. В. Колякиной, Т. Я. Алексеева и другие.

В итоге, задача формирования художественно-эстетической готовности бакалавра далеко не новая, и все же анализ такого пункта (художественно-эстетическая готовность к научно-образовательной деятельности) не считается полностью освоенным, из-за этого необходимо больше времени потратить на этот аспект.

Рассмотрим определение «художественно-эстетическая готовность» бакалавра.

«Художественно-эстетическая готовность» - это комплексные характерные особенности бакалавра, состоящие из когнитивного, деятельностного, мотивационного и художественого элементов.

Когнитивный элемент: художественно-эстетические навыки и опыт (теоретические и практические знания по живописи, цветоколористике и др. дисциплин).

Деятельностный элемент: практический благополучный опыт творческой работы по созданию предметов искусств.

Мотивационный элемент: выработанная мотивация к художественно-эстетической деятельности и творческой активности бакалавров.

Художественный элемент: цельная способность к осознанию и трактованию предметов искусств.

Возможности галереи и галерейной деятельности в ходе формирования художественно-эстетической готовности бакалавров к научно-образовательной деятельности могут быть результативно применены в образовательной деятельности, но лишь тогда, когда можно будет решить нижеперечисленные разногласия.

Первое разногласие между возможностями галереи и галерейной деятельности в сфере формирования художественно-эстетической готовности бакалавров в будущей профессиональной деятельности и неполным исследованием ее экспериментальной базы.

Второе разногласие мы замечаем в усилившихся правилах к художественно-эстетической готовности бакалавров в будущей учебной деятельности к разнообразным типам работы, а именно - к научно-образовательной деятельности и неимением системы обучения формирования готовности бакалавра к этим правилам.

Третье противоречие - между усилившейся потребностью бакалавра к практической учебной деятельности в ходе учебы в высших учебных заведениях и содержанием образовательной работы, которое не в силах разрешить задачу: включение бакалавра в разные типы учебной деятельности.

По-нашему мнению, результативность процесса художественно-эстетической деятельности бакалавра к научно-образовательной деятельности можно увеличить, при условии применения возможностей галереи и галерейной деятельности, соблюдая ряд правил:

1. Доказать результативность галереи и галерейной деятельности в формировании художественно-эстетической деятельности бакалавра к научно-образовательной деятельности.

2. Создать элементы, условия и уровни, с помощью которых, можно будет дать анализ художественно-эстетической готовности бакалавра к научно-образовательной деятельности, и структуре исследования художественно-эстетической готовности бакалавра к научно-образовательной деятельности.

3. Разработать и эмпирически обследовать систему обучения, благодаря которому галерея и галерея педагогических практик станут выступать результативными инструментами формирования художественно-эстетической готовности бакалавра к научно-образовательной деятельности на ступени «бакалавриат».

4. В ходе подготовке преподавателя сформировать требования, которые дадут полную результативность выбранного инструмента формирования художественно-эстетической готовности бакалавров к научно-образовательной деятельности.

Такая исследовательская деятельность как оценка галереи и галереи педагогических практик станет результативным инструментом для формирования художественно-эстетической готовности бакалавров к научно-образовательной деятельности.

С помощью этого инструмента можно будет оптимизировать и объединить знания подготовленности преподавателей дисциплины в сфере «Дизайн» и найти художественный вектор системы обучения на актуальном уровне его развития.

Внедрение организаций культуры в обучение бакалавра, в научно-образовательную деятельность является необходимой ступенью в трансформации структуры образования.

Мы считаем, что разработанные нами предложения, рекомендации необходимы и достаточны для формирования художественно-эстетической готовности у бакалавров к научно-образовательной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 года № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование».
  3. Ануриев В. Н.  Теоретические и практические занятия по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.Н. Ануриев, К.У. Филимонов. М.: Издательство «Просвещение», «Наука», – Санкт-Петербург, 2017. – 59 с.
  4. Гриневич В. Н., Савельева Л. Н. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельностью/ В. Н. Гриневич: –Москва, 2016. – 150 с.
  5. Кошелева О. Е., Курочкина И. Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность/ О. Е. Кошелева: уп-т Культуры и искусств. – Санкт-Петербург, 2017. – 365 с.
  6. Пашевич В. Т. Культура научно-образовательной деятельности обучающихся вуза: Изд-во БелГУ, –Белгород, 2018. – 274 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.