Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бугаева А.П., Бубякина В.И. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(28). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 82-87.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

Бугаева Ая Петровна

канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

Бубякина Валентина Игоревна

магистрант 2 курса Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

FORMATION OF MORAL QUALITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF EVENK FOLK TRADITIONS

 

Aya Petrovna

cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East federal university n.a. M.K. Ammosov,

Russia, Yakutsk

Valentina Igorevna

MA student North-Eastern federal university n.a. M.K. Ammosova Pedagogical Institute

Russia, Yakutsk

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в разработке плана проведений мероприятий в формировании нравственных качеств младших школьников на основе эвенкийских народных традиций. При анализе нравственных качеств рассмотрели психолого-педагогическую литературу, классифицировали компоненты процесса формирования нравственных ценностей младших школьников.

 

Ключевые слова: нравственное качество; эвенкийские народные традиции; младшие школьники; народ.

Keywords: moral quality; the Evenk folk tradition; primary school children; the people.

 

В психолого-педагогической литературе нет четкого разграничения понятий «формирование», «развитие», «становление», «социализация» и «воспитание». Под развитием личности в педагогике понимается взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. Формирование же выступает как результат развития личности и означает его становление как социального существа, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств [2].

Психологическое содержание формирования личности сводилось до последнего времени к проблеме развития познавательных способностей, к усвоению знаний. Разрабатывая новую парадигму личностно-ориентированного образования, И.С. Якиманская исходит из следующих положений: приоритет индивидуальности, самобытности ребенка, как активного носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе [3]. Это принципиальное различие позиций с традиционной педагогикой, где ребенок изначально личностью не является, а становится в результате целенаправленных педагогических воздействий, при специальной организации обучения и воспитания. В числе дидактических требований к организации образовательного процесса в современных социокультурных условиях - включение в учебный материал субъективного опыта ученика и опыта его предшествующего обучения. Исходя из этого, знакомство с моральными нормами необходимо направлять не только на расширение объема знаний, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика, стимулирование его к самостоятельной деятельности, предоставление возможности ученику выбирать материал, укрепление самостоятельности, устойчивости и продуктивности воспитательной работы.

Обеспечение оценки и самоконтроля не только результата, но и процесса воспитания, самостоятельную рефлексию полученного знания. Как видим, в контексте изложенного варианта личностно-ориентированной педагогики лежит самостоятельность ученика, его жизненный опыт саморазвития. Формирование качеств личности происходит в процессе воспитания.

Превращение цели в результат происходит благодаря усвоению компонентов воспитания, которые отражены на табл. 1.

Таблица 1.

Компоненты процесса формирования нравственных ценностей младших школьников

Компоненты

Потребностно-мотивационный

Эмоциональный

Когнитивный

Поведенческий

Оценочно-рефлексивный

Развитие потребностей и мотивов нравственного поведения.

Развитие ценностно-эмоционального отношения к нравственным поступкам.

Формирование системы знаний основных морально-этических норм.

Формирование системы умений и навыков нравственного поведения.

Самопознание младшим школьником своих внутренних переживаний и оценка его другими детьми

 

Все компоненты блока взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, составляют единство и целостность воспитательного процесса.

Теоретическое изучение сущности формирования нравственных ценностей послужили основой для разработки программы «Нравственное воспитание младших школьников на основе эвенкийских народных традиций».

Содержание программы «Нравственное воспитание младших школьников на основе эвенкийских народных традиций»

Особенности программы

1. Программа «Нравственное воспитание младших школьников на основе эвенкийских народных традиций» выполняется в рамках учебного плана и нацелена на реализацию образовательных и воспитательных стандартов в начальной школе.

2. Программа предусматривает развитие таких нравственных качеств младшего школьника, как доброта, трудолюбие, сострадание, дружелюбие, бережливость, почитание старших, патриотизм, уважение к себе, гостеприимство, забота о младших. Ее содержание также способствует повышению познавательного интереса к изучаемым предметам, ведет к интенсивности в усвоении материала, воспитывает интерес к истории своего народа.

3. В программе используются только гуманистическое направление народной педагогики.

4. Для развития нравственных качеств младших школьников используются источники: фольклор, исторический материал, труд (добротворческая созидательная деятельность).

5. Программа предусматривает привлечение всех членов семьи к ее реализации, а также специалистов различных областей знаний.

6. Содержание программы реализуется как в учебное, так и во внеучебное время.

7. В основе методики преподавания программы лежат:

1) устная форма представления фольклорного и исторического материалов;

2) вовлечение учащихся в трудовую деятельность;

3) игра как средство организации активного процесса творческой деятельности ребенка;

4) учет возрастных особенностей детей;

5) доступность материала.

Этапы прохождения программы Программы рассчитана на три этапа, содержание и задачи каждого из них взаимосвязаны.

Первый этап программы мы назвали предварительной работой, так как он проводился не с учащимися, а с родителями. Ее цель: выяснить уровень активности родителей в делах класса и жизни детей, а также какую помощь они могут оказать нам в ходе проведения классных и внеклассных мероприятий. Задачи: убедить взрослых в том, что развитие нравственных качеств у детей 6-9 лет — это одна из главных задач родителей; привлечь к реализации программы как можно больше родителей, бабушек и дедушек; провести просветительскую работу о национальных особенностях воспитания детей эвенков.

Также нами разработан ряд познавательных бесед, в ходе которых мы рассказываем о воспитательных традициях эвенкийского народа, об источниках и средствах народной педагогики, даем методические рекомендации по их использованию в развитии нравственных качеств детей. Второй этап - непосредственная работа с учащимися младших классов (проводится со 2 класса и до конца третьей четверти четвертого класса).

Цель среза: выявить уровень развития нравственных знаний, нравственных чувств и нравственного поведения младших школьников; После проведения среза проводится работа с учащимися. Она делится на три блока, каждый из которых рассчитан на один год. От блока к блоку идет усложнение и насыщение материала. Особенно это прослеживается во внеклассных мероприятиях, когда из года в год предлагается проведение одних и тех же народных праздников. Первый блок называется «Я и мое село», второй - «Я и мой край», третий - «Моя Родина — Россия». В каждом блоке мы запланировали определенные уроки и внеклассные мероприятия, в ходе которых реализовывали нашу программу по развитию нравственных качеств младших школьников. Некоторые мероприятия в блоках повторяются, так как с каждым последующим годом мы расширяем круг знаний и умений учащихся, вырабатываем навыки нравственного поведения. Данные первоначального среза показали, что у большинства младших школьников развиты представления о таких нравственных качествах, как доброта, трудолюбие, бережливость, дружелюбие. Их мы отнесли к первому уровню сложности. Такие нравственные качества, как почитание старших, забота о младших, уважение к себе знакомы не всем учащимся. Их мы отнесли ко второму уровню сложности. А такие нравственные качества, как сострадание, гостеприимство и патриотизм отнесли к третьему уровню сложности, так как у младших школьников не развиты представления о них. Немного о них слышали, но правильно объяснить смысл не могут. Первый блок Этот отрезок программы проходит под общей темой «Я и мое село». Большая часть работы в нем посвящена этой теме и развитию нравственных качеств первого уровня сложности. Второй блок проходит под общей темой «Я и мой край». На данном этапе закрепляются нравственные качества первого уровня сложности, развиваются второго, учитель вводит нравственные понятия третьего уровня сложности. Третий блок «Моя Родина - Россия». Все мероприятия подчинены соответствующей теме и проводятся в данных рамках. Учитель продолжает закреплять умения и навыки нравственных качеств первого и второго уровня сложности, развивает третьего. Параллельно с развитием нравственных качеств младших школьников учитель преследует следующие цели; 1) приобщение к традициям воспитания детей в семье эвенков; 2) знакомство с национальными обычаями, обрядами, ритуалами; 3) развитие национального самосознания; 4) уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов на эвенкийском; расширение словарного запаса младших школьников; 5) знакомство с историей села, деревни, в котором живешь, области (края), страны.

На таблице 2, представлен план проведения мероприятий с младшими школьниками.

Таблица 2.

План проведения мероприятий с младшими школьниками

 

Название мероприятия

Форма проведения

Время проведения

1

Путешествие по родному городу

экскурсия

40 мин

2

Музеи моего села

экскурсия

30 мин

3

Да здравствуют вежливость и доброта!

беседа

30 мин

4

Омолги (мальчик) - будущий мужчина

Урок

 

5

Сунаткан (девочка) - будущая мама

Урок

 

6

Мой край родной

Беседа

40 мин

7

Наша область - многонациональный край

Беседа

30 мин

8

Наша Родина - Россия

Беседа

30 мин

9

Нэлкини Эмэрэн (Весна пришла)

Спортивные соревнования

5 дней

10

Икээчик

Праздник

4 часа

11

Синилгэн (первый снег)

Праздник

60 мин

12

Эвенкийское национальное шитье

Урок

40 мин

13

Наши бабушки и дедушки

Беседа

30 мин

 

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования нравственных ценностей младших школьников, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. Перспективы новых исследований данной проблемы могут находиться в области создания воспитательной системы образовательного учреждения в целом, расширения возрастных границ.

 

Список литературы:

  1. Классному руководителю о воспитательной системе класса / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Книга 1. - 576 с.
  3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.