Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2018 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Michele L. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УГО ФОСКОЛО (UGO FOSCOLO) В УНИВЕРСИТЕТЕ ПАВИИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(12). – Новосибирск: СибАК, 2018.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УГО ФОСКОЛО (UGO FOSCOLO) В УНИВЕРСИТЕТЕ ПАВИИ

Michele Lore'

P.h.d. Ricercatore confermato di Storia della Pedagogia P.h.d. Подтверждённый исследователь истории педагогики Università degli Studi “Niccolò Cusano”di Roma,

Italia, Roma

Введение

Ugo Foscolo (1778 – 1827 гг.) помнят, во-первых, за его огромное поэтическое наследие и, во-вторых, за острую критико-литературную деятельность.

Почти всегда, однако, не принимается во внимание важность его педагогической деятельности, которая даже сегодня, спустя более двух столетий, полна интересной информации и пищи для размышлений.

В своей первой работе, озаглавленной Dell’origine e dell’ufficio della letteratura [1, c, Loré M., Letteratura e Formazione in Ugo Foscolo, Cosenza, Jonia Editrice 2012, p. 12-58], и серии лекций, прочитанных в Университете Павии в 1809 году, внимание поэта сосредоточено на образовательной ценности литературы. Внимание Foscolo направлено не только на образование, предназначенное для приобретения знаний об условном характере и формальных навыках, но также, и прежде всего, обращается к формированию молодежи с точки зрения этического поведения в социальном и политическом контексте.

В древнем споре о моральной ответственности автора, Foscolo принимает сторону не Boccaccio, но Dante, который полностью принимал моральную ответственность автора над созданным им произведением.

Автор Sepolcri [2, c, Foscolo U., Dei Sepolcri. Carme, Biancardi G. e Cadioli A. (a cura di), Milano, Il Muro di Tessa 2010, p. 1-29] безоговорочно осуждает уловки определенной модной в дамском будуаре литературы, и претендует на то, что задача искусства состоит в формировании морали, совести у мужчин и женщин.

На заре девятнадцатого века в своём кратком, но интенсивным университетским учении, Foscolo создаёт чёткую дистанцию от беспорядочной моды придворных поэтов и полемизирует с эпохой Просвещения, утверждая ценность добродетели как образовательного идеала, который следует предлагать молодым людям. Центральная часть лекций, которые дает Foscolo в Павии, посвящена именно моральным принципам в литературе. Примерно столетием ранее об этом же говорил и Giambattista Vico (1668 – 1744гг.), руководитель кафедры ораторского искусства и красноречия неаполитанского университета.

От автора Scienza Nuova [3, c, Vico G., La Scienza Nuova. Le tre edizioni del 1725, 1730 e 1744, Sanna M. e Vitiello V. (a cura di), Milano, Bompiani 2012, p. I-CLXXX] Foscolo берёт идеи, которые развивает и дорабатывает уже в своём оригинальном контексте. Данные идеи не должны считаться оригинальными, то есть идеями Foscolo, но как различные темы, взятые у разных философов, заключённые в единую рамку. С другой стороны, уже в произведениях, написанных в юности, поэт не пренебрегал переписыванием I Dolori del giovane Werther (оригинальное название работы: Die Leiden des jungen Werthers) [4, c, Goethe J. W. von, Die Leiden des jungen Werthers, Düsseldorf, Artemis & Winkler 2006, p. 1-162] Goethe, получив удивительный результат высокого качества.

Со стороны современного читателя, было бы ошибкой выражать осуждение о переписываниях, сделанных Foscolo, не принимая во внимание духа девятнадцатого века, так далёкого от защиты авторских прав в отношении литературы, не воспринимаемом как неосязаемое священное владение, а как наследие, которое нужно разделить. Именно в этом свете необходимо рассматривать произведение Foscolo L'Ortis, которое является вариацией Die Leiden des jungen Werthers, две работы, с разной атмосферой: изначально это - трагическая судьба немца, позже - более чувствительная к эмоциональным вспышкам судьба уже итальянского героя. Помимо некоторых маргинальных различий история Ortis [5, c, Foscolo U., Ultime lettere di Jacopo Ortis, Ioli G. (a cura di), Torino, Einaudi 2017, p. I-LXV] и Werther одинакова, но разные - это атмосфера, переданная авторами, и достигнутый результат.

То же самое можно сказать о речах Vico по сравнению с Foscolo: титанические фигуры, великие эпические фрески, реконструкция исторических фактов - это те же самые рамки, что каждый из двух заполняет своим персональным стилем.

Когда мы изучаем университетские лекции Foscolo, безусловно, правильно помнить его долг перед Vico (как и перед многими другими авторами), но было бы несправедливо отрицать оригинальность, переплетающуюся с тысячей импульсов, исходящих из литературы, философии, истории и слитые воедино, несущих печать гениальности, которая усваивает и перерабатывает все. Очарование лекций поэта лежит не в аргументативной строгости, но в откровении внутреннего мира поэта. Мир, полный интуиции, не всегда завершен, но часто только отрывочен, приглашает читателя к размышлению. Есть бесчисленные философские, поэтические и литературные влияния, сходящиеся в целом у Ugo и, особенно, в первой лекции. Мы идентифицируем Rousseau, политика и педагога, к которому Foscolo питает инстинктивную неприязнь, Kant Critiche, Hobbes теоретика абсолютизма. От основателей сенсуалистичекой теории познания, Foscolo наследует материалистическое и механическое видение, основы которого можно найти в эрудиции Bianchini [6, c, Bianchini F., La istoria universale provata con monumenti, e figurata con simboli degli Antichi, Roma, De’ Rossi 1697, pp. 1-43] и Conti [7, c, Conti A., Prose e Poesie, Venezia, Pasquali 1739-1756, pp. 126-154].

Несмотря на многочисленные цитаты из современных авторов, присутствовавших в его лекциях, Foscolo не любил свою эпоху и всегда с ностальгией обращался античным грекам, считая из настоящими мастерами, восхищался моделями недостижимого совершенства, непоправимо потерянным.

Критическая литература, высказываясь об инаугурационной речи, подчеркивала долг Foscolo перед мыслителями и писателями каждой эпохи, не является чем-то неожиданным, в поэте, который не стремился, в отличие от многих своих современников, к оригинальности любой ценой, был классиком по форме, но романтиком по содержанию.

Точное исследование источников L’Orazione имеет важное значение для восстановления его генезиса, но не может понять подлинное значение. Любой, кто подходит к чтению из Dell’Origine e dell’Ufficio della Letteratura сразу признает стиль поэта Sepolcri и Le Grazie [8, c, Foscolo U., Le Grazie, Gavazzeni F. (a cura di), Milano, Mondadori 1995, p. I-LI]. Щедрость Foscolo проявляется в случае, который даёт возможность по достоинству оценить поэта: в продолжении преподавания на кафедре, несмотря на решение о её закрытии, принятое антигуманистически и враждебно настроенным Наполеном.

Как замечает величайший биограф Foscolo, Eugenio Donadoni [9, c, Donadoni E., Ugo Foscolo: pensatore, critico, poeta, Firenze, Sandron 1927, p. I-XIX], весь мир поэта «плавится и путается» в инаугурационной речи. И это самый яркий мотив интереса для сегодняшнего читателя.

Чтобы предложить студенту университета учение, способное пробудить интерес, оживить воображение, начать размышление и указать идеальные модели связей, Foscolo стремится вложить в мощный синтез всю историю человечества, с его тысячами персонажей и разнообразными идеями. Ugo, в процессе преподавания, никогда не предлагает своим ученикам идеи других авторов, которые ранее не были переосмыслены им, где каждая часть берёт значение из целого. И это, подчеркнув ещё раз, ясно указывает, с каким отношением он проводил своё университетское преподавание, убежденный, что фундаментальное значение не в передаче эрудиции, но в передаче морального смысла. Отсюда деликатность, с которой Foscolo обращается к лучшей молодёжи Павии (но в действительности всей Италии), стремится укрепить их скромность и честность, в эпоху, когда мода была предлагать читателям сентиментальные легкомыслия или невероятные экстравагантности.

Поэтический гений Foscolo, величайший в Италии XIX века, вместе с Leopardi, жёстко критикует литературных придворных без поэтического вдохновения, но движущихся необузданными амбициями, указывает на них, как на истинных развратников итальянской молодежи. Поэт не оптимистичен; для него история не обладает ни провиденциальностью, которая приписывается христианству, ни прогрессизмом, так желаемому просветителями, что кажется ему смешным. В его глазах человек остается тем, кем он был всегда - неразрывной смесью благородства и трусости, альтруизма и эгоизма, любви и ненависти.

Эта фундаментальная амфибология раскрывает интимное созвучие нашей природы с природой, предвестником непримиримых противоречий, матерью и мачехой, в то же время, для её созданий.

Столкнувшись с непоправимым противоречием существования, отношение, принимаемое Уго, характеризуется мужественной твердостью. В этом контексте доминирующим мотивом становится избавление от боли, которое, однако, открывает дверь к фатальной скуке, худшему из тех бед, которые страдают от человечества. Центр существования, усеянный событиями, которые часто непонятны, граничит с бездной страшного, составляет иллюзии. Среди них литература является самой высокой и полезной, потому что она делает жизнь переносимой, сохраняет от отчаяния, подстёгивает культивировать самое благородное в человеческой душе. Поэзия не имеет возможности изменить мир, обусловленный непобедимой инерцией, но она может способствовать поднятию гражданских институтов, она может воспитывать людей скромности, альтруизму, справедливости. Её истинная цель, ее миссия, по своей природе воспитательна. И чувство ответственности, которое должно помочь поэтам и литераторам в выполнение их задачи, очень велико. По словам Foscolo, только иллюзии могут соединить хорошее и прекрасное, могут смягчить боли, которые сопровождают жизнь, и этим указывают человеку путь.

Профессор Foscolo в Павии

Foscolo назначен профессором красноречия в Университете Павии 24 марта 1808 года, именно в тот период, когда он страдает от серьезных экономических проблем [10, c, V. Cian, Ugo Foscolo all’Università di Pavia, Pavia, Fusi 1909, p. 1-59]. Он уверен, что благодаря своей университетской карьере, нашел желаемую стабильность и, наконец-то, смог посвятить себя любимым занятиям.

Следуя импульсу, он решает приобрести жилище и обставить его с невероятной роскошью, тратя средства, которых у него ещё нет. Фатальная тенденция к мании величию, в конечном итоге привела его к экономической гибели. Энтузиазм Foscolo после номинации велик: он вводит себя в заблуждение, решив, что после жестокой неудачи в своей военной карьере, он пожинает плоды серьёзной научной деятельности в предыдущие годы. К сожалению, суровые факты пролили менее благоприятный свет на его постоянство в Павии. 15 декабря 1808 года вышел указ Наполеона о закрытии всех «элементарных» кафедр, в том числе ораторских искусств. Профессорам, в любом случае, гарантируется вознаграждение сроком на один год, с правом проводить занятия или нет. Foscolo сразу же решает преподавать в любом случае: для него речь идет не о деньгах, а о принципе.

Он не хочет предать ожидания желающих посещать его лекции, также надеется, что его занятость будет вознаграждена отменой декрета о закрытии кафедры, что, очевидно, не происходит.

Наконец, день торжественной инаугурационной речи состоявшейся в университете Павии 22 января 1809 года перед приветственной толпой. Foscolo не жалеет усилий для подготовки к торжественной речи. За ней вскоре последовали первые два лекции, одна по литературе и другая по языку, которые состоялись 2 и 5 февраля.

В начале карнавальных праздников поэт теряет мужество, что задерживает его возвращение на кафедру. С наступлением весны, Ugo полностью восстанавливает утраченную энергию, что позволяют ему возобновить обучение. Таким образом, три лекции 18 мая, 5 и 6 июня были написаны на тему «литературной морали», за которыми последовала речь Sull’origine e i limiti della Giustizia, которой заканчивается его академический опыт.

Поэтому преподавание университета Foscolo состоит всего из двух речей и пяти уроков. Количество текстов, несомненно, невелико, но насыщено идеями как уже завершёнными, так и отрывочными, написанными для всех, кто хочет глубоко проникнуть в духовный мир поэта, философская и педагогическая рефлексия которого является важной частью.

 

Список литературы:

  1. Loré M., Letteratura e Formazione in Ugo Foscolo, Cosenza, Jonia Editrice 2012
  2. Foscolo U., Dei Sepolcri. Carme, Biancardi G. e Cadioli A. (a cura di), Milano, Il Muro di Tessa 2010
  3. Vico G., La Scienza Nuova. Le tre edizioni del 1725, 1730 e 1744, Sanna M. e Vitiello V. (a cura di), Milano, Bompiani 2012
  4. Goethe J. W. von, Die Leiden des jungen Werthers, Düsseldorf, Artemis & Winkler 2006
  5. Foscolo U., Ultime lettere di Jacopo Ortis, Ioli G. (a cura di), Torino, Einaudi 2017
  6. Bianchini F., La istoria universale provata con monumenti, e figurata con simboli degli Antichi, Roma, De’ Rossi 1697.
  7. Conti A., Prose e Poesie del signor abate Antonio Conti, patrizio veneto, Venezia, Pasquali 1739-1756.
  8. Foscolo U., Le Grazie, Gavazzeni F. (a cura di), Milano, Mondadori 1995.
  9. Donadoni E., Ugo Foscolo: pensatore, critico, poeta, Firenze, Sandron 1964.
  10. Cian V., Ugo Foscolo all’Università di Pavia, Pavia, Fusi 1909.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.