Статья опубликована в рамках: XCIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 октября 2025 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогика высшей профессиональной школы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИНЦИП МЕДИАЭКОЛОГИЧНОСТИ КАК ВЕДУЩИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО МЕДИАКОММУНИКАЦИЯМ
АННОТАЦИЯ
Цель. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты принципа медиаэкологичности в общей концепции профессиональной подготовки специалистов по медиакоммуникациям. Данный принцип продиктован необходимостью соблюдения будущими архитекторами медиаландшафта законодательных требований в сфере медиа, этических и моральных профессиональных норм, важностью понимания своей ответственности за производимый и распространяемый контент.
Методы: анализ нормативно-правовой базы, изучение теоретических подходов к содержанию понятия «медиаэкология», анализ практического опыта вузов в осуществлении профессиональной подготовки бакалавров и магистров направления «Медиакоммуникации».
Выводы: определены основные перспективы реализации принципа медиаэкологичности в профессиональной подготовке специалистов по медиакоммуникациям.
Ключевые слова: медиаэкология, медиакоммуникации, контент, компетенции, медиасообщества, информация, коммуникация.
Keywords: media ecology, media communications, content, competencies, media communities, information, and communication.
Современное медиапространство, характеризующееся экспоненциальным ростом объемов информации, конвергенцией платформ и усилением влияния медиатехнологий на все сферы общественной и частной жизни, задает жёсткие рамки формирования кадровой политики для отрасли. Политические реалии последних лет выдвигают к медиаспециалистам требования, еще пять-семь лет назад не входившие в список особо значимых: развитое критическое мышление, знание и умение применять методы фрейминга и спиндокторинга, навыки быстрого реагирования на информационные риски, верификации, фактчекинга… Возрастает и роль осознания представителями медиа ответственности за производимый и распространяемый контент. В условиях вышеназванных требований традиционных моделей подготовки специалистов в сфере медиакоммуникаций, ориентированных преимущественно на развитие технических навыков, становится явно недостаточно. На первый план выходит необходимость формирования у будущих медиапрофессионалов ответственного и системного подхода к своей деятельности, который можно обозначить как принцип медиаэкологичности. Данный принцип предполагает осознание медиасреды как сложной экосистемы, где каждое действие – создание и распространение контента, выбор формата, работа с аудиторией – имеет последствия для национальной безопасности, социальной стабильности общества и психологического здоровья личности. Цель данного исследования – обосновать важность интеграции принципа медиаэкологичности в программы высшего образования для бакалавров и магистров по направлению 42.03.05 и 42.04.05 «Медиакоммуникации».
Медиаэкология, согласно концепции Н. Постмана, является подходом, изучающим «медиа как среды (environments), влияние символических систем и технологий на социальную организацию, познавательные процессы, политические и философские идеи человеческого общества» (Postman, 1970, цит. по: [1]). Значимую роль в становлении экологического взгляда на медиа сыграли идеи Маршалла Маклюэна, который рассматривал медиа как «расширения» человека и говорил о медиа как о «видах», сосуществующих в коммуникационной «экосистеме» [2].
В нашей стране идея «электронной экологии», в аналогии с медиаэкологией, впервые была озвучена в Указе Президента РФ от 20 марта 1993 г. «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию» [3]. Российские исследователи И.Е. Дзялошинский, Н.Б. Кириллова, А.В. Федоров, Н.В. Челышева развивали это направление, акцентируя, с одной стороны, необходимость формирования здоровой и экологичной медиасреды, а с другой – отмечая значимость вопросов обеспечения информационной безопасности государства и социума, предотвращения манипулятивного воздействия на общество [4].
Как междисциплинарная область знаний медиаэкология развивается в русле социально-общественной парадигмы и находится на стыке социоэкологии и медийных наук. В.А. Степанов отмечает, что «исследуя проблемы взаимодействия человека и информационной среды, медиаэкология раскрывает структуру и организацию медиаэкосистем различного уровня: на микроуровне (…) - информационное пространство индивида, на мезоуровне (…) – социальных страт, и на макроуровне (…) – инженерию глобальной медиасреды. [5, с. 108]. Междисциплинарные связи медиаэкологии разнообразны: право, психология, информационная безопасность, эколингвистика, экология культуры, экология информации. [4], что делает принцип медиаэкологичности интегративным для подготовки современного медиаспециалиста.
Опираясь на исследования медиаэкологии и ее междисциплинарные связи, А. М. Шестерина в своих работах предпринимает попытку формирования комплексного мультидисциплинарного подхода и внедрения его основ в образовательный процесс высшей школы. Педагог обосновывает введение в бакалаврские программы дисциплины «Медиаэкология», полагая, что она позволит комплексно изучать все аспекты функционирования медиа, «с позиций создаваемых ими эффектов и рисков для конкретного потребителя, а также с позиций потребностей общества в целом и с позиций криэйтора медиареальности» [6, С. 14].
Отметим, что проблематика экологии медиапространства регулярно поднимается отечественными и зарубежными исследователями и рассматривается в рамках различных парадигм: социальной, культурологической, психологической, этической, правовой, что также свидетельствует о междисциплинарность подхода. Указанную тенденцию подтверждает анализ образовательных программ по направлению «Медиакоммуникации» бакалавриата и магистратуры.
Второй путь интеграции принципа медиаэкологии - обогащение разнообразных тем дисциплин проблемными вопросами медиаэкологии. Солидарны с мнением А.М. Шестериной о значимости формирования профессиональных компетенций в этой сфере и необходимости фиксации их в федеральном государственном образовательном стандарте [6].
При составлении образовательных программ по направлению «Медиакоммуникации», для соблюдения актуальных положений принципа медиаэкологичности важно принимать во внимание как очевидные негативные явления современного медиапространства, так и его «теневые» факторы опасности. Знания и понимание этих процессов и явлений, умение противодействовать им в своей работе должны стать такими же компетенциями, как навыки создания текстового контента или продвижения сайта организации.
Темы дисциплин блока обязательной части («Социология медиакоммуникаций», «Медиакоммуникации в государственном управлении и политике», «Политология»), вариативной («Манипулятивные технологии в медиа») полагаем целесообразным расширить информацией рискогенности современного общества: о возникновении новых форм международных войн и конфликтов, включая когнитивные, информационные, гибридные войны, кибератаки и т.п; об угрозах критической информационной инфраструктуры; о дегуманизации общественной жизни; о цифровой сегрегации населения (на бытовом и институциональном уровнях); о проблемах психологической безопасности функционирования медиа; о явлении номофобии; о развитии клипового мышления, снижающего способность к критическому мышлению и аналитике и проч.
Медиапространство последних десяти лет, наряду с цифровизацией, технологический модернизацией, трансформацией контента и конвергентностью медиа характеризуется определенными тенденциями в социально-общественном плане, которые также необходимо раскрывать в темах дисциплин направления «Медиакоммуникации». При этом преподавателю важно учить студентов выявлять и анализировать причинно-следственные связи изучаемых явлений:
- рост коммуникативной активности, когда коммуникация определяет социальный успех или неуспех личности, организации, социальной группы, общества и даже государства (нации) (так называемые коммуникационные императивы);
- зависимости личности и общества от технологического аспекта коммуникаций. Невозможность приобщиться к каналам коммуникации делает индивида беспомощным;
- симулякризация. Подмена реальных событий и состояний виртуальной, дополненной, смешанной реальностями. Общество создает искусственные образы – симулякры, копии без оригиналов, и в этом же временном отрезке впадает в зависимость от них, считая созданные симулякры истинными ориентирами для мыслей и действий;
- девальвация коммуникации. Увеличивающийся в геометрической прогрессии объем информации приводит к визуальному и аудиальному шуму, в котором сложно достичь взаимопонимания. Стремительно обесценивается кредит доверия к коммуникации; падает доверие к источникам информирования и содержанию самой информации;
- негативные эффекты медиапотребления: информационный голод, информационное отравление, всеобщее снижение критичности восприятия, формирование медиазависимости и нарушения на психофизиологическом уровне [6, С. 12]
В последнее время в образовательной среде все чаще звучит термин «информационная гигиена», с основами которой обучающихся необходимо знакомить уже на первом курсе [7]. С целью формирования навыков обнаружения токсичной коммуникации (нарушения принципов коммуникации, норм общения, норм профессиональной этики и профессиональных кодексов, манипулирования, дезинформации) и ее своевременного нивелирования, важно обучать студентов технологиям «медиадетокса», позволяющим осуществлять психологическую перенастройку и психологическую защиту [8].
Представляется целесообразным расширение содержания дисциплин правового цикла («Политология», «Правовое и этическое регулирование рекламы и связей с общественностью», «Медиаэкология и современное информационное пространство») с целью более подробного изучения видов ответственности специалиста за недостоверный или нарушающий этические и правовые нормы контент: юридическая ответственность (создание, распространение фейков или запрещенной информации), этическая ответственность (нарушение этических и моральных норм и кодексов), гражданская ответственность.
По нашему мнению, перечисленные общественно-социальные и психологические явления должны изучаться как в процессе обучения – на лекционных занятиях, при подготовке семинарских докладов, решении кейсов, так и на внеаудиторных занятиях - в различных доступных для понимания и восприятия студентов форматах: диспутах, тренингах, деловых играх, творческих проектах, НИР, студенческих клубах, круглых столах, мастер-классах [9].
Будущий специалист медиакоммуникаций должен четко осознавать все последствия создания и трансляции им любой информации, на любой из площадок, не важно, выступит он в роли журналиста или блогера, важно, что он будет взаимодействовать с конкретными потребителями созданного контента. Особенно, когда коммуникации создаются в политической или социально-политической сферах. В этом случае необходимо акцентировать внимание обучающихся на эффектах, к которым приводят пропаганда, дезинформация или дискредитация политических партий и политических деятелей. История когнитивных, гибридных войн разного уровня позволила выявить целый ряд механизмов, эксплуатация которых может приводить к серьезным, а зачастую губительным последствиям. Будущие медиаспециалисты должны иметь четкое представление о том, что при создании негативного медиапространства они сами становятся его частью и подвергаются его разрушительному воздействию. С целью избежания этого обучающиеся обязаны в совершенстве владеть методиками абстрагирования и ухода от погружения в создаваемые ими коммуникационные, информационные процессы. Представляется, что с этими методиками в рамках мастер-классов и лекций их могут знакомить представители медиасообществ и специалисты подразделений PR различных силовых ведомств, профессиональные психологи, архитекторы нейросетей, что расширяет базу взаимодействий с медиаиндустрией и сферы связей с общественностью, а также позволяет получать ценные знания «из первых рук».
От профессиональных медиасообществ (РАСО; АКАР; АПСО; АКМР и др.) исходит инициатива включения в программу практик и стажировок задач, направленных на формирование навыков контроля экологичного медиаповедения специалиста. Сегодня на стажировках и во время прохождения производственных и творческих практик формируются этические и правовые знания практикантов, однако комплексные последствия того или иного проекта не анализируются самими студентами, что является существенным пробелом в формировании понимания: какие последствия для общества имеет коммуникационный (рекламный, политический, социально-культурный) проект.
Таким образом, принцип медиаэкологичности — это не абстрактная гуманитарная нагрузка, а практическая необходимость, продиктованная вызовами современного информационного общества. Его интеграция в образовательный процесс через введение отдельной дисциплины «Медиаэкология» и обогащение медиаэкологической проблематикой других курсов позволит готовить не просто технических исполнителей, а мыслящих, ответственных и социально ориентированных профессионалов.
Интеграция данного принципа в учебный цикл через отдельные курсы и сквозную проблематику в дисциплинах этико-правового, психологического и креативного блоков является не просто данью академической моде, а насущной потребностью. Аргументы, основанные на данных о тотальной медиазависимости, глобальных эффектах информационного воздействия, позиции самого создателя контента и запросах рынка труда, убедительно доказывают, что медиаэкология нужна в подготовке в вузах. Формирование у медиакоммуникатора «экоцентрического мышления» — это вклад в создание устойчивой, здоровой и социально ответственной информационной экосистемы будущего, без которой невозможно гармоничное развитие человека и общества в цифровую эпоху.
Список литературы:
- Postman N. The Reformed English Curriculum. /A.C. Eurich, ed., High School 1980: The Shape of the Future in American Secondary Education, Pitman: New York, 1970, pp.160-168.
- McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: the making of typographic man. Toronto, Canada: University of Toronto Press, 1962., McLuhan M. Understanding media. New York: Mentor, 1964., McLuhan M. Understanding me: Lectures and Interviews / Eds. S. McLuhan, D. Staines. Cambridge, MA: MIT Press. 2003
- Указ Президента РФ от 20.03.1993 N 377 (ред. от 23.02.1996) "О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию" // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1742 (дата обращения: 10.10.2025)
- Мурзина И. Я. Медиаэкология как проблема культуры и задача образования. Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 1. С. 162-173
- Степанов В.А. Медиаэкология: опыт демаркации научного направления. В сборнике работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 3. – Минск: БГУ, 2011. – С. 107-109.
- Шестерина А. М. Принципы развития медиаэкологического подхода в контексте современных образовательных практик // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 12–17. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10302
- Глущенко О.А., Гришанин Н.В., Кириллина Н.В. Экология коммуникации: факторы токсичности в медийных текстах // Коммуникология. 2021. Том 9. № 4. C. 160-178. DOI 10.21453/2311-3065-2021-9-4-160-178
- Волкова В.В. Охват «медиадетокса» – от личной инфобезопасности до интерактивного диалога с государством. International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 11-2 (86), 2023, С. 190-198
- Кожаринов А.В., Кисляков А.С., Ростовцева П.П. Современные методы и технологии внеаудиторной работы в поликультурных сообществах университетов Росcии. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(5):79-87. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-5-79-87
дипломов
Оставить комментарий