Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2025 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вершило А.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XC междунар. науч.-практ. конф. № 1(87). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 59-65.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вершило Ангелина Викторовна

воспитатель дошкольного образования 2 квалификационной категории ГУО «Детский сад №1 г. Островца»,

РФ, г. Островец

Формы и методы развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста:

Эффективность развития творческого воображения у детей дошкольного возраста во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения воспитанников являются:

- практические методы (упражнения и экспериментирование);

- наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

- словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);

- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.). [5,34]

Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов (Г. Г.  Григорьева, Т. Н.  Доронова,и Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.).

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества.

 Т. С.  Комарова пишет:

«Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у  него  яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый  мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [4].

Г. Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в  изображаемые ситуации, направляют на поиск  своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности.

В руководстве лепкой  используются следующие игровые методы и приемы:

- обыгрывание предметов, игрушек;

- обыгрывание готового изображения;

- обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

- обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

- обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

- обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

- игровые приемы с элементами ролевого поведения;

-  использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения детей дошкольного возраста. [1]

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы:

«Как помочь Лунтику оказаться на луне?»,

«Что может оказаться внутри волшебного сундучка?» и др. [5,34]

Другой игровой прием — обыгрывание изображения.

Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением.

С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру.

Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. 

Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни.

Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д. [2]

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой».

Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Крестьянское подворье»  этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения.

Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают  загон для домашних животных, лепят самих животных  и птиц.

Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться  в действительности, заполненной игрой.[4,45]

На развитие творческого воображения детей дошкольного возраста направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения.

Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д.

Таким образом,  их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого.

Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество,  тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей.

Например «Чудесные превращения», «На что это похоже?», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др.

Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода  в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в учреждениях дошкольного образования на современном этапе.

И  только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в  ребенке искру творчества и  фантазии, его воображение может  дать чудесные результаты в старшем возрасте. [3]

Руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала воспитанников. [5, 45]

Условия развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста:

У детей среднего дошкольного возраста воображение как психический процесс находится на стадии своего становления, он характеризуется подвижностью, неустойчивостью, изменчивостью и противоречивостью.

Это обуславливает определённые недостатки в воображении ребёнка с одной стороны и важные достоинства воображения по сравнению с взрослым с другой стороны.  

В возрасте 4-5 лет формируются предпосылки  развития творческого воображения. К ним относится обогащение опыта ребенка и развитие представлений, появление ступенчатого планирования, благодаря которому развивается возможность направленного словесного творчества.

Аппликация представляет собой способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и нанесенных разным способом на соответствующий фон.

Согласно работам Т.М. Комаровой, И.А. Лыковой, аппликация представляет собой простой и доступный способ создания художественного образа, отличающегося сохранностью реалистичной основы изображения. Благодаря этому, аппликация широко используется в различных целях: для изготовления наглядных пособий, флажков, игрушек, сувениров, стенгазет, выставок помещений и т.д. [4,45]

Аппликация может выступать нескольких видов: предметной, сюжетной, декоративной.

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений. Благодаря ей дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые часто носят обобщенный характер.

Выполнение данного вида аппликации осуществляется постепенно.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой совокупность действий и событий, отраженных на бумаге.

Она способствует развитию умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии с темой или сюжетом.

Кроме того, сюжетно-тематическая аппликация учит детей дошкольного возраста вырезать предметы с учетом их размера, выделять основные предметы, связывать главных действующих лиц с местом действия, обстановкой, передавать характерные особенности персонажей через жесты, позу, одежду, окраску, развивает пространственную ориентировку.

Декоративная аппликация представляет вид орнаментальной деятельности, в ходе которой дети овладевают умением вырезать, объединять отдельные элементы украшения.[2]

Аппликация способствует всестороннему развитию воспитанников. Умственному развитию помогает расширение запаса знаний, тренировка мыслительных операций при занятии аппликацией.

Также на занятиях аппликацией создаются условия для  развития таких качеств личности как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

Занятия аппликацией содействуют  сенсорному воспитанию благодаря непосредственному чувственному знакомству с предметами, их свойствами и качествами.

Аппликация формирует  основы трудовых умений и навыков. Работа с разными материалами благоприятно сказывается на формировании эстетического восприятия, развитии художественного вкуса.

В работе с бумагой дети используют такие инструменты как ножницы с закругленными концами, кисти для намазывания фигур, клей и т.д.  Фигуры намазываются детьми на специальной чистой подстилке, роль которой может выполнять лист белой бумаги. . [2]

Материал аппликации - бумага, ткань, кожа, мех, природный материал. Дети дошкольного возраста способны использовать такие выразительные средства, как силуэт, который носит стилизованный характер или детализированный силуэт.

Цвет так же является изобразительным средством, при этом  имеет значение яркость.

Выразительным специфическим средством аппликации является фон. Большую роль в создании аппликативного образа играет композиция, композиция тесно связана с форматом.

 Способность точно подобрать размер и форму фона в соответствии с композиционным решением, является проявлением достаточно высокого уровня художественных умений ребенка.

В зависимости от выбора материала в аппликации существует несколько способов прикрепления силуэта к фону.

Силуэт можно приклеивать клейстером, клеем ПВА, пришивать.

В средней группе внимание направляется на обучение детей техника работы с ножницами.

В течение учебного года дети должны овладеть различными приемами вырезания правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы, совершенствовать технику наклеивания.

Обучение аппликативному изображению опять связывается с созданием правильных геометрических форм и простейших конструкций, а представление детей о деятельности все дальше удаляется от ее художественно-образных возможностей.

В среднем дошкольном возрасте аппликация является одним из самых любимых видов деятельности детей.

На занятиях аппликацией дети осваивают разнообразные умения, которые влияют не только на их общее развитие, но и на развитие воображения. . [2]

К этим умениям относятся: развитие сенсорных эталонов, благодаря которым дети учатся соотносить предметы по цвету, форме и величине, это эстетические чувства, помогающие детям гармонично сочетать разные цвета и формы в одном образе, это пространственная ориентировка, помогающая детям правильно оформлять свой образ.

На занятиях аппликацией реализуются последовательно определенные этапы выполнения аппликации.

Прежде всего, по мнению З.А. Богатеевой, это обследование.

Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предметов.

В процессе такого восприятия также происходи не только обогащение представлений детей, но и формирование у них определенных навыков, необходимых для самостоятельного выполнения аппликаций.

Сюда относятся и технические умения, умение пользоваться ножницами, обводить трафареты, намазывать детали клеем и т.д. [1]

Знакомясь с аппликацией, дети также знакомятся с разнообразными материалами, разными видами тканей, бумаги, кожи, соломы и других видов материалов.

Все эти материалы обладают разными свойствами, они обогащают представления детей и создают почву для фантазии.

При этом ключевым условием является наличие у детей интереса к процессу.

Как отмечает О.А. Малик, включение в процесс восприятия и последующего изображения операции анализа, сравнения уподобления, установление сходства и различия предметов способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. [2]

 

Список литературы:

  1. Пирогова. К. В. Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие / К. В. Пирогова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. – 34с.
  2. «Евразийский Научный Журнал №6 2016» [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://journalpro.ru/articles/k-voprosu-o-razvitii-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-appl/
  3. «Мастерская с малышами. Виды творчества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://dzen.ru/a/Ynf18tKgWE7EvQ5O?referrer_clid=1400/
  4. Новосёлов С.А. Журнал. «Дошкольное образование в Екатеринбурге №8»: учеб. метод. Пособие / Новосёлов С.А., Попова Л.С. 2023. – 45с.
  5. Глебова И.Ю. Сборник «Актуальные задачи педагогики 5», // Молодой учитель – Глебова И.Ю., 2013. – 34с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий