Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2017 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Незнаева Ю.Ю. ПОНЯТИЕ «ДУХОВНОСТЬ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 34-38.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОНЯТИЕ «ДУХОВНОСТЬ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Незнаева Юлия Юрьевна

ст. преподаватель кафедры социально-художественного образования, Сургутского государственного педагогического университета,

РФ, г. Сургут

THE UNDERSTANDING OF THE NOTION OF «SPIRITUALITY» AS A NECESSARY DEVELOPMENT IN PRESCHOOL AGE

 

Juliya Neznaeva

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена духовности как неотъемлемой части нашей жизни, включает в себя понятия духовности, ее значимости в современном мире и развитии в дошкольном возрасте.

ABSTRACT

The article is devoted to spirituality as an integral part of our life, includes the concepts of spirituality, of its significance in the modern world and the development of the preschool age.

 

Ключевые слова: дух, духовный, духовность, духовные ценности, духовное развитие, этика.

Keywords: spirit, spiritual, spirituality, cultural wealth, spiritual development, ethics.

 

По мнению зарубежных и российских ученых дети являются ценным ресурсом любой страны, они определяют ее будущее. Сегодня система образования ориентирована не на подготовку человека с определенным запасом знаний и умений, а на развитие самостоя­тельной, творческой и духовно развитой личности. Духовное развитие – это тот элемент, который направлен на изменение внутренней составляющей ребенка, в первую очередь этот элемент формируется с помощью педагога, семьи.

Понятия «дух», «духовность» определяются в словаре С.И. Ожегова следующим образом, «дух»: 1 – сознание, мышление, психические способности; начало определяющее поведение, действия; 2 – внутренняя моральная сила (Пример: не падать духом, не отчаиваться); 3 – в религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо (Святой дух). «Духовное» в первом значении отражает определение «духа», во втором – относится к религии, к церкви [4, с. 183].

«Духовность» по В. Кемерову в первом значении – нематери­альность, бесплотность; во втором – одухотворенность, наполненность духом творчества, творящим духом; в третьем – процесс гармоничного развития духовных способностей человека [3, с. 74].

Таким образом, духовное – это относящееся к религии, отра­жающее внутреннюю моральную силу, а духовность – наполненность творящим духом, она относится к сфере духа, душе.

Под «духовным» аспектом активности, Ю.В. Щербатых, понимает такие формы деятельности воспитанника, которые относятся к сфере этики, религии, науки. Автор противопоставляет им наследственные, генетические программы, реализацию низших биологических потреб­ностей и материальную выгоду. К духовно-нравственной сфере можно отнести: науку, искусство, религию, этику и т. д. Другой автор, психолог А. Маслоу связывает такие направления деятельности человека с высшими потребностями – это потребность к самореа­лизации, свободе, познанию и любви [7, с. 337].

Над проблемой по духовно-нравственному воспитанию работали следующие исследователи: В.А. Беляева, Т. П. Грибоедова, Т.И. Петракова, А.Д. Солдатенкова, Н.П. Шитякова и др.

Так, рассматривая проблему духовности В.А. Беляева в своей статье «Проблема духовно-нравственного воспитания личности в творчестве И.А. Ильина» писала, что И.А. Ильин выявляет духовность как первооснову всего, что есть в человеке, как сущностную основу в антропологии личности. Он утверждает: «Сознание есть не первая и не важнейшая ступень жизни, а вторичная, позднейшая и подчиненная. Духовность человека отнюдь не совпадает с сознанием, отнюдь не исчерпывается мыслью, отнюдь не ограничивается сферой слов и высказываний. Духовность глубже всего этого, могущественнее, богаче, значительнее и священнее» [2, с. 399].

Интересно рассмотреть исследования соотношений сознательного и бессознательного в человеке, автора И.А. Ильина. По его мнению, «…человеческий дух есть дух инстинкта; а человеческий инстинкт есть инстинкт духа». Этот алгоритм, по мнению автора, является законом, и пренебрежение к нему педагогов приводит к безнрав­ственности, преобладанию инстинктов над духовным разумом, ценностями и превращению, по мнению автора, человека в «волка». Ученый отмечает, что в последнее время общество разучилось воспитывать «духовность инстинкта» и, что это может привести молодое поколение к жизни безнравственной, не имеющей ценности и жизненного смысла. Секрет воспитания, полагает он заключается в воспитании, пробуждении духа в глубине бессознательного, только тогда человек состоится как личность [2, с. 540].

Огромная роль в духовном становлении личности дошкольника лежит на педагоге, его методическом мастерстве. Надо отметить что, работа по формированию нравственных, духовных понятий – это очень трудоемкий и требующий времени процесс. Педагогу необходимо постоянно прилагать усилия, систематически и планомерно форми­ровать чувства и сознание детей. Необходимо многое сделать, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности.

В педагогическом обиходе, по мнению Т.И. Петракова, духов­ность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность – это высшие способности души, то, что возвышает личность над человеческими потребностями, морально-нравственным расчетом, рациональным подходом к чувствам. Духовность – это то, к чему стремиться личность, высшие потребности, ценности: доброта, любовь, бескорыстная поддержка ближнего. Высшие потребности могут быть низкими, но в сочетании с духовностью всегда будут оставаться предметом человеческих стремлений, вектором (направлен­ностью) его души, осознанной «духовной» устремленностью к избранным целям и ценностям [8].

Ценности в педагогике понимаются как идеалы, принятые личностью, как значимые для него явления, понятия, установки. Важней­шей характеристикой ценностей является чувственная основа [5, с. 54].

Н.П. Шитякова подчеркивает, что с позиции психологических исследований важным источником духовности личности выступают духовные ценности и этические нормы [6, с. 158], которые подразде­ляются не (хорошо/дурно) и правовые (справедливо/не справедливо).

Под духовными ценностями понимают установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность [5, с. 54]. Этика (от греч. ethiká, от ethikós) включает в себя нравственность, выражающуюся в нравственных убежд Объморальные нормы, нравственность. Все эти объекты имеют определенные регламенты поведения и находятся в общественном сознании, являясь важнейшей стороной жизнедеятельности человека в специфическом явлении общественно-исторической жизни [9].

Л. Бурбо, с позиции устремлений личности определяла духовность как то, что принадлежит сфере духа и относится к душе, разуму и морали. Духовная личность способна наблюдать все, что ее окружает, она открыта навстречу миру, другим людям, направляя свое поведение и поступки на созидание. Чтобы развивать и совершенствовать свою духовность, человек должен уметь видеть, слышать и чувствовать позитивную энергию повсюду [1, с. 95].

При анализе данных понятий и размышлений можно сделать вывод, что область духовной жизни крайне широка и является неотъемлемой частью человека. По мнению Ю.В. Щербатых она включает в себя науку, религию, этику, искусство и через призму всех отраслей определяется как внутреннее понимание мира – мировоз­зрение. В дошкольном возрасте могут и должны формироваться основы отношения и понимания мира, действительности, одной из ценностей этого возраста являются духовные основы личности. Необходимо учить ребенка дошкольного возраста видеть, слышать и чувствовать «позитивную энергию».

Работа в направлении духовного воспитания ведется во многих сферах деятельности. В одних используется материал по истории России, в других – ознакомление с народным искусством, в третьих – созданы условия для патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России.

Особое внимание, в воспитании духовности хотелось бы обратить на изобразительную деятельность, как одно из средств развития детей. Изобразительное искусство в дошкольном учреждении является одним из источников духовного обогащения, дошкольник учится наблюдать внешний мир, у него открывается возможность новых восприятий, переживаний и ему необходимо давать богатство духовных впечатлений, которые он мог бы воплощать на листе бумаги. Развитие умения детей видеть (в работах художников или природе) и передавать в своих работах – настроение, собственное отношение, которое вызывает изображение (веселье, спокойствие, грусть), уже можно назвать духовным развитием. Способствовать такому развитию, по нашему мнению, может рисование, с детьми старшего дошкольного возраста, на открытом воздухе. Именно здесь дошкольник может понаблюдать за природой родного края, нарисовать заинтересовавший его сюжет. Вместе с этим, необходимо обогащать детей знаниями о духовной культуре своей родины, например рисованием, на тему религиозных праздников (Рождества Христова, Пасхи, Троицы). На таких занятиях дошкольник узнает традиции и корни христианских праздников, учится передавать свое отношение к ним с помощью линий, красок. Изобразительная деятельность, на наш взгляд является одной из тех призм, с помощью которых формируется внутреннее отношение к миру. При рассмотрении продукта изобразительной деятельности дошкольника можно судить о развитости его духовных впечатлений, о состоянии и уровне его душевной организации.

 

Cписок литературы:

  1. Бурбо Л., Мишлин С.Ж. Большая энциклопедия Сущности // Перевод с французского. М., ООО Издательский дом «София», 2005 – 416 с.
  2. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. т. 1. – 515 с.
  3. Кемеров В. Философская энциклопедия. // "Панпринт", 1998 – 784 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003 – 944 с.
  5. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: Метод. рекомендации по изучению спецкурса // Авт.-сост. Л.В. Сибилева: М-во образования Рос. Федерации. Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: ЧГПУ. 2003 – 54 с.
  6. Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школь­ников в современных условиях: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования. // Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004 – 158 с.
  7. Щербатых Ю.В. Понятие «духовности» в широком и узком смысле слова // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции (21 октября 2010 г., Воронеж). – Воронеж: ВГПУ, 2010 – 337-338 с.
  8. Петракова Т.И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=2.
  9. Портал магистров ДонНТУ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua/2010/fknt/kucherenko/library/ref.htm.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.