Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ма Г., Савинов А.М. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ В КИТАЕ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(80). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 62-65.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ В КИТАЕ

Ма Гуаншэн

аспирант, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Савинов Андрей Михайлович

доц., д-р пед. наук, проф. кафедры рисунка и живописи ФГАОУ ВО Государственный университет просвещения,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье говорится о современном состоянии обучения масляной живописи в Китае. Сравнивается три направления в обучении живописи – академическое, традиционное и инновационное. Обращается внимание на то, что в рамках академического направления наиболее хорошо на теоретико-педагогическом уровне разработана методика обучения. В рамках традиционной направленности внимание уделяется в большей степени философскому осмыслению и инструментально-технологическому уровню выполнения работы, а в рамках инновационного направления акцент делается на философско-мировоззренческие идеи.

ABSTRACT

The article talks about the current state of oil painting education in China. The article compares three directions in teaching painting – academic, traditional and innovative. Attention is drawn to the fact that within the framework of the academic direction, the most developed teaching methodology is at the theoretical and pedagogical level. Within the framework of the traditional direction, attention is paid to a greater extent to philosophical understanding and the instrumental and technological level of work, and within the framework of the innovative direction, the emphasis is on philosophical and ideological ideas.

 

Ключевые слова: преподавание живописи; обучение живописи в китайских учебных заведениях; методика обучения живописи.

Keywords: teaching painting; teaching painting in Chinese educational institutions; methods of teaching painting.

 

В последние годы в Китае стоит проблема подготовки художников, владеющих методикой преподавания. Для большинства педагогических учреждений, готовящих специалистов по изобразительному искусству, наиболее важными направлениями профессиональной деятельности выступают как изобразительная деятельность, так и педагогическая. Первая осваивается в процессе изучения изобразительного искусства, вторая – в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и педагогической практики.

Следует отметить, что масляная живопись в Китае зародилась в начале ХХ века. Её развитие стало результатом культурных контактов с западными странами и, в основном, с Россией. Начальное базовое обучение, в основе которого лежат рисунок, анатомия, перспектива, является неотъемлемой частью в процессе обучения масляной живописи.

Развитие китайской масляной живописи стало возможным благодаря русской школе изобразительного искусства. Многие педагоги приезжали на работу в Китай и обучали студентов мастерству масляной живописи. Например, такой художник как К. М. Максимов, народный художник РСФСР, лауреат двух Сталинских премий, сумевший привнести в преподавание масляной живописи китайским студентам реалистичный подход и технику исполнения.

Кроме того, советская система обучения живописи была не лишена идеологии, что подходило китайскому политическому устройству, а также основывалась на реалистическом изображении, что требовало высокого уровня подготовки будущих художников. Такой подход в обучении изменил старую методику обучения, что впоследствии оказало существенное влияние на современное китайское изобразительное искусство [2].

Благодаря усилиям китайских специалистов, окончивших советские вузы, была создана Академия изобразительных искусств Китая, в которой за основу методики обучения живописи была принята советская образовательная система. Однако следует отметить, что в процессе преподавания масляной живописи в вузах современного Китая в настоящее время можно выделить три направления.

Первое направление – это академическая система подготовки. В его основе лежит российский опыт преподавания живописи. Большое значение придается рисунку, перспективе, тональным отношениям и активному познанию окружающего мира. Также большое значение придается занятиям по теории и истории искусства. Значительное внимание уделяется техническим приемам работы с живописными материалами. Здесь можно отметить, что методика академической системы обучения изобразительному искусству дает высокие результаты в работах студентов, однако для выработки у них собственного стиля и манеры выполнения художественных работ она не всегда подходит [1].

Второе направление – традиционное. Его сторонники акцентируют внимание на необходимости обучения приемам традиционной китайской живописи, а также другим традиционным видам изобразительного искусства. Характерной чертой данной направленности в обучении является обращение к традиционным техникам китайской живописи, например «гохуа». В этой технике акцент поощряется использованием изобразительных возможностей и развитием творческого потенциала студента [3].

Третье направление, так называемое, инновационное, характеризуется влиянием западного подхода в изобразительном искусстве Китая. Приверженцы данного направления выступают за реформирование традиционной техники масляной живописи, как академической, так и национальной. Они являются поклонниками вовлечения современного искусства Европы и США.

Однако в основном методика обучения студентов в педагогических вузах соответствует в большей степени реалистической школе, поскольку педагог должен будет обучать своих подопечных азам изобразительного искусства, в основе которых лежит познание окружающей действительности. В аспекте, где речь идет о традиционной китайской культуре, включающей изделия из бронзы, керамики, шелка, вышивки, изделий из золота или серебра и содержащей глубокие культурные традиции, можно сосредоточиться на традиционной методике преподавании масляной живописи с целью научить студентов изготовлению уникальных предметов, которые будут нести отпечаток китайской местной культуры.

Говоря о проблемах в преподавании масляной живописи в Китае, следует отметить и отдельные недостатки. Так учебный процесс художественной подготовки в Китае организован таким образом, что у студентов редко бывает возможность учебной группой посетить музей, увидеть подлинники произведений искусства. Изучая это в теории, студенты запоминают лишь имена некоторых мастеров и их работы, не до конца понимания эстетический смысл и культурный контекст создания произведения, что в результате не дает им глубокого понимания искусства.

Относительно практических занятий, можно констатировать, что методика обучения масляной живописи зачастую является авторской, поскольку их разработчики – это художники, обучающие студентов. Из так называемых плюсов можно отметить то, что обучение является индивидуальным и интерактивным (предполагается взаимодействие студента, преподавателя и студентов между собой). Из минусов заметим: педагог, чаще всего, обучает собственной манере выполнения живописной работы, что не формирует у обучающегося собственный стиль выражения.

В последнее время в системе художественно-педагогического образования Китая выявляются две зачастую противоположные тенденции: с одной стороны тенденция к глобализации, включению в так называемый «мировой образовательный процесс», с другой стороны – это сохранение национальных китайских традиций. Разрешить возникшее противоречие возможно путем обогащения традиционных подходов к подготовке специалистов и одновременно внедрения новых современных достижений, в том числе новых технологий в сфере обучения живописи с помощью компьютерных технологий. Однако для этого необходимо в современных социокультурных условиях актуализировать проблему определения методических основ подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Таким образом, анализ современного состояния методики обучения масляной живописи в Китае приводит к мысли о том, что одним из способов решения существующих проблем является углубление содержания теоретических дисциплин – истории культуры и искусства, а также внедрения современных технологий в педагогический процесс, что позволит иметь полное представление как о культуре человечества, так и китайской культуре, обеспечит понимание культурного контекста творчества мастеров изобразительного искусства, а также формирование способности в большей степени погрузиться в анализ живописных произведений и практику их выполнения.

 

Список литературы:

  1. Соколова Е.Н., Сяньхуэй Ц. Эволюция содержания художественного образования в школах Китая на рубеже ХХ–XXI веков // Евразийский Союз Ученых. – 2019. – № 11–3 (68). – С. 40–42.
  2. Хунтао Ч. Границы стиля «Се и» в современной масляной живописи Китая (к вопросу о культурных взаимовлияниях Китая и России) // Новое искусствознание. – 2019. – № 2. – С. 64–69.
  3. Юншан В. Традиционные элементы в современной китайской масляной живописи // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. – № 3. – С. 174–178.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.