Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ланцанова К.В. ВЛИЯНИЕ КАЛМЫЦКИХ СКАЗОК НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXX междунар. науч.-практ. конф. № 3(77). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 56-60.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

ВЛИЯНИЕ КАЛМЫЦКИХ СКАЗОК НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ланцанова Кермен Викторовна

учитель начальных классов, Базовая школа БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова»,

РФ, г. Элиста

THE INFLUENCE OF KALMYK FAIRY TALES ON THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN.

 

Kermen Lantsanova

Elementary school teacher, Basic school BPOU RK "Elistinsky Pedagogical College named after H.B. Kanukova",

Russia Elista

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается роль калмыцкого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, на примере героического эпоса «Джангар» и калмыцких сказок. Сказки – наиболее простая, но в то же время разнообразная по стилям и сюжетам часть фольклора. Это позволяет им стать эффективным средством воспитательного процесса.

ABSTRACT

The article examines the role of Kalmyk folklore in the spiritual and moral education of preschool children, using the example of the heroic epic “Dzhangar” and Kalmyk fairy tales. Fairy tales are the simplest, but at the same time diverse in styles and plots, part of folklore. This allows them to become an effective means of the educational process.

 

Ключевые слова: воспитание, сказки, фольклор, дошкольное образование, калмыцкие сказки.

Keywords: education, fairy tales, folklore, preschool education, Kalmyk fairy tales.

 

В современном обществе остро стоят вопросы о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, о средствах формирования ценностного поля личности.

Опыт работы показывает, что основы нравственности необходимо закладывать еще в дошкольном возрасте.[1]

Исследуя подход К.Д. Ушинского к проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения, отмечаем, что он видел проявление нравственности в развитии у детей уважения и любви к людям, в воспитании искреннего, доброжелательного и справедливого отношения к окружающим.[2]

Неповторимыми памятниками народной педагогики являются произведения устного народного творчества, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколений. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики».

Народная педагогика – это наши истоки, это стремление использовать жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, живым миром, песнями, сказками, былинами, легендами. В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер образного мышления. Именно фольклор является основным средством для воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций. Нельзя не согласиться со словами А. И. Шорова, который считает, что «сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной культуры».

Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течении столетий проверенным народом. По мнению Г. Н. Волкова «дети и сказка не разделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого народа».[3]

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни: культурно-регионального сообщества: культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий: российской гражданской нации; мирового сообщества. Основным материалом для народных сказок служила жизнь народа. В них отражены лучшие черты народа – трудолюбие, преданность Родине, отвага, доброта. Именно поэтому Г. Н. Волков считает, что «сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок».[4]

Сказка – неотъемлемая часть духовной жизни народа. Если мы донесем до детей народные сказки, если к ним возвращаться каждый день и использовать их в воспитании, то наше поколение вырастет, впитывая в себя корни национального бытия, национальной культуры, т. к. со сказки начинается правдивый, честный человек, добрый и заботливый, творческий и гуманный.[5]

Сказки – наиболее простая, но в то же время разнообразная по стилям и сюжетам часть фольклора. Они понятны всем – и взрослым и детям, вне зависимости от этнической принадлежности, и доступны для всех. Кроме этого именно с помощью сказок моделируются те или иные способы решения задач, преодоления страхов и прочее, что позволяет детям впоследствии отрабатывать разные ситуации и нормально социализироваться. Разные народы имеют свои особенности в этом процессе, что выражается во многих вещах, в том числе и фольклоре. Эти особенности являются частью фундамента, из которого собственно и складывается этническое самосознание, являющееся частью духовной культуры народа, источником народной мудрости и драгоценным наследием далеких предков.[6]

Нужно также отметить, что сюжетные линии калмыцких сказок, в отличие от сказок других народов и современной диснеевской продукции, отличаются нетривиальностью. Это одна из тех вещей, которые можно смело назвать вкладом нашего народа в мировую культуру.

Калмыцкий фольклор издавна привлекал внимание ученых. Сбором и публикацией образцов калмыцкого фольклора занимались в свое время известные отечественные и зарубежные востоковеды, такие как Б. Бергманн Б.Я. Владимирцов, К.Ф. Голстунский А.М. Позднеев, Г.И. Рамстедт Б. Юльг и др.

Так, академик Б. Я. Владимирцов назвал Калмыкию второй после Индии родиной сказки, имея в виду древнеиндийскую книгу «Панчатантра» и калмыцкий сказочный цикл «Волшебный мертвец».[7] В этих сказках иной мир может быть расположен и на земле, ина небе, и под землей. Такое трехмирие находит свое отражение в мифологии монгольских народов и связано в конечном итоге с буддистскими представлениями. Сказки эти хранили сказители – джангарчи и туульчи, передавая из уст в уста, «из хотона в хотон древние предания и песни о подвигах легендарных батыров – могучего и справедливого Джангра, Хонгора Алого Льва, Савара Тяжелорукого и ясновидца Алтана Цеджи».[8]

Одним из значимых произведений, в котором ярко выражены примеры высокого нравственного воспитания является калмыцкая народная сказка «Храбрый Мазан».

Несмотря на то, что главный герой столкнулся с несправедливым отношением к себе своих же родичей, он все равно встал на защиту родного края.  «Крепко любил Мазан народ свой. Справедливым был. Защищал бедных, честных людей в обиду никому не давал».[9] Помимо любви к своему народу, главный герой произведения проявляет также и такие качества, как ум, храбрость, дальновидность. Понимая, что он не справится с врагом простой силой, он идет на хитрость. Эти качества помогают Мазану победить врагов. Только коварством противники смогли одолеть богатыря.

Поучительный сюжет несет в себе «Сказка о Манджин Зарлике, сыне богача Менгн Оргчк, живущем в нутуке хана Алтн Оргчк, и юноше-слуге».

У престарелых родителей нет детей. Старик отправляется к Заячи (гению-хранителю) просить наследника. Манджик (работник хурула) говорит ему, что нужно сделать, чтобы у него родился сын. Мальчику дают имя Манджин Зярлиг, МанҗинЗəрлг (досл. Указание Манджика). Герой выкупает труп человека, который задолжал денег, и хоронит его. После многочисленных приключений выясняется, что помощником героя был мертвец, который отпросился у владыки царства мертвых (Эрлик Номин хан), чтобы отблагодарить своего спасителя. [10]

Изучая данную сказку, дети могут научиться таким качествам как благородство, щедрость, помощь близким людям. Кроме этого, подчеркивается важность семейных традиций, что соотносится с требованиями ФГОС.

Помимо сказок, самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании священным, является уникальный памятник духовной культуры -  грандиозный героический эпос "Джангар".

Эпос «Джангар» является прекрасной школой воспитания гражданственности и нравственности. Эпос «Джангар" изображает образ жизни, традиции и обычаи калмыков. В эпосе отразились морально-этические идеи народа: трудолюбие, патриотизм, гуманные отношения между героями, честность, благородство, отвага. Назначение мужчины в эпосе – это воплощение власти, в семье - главный кормилец и добытчик, ловкий, выносливый, бесстрашный.

Таким образом, постепенно организуется комплексная работа по духовно-нравственному воспитанию, что будет способствовать нравственной ориентации учащихся, их постоянному развитию и самосовершенствованию. Небольшие сюжетные произведения дают маленькому слушателю полезную информацию о растениях и природных явлениях, объясняя суть многих вещей в природе и обществе.

В конечном итоге нравственный облик зависит от источников, из которых черпал человек свои радости в детстве. Жизнь убеждает: если знания прошли через сердце ребёнка, отразились в его личном духовном мире, то появляется человек с честным, чутким и горячим сердцем, ясным умом и золотыми руками.

 

Список литературы:

  1. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015. № 2. С. 38–44.
  2. Бородавко Л.Т., Устюжанин В.Н. Нравственное и патриотическое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1(69). С. 148–151.
  3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – М., 2000. – 169 с.
  4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – М., 2000. – 169 с.
  5. Байчорова, С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. – Карачаевск, 2005. – С. 28–30
  6. Калмыцкие сказки: наследие, которое необходимо увековечить. Режим доступа: https://tegrk.ru/archives/12480[дата обращения 14.03.2024]
  7. Калмыцкий фольклор. – Элиста, 1991.
  8. Розенблюм Ю. Давид Кугультинов. – М., 1969.
  9. Калмыцкие народные сказки. Избранное. / В.К. Шуграева. – Элиста, Куадра. 1995. С. 141-146
  10. Калмыцкие народные сказки. Избранное. / В.К. Шуграева. – Элиста, Куадра. 1995. С. 113-124
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.