Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2023 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Современные технологии в педагогической науке
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ
Статья подготовлена в рамках реализации научно-исследовательской работы «Изменения в традициях семейного воспитания и эффективные технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка» (регистрационный номер 122041900216-8, код (шифр) научной темы, присвоенной учредителем (организацией) IMLY-2023-0003)
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен опыт реализации технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей на основе приобщения к этнокультурным традициям на примере дошкольной образовательной организации. Описаны основные этапы реализации технологии, направленной на духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
ABSTRACT
The article discusses the experience of implementing the technology of social and pedagogical support for family education of children based on familiarization with ethnocultural traditions using the example of a preschool educational organization. The main stages of the implementation of technology aimed at the spiritual, moral, civic and patriotic education of children of preschool and primary school age are described.
Ключевые слова: дошкольное воспитание; духовно-нравственное воспитание; патриотическое воспитание; гражданское воспитание; этнокультурные традиции; традиции семейного воспитания; технология социально-педагогического сопровождения воспитания.
Keywords: preschool upbringing; spiritual and moral upbringing; patriotic upbringing; civic upbringing; ethnocultural traditions; traditions of family upbringing; technology of social and pedagogical support of upbringing.
Быстро изменяющиеся условия жизни в современном обществе обусловливают необходимость развитой способности к адаптации. Этот факт имеет особое значение для межпоколенных связей и передачи культурного наследия в семьях. Именно семья выступает в роли транслятора социальных норм, социокультурного опыта, ценностей, традиций, в том числе этнокультурных, к которым старшие поколения в процессе воспитания приобщают детей. Результатом этого процесса должно стать присвоение этих ценностей, возникновение личностно-значимого отношения, на основе которого формируется гражданская и культурная идентичность, любовь к Родине, уважение к ее традициям и истории.
В этой связи особое значение приобретает социально-педагогическое сопровождение и поддержка семей в воспитательной деятельности.
При этом «социально-педагогическое сопровождение в социально-педагогической деятельности выступает как особая культура поддержки и помощи семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации ребенка» [5, с. 6].
Такое сопровождение может осуществляться образовательной организацией, так как именно она имеет опыт непосредственного взаимодействия с семьями, а также обладает знаниями о современных методах и приемах воспитания. С этой целью разработана технология социально-педагогического сопровождения специалистами образовательной организации семейного воспитания детей дошкольного, младшего школьного возраста на основе приобщения к этнокультурным традициям.
Данная технология направлена на поддержку семейного воспитания детей. Ее реализация предусматривает приобщение семей к этнокультурным традициям, искусству, художественным промыслам, речевой культуре, обрядам и праздникам марийского народа в процессе совместной деятельности.
Цель технологии – социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания детей посредством приобщения к этнокультурным традициям своего народа.
Основными задачами технологии являются:
1. Расширение представлений семей об этнокультурных традициях и ценностях своего народа, приобщение к ним.
2. Актуализация в семьях традиций воспитания, связанных с формированием основ гражданской и культурной идентичности, чувства принадлежности к своему народу.
3. Создание условий для осознания членами семьи значимости межпоколенной преемственности этнокультурных традиций, поддержания и их трансляции.
4. Содействие укреплению в семье традиционных российских духовно-нравственных ценностей: патриотизма, гражданственности, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России.
Указанная технология ориентирована на семьи, воспитывающие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Осуществляет технологию педагог дошкольного или начального образования.
Описание реализации технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей представлено с опорой на опыт приобщения к этнокультурным традициям марийского этноса.
В рамках технологии проводились тематические встречи с родителями и презентационное мероприятие (ярмарка народного творчества марийского этноса), направленные на актуализацию традиций семейного воспитания.
На начальном этапе реализации технологии через информационно коммуникативные средства проводился опрос родителей дошкольников о необходимости повышения их компетентности в вопросах воспитания детей на основе этнокультурных традиций. Далее родители информировались о цели реализации технологии и мероприятиях, проводилось установочное родительское собрание, на котором педагог рассказывал родителям детей о значимости изучения этнокультурных традиций народов, проживающих в Республике Марий Эл, специфики национальных традиций марийского этноса, в том числе традиций народных художественных промыслов, культуры и искусства, роли народных мастеров в их сохранении и передаче последующим поколениям. Также согласовывалось время встреч, их продолжительность и периодичность.
Практический этап реализации технологии включал 6 очных встреч педагога с родителями (12 академических часов) периодичностью 1 раз в месяц (с октября по март) в форме мастер-классов, практических занятий, родительского клуба.
Первое занятие (мастер-класс) было направлено на освоение культуры марийцев, их декоративно-прикладного наследия (национальной вышивки, кружевоплетения, резьбы по дереву).
На второй встрече с родителями под руководством педагога дошкольного образования проходил мастер-класс по созданию элементов национального марийского костюма.
Третье занятие было посвящено изучению истории зимнего новогоднего праздника «Шорыкйол» (праздник благополучия семьи, хозяйства, увеличения числа будущего урожая, домашних животных). Так, в ходе занятия родители знакомились с историей возникновения праздника, изучали обряды, костюмы. Далее в ходе обсуждения под руководством педагога на основе примерного сценария праздника они разрабатывали свой сценарий проведения праздника для детей, обсуждая его содержание (песни, игры, танцы), осуществляли подготовку костюмов и других атрибутов праздника. Праздник для детей в образовательной организации педагоги и родители проводили по согласованию с администрацией детского сада.
Следующее занятие проходило в форме родительского клуба и было посвящено литературе марийского этноса. В ходе занятия родители знакомились с литературными произведениями представителей марийского этноса. С этой целью родители презентовали отрывки литературных произведений и обсуждали их содержание, смысл, языковые особенности, описание элементов национальной культуры (традиции, обряды и пр.), природы, специфики взаимоотношений людей и ряд других вопросов. По завершению обсуждения они делились мнением о прочитанном, далее делался вывод о специфических чертах национальной литературы.
Пятое занятие предусматривало театральную постановку национальной марийской сказки. Так, родителям предлагалось на выбор несколько национальных сказок (на марийском языке и в переводе), родители должны были выбрать одну из них или отрывок. В ходе обсуждения педагог выяснил, что родитель практически не владеют национальным языком, поэтому они выбрали для постановки марийскую сказку «Трусливый заяц» на русском языке. Далее распределялись роли, обсуждались дни и время репетиций. Подготовка театрализованной постановки проходила до ярмарки. Завершающее (практическое) занятие для родителей включало изучение марийских песен и танцев. Так, педагог на основе видеоконтента знакомил родителей с национальными песнями и танцами марийского этноса, затем предлагал родителям на выбор разучить несколько танцев и песен, подготовить танцевальные и музыкальные номера для их исполнения в рамках презентационного мероприятия. По итогу занятия выбирались родители-исполнители и концертные номера, которые были включены в концертную программу ярмарки.
Отметим, что для проведения мастер-классов и последнего занятия могут приглашаться родители или заинтересованные лица, имеющие соответствующие навыки и опыт в декоративно-прикладном искусстве, музыкальном и танцевальном творчестве.
По завершению тематических встреч с родителями в образовательной организации проводилось презентационное мероприятие – ярмарка народного творчества марийского этноса, осуществляемая на четырех площадках, на которых родители, дети и другие заинтересованные лица представили творческие продукты марийской культуры.
Открывала ярмарку выставка-продажа творческих продуктов (национальных блюд, салфеток и полотенец с вышитым национальным орнаментом, изделий из кружева, кухонной утвари, гончарных изделий, предметов из дерева, элементов национального марийского костюма (головные уборы, украшения, пояса и пр.)), затем начинала функционировать вторая площадка – концертная, в ходе которой демонстрировалась театрализованная постановка марийской народной сказки (инсценировка сказки «Трусливый заяц» на русском языке), исполнялись народные танцы, песни, музыкальные номера игры на народных инструментах. В завершение концертной программы со всеми желающими проводился национальный танец «веревочка». По окончанию концертной площадки запускалась игровая площадка и мастер-классы для всех желающих. В рамках игровой площадки дети и их родители, педагоги и иные заинтересованные лица могли поиграть в национальные марийские игры: «сокыртага» – «слепой баран», жмурки, «туп перен» – «щелчки», «шергашым шылтен» («ший тоен модмо») – «колечко». Все игры были адаптированы для детей дошкольного возраста.
Все желающие также могли принять участие в мастер-классах: «вышивание национального орнамента», «кружевоплетение», «создание элементов национального марийского костюма», «изготовление поделок». Программа каждой площадки составлялась на основе подготовленных родителями, детьми и другими заинтересованными лицами концертных номеров, игр, мастер-классов. Программа выставки-продажи включала схему расположения столов с выставочными экземплярами изделий народного промысла и творческими продуктами, подготовленными семьями для их продажи/обмена.
На последнем – рефлексивном этапе реализации технологии педагог анализировал результаты своей деятельности. Так, через информационно коммуникативные средства проводился опрос родителей об уровне их заинтересованности на протяжении всего периода проведения мероприятий технологии, о необходимости, по их мнению, изменения содержательного наполнения встреч, площадок и мероприятий ярмарки. Также педагог проводил анализ количественных (количество семей, принявших участие в проводимых мероприятиях; семьи, транслирующие в воспитании этнокультурные традиции) и качественных (сформированное осознанное отношение семей к истории и культуре своего народа, его традициям, толерантное отношение к другим народам, готовность к реализации усвоенных социокультурных норм, ценностей и традиций в реальных условиях жизни и их передаче следующим поколениям; навыки продуктивной работы педагога с родителями и детьми в ходе осуществления воспитательной деятельности, сформированный у педагога обширный репертуар способов взаимодействия с родителями, активизации и мотивации их поведения) показатели.
В целом, в результате реализации технологии семьи приобщились к духовно-нравственной культуре марийского народа, его традициям на основе формирования семейных ценностей, знакомства с историей происхождения народов Республики Марий Эл, речевой культурой, особенностями быта, обрядов, искусства, художественных промыслов, праздников, традиций марийского этноса, получили опыт художественной обработки дерева, вышивки, кружевоплетения, создания элементов национального костюма, актуализировали этнокультурные традиций семейного воспитания. Образовательная организация приобрела практический опыт и навыки продуктивной работы с родителями, повысила компетентность родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций.
Список литературы:
- Александрова И.Ш. Роль устного народного творчества в нравственном воспитании подрастающего поколения // Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в школе. Материалы 6-й республиканской научно-практической конференции. Ч. 2. – Йошкар-Ола, 2000. – С. 11–12.
- Бабунова Е.С. Современные подходы к этнокультурному образованию детей дошкольного возраста // Вестник МаГУ: период. науч. журнал. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – Вып. 7. – С. 280–284.
- Михайлов В.Т. Воспитательный потенциал башкирской и марийской народной педагогики как источник формирования нравственной личности // Вестник Марийского государственного университета. – №2 (17). – 2015. – С. 53–55.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 192 с.
- Содержание социально-педагогического сопровождения обучающегося в образовательной организации: методические рекомендации / сост. О.В. Неценко, ред. И.Р. Тамахина. – Выпуск 6. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019. – 50 с.
- Уварова Л.Б. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций // Концепт. – 2014. – № 04 (апрель). URL: https://e-koncept.ru/2014/14083.htm (дата обращения: 22.11.23).
Оставить комментарий