Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2023 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПАТРИОТИЗМ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЯНИНА
АННОТАЦИЯ
В статье делается анализ природы патриотизма. Патриотизм рассматривается с точки зрения личностной характеристики индивида. Делаются выводы об особенностях «русского» патриотизма в контексте черт личности.
Ключевые слова: патриотизм, русский патриотизм, личностная характеристика.
Патриотизм является важной личностной характеристикой для многих россиян, отражающей их привязанность, любовь и преданность своей Родине. Он возникает из глубокого чувства принадлежности к великой стране, ее историческому и культурному наследию, а также из осознания значимости и благополучия своей Родины.
Патриотизм, как черта личности россиянина, может выражаться в разных формах. Некоторые проявления патриотизма могут включать участие в общественных делах, защиту и поддержку страны, соблюдение ее законов и участие в мероприятиях, способствующих развитию и процветанию России. Патриотизм может быть конструктивным и способствовать созданию толерантного общества, где каждый гражданин стремится к развитию своей страны и сотрудничеству с другими народами. Каждый россиянин может индивидуально определить, что для него означает патриотизм и какую роль он играет в его жизни. В конечном счете, патриотизм является субъективной характеристикой и может меняться в зависимости от личных ценностей, убеждений и опыта каждого отдельного человека.
Вопросом исследования патриотизма в России занимались многие российские и зарубежные исследователи: Н.Я Данилевский, Л.И. Божович, В.Н. Гончаров, В.О. Зверев, А.В. Потемкин, И.В. Суколенов, П.М. Якобсон.
«Николай Яковлевич Данилевский, рассматривал патриотизм как проявление любви и преданности к своей стране, но в то же время добавлял некоторые своеобразные нюансы. Описывая патриотизм как комбинацию национальной гордости, любви к Родине и ее культурно-историческому наследию, а также связи с конкретной географической обстановкой, он привлекал внимание к уникальности каждого народа и его связи с родной землей в контексте патриотического сознания. ««Русский патриотизм проявляется только в критические минуты», – так сформулировал устойчивую закономерность активизации национального общественного сознания народа России великий русский ученый» [6, с.137], и с ним сложно не согласиться. Актуальность вопроса патриотизма всегда остро стояла в моменты острых поворотов истории, во время войн, экономических, политических и геополитических кризисов, когда над уникальностью и могуществом России возникала угроза. И в современных условиях, так же важно понимать и защищать место, роль и интересы России как государства с богатой историей, где проживает множество народов и национальностей. Россия представляет собой уникальную цивилизацию с особой социокультурной, политико-правовой и социально-экономической природой. В условиях глобальных вызовов и угроз, включая конфликты между различными цивилизациями, важно развивать понимание и стремиться к справедливому, взаимовыгодному и безопасному сотрудничеству с другими странами и народами, в интересах нынешних и будущих поколений российских граждан. Это сущность цивилизационного патриотизма, который предполагает осознание этого чувства и стремление к гармоничным отношениям на основе взаимного уважения. В этом контексте важно сохранять и передавать российскую идентичность как часть национального наследия, включенность в культурную и общественную жизнь страны, осознание своей российской принадлежности и идентификации себя как части будущего России. В «условиях геополитических изменений конца ХХ – начала XXI в. проблематика русского патриотизма активно обсуждается на государственном уровне.
Историки, психологи, педагоги, и политические деятели высказывают мнение о патриотизме, который включает в себя чувство гордости за достижения и культуру своей родины, а также стыд за ее ошибки и прегрешения (без отрицания коллективной ответственности). Патриотизм также подразумевает желание сохранять национальный характер, культурные особенности и идентификацию с собой в контексте народа, а также стремление защищать интересы своей родины и народа [10].
Когда мы говорим о личностных качествах патриота, можно отметить, что эмоционально и красноречиво описывает их В. Аксёнов: «стыд, испытываемый патриотом за свою страну, свидетельствует, во-первых, о том, что вне зависимости от того, причастен ли он к событию или нет, он воспринимает себя частью коллектива и готов разделять ответственность за поступки людей, с которыми он не согласен, но которые тоже относятся к его группе. Наличие чувства стыда прежде всего свидетельствует о высокой гражданской ответственности индивида — и это безусловное проявление патриотизма» [1].
В современной России патриотизм как феномен духовной жизни продолжает сохранять свою актуальность. Каким образом современные российские ученые определяют его? И. Волков трактует «патриотизм» так: «Российский патриотизм — это патриотизм людей всех национальностей, проживающих на территории РФ, это любовь к Российскому государству как единой Родине для населяющих его народов, это гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за его настоящее и будущее» [3, с.9]. В. Н. Гончаров и В. Н. Филиппов в совместной работе отмечают, что «истинные русские люди, это те, которые живут на русской земле, считают ее своей Родиной и не предают ее по первому зову из-за кордона» [4, с.321]. Исследователи патриотизма В.О. Зверев и А.А, Морозов отмечают, что «связанность с родиной, уважение к истории и традициям, а также признание достижений народа в прошлом и настоящем составляют основу понимания государственного патриотизма» [5, с.68]. Не остаются в стороне и видные политические деятели нашей страны. По мнению В. В. Путина, настоящий патриотизм — это «глубокое осознание личной причастности к судьбе страны, гражданская ответственность и стремление посвятить России, своим согражданам свой талант, готовность всегда быть со своей Родиной и в минуты торжества, и в периоды испытаний и невзгод» [7, с.202]. Д. А. Медведев рассматривает патриотизм как одну из основных ценностей российского народа. По его мнению, патриотизм представляет собой «веру в Россию, глубокую привязанность к родной земле и нашей великой культуре» [8].
Психологи, занимающиеся исследованием патриотизма, озадачились изучением природы личностного патриотизма. Эрих Фромм выделял две основные формы патриотизма: низший и высший патриотизм. Он говорил, что низший патриотизм основан на националистических убеждениях, которые часто приводят к исключению и ввязыванию в конфликты с другими нациями. Фромм считал, что такой патриотизм основан на страхе и агрессии, а не на истинной любви к своей стране. С другой стороны, он смотрел на высший патриотизм как на форму патриотизма, основанную на здоровых личностных ценностях и принципах. Для него высший патриотизм предполагает активное участие граждан в развитии и улучшении своей страны, а не просто слепое следование ее правительству. Фромм считал, что высший патриотизм связан с осознанием своих личных ответственностей и решимости делать позитивные изменения в своей стране [11].
Джонатан Хайдт, американский социальный психолог вводит термин «личностный патриотизм» в своей книге "The Righteous Mind: Why Good People are Divided by Politics and Religion" ("Праведный разум: почему хорошие люди разделяются политикой и религией"), где он анализирует и объясняет моральные основания политических убеждений. Личностный патриотизм, по словам Хайдта, — это патриотическое чувство, которое основывается на личных и эмоциональных связях с определенным сообществом или группой людей. Он отличается от национального патриотизма, который связан с приверженностью к стране. Здесь фокус смещается на индивидуальные связи и идентификацию с конкретным сообществом, а не с абстрактными понятиями, связанными с границами государства. Личностный патриотизм играет важную роль в формировании политических убеждений и объяснении разделений между людьми на политическом и религиозном уровне [13].
П.М. Якобсон, широко исследовал концепцию патриотизма с личностной точки зрения во многих своих трудах. По мнению П.М. Якобсона, патриотизм служит проявлением глубоких эмоциональных и интеллектуальных связей, привязывающих человека к своей родине или национальности. Он постулировал, что патриотизм находит свою основу как в личной, так и в коллективной идентичности. Человек, который соотносит свою идентичность с конкретной страной или нацией, культивирует чувство принадлежности и привязанности к историческим, культурным, традиционным и моральным аспектам своей Родины. Это чувство преданности и привязанности играет центральную роль в формировании чувства самоидентичности человека.
Более того, патриотизм олицетворяет чувство долга человека перед своей страной, воспитывая склонность активно способствовать ее прогрессу и процветанию. Джейкобсон придерживался убеждения, что патриотизм не только помогает развитию объективного и субъективного восприятия человеком своей родины, но также мотивирует активное участие в делах страны, устраняя разногласия и конфликты на основе общих ценностей. В научных работах Якобсона становится очевидным, что патриотизм — это внутренняя черта характера личности, способная принимать различные формы выражения [12].
Л.И. Божович, тщательно исследовала концепцию патриотизма с личностной точки зрения. Она заключила, что личный патриотизм играет жизненно важную роль в развитии личности человека и установлении его системы ценностей. Кроме того, личностный патриотизм воспитывается и поддерживается посредством образования, воспитания и общественной практики.
Л.И. Божович выступала за интеграцию патриотического воспитания в образовательные программы для повышения патриотических чувств и индивидуальной ответственности перед своей страной. В целом, она подчеркивает значение личного патриотизма как катализатора формирования и эволюции личности, признав его роль в воспитании гармоничных отношений между личностью и Родиной. Личностный патриотизм способствует глубокой преданности ценностям, отстаиваемым своей страной, и пониманию важности их защиты и развития. Это стремление помогает поддержать индивидуальное самоопределение и развитие идентичности [2].
Российский исследователь патриотизма, психолог, А.В. Потемкин пишет: «Основываясь на методологии целостно-функционального подхода, мы предлагаем следующее определение психологической сущности патриотизма: это свойство личности, т.е. совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к реализации социально значимых ценностей, идеалов и убеждений, связанных с защитой Родины и ее интересов» [9, с.40].
Проанализировав работы по исследованию сущности русского патриотизма можно прийти к выводу, что патриотизм можно рассматривать как комплексное психологическое состояние и свойство личности, которое проявляется в чувстве идентификации с Родиной и глубокой привязанности к своей стране, ее ценностям, культуре и истории. Вот некоторые аспекты психологической сущности патриотизма:
1) эмоциональная привязанность: патриотизм основан на эмоциональной связи между личностью и родиной. Это может включать гордость, привязанность, принадлежность, любовь и заботу о своей стране. Однако, эмоциональная привязанность может быть различной для каждого человека, в зависимости от их опыта, ценностей и жизненного пути.
2. Идентификация и самоидентификация: патриотизм часто связан с идентификацией с родиной и ее культурой. Личность воспринимает себя как часть коллективной истории, традиций и ценностей своей страны. Это может помочь укрепить чувство принадлежности и уникальности своего народа.
3. Гражданская ответственность: патриотизм может иметь связь с готовностью личности брать на себя ответственность за благополучие своей страны и ее сообщества. Это может проявляться в активном участии в общественной жизни, вкладе в развитие и процветание страны, соблюдении законов и правил, а также защите интересов общества.
4. Забота о будущем: патриотизм может включать в себя заботу о будущих поколениях и стремление создать лучшее будущее для своей страны. Личность, проявляющая патриотизм, может быть мотивирована желанием сохранить и улучшить положение своей страны, развить ее потенциал и обеспечить стабильность и процветание для будущих поколений.
И если говорить о патриотизме, как о личностной характеристике россиянина, то можно выделить определенные аспекты, присущие непосредственно гражданам России:
1. Глубокая привязанность к России: патриотизм, как личностная характеристика россиянина, выражается в сильном чувстве привязанности и принадлежности к своей стране. Это может проявляться в глубокой любви к России, гордости за ее историю, культуру, достижения и природные богатства.
2. Защита и поддержка интересов России: российские патриоты испытывают сильное стремление защищать и поддерживать интересы своей страны. Они готовы проявлять гражданскую ответственность, участвовать в общественной жизни, защищать национальные ценности и содействовать развитию России.
3. Верность и приверженность: патриотизм россиян отражает верность и приверженность своей стране. Они могут быть лояльными к своему народу, правительству и символам страны, таким как флаг и гимн. Это может проявляться в уважении к государственным институтам и выполнении гражданских обязанностей.
4. Идентификация с российской культурой: россияне-патриоты идентифицируют себя с российской культурой и традициями. Они ценят художественное наследие, литературу, музыку и народные обычаи, которые формируют основу культурного самосознания российского народа.
Однако следует помнить, что патриотизм — это индивидуальная характеристика каждого человека, и его выражение и восприятие могут варьироваться у различных россиян в зависимости от их уникального опыта, а также социального и культурного контекста.
Список литературы:
- Аксенов, В. «Война патриотизмов продолжается по сей день». Историк Аксенов — о разных лицах «любви к родине» / В. Аксенов. — Текст : электронный // fontanka.ru : [сайт]. — URL: https://www.fontanka.ru/2023/05/12/72300152/ (дата обращения: 22.09.2023).
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 465с.
- Волков И. Не быть иностранцами в своем Отечестве // Ориентир. – 1998. – № 3. – С. 7–9.
- Гончаров, В.Н., Филиппов, В.Н. Философия образования в условиях духовного возрождения России. – Барнаул: БГПУ. – 1994. - 321 с.
- Зверев В.О., Морозов А.А. Патриотизм как нравственная ценность в политике России и социальных концепциях религиозных объединений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С. 67-70.
- Лавринович, Н. А. Патриотическое воспитание юных петербуржцев в процессе осуществления проекта «Блокадный код Ленинградской Победы» / Н. А. Лавринович, Д. А. Кузнецова // Сборник статей II Всероссийского научно-исследовательского конкурса, Пенза, 15 июня 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 136-140.
- Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности / А. В. Абрамов, С. П. Поляков, Н. Н. Дубинина [и др.]. – Москва : Московский дом национальностей, 2015. – 368 с.
- Послание президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г.. — Текст : электронный // garant.ru : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/194176/ (дата обращения: 22.09.2023).
- Потемкин, А. В. Новые методы диагностики патриотизма / А. В. Потемкин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 4(28). – С. 39-42.
- Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского образования : Аатореф. дисс. …дра пед. наук. – М., 2001. – С. 37.
- Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм. — Эксклюзивная классика. — Москва : АСТ, 2019. — 528 c.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон.– М.: Просвещение, 1966. – 268с.
- Haidt, J. The Righteous Mind: Why Good People Are Divided by Politics and Religion / J. Haidt. — New York : The New York Times Book Review, 2013. — 528 c.
дипломов
Оставить комментарий