Статья опубликована в рамках: LXXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2024 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Современные технологии в педагогической науке
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE DEVELOPMENT OF INTEREST IN ARTISTIC WORKS
Alena Kondratyeva
Manager of the branch of the MBDOU kindergarten "Detstvo" - kindergarten No. 40/228,
Russia, Yekaterinburg
Elena Onyanova
Educator of the branch of the MBDOU kindergarten "Detstvo" - kindergarten No. 40/228,
Russia, Yekaterinburg
Evelina Ganieva
Educator of the branch of the MBDOU kindergarten "Detstvo" - kindergarten No. 40/228,
Russia, Yekaterinburg
Lyudmila Lyushkova
Educator of the branch of the MBDOU kindergarten "Detstvo" - kindergarten No. 40/228,
Russia, Yekaterinburg
АННОТАЦИЯ
Цель статьи – исследовать подходы к развитию у дошкольников интереса к художественным произведениям в процессе их духовно-нравственного воспитания. Опираясь на анализ положений государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и личный педагогический опыт, авторы обосновывают идею поэтапного формирования духовно-нравственного «каркаса» личности дошкольника в опоре на художественные произведения. Авторы приходят к выводу, что пошаговое проживание детьми вместе с литературными персонажами различных ситуаций нравственного выбора позволяет дошкольникам в «щадящем режиме» переживать и познавать широкий спектр эмоций и чувств, значимых для их духовно-нравственного взросления и развития, формировать систему нравственных представлений и вырабатывать навыки самостоятельного духовно-нравственного поведения.
ABSTRACT
The purpose of the article is to explore approaches to the development of preschool children's interest in works of art in the process of their spiritual and moral education. Based on the analysis of the provisions of state policy in the field of spiritual and moral education, the federal state educational standard of preschool education and personal pedagogical experience, the author substantiates the idea of a phased formation of the spiritual and moral «framework of a preschooler's personality based on artistic works. The author comes to the conclusion that step-by-step living by children together with literary characters of various situations of moral choice allows preschoolers in a «gentle mode» to experience and learn a wide range of emotions and feelings significant for their spiritual and moral maturation and development, to form a system of moral ideas and develop skills of independent spiritual and moral behavior.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; дошкольники; интерес; художественные произведения.
Keywords: spiritual and moral education, preschool children, interest, artistic works.
В последние годы в связи со сложным геополитическим кризисом, который переживает наша страна, повышенное внимание на всех уровнях управления обществом, и в том числе на уровне управления системой дошкольного образования в России, уделяется повышенное внимание вопросам формирования и развития духовно-нравственных основ личности. В 2022 г. Президентом Российской Федерации был издан указ, посвященный этим вопросам и ориентирующий и государство, и общество в России на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1].
Очевидно, что привитие и укоренение духовно-нравственных ценностей, имеющих большую значимость для нашего социума, невозможно вне системы дошкольного воспитания. Именно в системе дошкольного образования сегодня должен создаваться базис для дальнейшего личностного развития человека, формируются те его духовно-нравственные основы, на которых в дальнейшем по мере взросления у него будут надстраиваться все прочие мировоззренческие, поведенческие и оценочные конструкты.
В разработанном в 2009 г. проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [3] отмечается, что «пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности» [3, с. 6].
В соответствии с таким пониманием становится очевидным, что чем раньше будет начата работа по формированию духовно-нравственных ценностей детей и чем последовательнее она будет проводиться в рамках всей вертикально интегрированной системы образования Российской Федерации, тем более качественный личностный результат можно получить на выходе ребенка из системы образования во взрослую социальную жизнь.
Не случайно, ключевой руководящий акт – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ставит перед педагогическим сообществом в системе дошкольного образования России в качестве одной из ключевых задач «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения» [2] (пп. 5 п. 16). Как следует из текста ФГОС ДО, такая интеграция образовательной и воспитательной деятельности в дошкольных образовательных организациях на основе духовно-нравственных ценностей должна осуществляться не произвольно, а исключительно в интересах человека, семьи, общества [2] (пп. 5 п. 16).
Период дошкольного детства – это благодатное время для формирования основ и базиса для дальнейшего развития всех ключевых компонентов духовно-нравственного «каркаса» личности ребенка, включающего в себя духовно-нравственные чувства, духовно-нравственную позицию и духовно-нравственное поведение (рисунок 1).
Рисунок 1. Духовно-нравственный «каркас» личности дошкольника
Вся система дошкольного воспитания должна быть направлена на формирование духовно-нравственного «каркаса» личности дошкольника, поскольку никогда в дальнейшем у педагогов не возникнет более благоприятной возможности для этого, т.к. именно в возрасте до 7 лет личность ребенка наиболее пластична и наиболее подвержена воспитательному педагогическому воздействию. Правильно и своевременно сформированный в дошкольном детстве духовно-нравственный «каркас» личности ребенка имеет огромную значимость: далее, по мере взросления ребенка, его можно развивать, укреплять, наращивать. Однако это сложно, а в некоторых случаях и невозможно сделать, если «каркас» вовремя не сформирован.
У педагогов дошкольных образовательных организаций есть фактически только два основных пути помочь детям сформировать духовно-нравственный «каркас» их личности – через рассмотрение личных жизненных ситуаций (например, ситуаций взаимодействия со сверстниками, родителями, другими значимыми взрослыми и пр.) и через сочувствие и сопереживание другим людям, литературным и сказочным героям в их жизненных обстоятельствах. Первый путь эмоционально более травматичен, поскольку здесь опыт проживания духовно-нравственных эмоций (как плохих, так и хороших) и понимания духовно-нравственных аксиом происходит у детей «по живому». Кроме того, не все жизненные ситуации, значимые для воспитания духовно-нравственных чувств детей, педагог имеет возможность смоделировать или использовать в педагогическом процессе.
Именно поэтому основным и главным в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников, формировании их духовно-нравственного «каркаса» должен быть второй путь, в рамках которого дети получают возможность в «щадящем режиме» пережить и понять широкий спектр эмоций и чувств, значимых для их духовно-нравственного взросления и развития.
Важнейшую роль в этом процессе должны играть в дошкольном детстве художественные произведения. Как писал М.М. Бахтин, каждое художественное произведение – это сказанное писателем или поэтом «слово о мире» [4, с. 4]. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны стремиться развивать интерес детей к художественным произведениям, причем этот интерес не должен быть умозрительным: его не следует сводить к освоению дошкольниками некоторого ряда отвлеченных нравственных понятий и максим. Пробуждать у детей интерес к художественным произведениям педагогам следует через эмоции и с целью проживания широкой гаммы духовно-нравственных чувств.
В этой связи можно говорить о том, что и процесс развития интереса дошкольников к художественным произведениям, и процесс их духовно-нравственного воспитания должны строиться по единому алгоритму (рисунок 2).
Сперва дети под руководством педагога должны получить опыт переживания широкого ряда разнообразных духовно-нравственных эмоций (плохо, хорошо, стыдно, радостно, весело, грустно, благородно, подло и т.д.) в ситуациях чтения, слушания, самостоятельного разыгрывания сцен из художественных произведений, в т.ч. по ролям.
Рисунок 2. Этапы формирования духовно-нравственного «каркаса» дошкольников
Затем на этой первичной эмоциональной основе педагог должен проводить работу по выработке у дошкольников социально значимых духовно-нравственных чувств – чувства ответственности, совести, доброты, взаимопомощи, гражданственности, патриотизма и т.д.
Для того, чтобы оказалось возможным пробудить у дошкольников духовно-нравственные эмоции и в дальнейшем сформировать систему духовно-нравственных чувств, педагогам ДОО следует проводить тщательный отбор художественных произведений, на материале которых дети будут получать первичный опыт проживания различных жизненных ситуаций. Такие произведения должны получать живой эмоциональный отклик у детей, а литературные ситуации, которые будут класться в основу воспитательного процесса, должны заключать в себе для дошкольников определенного возраста эмоциогенный потенциал. Если говорить проще, они должны вызывать у малышей естественные эмоции радости, огорчения, сочувствия, злости и пр.
Важно, чтобы ситуации, включаемые из художественных произведений в процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников, были однозначными по своему этическому модусу, и детям могли интуитивно понять, кто из героев плохой, кто поступает хорошо и на чьей стороне добро или зло.
Постепенно, по мере того как у детей будет накапливаться первичный опыт проживания духовно-нравственных эмоций и чувств, педагогам следует переходить к формированию второго элемента духовно-нравственного «каркаса» личности дошкольников – их духовно-нравственной позиции. Материал художественных произведений в этой работе также должен быть одной из главных опор в воспитательной работе. Прочитывая, прослушивая и проигрывая ситуации из художественных произведений, дети по мере взросления должны учиться не только проживать ситуации вместе с героями, но и осознавать и объяснять, кто из персонажей поступает правильно и почему, кто делает плохо и как это может сказаться на нем и других, какие правила общежития важны и почему их не следует нарушать и пр. Посредством такого анализа у детей постепенно будут вырабатываться основы твердой нравственной позиции – умение не только сочувствовать хорошему и эмоционально протестовать против плохого, но и способность четко различать добро и зло, низменное и высокое, благородное и подлое, честное и лживое и пр., готовность действовать в соответствии со своей духовно-нравственной позицией.
Третьим и обязательным этапом формирования духовно-нравственного «каркаса» у детей в дошкольном детстве должно быть научение их основам нравственного поведения – уважительного отношения к окружающим, бережного поведения по отношению к природе, послушания, умения помочь словом и делом другим в трудной ситуации и т.д. Выработка этих поведенческих умений должна происходить на основе формируемых у детей навыков переживания духовно-нравственных эмоций и чувств и навыков формулирования своей духовно-нравственной позиции.
Опорой в этой работе для педагога ДОО также могут служить художественные произведения из числа детской литературы, поскольку большинство таких произведений позволяют дошкольникам примерять на себя разные модели поведения героев. Педагогу целесообразно использовать элементы театрализации и вовлекать малышей в разыгрывание по ролям эпизодов из сказок, рассказов, детских пьес с тем, чтобы дети, действуя от лица персонажей в ситуациях, требующих нравственного выбора, учились личностному пониманию того, какое поведение соответствует основам нравственности и духовности, а какое – противоречит и потому должно быть изменено.
Итак, резюмируя сказанное, можно констатировать, что духовно-нравственное воспитание детей – это длительный, поэтапный процесс. Начало ему должно быть положено в период дошкольного детства, когда малыши наиболее восприимчивы к педагогическому воздействию. Именно в дошкольном возрасте следует формировать духовно- нравственный «каркас» личности ребенка, основу которого составляют духовно-нравственные чувства, духовно-нравственная позиция и духовно-нравственное поведение. В этой работе большую помощь педагогу могут оказать художественные произведения, знакомясь с которыми дети получают возможность менее травматично, чем через личный непосредственный опыт, в «щадящем режиме» переживать и познавать широкий спектр эмоций и чувств, значимых для их духовно-нравственного взросления и развития. Вызывать интерес дошкольников к художественным произведениям нужно последовательно – от проживания эмоций вместе с героями историй и постижения ими того, почему то или иное поведение является правильным, до научения детей навыкам самостоятельного духовно-нравственного поведения.
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. № 265.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. 29 c.
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.
дипломов
Оставить комментарий