Статья опубликована в рамках: LXXII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 июля 2023 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Быстрый темп современной жизни и скорые изменения в ней выдвигают педагогам и родителям одну из важнейших задач – подготовить детей-дошкольников к жизнедеятельности в быстро трансформирующемся мире. Одной из задач Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является организация благоприятных условий формирования творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка-дошкольника.
Мыслить - это значит узнавать что-то новое, неизвестное, отыскивать связи и отношения между неведомым и известным, раскрывать всеобщие законы, свойственные всем предметам и явлениям. Вероятность для обобщенного познания заложена в самой вселенной, так как все явления и предметы обладают общими свойствами и качествами, а их существование определено всеобщими законами жизни.
По мнению Н.А. Ветлугиной необходимо, мотивировать детей дошкольного возраста к выполнению творческих поручений, ведь создавая и творя, малыш учится контактировать с окружающей действительностью, видеть ее красоту, замечать нюансы и мелочи.
В свою очередь Д.Б. Богоявленская выдвинула определение творческого мышления, это способности личности принимать созидательные решения, создавать и принимать принципиально новые идеи.
Н.А. Минаева, в свою очередь предложила следующее определение творческого мышления, по ее мнению, это познавать и удивляться, умение разыскивать ответы на вопросы в нестандартных ситуациях, это нацеленность на узнавание чего-то нового и способность к абсолютному пониманию своего опыта.
Работая с различными материалами, узнавая их особенности и специфику, у дошкольников формируется образное мышление. Много радостных минут приносит дошкольникам рисование, так как именно в отражении окружающей действительности происходит его исследование. Тем не менее, стандартных комплектов изобразительных материалов и традиционных методов рисования всегда достаточно для формирования творческих способностей дошкольников, пишет Д.Б. Богоявленская.
Очень часто педагоги сталкиваются с проблемой, что дети боятся рисовать, так как им кажется, они не умеют, пишет М.В. Водинская. Не каждый малыш приходит в этот мир, чтобы стать великим художником, не каждому ребенку дана способность владеть карандашом или кистью, кому-то сложно выразить себя в линиях.
Впоследствии это влечёт за собой негативное отношение ко всему процессу рисования, а, как следствие, ведёт к росту ребенка неуверенности в себе. По мнению автора, разрешить данную проблему помогает использование нетрадиционных способов рисования. Использование нетрадиционной техники рисования формируют не только творческие способности ребенка, но и дают возможность им пробовать, думать, искать, экспериментировать, а самое важное, самовыражаться. Ведь не так неважно на чём и чем рисовать, а уж фантазии у современного ребенка предостаточно.
В.Н. Дружинин, в свою очередь считал, что творческие способности это один из компонентов общей структуры личности. Они содействуют формированию личности дошкольника в целом. Как считают выдающиеся российские психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие, началом развития творческих способностей являются общие способности личности.
Академик Б.М. Теплов, в свою очередь разделял способности и задатки. Задатки, по его мнению, это физиологические, врожденные особенности человека, которые являются основой развития способностей. Так, автор пишет, что первая группа заключает в себе природные задатки и личные особенности, обусловливающие развитие творческой личности.
Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется бурным формированием воображения, определенным усиленным процессом приобретения многосторонних знаний и их применения на практике.
На современном этапе развития образования педагоги и психологи разработали методические рекомендации и программы по формированию детского творчества в изобразительной деятельности (Т.С.Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Н. Давыдова, Е.В. Котова и др.). Но, несмотря на доступность в применении данных рекомендаций, воспитатели затрудняются в определении причин холодного отношения дошкольников к изобразительному творчеству.
Это, в свою очередь, усложняет выбор форм организации дошкольников, приемов и методов, устремленных на формирование детского творчества, на развитие у детей интереса в качественных результатах собственной творческой деятельности.
По мнению Р.Г. Казаковой, на современном этапе развития образования наблюдается появление разнообразных и новых техник изобразительного искусства, дающих возможность раскрыть творческие возможности на занятиях по изобразительной деятельности и дающие дошкольнику большое количество вариантов для самовыражения. Немаловажное условие в обеспечении созидательного подхода в решении изобразительных задач — это необходимость изучить технику рисования.
По мнению Е.В. Котовой, чем больше мастерства в руке ребенка, тем безупречнее функции нервной системы. Т.С. Комарова уточняет данную мысль, что исходя из многообразия приемов в изобразительной деятельности и с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, рациональным является необходимость обогащения техники рисования дошкольниками.
Это может быть достигнуто через многообразие способов работы с уже известными карандашами и красками, при применении новейших материалов, а также вследствие использования в одном изображении разнообразных техник и материалов.
На наш взгляд одним из эффективных методов развития творческого мышления будет арт-терапия. По мнению Д. Мэрфи арт-терапия предполагает наличие методов и приемов воздействия на творческую активность человека в процессе терапевтического воздействия, в ходе лечения психологических расстройств, а также в процессе психокоррекции и реабилитации.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, выделили задачи арт-терапии (А.И. Копытин): д
Л.Д. Лебедева в свою очередь выделила условия организации занятия арт-терапией: безопасность в процессе организации арт-терапии; отсутствие элемента оценивания творчества и художествно-эстетического аспекта; конфиденциальность результатов арт-терапии; установление партнерских взаимоотношений участников арт-терапевтического процесса; самостоятельный выбор средств, материалов, способов действий, сюжетов в процессе арт-терапии; директивный подход в процессе организации арт-терапии.
В свою очередь автор выделил формы организации арт-терапии. Индивидуальная форма арт-терапевтического консультирования. В ходе этой формы используются средства визуальной коммуникации, такие как рисунки, аппликации, лепка, коллажи, композиции из песка и пр. Работа проходит один на один коуча и клиента. Групповые формы организации арт-терапии, предполагают работу в группах по 3-5 человек. Семейная арт-терапии, работа предполагает консультирование всей семьей, в ходе работы используются изобразительные средства, в процессе которой и происходит коррекция семейных взаимоотношений.
Таким образом, в ходе работы проанализировали задачи, условия и формы использования атр-терапии для развития творческого мышления детей.
Список литературы:
- Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 2017.
- Захарова, О.Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях / О.Г. Захарова // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 25-29.
- Минаева, Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования / Н.А. Минаева // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 105-107.
дипломов
Оставить комментарий