Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2023 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В КАЗАХСКОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
FOLK TALES IN THE EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE KAZAKH RURAL SCHOOL
Umirbek Dzhusupov
Honorary Director, Author's school No. 6,
Kazakhstan, Khantagy
Akmaral Issayeva
Doctor of Biological Sciences, Professor, Shymkent University,
Kazakhstan, Shymkent
АННОТАЦИЯ
Восточное воспитание характеризуется уважением и почитанием старшего поколения. Старейшины рода передают свой опыт и национальные традиции подрастающему поколению. Влияние огромного потока разно культурной информации постепенно приводит к изменению психологии поведения у казахских школьников и, как следствие, к переориентации семейных и национальных ценностей. В такой ситуации важная роль отводится народным сказкам как элементам этнопедагогических приемов воспитания. В этой связи, целью данного исследования было изучение роли народных сказок в воспитании младших школьников в одной из сельских школ юга Казахстана. Показано, что особенность традиционного казахского воспитания, сохранившаяся в сельской местности, позволяет привлекать местное население к образовательно-воспитательному процессу школьников путем организации школьных кружков по изучению народных ремесел и театральных постановок народных сказок.
ABSTRACT
One of the differences of Oriental education is the respect and reverence of the older generation. Elders pass on their experience and national traditions to the younger generation. A huge flow of different cultural information gradually leads to a change in the psychological behavior of Kazakh schoolchildren and, unfortunately, to a reorientation of family and national values. In this situation, the role of national traditions is important, where folk tales are given a special place as elements of ethnopedagogic education. The purpose of this study was to study the role of folk tales in the education of younger schoolchildren in one of the rural schools of Kazakhstan. It is revealed that the peculiarity of traditional Kazakh upbringing, preserved in rural areas, allows the local population to be involved in the educational process of schoolchildren by organizing school circles for the study of folk crafts and theatrical productions of folk tales.
Ключевые слова: сельская казахская школа, воспитание школьников, этнопедагогика, народные сказки, национальные традиции.
Keywords: rural Kazakh school, education of schoolchildren, ethnopedagogy, folk tales, national traditions.
В становлении личности важная роль принадлежит возрождению национальной культуры, восстановлению утерянных национальных ценностей. Темпы возрождения зависят от того, как молодое поколение будет воспринимать свою национальную принадлежность, от его национальной гордости, понимания важного значения развития родной культуры, его стремления к росту уровня культуры. Особенностью восточного, в т.ч. казахского воспитания является уважение и почтение к старшему поколению. Передаваемая подрастающему поколению мудрость и знания, обычно, основываются на многолетнем опыте взаимоотношения аксакалов (дословно: ак-белый, сакал- борода, старейшины) с окружающим миром. Но в стремительно развивающееся время с ужесточенными требованиями к становлению конкурентоспособных молодых специалистов, обычной житейской мудрости аксакалов становится недостаточно. В такой ситуации важная роль отводится школьному учителю как источнику новых знаний и проводнику в новые области познания.
Сказка является комплексным средством развития ребенка [1]. Сказки оказывают влияние на эстетическое развитие детей, на развитие мышления ребенка, внимания, памяти и речи [2]. Сказка – это удивительное по силе психологического и воспитательного воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития самосознания субъектов образовательной среды. Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки привлекли внимание психологов и педагогов) и используются с максимальной пользой. Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а также метких и поучительных пословиц и поговорок [3]. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов [4]. Сказки таят в себе огромную воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных понятий. Слушая сказку, ребенок всегда отождествляет себя с главным героем, сопереживает его приключениям, вместе с ним проявляет доброту, смекалку, благородство, учится быть смелым, трудолюбивым, находчивым, видит необходимость делать добрые дела. В сказках любого народа обычно ярко показываются те черты характера героя, которые сближают его с национальным характером. Проанализировав систему ценностей казахских сказок, можно сделать вывод о том, что в большинстве сказок отражены лучшие черты народа: доброта, трудолюбие, милосердие, безграничная преданность народу и родине. Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные плоды, помогая ребенку в сложном процессе социализации. Традиционная казахская практика воспитания детей убедительно доказали педагогическую ценность сказок, поэтому знакомство с народными сказками должно, на наш взгляд, обязательно входить в систему начального образования.
В этой связи, целью данного исследования было изучение возможности использования сказок как элемента этнопедагогики при обучении младших школьников в одной из сельских школ юга Казахстана.
Объект и методы исследований
Объектом исследования является авторская школа №6, расположенная в поселке Хантагы, вблизи г.Кентау на юга Казахстана.
В исследовании использовались такие методы, как проблемная ситуация; метод ретроспективы; педагогический эксперимент, состоящий из подготовительного, констатирующего, поисково-формирующего и контрольного этапов, включающих педагогическое наблюдение, беседы, первоначальный, текущий и итоговые замеры, фиксацию степени усвоения материла, соответствия его возрастным особенностям восприятия детей. Кроме того были использованы такие педагогические методы как методы словесного воздействия: сказки; методы наглядного воздействия.
В воспитании школьников в казахской сельской школе использованы приемы этнопедагогики как народные сказки, наставления и назидания, личный пример старших, подражание.
Результаты исследований и их обсуждение
Авторская школа №6 стала экспериментальной площадкой для разработки и внедрения инновационных идей в обучении и воспитании школьников, в организации которой важную роль сыграли педагогический коллектив щколы и местное население поселка. В контексте использования этнопедагогических методов воспитания хотелось бы отметить их роль в театрализации ряда казахских сказок, где актерами выступали как родители, так и учащиеся школ. Так, например, после знакомства с серией сказок про Алдар-Косе –безбородого бедняка, обманывающего богатых, ученики младших классов знакомятся с понятиями алчности и жадности, трудолюбии и лени. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей: для девочек – это умница, рукодельница, а для мальчиков –смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий родину. С целью привития младшим школьникам умений и навыков в национальных ремеслах, в школе был организован кружок, где бабушки показывают основы ковроткачества, курак (пэчворка), валяния кошмы, вязания и т.д. В передаче знаний о традиционном укладе казахов важная роль принадлежит фольклорно-этнографическому ансамблю бабушек и снох «Когалы-ай» (перевод с каз. «тростник»), где руководитель Сурамысова Суксыр не только обучает азам этнографического искусства, но и компетентностным основам поведения казахских девушек. Уроки сопровождаются не только наставлениями, но и зачастую, пением национальных песен или рассказыванием сказок и назиданий. Необходимо отметить, что сказка не дает прямых наставлений детям: «Трудись!», «Слушайся родителей!», «Уважай старших!», «Люби свою Родину!», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Трудолюбие, старательность, добросовестность – отличительные черты положительных героев казахских народных сказок, и наоборот, отрицательные персонажи характеризуются чаще всего как ленивые, неумелые. Но современные условия жизни, рыночные отношения и постепенное изменение восточной психологии у казахской молодежи привели к тому, что у части молодого поколения первостепенную важность начинают принимать жажда быстрой наживы, легкой жизни, отказ от национальных традиций. Как следствие, отмечается рост одиноко живущих стариков и брошенных детей. К сожалению, этот факт постепенно становится обычным явлением, нехарактерным для казахской культуры и воспитания. Для сохранения национальных духовных ценностей в младших классах предлагается совершить экскурсию в мир сказок. Авторские художественные сказки более образны. При этом народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские сказки дополняют его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. В рамках современной образовательной системы следует использовать не только народные или авторские сказки, но и специально созданные сказки, предназначенные для использования в деятельности педагога. Например, при изучении первой буквы алфавита «А» можно рассказать про архара (горного козла), который часто приходил в аул (казахское село), потому что очень любил пить воду из арыка (канава) или рассказать об асыках (национальная игра в кости). При изучении буквы «Б» рассказать о таком национальном продукте как бауырсак (жаренные кусочки теста). Какое значение имеет слово бауырсак? Слово «бауырсак» означает родной, близкий. Можно придумать сказку про путешествия бауырсака, который любил ходить в гости к друзьям и родственникам.
Таким образом, символическое пространство сказки - это игровое поле для ребёнка, в котором он растёт и развивается, формируя у себя необходимые базовые навыки, способности для взаимодействия с миром. В казахских народных сказках школьник воспитывается в уважении к старшим и мудрым членам семьи, к коммуникациям в обществе. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться жить в ней.
Список литературы:
- Loukia, N. (2006). Teaching Young Learners through Stories: the Development of a Handy Parallel syllabus, the Reading Matrix, 6(1), 25-40.
- Jing Z. (2006). Feeling the Charm of Folk Stories [J] Early Childhood Teaching Research, February, 1
- Xiaoying X. (2017). Service Growth: Folk Story into Kindergarten [J], April,1
- Huiyu G.(2018). A Study on the Educational Strategy of Using Folktales in Kindergarten. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 264, pp 757-760. 5th International Conference on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS 2018)
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий