Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2023 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогика высшей профессиональной школы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КРЕАТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РОЛЬ В НЁМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы системы художественного образования на подготовительном отделении, а также анализируется влияние личных педагогических качеств преподавателя на процесс обучения.
Ключевые слова: образование, педагогическое мастерство, преподаватель, учащийся, способности, творчество.
С развитием академической школы обучения требования к целям и задачам образования приобретают системный и инновационный характер, что происходит в условиях глубоких преобразований в разных сферах общественной жизни. В связи с этим возрастает необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, способного осмыслить, проанализировать и в будущем разумно преобразовывать в своей практической деятельности окружающий мир. Эта важная педагогическая задача имеет ярко выраженную гуманистическую направленность. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целеустремлённое, правильно организованное обучение даёт возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных способностей, формирование которых следует начинать на ранних стадиях развития личности. Таким образом, возрастает роль учителя в развитии креативности, творческой индивидуальности учащегося. Существенное значение в этом процессе занимает изобразительное искусство, преподавание которого в качестве творческой дисциплины является наиболее эффективным средством воспитания и развития, поскольку становятся благородными чувства, тренируется мозг, просыпаются творческие силы учащегося, активизируется его воображение, восприятие и фантазия.
Эффективность занятий изобразительным искусством зависит от преподавателя, его личности, увлечённости, способности принимать участие в сотворчестве. Поэтому одной из актуальных задач художественного воспитания является реализация принципа соединения педагогического руководства с развитием активности ученика, его самостоятельности, креативности.
Существует неоднозначность в понимании способностей к творчеству, но общим является то, что эта способность видится в создании нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, которые активизируют творческую продуктивность. Именно это называют креативностью.
Развитие креативности учеников в процессе художественного воспитания будет успешно осуществляться, когда основой педагогического воздействия на всех этапах обучения будет принцип, который определяет развитие человечества, – творчество. При этом необходимо тесное соединение обучения изобразительному искусству с другими учебными дисциплинами гуманитарной направленности, что, несомненно, усилит воспитательный потенциал гуманистического воздействия на личность и станет основой её гармонического развития.
Насчёт роли творчества в деятельности преподавателя высказывается Д.И. Водзинский: “Исходным началом творчества, его фундаментом, является педагогическое мастерство – комплекс знаний и свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самореализации профессионально-педагогической деятельности” [1, с.199]. Далее Д.И. Водзинский определяет ряд таких общеобразовательных компонентов педагогического мастерства, как гуманистическая направленность, коммуникативные способности, перцептивные способности, динамизм личности, эмоциональная устойчивость, креативность, педагогическая техника, культура. Данные компоненты являются ориентирами как для преподавателей творческих дисциплин, так и для педагогов других предметов (естественнонаучных, гуманитарных и др.).
Исходя из выше сказанного, следует отметить, что интересы преподавателя, его ценности и идеалы, которые имеют гуманистическую направленность, являются ориентиром образования и воспитания учеников, а в дальнейшем, возможно, их жизненным кредо. Важным является высокий профессиональный уровень знания предмета и методики его преподавания. Для педагога, который занимается преподаванием таких дисциплин, как “Рисунок” или “Живопись”, существенным является его творческая деятельность, например создание профессиональных живописных, графических либо скульптурных произведений и систематическое участие в художественных выставках различного уровня (республиканских, международных и др.). В итоге активная творческая деятельность помогает преподавателю, во-первых, поддерживать надлежащий профессиональный уровень, во-вторых, иметь со стороны учеников определённое уважение. Замечено, что когда преподаватель имеет у учащихся авторитет творца-профессионала, то ученики более внимательно относятся к замечаниям, правкам и предложениям, проявляют большую мотивацию при выполнении заданий. В связи с этим следует добавить, что сформировать ученика как творческую личность может только тот учитель, который сам трудится творчески и который способен создать учебную систему проблемных задач, решение которых будет содействовать развитию творческого мышления учеников. Для преподавателя является важным знание педагогики и психологии, которые непосредственно помогают традиционными средствами обучения оптимизировать учебный процесс. Это те науки, которые позволяют педагогу проводить занятия профессионально и эффективно. Важным компонентом педагогического мастерства является коммуникативность, которая дает возможность людям наладить доброжелательные отношения, и это качество особенно важно для педагога. Интересно, что когда преподаватели проявляют приверженность и товарищество по отношению к своим коллегам либо ученикам, то это создаёт позитивную атмосферу в коллективе, способствует нормальному и продуктивному проведению занятий. Педагог-творец также должен владеть способностью профессиональной наблюдательности и педагогической интуиции, что непосредственно помогает налаживать правильный контакт с учениками. Часто учащимся, особенно начинающим, бывает неизвестно, как подготовить средства для выполнения заданий, наладить рабочее место. Или на занятиях по рисунку ученик (слушатель подготовительного отделения) начинает выполнять учебное задание, но не проявляет решительности. Он получил теоретические знания, но всё-таки не имеет практического опыта. И в первом, и во втором случае внешне это может выглядеть как симуляция, но на самом деле является проявлением со стороны учащегося отсутствия опыта и нелепой скромности, что в дальнейшем может привести к закомплексованности. Преподаватель в таких случаях безотлагательно должен прийти на помощь, чтобы своевременно исправить ситуацию, проявив максимум внимательности, деликатности и педагогического такта. Встречаются случаи, когда ученики ведут себя шумно, хвастливо, неуважительно относятся к одногруппникам и преподавателю, дезорганизуя учебный процесс. В таком случае учитель не закрывает глаза на недопустимые поступки и делает строгое замечание, но сделано это должно быть корректно. Безусловно, именно понимание психологических особенностей, характера ученика, способность правильно определить уровень его знаний, убеждений, моральных качеств – необходимое и полезное умение в работе педагога. Для преподавателя также важным является такое педагогическое качество, как динамизм, которое позволяет ему проявлять способность волевого воздействия, логического переубеждения, гибкости, инициативности. На занятиях по рисунку замечено, что слушатели подготовительного отделения обычно проявляют инертность при исполнении длительных рисунков либо отказываются выполнять зарисовки и наброски, игнорируя советы учителя. В таком случае именно динамизм позволяет преподавателю активизировать учебный процесс либо переубедить учеников в полезности выполнения быстрых рисунков. При обучении изобразительному искусству эмоциональная устойчивость позволяет преподавателям в разных непредсказуемых обстоятельствах сохранять самообладание и саморегуляцию, а педагогическая креативность дает возможность применять нестандартные методы образования и отличается способностью заинтересовать учеников инновационными идеями, захватить творческим подходом, вызвать реальные положительные эмоции. Преподаватель должен владеть педагогической техникой, которая позволяет ему проявлять способность к управлению собой, взаимодействовать, правильно владеть своими движениями, эмоциональным состоянием, техникой языка, жестами, мимикой. Педагогическая техника помогает преподавателю творческих дисциплин правильно и доступно доносить учащимся теоретический учебный материал, а в дальнейшем эффективно проводить практические занятия.
Педагогическое мастерство невозможно представить без такого компонента, как культура. Следует отметить, что внешняя культура учителя прежде всего определяется внутренней. Личность педагога отличают такие внутренние качества, как гуманизм, уважительное отношение к коллегам и ученикам, достоинство, честность, искренность, скромность. Образованный, интеллигентный, внутренне воспитанный и скромно, но безупречно одетый преподаватель является примером для учащихся, что, несомненно, также способствует улучшению учебного процесса.
Бесспорно, комплекс знаний и особенностей личности, приобретённых во время практической деятельности, обеспечивает высокий уровень профессиональной самореализации. Но в работе художника-педагога обязательно возникают вопросы, на которые не существует готовых ответов либо рецептов для их решения. Это естественно, потому что преподавание любого предмета – процесс, безусловно, творческий, который требует от преподавателя постоянного поиска, инициативы и вдумчивого подхода. В преподавании основ изобразительной грамоты возникают наиболее сложные и множественные преграды, появляется необходимость задуматься над вопросами методики обучения. В связи с этим главное значение имеет стратегическая линия, направленная на последовательное решение образовательных задач, их усложнение, выработка творческого начала в академическом обучении, где методические принципы, отражённые в программах, учебных планах и методической литературе, в соединении с творческим опытом художника, его педагогическим мастерством и составляют основной источник, который оживляет и направляет работу преподавателя в креативное русло.
Список литературы:
- Водзинский, Д.И. Педагогика высшей школы: монография / Д.И. Водзинский. – Мн., 2000.
дипломов
Оставить комментарий