Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2022 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Маркова Р.С., Исакова А.Д. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(62). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 53-56.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Маркова Ростислава Сергеевна

учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназии №13 им. Э. А. Быкова»,

РФ, г. Новосибирск

Исакова Анастасия Дмитриевна

преподаватель, ГАПОУ НСО «НОККиИ»,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

В статье представлены ключевые особенности развития композиционного мышления на занятиях изобразительным искусством. В звене школьного образования дисциплине «Изобразительное искусство» отводится достаточно скромное место, но несмотря на это, рисование играет важную роль в становлении и развитии личности, как с точки зрения психологии и таких процессов как мышление, воображение, память, так и с точки зрения физиологии – развитие глазомера, мелкой моторики. В представленной статье авторы обращают внимание на такой важный для изобразительного искусства аспект, как композиция.

ABSTRACT

The article presents the key features of the development of compositional thinking in the visual arts classes. In the link of school education, the discipline "Fine Arts" is given a rather modest place, but despite this, drawing plays an important role in the formation and development of personality, both from the point of view of psychology and processes such as thinking, imagination, memory, and from the point of view of physiology – the development of the eye, fine motor skills. In the presented article, the authors pay attention to such an important aspect for fine art as composition.

 

Ключевые слова: мышление, композиционное мышление, композиционная грамотность, изобразительное искусство, подростковый возраст.

Keywords: thinking, compositional thinking, compositional literacy, visual arts, adolescence.

 

Рассматривая изобразительное искусство, как один из предметов школьного курса, хочется обратить внимание на то, что данный предмет имеет по большей части второстепенное значение и зачастую не воспринимается всерьез. Несмотря на это, необходимо заметить, что изучение данного предмета положительно влияет не только на психоэмоциональное состояние учащихся, но и воспитывает их эстетически, художественно, а также развивает такие психические процессы как память (зрительная память), мышление (пространственное, творческое, образное), воображение.

Говоря об изучении изобразительного искусства в школе, уточним, что дисциплина изучается с 1 по 8 класс. Если в начальной школе преобладает наглядно-образное мышление и рисование направлено на создание ярких образов, то к 12-13 годам формируется логическое мышление и изобразительное искусство раскрывается с новой стороны.

На уроках изобразительного искусства учащимся необходимо освоить законы композиции. «Композиционная грамота» - это не только теоретические знания организации изобразительной плоскости, а также практические умения, навыки изображения. Именно здесь закладывается понимание гармонии и баланса масс, что воплощается затем в конструировании всевозможных архитектурных объектов, в дизайне вещей и среды.

Для эффективного обучения и достижению поставленных задач, необходимо понимать психологические особенности, в том числе особенности развития композиционного мышления в подростковом возрасте.

Обращаясь к особенностям мышления в подростковом возрасте, можно сказать, что главной отличительной чертой является соединения разрозненных умственных операций в единую целостную систему [3]. Тем самым важнейшим показателем данного возраста становится перенос обобщенных приемов умственной работы на широкий круг учебных и внеучебных задач.

Процесс мышления лежит в основе любой деятельности человека. «Процесс мышления начинается тогда, когда перед человеком возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т.д. Все это имеет место в изобразительной деятельности, характеризующейся особой направленностью деятельности художника на познание и отражение действительности в произведениях изобразительного искусства» [2].

Мышление в психологии, как правило, определяют, как высшую форму познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Шадриков В. Д. определял мышление, как качественно специфический психологический процесс, суть которого заключается в порождении мыслей и в работе с мыслями на основе использования системы интеллектуальных операций, направленной на разрешение задачи посредством раскрытия объективных свойств, связей и отношений.

Под мыслью Шадриков В. Д. подразумевал связь образа и его признака, а свойства неразрывно связаны с процессом осознанного восприятия конкретного предмета и его признаков [4].

То есть мышление направлено на решение возникающих задач, при помощи построения логической цепочки. Существуют различные виды мышления, однако в процессе обучения изобразительному искусству наибольшее значение имеет композиционное мышление.

Композиционное мышление это один из видов художественного и образного мышления человека. Оно проявляется в процессе художественно познавательной творческой деятельности и связано с конкретными композиционными задачами.

С позиции процесса обучения нас интересует композиционная грамотность: композиция, композиционные законы и умение оперировать ими, как системой знаний. В процессе обучения на уроках по изобразительному искусству особенно важным является развитие композиционной грамотности, которая дает основу для формирования представления о научном подходе в изобразительном искусстве и формирования системы знаний подростка в области композиции.

Процесс развития композиционного грамотности школьников на занятиях по изобразительному искусству в школе тесно связан со способностями использовать знания и умения в изобразительной деятельности.

Изобразительное искусство в общеобразовательном учреждении связанно с поиском художественно-творческих решений, который опирается на интеллектуальные особенности развития, а именно на художественное мышление, композиционное мышление [5].

Композиционная грамотность рассматривается нами как совокупность знаний, умений и личностных качеств школьников, необходимых для активной самостоятельной творческой деятельности, связанной с выражением идеи, замысла, собственного художественного решения. Под развитием композиционной грамоты понимаются изменения, в результате которых рисующий способен самостоятельно и активно осуществлять посильную творческую деятельность, связанную с реализацией композиционных принципов в процессе академического рисования.

Важно отметить, что процесс совершенствования композиционной грамоты неразрывно связан с процессом развития творческих способностей – это процесс, управляемый и формирующий личность [1].

Композиция лежит в основе любой изобразительной деятельности, знание этих законов дает возможность построения грамотного и выразительного изображения. Композиционная грамотность включает в себя е только умение применять композиционные законы и правила, строить грамотную композицию, но и умение видеть композиционные приемы, используемые художником, через знание композиционных основ понимать замысел художника.

Обучение композиции на уроках изобразительного искусства способствует формированию композиционного мышления, помогает выделению индивидуальных способностей школьников, воспитанию эстетически и нравственно развитых людей, что является важнейшими задачами обучения.

 

Список литературы:

  1. Костикова С. Г. Повышение композиционной грамоты на занятиях по живописи у студентов начальных курсов художественных ВУЗов // Омский научный вестник - 2015 - №2 (136) – С. 171-172.
  2. Кузин, В. С. Психология / В. С. Кузин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1982. – 256 с.
  3. Симаков В. А. Формирование мышления у подростков. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук – 2010 - №8 - С. 34-43.
  4. Шадриков В. Д. Мышление как проблема психологии. // Высшее образование сегодня – 2018 - №10 - С. 2-11.
  5. Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1979. -304 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.