Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 апреля 2023 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ СКУЛЬПТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИПСА В КАЧЕСТВЕ МОДЕЛИРУЮЩЕГО СКУЛЬПТУРНОГО МАТЕРИАЛА
АННОТАЦИЯ
В статье представлен способ создания объемного художественного образа без использования традиционных пластических масс (пластилин, глина), а также техники классического формования.
Ключевые слова: гипс, лепка, пластика, скульптура, формовка, художественный образ.
Дисциплины художественного цикла играют большую роль в воспитании самостоятельной творческой личности. Изучение предмета «Академическая скульптура» открывает широкие возможности для внедрения инновационных технологий в процесс обучения.
В настоящее время выбор материалов для занятий скульптурой достаточно широк. Это и традиционные материалы, такие как глина и пластилин, и сравнительно недавно появившиеся различные полимерные массы и силиконы, которые студент сможет использовать после завершения обучения в университете, занимаясь собственным профессиональным ростом. Предлагаемый в данной статье классический материал изготовления скульптуры – гипс – имеет богатую историю применения в художественном творчестве и одновременно позволяет создавать современные изделия высокого художественного уровня.
Для того что бы воспринимать объёмно-пространственный мир вокруг себя, понимать его и иметь возможность производить понравившиеся элементы, фиксировать и видоизменять, мягкого материала недостаточно. Для обучения будущих педагогов мы должны иметь в своем арсенале твердый материал, которым может выступать гипс. Гипс непосредственно на занятиях скульптурой используется намного реже, чем глина и пластилин. Использование гипса в качестве моделирующего материала ставит учащихся в нестандартную ситуацию, побуждая по-новому решать творческие задачи, расширяет представление о способах работы с объемом, что способствует более глубокому развитию образно-пластического, пространственного мышления. Изготовление скульптуры из гипса, как более долговечного материала, вызывает у учащихся большой интерес, знакомит с профессиональным подходом к скульптуре.
Целью предлагаемого способа изготовления скульптуры – показать возможность использования гипса в качестве моделирующего скульптурного материала, когда процесс лепки и моделирования осуществляется непосредственно в этом материале. Основной задачей в процессе обучения является научить студентов создавать «твердый объем» в условиях нехватки учебных часов и без использования методов формования. Из гипса можно сделать элементы отделки интерьера или декоративные фигурки своими руками, по прочности соизмеримые с керамикой или стеклом, при этом не потребуется высоких температур и сложных технологий. Немаловажен и тот факт, что гипс является доступным материалом, и, следовательно, его приобретение для занятий не вызовет трудностей. Гипс достаточно легко обрабатывается, обладает собственным благородным белым цветом, прочен и вместе с тем легок. Для серийности метод лепки гипсом по каркасу не удобен и не выполним. Данный метод подходит для уникальных, штучных, авторских предметов интерьера или декоративных скульптур, изделий предметного дизайна и многофигурных композиций. В дальнейшем, при желании, скульптуры из гипса можно задекорировать красками и иными отделочными составами, и создать качественную имитацию благородного камня или металла.
Распространенным способом получения готовых изделий является технология отливки гипсового раствора в формы скульптуры методом формовки. Однако техника формовки с объемной фигуры, изготовление круглой скульптуры методом отливки в учебном деятельности не предусматривается в связи со сложностью и трудоемкостью процесса. Сделать скульптуру из гипса, смоделировав желаемую фигуру из разведенного гипса на каркасе, является альтернативным вариантом.
Рассмотрим более подробно процесс изготовления скульптуры «Поющей птицы»: символа весны, радости, цветения. Первоначальным этапом изготовления любой скульптуры является создание эскиза – рисунок будущей скульптуры. Следующий важный шаг – это изготовление каркаса скульптуры, составляющий половину работы. Он задает ее общий вид и пропорции, придает прочность и удерживает гипс в процессе лепки. Каркас необходим как остов, от него зависит общий вид и пропорции будущего произведения.
Собирать каркас необходимо с основания, которым, в данном случае, может служить деревянная дощечка твердых пород дерева. Для устойчивости каркаса прикручиваем к основанию два шурупа и начинаем обвязывать их проволокой. Данные шурупы будут являться ногами птицы, и вся тяжесть будущей скульптуры придется именно на них, поэтому прикручивать проволоку необходимо основательно, не допуская хождения и шатания ее на основании. Далее мы собираем два пустотелых эллипса, прикручиваем проволоку, имитирующую хвост и клюв, желательно прикрутить все элементы внутри на сквозь к основанию, то есть к ногам. Важно использовать только металлизированную вязальную проволоку, которая не окисляется при взаимодействии с водой. Диаметр проволоки выбирается педагогом исходя из размера изделия. Важно помнить, что каркас будет нести весь вес гипса. поэтому большие промежутки между прутьями каркаса закрываем сеткой или заматываем проволокой, закрепляя скрутками.
При приготовлении гипсового раствора важно помнить, что необходимо сыпать порошок в воду, а не наоборот, в противном случае могут образоваться комочки. Наиболее удачное соотношение разведения воды и гипса в пропорции 1:1. Важно помнить, что гипс очень быстро застывает на воздухе и при этом незначительно увеличивается в объеме. Готовить раствор необходимо на один раз, непосредственно перед началом работы с ним. Для разведения гипса лучше использовать банку из мягкого пластика или пластмассовый стакан, это нужно, чтобы после затвердевания ненужной массы мы не использовали новую емкость, а размяв стакан руками, просто выбросили не пластичный, схватившийся гипс. Сыпучее вещество тонкой струйкой всыпаем в воду, размешивая лопаткой или венчиком. По консистенции должна получиться жидкая сметана, для уверенности в том, что раствор пригоден для работы, опускаем палец в получившийся раствор, в том случае если палец окутан плотно и гипс не оголяет кожный покров, смесь получилась качественная и при застывании будет плотной и жесткой. Категорически запрещается подливать воду в уже готовый раствор, если он замешен густо, имеет смысл выбросить такой раствор, и замешать новый. В работе при укладке смеси удобно использовать разнообразные шпатели, лопатки, стеки и прочие инструменты. Получившуюся массу начинаем наносить на каркас внутрь двух эллипсов, в клюв и ноги. Так как срок жизни материала в жидком, сметано образном состоянии, достаточно короток в районе 20-30 минут, работать необходимо достаточно быстро. Разводить гипс, в большом количестве нет никакой необходимости. Дело в том, что уместнее работать гипсом послойно. Нужный массив получают, укладывая смесь в несколько слоёв. При этом не стоит торопиться. Пока гипс влажный, он хорошо лепится друг к другу. В высохшем гипсе совершенно отсутствует адгезия. Разумеется, не стоит давать гипсу высыхать полностью перед последующим нанесением новых, свежих слоев. Пока гипс жидкий не нужно дожидаться, когда он начнет вялиться и застывать, необходимо сразу начать работу, предварительно убрав ложкой пузырьки воздуха, выступившие на поверхность. Заполнив некоторый участок, приглаживаем смесь, формуем её поверхность шпателями, стеками и просто пальцами. Фактуру, имитирующую перья, прорабатываем тонкой железной стекой либо медицинским скальпелем, металлической расческой.
Когда работа с гипсом завершена, и каркас больше чем на 90 % не виден под слоями гипса и нас устраивает художественная задумка, то мы, просто, оставляем нашу птицу в сухом помещении, через сутки можно приступить к тонированию акриловыми либо акварельными красками. Конечно, можно обойтись и без тонирования, если результат нас устраивает. Гипс имеет белый, матовый, благородный оттенок, поэтому он уже несет в себе художественную значимость. В том случае, если мы хотим придать гипсу глянцевую, прозрачную поверхность, то нам нужно использовать парафин или акрил. Акриловая темпера (называемая нередко акрил) в зависимости от марки может быть матовой, полуматовой или же глянцевой. [2]. На данный момент существует огромное разнообразие высококачественных красок, которые могут придать изделию не только матовость или глянец, но также имитирующих все виды металлов. Парафин содержится в столовых свечах. Просто натираем птицу свечей. Поверх нанесенного глянца проходимся хлопковой или шерстяной тряпочкой, таким способом происходит более глубокое проникновение в слои гипса. Пчелиный воск также подходит для нанесения глянца, но необходимо учитывать, что он имеет желтоватый оттенок.
Список литературы:
- Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы // [Учеб. пособие для худож. вузов и уч-щ]. - 2-е изд., доп. - Москва: Изобразит. искусство, 1982. - 223 с/
- Кыбукевич С.С. Техника приготовления темперных красок // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(29). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 5–9.
Оставить комментарий