Статья опубликована в рамках: LXIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2022 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДПИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
Ключевые слова: ценности, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, связь поколений.
В нашем цивилизованном мире, где много технических и информационных технологий, мы порой забываем наши корни, предков, забываем про сохранение наших традиций, ценностей.
«Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» (Указ Президента РФ от 9 ноября2022г. № 809«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»).
Согласно Указу Президента РФ №809, наше общество продолжает курс на сохранение и дальнейшее развитие традиционных ценностей, заложенных в основу воспитания подрастающего поколения юных россиян. В связи с этим, как нельзя лучше соответствует программа преподавания изобразительного искусства в 5-х классах.
Именно пятиклассники на уроках изобразительного искусства начинают углубленно изучать декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы. В начальной школе их знакомили с этими понятиями в рамках уроков окружающего мира, изобразительного искусства. Обучающиеся также получили навыки использования художественных элементов в повседневной жизни: народная вышивка, выжигание цветочного узора, роспись керамики и другие. Поэтому переходя на вторую ступень обучения, школьники уже имеют представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслах. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.
Знакомя на своих уроках учеников с традиционными ремеслами, которые были развиты на территории центральной России, мы сохраняем связь поколений, формирующих мировоззрение преемственность самых лучших традиций русского народа – это любовь к миру, к своей земле, любовь к Родине. Именно так, через знакомство с творчеством наших предков, мы воспитываем гордость за свою страну, ориентируем на самобытность нашей культуры и подготавливаем обучающихся к восприятию всего многообразия русской культуры, которая затем изучаются на уроках истории, литературы и т.д., таким образом, отрабатываются межпредметные связи.
Изучение изделий народных мастеров влияет на формирование не только художественно-эстетического вкуса, но и традиционных ценностей присущих нашему народу, а именно миролюбие, толерантное отношение к другим культурам, патриотизм, на примере темы урока «Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России».
На уроках пятиклассники знакомятся с историей изготовления «Павлово-Посадского платка», «Тульского пряника», «Финифти». На первый взгляд это несовместимые ремесла, но если взглянуть глубже, то всех их объединяет мировоззрение и культура людей, проживающих на территории Ярославской, Тульской, Московской областях, схожесть выбора орнамента, фольклорные сюжеты.
В данном контексте становятся актуальными понятия орнамент, финифть, Павлово-Посадский платок, Тульский пряник.
- Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов, а также архитектурных сооружений. Орнамент — художественное отражение мировоззрения и культуры народов, его изобразительный фольклор. Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги.
- Финифть – это вид прикладного искусства, в котором изготовление художественных произведений производится при помощи стекловидного порошка, эмали и металлической подложки. Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Центром производства финифти в Ростове стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре. Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. В советское время промысел выпускал эмалевые портреты, женские украшения, шкатулки. До сегодняшнего дня на фабрике мастерами-ювелирами создаются уникальные оправы, которые совместно с живописными пластинами соединяются в иконы, украшения для интерьеров, предметы сервизов, сохранившие в себе частички души двух мастеров ручной работы.
- Павлово-Посадский платок – один из самых известных русских народных промыслов. Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.
Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок. В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы, бесконечные вариации восточных орнаментов.
Павлово-Посадские художники разрабатывали рисунки для шалей трех типов:
- платки с восточным или «турецким» орнаментом;
- платки «демократические» (некоторые рисунки печатаются до сих пор);
- платки цветочные (наиболее подверженные модным течениям).
Цветочный узор стал господствующим орнаментом на Павлово-Посадском платке в начале XX века.
- Тульский пряник – региональная разновидность печатного пряника, самый известный вид русских пряников. Уже в XVII веке пряники готовили десятки мастеров по всему городу. Сладости продавали на любой вкус: заварные, медовые, сливочные, фруктовые, мятные и даже горчичные. А уникальную форму пряникам придавали с помощью конструкций из дощечек, на внутренней части которых вырезали узоры в зеркальном отражении. Тесто погружали в форму и спрессовывали, пока не получали отпечаток орнамента — до сих пор пряники с узорами называются печатными. На них изображали местные достопримечательности, зарисовки из жизни и картинки-обереги. У каждого кондитера были свои пряничные формы, и знающий человек мог узнать мастера, просто взглянув на товар.
Общеизвестно, что основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд человека, который создал свое изделие. В каждом регионе нашей страны всегда были уникальные мастера, которые «зародили» определенный присущий, только данной территории вид народных промыслов.
Русский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре. Он представляет собой уникальный мир художественных образов.
Рассмотрим таблицу основных элементов орнамента, используемых в выбранных изделиях, в разрезе традиционных присущих русскому народу символов.
Таблица 1.
Основные элементы орнаментов
Орнамент |
Символ |
Значение |
Павлово-Посадский платок |
||
Цветочный узор |
Розы, георгины, лилии, тюльпаны, полевые цветы |
невинность, чистота души, верность, семейное счастье, благополучие. |
Тульский пряник |
||
Цветочный узор |
Цветы, вензеля |
благополучие, семейное счастье, достаток |
Финифть |
||
Цветочный узор |
Розы |
Богатство, роскошь, процветание. |
Если говорить о форме этих изделий, то они так же схожи по своему исполнению – простые геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, круг). А мы знаем, что в народном искусстве круг – это солнце, прямоугольник и квадрат – земля. Таким образом, в них органично соединилась вера в человека в вечные ценности присущие любому обществу: любовь, доброта, взаимопонимание между людьми.
Знакомя на уроках пятиклассников с изделиями народных художественных промыслов, необходимо показать, что существовала неразрывная связь между восприятием мастерами ценностей окружающего мира и затем воплощением в их замыслы будущих изделий.
Педагогический потенциал народных художественных промыслов обширен. Школьная программа активно использует промыслы для решения задач обучения и воспитания. Прежде всего, это задачи художественно-эстетического и морально-нравственного воспитания. Также промыслы являются инструментом формирования исторической и культурной памяти народа. На примере изделий, рассматриваются не только художественные промыслы, но и духовные, лежащие в основе каждого произведения народного промыслы. Дети приобщаются к культуре своего народа, учатся понимать её, открывают для себя мир прекрасного.
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 9 ноября2022г. № 809«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- В.И. Ивановская «Русские орнаменты» / изд. «В.Шевчук», М.2006
- Орнаменты и узоры всех времен, стран и народов /М.: АСТ: Астрель, 2010. — 264, [64] с.: ил.
дипломов
Оставить комментарий