Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII-LXIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2022 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Петрова М.И. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXII-LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(60). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 61-67.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Петрова Марина Игоревна

преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических дисциплин и менеджмента исполнительских искусств, старший методист деканата педагогического факультета ФГБОУ ВО «Московская государственная академия хореографии»,

РФ, г. Москва

THE ROLE OF THE TEACHER OF SOCIO-HUMANITARIAN DISCIPLINES IN CHOREOGRAPHIC SCHOOLS AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN CHOREOGRAPHIC SCHOOLS

 

Marina Petrova

Lecturer of the Department of Humanities, Socio-Economic Disciplines and Management of Performing Arts, senior methodologist of the Dean's office of the pedagogical faculty Moscow State Academy of Choreography,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В данной работе исследуются главные положения эстетической воспитанности преподавателя социально-гуманитарной сферы как научно-культурный и педагогический феномен. Вопросы эстетической воспитанности занимают чрезвычайно актуальное место в современных педагогических, психологических и философских  исследованиях, в которых фокус внимания ставится на важности развития личности современного педагога эстетически, творчески, равному творцу и субъекту, а также механизмы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения – будущих творцов искусства.

ABSTRACT

This article discusses the key positions of the aesthetic education of a teacher of social and humanitarian disciplines as a scientific, cultural and pedagogical phenomenon. The problem of aesthetic upbringing seems to be extremely relevant in modern pedagogical, philosophical, studies that have focused their attention on the importance of the aesthetically developed, creative personality of a modern teacher, as a creator and subject, as well as the mechanism of education, training and development of the younger generation - future creators of art.

 

Ключевые слова: преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, артист балета, хореографическое искусство, эстетическая воспитанность.

Keyword: teacher of social and humanitarian disciplines, ballet dancer, choreographic art, aesthetic education.

 

Московская государственная академия хореографии, осуществляющая подготовку творческих кадров, является гордостью Российской системы образования в области хореографического искусства. Внимание к классическим шедеврам и классическому танцу – уникальная особенность Московской школы, и задача Академии – не утратить эти ценности и донести их до будущих артистов. Указом Президента Российской Федерации № 15 от 16 января 2016 года федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия хореографии» отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации  [1].

Огромное количество детей ежегодно поступает в Академию на профиль среднего профессионального образования, где они готовятся именно к сценической деятельности. Каждый отдельный курс обучающихся является своеобразной мастерской под руководством известного артиста балета, педагога дуэтно-классического, классического, современного и народно-сценического танца.

Изменения в различных сферах человеческой жизнедеятельности, а также эволюция современного общества ждут от академии такого выпускника, который будет мотивирован на саморазвитие, способность к самостоятельной деятельности в искусстве, того, кто будет владеть профессией для личной самореализации и во благо своего окружения. Поэтому основной акцент модернизации образования направлен на создание условий для воспитания и обучения творчески развитой и активной личности, и на наиболее полную ее самореализацию. В этом процессе абсолютно немаловажное место занимает личность преподавателя социально-гуманитарных дисциплин, которому доверяют воспитание и обучение детей – созидателя новых духовных и материальных ценностей.

Стоит подчеркнуть, что важность высокой общественной миссии преподавателя признавалась многими педагогами прошлого.

Ян Амос Коменский писал, что педагогу «…вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [4, с.154].

В «Программе педагогики для специальных классов женских учебных заведений» отражены идеи К. Д. Ушинского о развитии общественного эстетического опыта педагога. «Программа» содержит идеи по эстетическому развитию будущего педагога, а также эстетическое воздействие на учащихся [8].

В. А. Сухомлинский считал, что первоочередная задача педагога состоит в том, чтобы «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [7, с.102].

А. С. Макаренко считал основой успеха педагогической работы «отношение к своем делу таким образом, чтобы в каждом педагоге «горел огонь» [3, с. 268].

Эстетически развитая личность преподавателя для современного общества самоценна в первую очередь потому, что она является путеводителем для обучающихся в мир культуры, а также освоения культурных ценностей, раскрытие творческого потенциала и заложенных способностей.

В настоящее время одним из самых острых вопросов в образовании является вопрос об эстетической воспитанности преподавателя. Современный образовательный процесс, в центре которого стоит личность преподавателя социально-гуманитарных дисциплин, отличается важностью в понимании воспитанности, фактором повышения уровня духовно-эстетического развития подрастающего творческого поколения, а также широтой познаний, компетентности и профессионализма.

Задача эстетического воспитания будущей творческой личности настолько актуальна для современного образования, что она отмечается как одна из самых актуальных в таких законодательных документах, как «Концепция художественного образования в Российской Федерации» [2].

В целом вопросами эстетической воспитанности занимались многие известные ученые – это, прежде всего А. И. Буров, М. А. Верб, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, Л. П. Печко и другие. Однако и в настоящее время подобные проблемы все также актуальны и активно привлекают исследователей.

Кошелева С. Ю. понимает эстетическую воспитанность преподавателя как важнейшую необходимость образовательного процесса, способную сохранять культурную преемственность поколений, а также изучение и сохранение культурного наследия, превращение богатства мировой художественной культуры во внутренне богатство личности обучающегося [5, с. 279].

В своей диссертации О. В. Суходольская-Кулешова размышляя над определением эстетической воспитанности преподавателя, выражает свою мысль, что проявляется она прежде всего в его индивидуальном ценностно-эстетическом самоопределении, выступая в качестве устойчивого фактора  с помощью которого сохраняется равновесие между традициями и инновациями благодаря преемственности образования и передаче культурных ценностей от поколения к поколению с одной стороны, и накоплению инновационного потенциала с другой [6, с. 378 – 379].

Р. Н. Эргашев в свою очередь указывает на основные признаки эстетической воспитанности преподавателя, по его мнению, это педагогическое самосовершенствование, творческая активность в эстетизации всего учебно-воспитательного процесса, применение педагогических технологий на занятии для развития у обучающихся богатого эстетического мировоззрения, и накопленных эстетических ценностей  [9, с. 254].

Исходя из вышесказанных мнений ученых, перечислим некоторые признаки эстетической воспитанности преподавателя социально-гуманитарных дисциплин.

Процессу развития эстетической воспитанности обучающихся хореографических училищ способствует и эстетическая культура педагога, а также его отношение к коллегам и к обучающимся. Такие отношения должны быть основаны на педагогической этике и партнерстве и способны проявляться в разных формах, например, в чувстве собственного достоинства преподавателя и уважении к обучающемуся, в сдержанности поведения и вежливости, в дисциплинированности,  целеориентированности, в выразительности речи, а также в индивидуальном подходе к обучающимся.

К сожалению, в настоящее время лидируют иные мотивы, связанные с представлениями о высоком качестве жизни и успешности. Несовпадение эстетических ценностей будущей профессии и реалий современной жизни ведут к тому, что на выпускном курсе появляется разочарованность в выбранной профессии, снижается творческая активность, сомнения в выбранной профессии, появляющиеся на фоне кризиса идентичности. Преподавателю важно сформировать двусторонний образ профессии, включающий не только эмоциональные, но и когнитивные компоненты, необходимо умение находить общий язык с подростками и способность помочь адаптироваться во взрослой жизни, любовь к обучающимся, к своему делу, профессиональный интерес, совершенство профессиональных знаний.

Немаловажен творческий профессиональный уровень педагога, который использует индивидуальные, дифференцированные задания. Если педагог ставит перед собой задачу максимально эффективно развить эстетическую воспитанность у обучающихся, то ему необходимо научиться осуществлять творческий педагогический поиск, применять совершенные подходы к воспитанию, пользоваться системой практических методов.

Также немаловажно создание преподавателем комфортной образовательной среды, эстетики образовательного пространства, которые помогают формировать значимые качества личности обучающихся, такие как ответственность, умение планировать свое свободное время и т. д. На наш взгляд эстетика образовательного пространства является доминантой художественно-эстетической среды образовательного учреждения, тем самым благоприятным микроклиматом с помощью, которого на занятиях создается «ситуация успеха».

«Ситуация успеха» – это подход к обучающимся, при котором преподаватель поручает ему задание, будучи заранее уверенным, что оно будет успешно выполнено. Понятно, что успех от каждой последующей творческой задачи – это внутренний творческий стимул для обучающихся, при котором преподаватель создает условия, в которых обучающийся испытает радость такого открытия, то есть радость успеха. Проще говоря, в основе успеха и последующего возникновения стимула у обучающихся в учебно-творческой деятельности стоит организация учебного процесса.

Перечисленное, таким образом, является конкретной необходимостью образовательного процесса в настоящее время, а развитию личности обучающихся может способствовать только развитая личность педагога. Главными целями современного образовательного процесса являются изучение и сохранение наследия культуры. Сохранение культурной преемственности поколений с особой остротой ставят вопросы о развитии эмоциональной отзывчивости, эстетической воспитанности, превращении богатства культуры мировой в личностное внутреннее богатство.

В заключении стоит подчеркнуть, что эстетическая воспитанность педагога понимается нами как совокупность норм, знаний, ценностей и форм эстетического отношения к миру и окружению. Перечисленные характеристики в данной статье  обеспечивают эстетизацию поведения, деятельности, окружающей среды личности и раскрываются в процессе активного освоения и передачи эстетического опыта в профессионально-педагогической подготовке обучающегося; интегрируют национальные, общечеловеческие эстетико-культурные ценности, которые в последующем будут проявляться в ценностно-эстетическом, личностном самоопределении и будут выступать как устойчивый признак баланса между инновациями и традициями благодаря накоплению личностного инновационного потенциала, и преемственности образования и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.

Широкий спектр духовных потребностей, обладание художественным, политическим, научным кругозором; соблюдение общепринятой культуры и норм поведения не только в обществе, производстве, но и в бытовой обстановке. Стержень такой личности – это воспитанность и образованность, в их гармоничном соединении. Если образованность состоит из накопленного человеком запаса теоретических и конкретных знаний, дарящих возможность видеть целостную картину мира, то сущность воспитанности – в гуманном отношении к окружению, в культуре поведения, труда, быта.

 

Список литературы:

  1. Указ Президента Российской Федерации "Об отнесении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московская государственная академия хореографии" к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации"" от 16.01.2016 №15 // Российская газета.
  2. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 №1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации" // законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации. (URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403/) (дата обращения: 22.08.2022).
  3. Комаров А. А. Педагогическое мастерство учителя (по А. С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка / А. А. Комаров. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2010. – №7 (18). – С. 268 – 270. – (URL: https://moluch.ru/archive/18/1844/) (дата обращения: 01.09.2022).
  4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2.—М.: Педагогика, 1982.—576 с.
  5. Кошелева Л. Ю. Эстетическая культура педагога как проблема // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №7. С. 275 – 280.
  6. Суходольская-Кулешова О. В. Развитие эстетической культуры будущего учителя: дис. д-р пед. наук: 13.00.01. – М..: 2006. – 384 с.
  7. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т./ Редкол.: Дзеверин А.Г. (пред) и др.  – К.: Рад. Школа, 1979 – 1980.  Киев, 1980. – 678 с.
  8. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Том 10. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии" – М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук, 1950. – 668 с.
  9. Эргашев Р. Н. Педагогическая и эстетическая культура современного учителя // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2019. - №2. - С. 247-255.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.