Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2022 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Информационные технологии в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чумичева Н.В. ВЫЗОВЫ, УРОКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТ-ПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ НЕИДУСТРИАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 4(55). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 10-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЫЗОВЫ, УРОКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТ-ПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ НЕИДУСТРИАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Чумичева Нелли Викторовна

канд. филол. наук, доц.  кафедры  педагогики и межкультурных коммуникаций, Академия маркетинга и социально-информационных технологий ИМСИТ,

РФ, г. Краснодар

CHALLENGES, LESSONS  AND OPPORTUNITIES OF A DISTANT EDUCATION IN THE POST-PANDEMIC REALITY OF NON-INDUSTRIAL DEVELOPING COUNTRIES

 

Nelly Chumicheva

Candidate of Science, assistant professor, IMSIT Academy,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

Новая образовательная реальность в условиях пандемии  обнаружила  невозможность стран третьего мира адаптироваться  к условиям  он-лайн обучения.  В статье  анализируются критические ситуации в ряде стран, связанные со слабой интернет-оснащенностью и недостаточной квалификацией педагогов. Намечены  пути и перспективы выхода из сложившегося  цифрового  образовательного кризиса.

ABSTRACT

The new educational reality in the context of the pandemic has revealed the impossibility of third world countries to adapt to the conditions of online learning. The article analyzes critical situations in a number of countries associated with poor Internet equipment and insufficient qualifications of teachers. Ways and prospects for overcoming the current digital educational crisis are outlined.

 

Ключевые слова: высшее образование, пандемия, дистанционное обучение, онлайн-обучение.

Keywords: higher education, pandemic, distance learning, online learning.

 

Глобальная пандемия резко  высветила  самые уязвимые места и проблемы человечества. Более 1,5 миллиарда учащихся, обучение которых было затруднено из-за закрытия школ, колледжей и вузов  в экономически стабильных странах, всегда являвшихся almamater планетарного масштаба, столкнулись с беспрецедентным потрясением для экономик и образовательных  сообществ.

Проблематика пандемии и пост-пандемии потребует глобальной  солидарности. Обострилась проблема информационного неравенства:  развивающиеся страны с  низким  уровнем жизни, интернет-покрытия и сетевой скорости  потребовали  мобилизации ресурсов и поддержки со стороны развитых стран.  Масштабы этой проблемы ясно видны с относительно цифрового мира в Африке. Например, только 11% учащихся в странах Африки к югу от Сахары имеют домашний компьютер и только 18% имеют домашний интернет, по сравнению с 57% учащихся во всем мире, имеющих  компьютеры дома и доступ к Интернет. Образовательные сбои, вызванные пандемией, усугубляют культурное  неравенство как внутри страны, так и между странами. Срочно потребуются  инвестиционные и структурные мировые изменения, чтобы краткосрочные неудачи не перерастали в более серьезные долгосрочные проблемы, ведущие к откату в грамотности ряда  стран третьего мира,  оказавшихся неготовыми к резкому переходу на полный или частичный дистант. Существует серьезный риск того, что COVID-19 сведет на нет образовательный прогресс последних десятилетий – особенно прогресс, достигнутый в борьбе с бедностью и гендерным неравенством в школах.

Физическое  дистанцирование  прервало  возможности  посещать школу для детей  ряда стран Латинской Америки и Африки, они забыли многое из того, что они узнали в 2019 и 2020  учебные годы, испытав разновидность хорошо изученного образовательного феномена «летней учебной потери», за исключением того, что это прошло не летом. Школьные системы и правительства пытались установить альтернативные формы обучения в период необходимого социального дистанцирования, но  меры эти   хорошо работают  для детей, чьи родители имеют более высокий уровень образования, иные социальные преимущества, доступ к ресурсам онлайн  c подключением устройств  для продолжения использования структурированных возможностей  для обучения. Для многих детей, не имеющих таких условий, период физического дистанцирования может привести к очень ограниченным возможностям обучения, грандиозным, а не временным сезонным  “пробелам”.

Пандемия по-разному повлияет на детей из среднего класса и  маргинализированных слоев населения. Последние с большей вероятностью пострадают от экономических потрясений, вызванных пандемией, с большей вероятностью пострадают от инфекций  и недоступности качественного лечения.

Мало кто помнил и осознавал до пандемии, что одна из функций государственных школ состояла в том, чтобы уравнять правила образовательных возможностей для детей, живущих в различных сложных обстоятельствах. В недавнем прошлом любое обсуждение того, что школы действительно сделали для людей или общества, было упражнением в воображении и фантазии, потому что ни один социум  не решался  провести абсурдный эксперимент по реальной проверке идеи того, действительно ли школы имеют значение, закрывая их. Пандемия показала, как выглядит мир, в котором эти учреждения не могут функционировать так, как задумано, а голливудские сценарии проблематики пост-апокалипсиса приходится в авральном режиме решать наяву. Несомненно, для некоторых детей разрушение привычного офф-лайн образования, вызванное пандемией, станет временем экспериментов, большей автономии в их собственном обучении, большей самостоятельности, продуктивного сотрудничества с учителями, но это не будет большинство детей в мире.

Подавляющему большинству детей, которые теряют возможность учиться из-за пандемии, будет трудно оправиться от этих потерь, тем тяжелее, чем дольше  продлится период физической изоляции от других учеников и учителей. Ущерб с точки зрения образования, порождаемый такими потерями, приведет к ухудшению образования и, в конечном итоге, к неблагоприятному экономическому и социальному положению больших социальных страт. Поскольку эти потери понесут большие слои населения в странах третьего мира, общества пострадают из-за снижения их производительности в целом.     Прогнозируется мрачная картина того, как пандемия Covid повлияет на образовательный ландшафт и будущее на  десятилетия. Худший ответ со стороны педагогов и руководства  образовательных систем  - это игнорировать  пандемию, делать вид, что это не проблема образования, что она недолговечна или что последствия для образования будут минимальными. Этот ответ, скорее всего, вызовет серьезные сбои в обучении большинства детей и приведет к наибольшему неравенству в возможностях получения образования после школы, в колледжах и вузах.

Чтобы оживить и направить процесс продуманных образовательных ответных на  пандемические вызовы мер, мы попытаемся  определить наиболее важные потребности образования на данном этапе, а также области образования, которые могут столкнуться с дополнительными проблемами при реализации. Педагоги-волонтеры развивающихся стран проводят ознакомительную работу  и пытаются  побудить учителей и руководителей системы образования на различных уровнях правительства, в государственном и частном секторе признать серьезность образовательных рисков, связанных с пандемией, и взять на себя ответственность за руководство процессом, который как можно эффективнее и справедливее будет исполняться  в решении этих сложных, но адаптивных задач. Одно можно сказать наверняка:   новые образовательные проблемы  нельзя решить так же, как в предсказуемом и стабильном мире, когда существуют технические решения для имеющихся проблем или контакты преподавателей и детей, студентов офф-лайн. Проблемы образования времени пандемии требуют быстрого обучения, инноваций и риска. Они призывают к готовности выйти за пределы своей зоны комфорта, к приверженности делу, к способности сотрудничать и, прежде всего, к ясному мышлению и пониманию того, что действительно важно.

Повышение цифровых навыков педагогов

Учитывая, что дистанционное образование было в первую очередь основано на использовании цифровых технологий, таких как электронная почта, онлайн-курсы и платформы для обмена документами, кризис высветил необходимость повышения цифровой грамотности учителей. Хотя использование цифровых инструментов является неотъемлемой частью профессиональных навыков в педагогической сфере, многие учителя уже использовали эти инструменты (например, видео), но многим педагогам в странах Африки и Азии  по-прежнему не хватает необходимых знаний, навыков и инструментов для разработки качественных учебных материалов онлайн. Точно так же многие студенты не могут самостоятельно использовать технологии. В результате учителя во время кризиса должны были играть двойную роль - обучать студентов технологиям с помощью технологий, которыми не всегда в достаточной мере владели сами.

Таким образом, образовательный кризис  пандемии высветил необходимость улучшить как начальную, так и непрерывную подготовку учителей, чтобы удовлетворить краткосрочные потребности во время закрытия школ в ожидании возможного развития этого типа обучения, для учителей были предоставлены несколько массовых открытых онлайн-курсов (МООК) по темам дистанционного и онлайн-образования такими учреждениями, как Coursera, Пенсильванский университет и FUN-MOOC. Университет Квебека в Монреале (UQAM) разработал несколько учебных модулей на своей платформе Carrefour, чтобы помочь учителям адаптироваться к изоляции. Особо сложным информационным  продуктом является  разработка и запись  видео-лекций и уроков в сжатые сроки (пандемия озадачила педагогический состав большинства вузов именно экстренным и внезапным переходом на  коммуникацию он-лайн). Очевидно, что адекватное планирование курса, который будет сниматься в виде видео, имеет большее влияние на участие в обучении, чем создание и редактирование самого видео, и что планирование онлайн-курса сильно отличается от планирования личного общения  на  живом академическом занятии - строгое структурирование идей на этапе планирования оказывает большее влияние, чем «готовый продукт». Без обучения этим аспектам качественного видеоматериала от большинства учителей явно не следует ожидать.   Личное общение  предлагает возможности для взаимодействия ученика и учителя, реадаптации и синхронизации коммуникации в самом процессе обучения,  которые трудно воспроизвести на расстоянии, особенно там, где отсутствует адекватная подготовка для дистанционного обучения.  Педагоги-волонтеры   оказались неготовы работать в  режиме  помех  качества  аудио и видео сигнала, прерывания интернет-сигнала, передачи текстовых материалов и  методических пособий  в электронном  виде через площадки MS Teams, Zoom, мессенджеры.  Таким образом, хотя некоторые практики дистанционного обучения определенно зарекомендовали себя во время закрытия школ, опыт электронного обучения в основном служил для воспроизведения очного обучения с большей или меньшей степенью эффективности.

Перспективы

Пандемия COVID высветила как проблемы, так и возможности в сфере образования. С точки зрения школьной среды, обучение на открытом воздухе оказывается потенциально жизнеспособным средством для облегчения управления пространством и физического дистанцирования, при этом  прерывая опасный  близкий социальный контакт  в закрытом помещении,  предлагает многообещающие условия обучения. Длительное закрытие школ и вузов выявило потребности в обучении как учеников, так и учителей. В то время как учащиеся теперь должны научиться работать более независимо, учителям необходимо получить дополнительную подготовку по эффективному использованию технологических инструментов, необходимых для качественного обучения. Крайне важно установить позитивные отношения между учителем и учащимися, поскольку это способствует адаптации  после травмирующего события, подобного тому, которое мы переживаем в настоящее время. Таким образом, педагог выступает в традиционной роли  помощника и мотиватора  в развитии ученика как полноценного члена  социума в той сложной парадигме  реальности, в которой мы  оказались. Дистанционное образование сглаживает вопросы возможных этнических конфликтов, выравнивает  гендерное неравенство в тех странах, где оно  все  еще имело место быть, позволяет  гибче распределять учебное время и объективнее  оценивать образовательный результат.

 

Список литературы:

  1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. Профессиональное образование и рынок труда, 2020, № 2, – С.  6-33.
  2. Борисова Д. А., Ермолина Л. В. Организация дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, управление и право в современных условиях. – 2020. – С. 16-23.
  3. Коновалова Т.В., Малука Л.М., Арефьева С.А., Надирян С.Л. Исследование результатов реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО "КубГТУ" // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2016, № 10. – С. 73-75.
  4. Литвинова Н. В., Пань В. Л. Опыт обеспечения дистанционного образования в вузе в условиях пандемии COVID-19 // Природа. Человек.культура. – 2020. – С. 289-294.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.