Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 13 декабря 2021 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Денисова Т.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА (НА ПРИМЕРЕ ГБНОУ «ГМЛИ») // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(51). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 52-57.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА (НА ПРИМЕРЕ ГБНОУ «ГМЛИ»)

Денисова Татьяна Николаевна

воспитатель государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат»,

РФ, г. Кемерово

Учреждение ГБНОУ «ГМЛИ» обладает большим воспитательным потенциалом в области духовно-нравственного воспитания старшеклассников. В нём данное направление  является одним из видов деятельности педагогов по целенаправленному созданию организационно-педагогических условий, способствующих саморазвитию, самовоспитанию, само формированию старшеклассниками нравственного сознания, отношений, навыков и привычек нравственного поведения. Участниками образовательного пространства учреждения ГБНОУ «ГМЛИ»  является смешанная группа девушек и юношей 14-18 лет (8-11 классов).  Это накладывает особый отпечаток на организацию воспитательного процесса.

Особенностями нравственного воспитания старшеклассников в учреждении  является обеспечение педагогами добровольности участия старшеклассников   в видах деятельности духовно-нравственного направления.  Неформальность подхода к процессу духовно-нравственного воспитания и демократичность взаимоотношений, характеризующаяся дружественными отношениями педагогов и воспитанников при работе по данному направлению,   способствуют росту степени доверия к воспитательным воздействиям, выбираемым нами.  В противовес сухой информации, приводящей к «бесхарактерности» духовно-нравственного  процесса, мы работаем с  опорой  на интересы и потребности самих воспитанников в области  формирования духовно- нравственных свойств личности.  Мероприятия по данному направлению используем  именно практико-ориентированные, способствующие конкретизации духовно-нравственных представлений и понятий.  Какие же приёмы и методы мы используем в своей работе по данному направлению? Наглядные, словесные и практические.

1. Наглядные методы работы. Зрительный образ.

Общеизвестно, что  воспитательный процесс  без наглядности не эффективен.  По своей сути, наглядность  в педагогической  практике является одним из основных  методов воспитания.  «Золотое правило» дидактики, первый этап всякого  воспитательного момента, всякого  жизненного урока – это наглядность.  Будь то наглядность словесная - яркая, живая  речь  воспитателя, формирующая  в сознании воспитанников конкретные образы  разбираемого  духовно-нравственного,  эмоционального или социально-бытового явления. В  основном же,  под наглядностью мы понимаем  преимущественно  некий  зрительный акт, оформленный в форме информационно-тематического стенда, либо художественного изображения.

Это  позволяет решать вопросы формирования духовно-нравственного мировоззрения наиболее гармонично: не навязывая заданные обществом установки, но включая воспитанников  в поле взаимодействия с нравственными ценностями, идеалами, образцами общественно-признанной морали.

Теорией актуализации проблемы преимущественно наглядной агитации занимался Я.А. Каменский, а также многие другие видные советские и русские психологи и педагоги.   Н.А. Андреевская справедливо утверждала: «Слово обобщает, образ конкретизирует».  К.Ф. Ушинский писал «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями… Детская природа ясно требует наглядности».

Содержание наглядно-тематических стендов по данному направлению довольно разнообразно: «Забвению не подлежит…», «Я расскажу вам о войне…», «Великие русские люди», «Великая Отечественная война в лицах», «Бессмертный полк», «День Космонавтики», «Весна-Красна», «Зимние забавы», «Масленица», «Пасхальная радость», «Пословицы и загадки», «Память сердца» и др.)

Итак, зрительный образ конкретизирует духовно-нравственное представление и понятие, способствует формированию творческого воображения, служит опорой для формирования мировоззрения. Иначе можно сказать, что наглядность – это приемы и методы создания в сознании человека некоторых моделей, облегчающих восприятие и осмысление реальных объектов. Наглядность делает более эффективными методы духовно-нравственного воспитания, экономит время и повышает качество воспитания.

При этом не умаляется значение  живого слова воспитателя. Ведь даже самые яркие наглядные пособия не окажут на воспитанников  должного воздействия, так как восприятие зрительных образов должно быть осмыслено, а между зрительным образом и словом должны быть установлены соответствующие ассоциативные связи.

Как сказал Н.И. Пирогов: «Слово еще может заменить наглядность, но одна наглядность никогда не заменит Слова». И с ним нельзя не согласиться. Поэтому в процессе воспитания необходимо постоянное сочетание и взаимосвязь словесных, наглядных и практических методов воспитания.

2. Словесные метод работы. Воспитательские часы.

Тематическое содержание воспитательских часов по духовно-нравственному направлению довольно разнообразно. Все они нацелены именно на формирование нравственных приоритетов  и культуры личности. Формы воспитательских часов также различны.

Вообще, задачей педагога в данном блоке работы является создание условий для развития в воспитанниках духовных волевых качеств, вопреки их естественному желанию стать слабохарактерными, легко соблазняемыми (на компьютерные игры, к лености, к равнодушию и т.д., людьми). Мы должны помочь  становлению в воспитаннике духовно-нравственных качеств,  его национального самосознания,  через различные творческие комбинации,  доступные нам.

По убеждению К.А. Ушинского, в основе нравственного воспитания ребёнка должно лежать воспитание в нём «чувствований», которые составляют «строй души» человека. Самым главным в сенсорном развитии органов чувств Ушинский считает «развитие чувства Совести ребёнка, сопряжённого  с сильным психоэмоциональными переживаниями».

Как возможно осуществить эту работу на практике? Только через Слово! Через  личностное отношение к тому или иному событию, факту, поступку! Ведь мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но и выражаем своё отношение к тому, о чём ведём речь: радуемся или сердимся, убеждаем или сомневаемся, и всё это с помощью слов. Здесь важно помнить, что «болтливым воспитанием мы воспитываем лишь болтунов» (Ж.Ж. Руссо) и  всегда держать в голове тот нравственный идеал, на который ориентируем воспитанника.

Зачастую воспитанники  не желают испытывать воспитательного воздействия через информацию, нарушающую их «беспечность» в вопросе формирования нравственных идеалов, приоритетов, культуры личности. Как сказал великий Аристотель: «Мышление есть страдание, ибо, коль вещь необходимая, в тягость она нам». В какой-то мере, стать носителем духовно-нравственных свойств личности – это подвиг, к которому старшеклассник  не всегда готов!

Что же делать? Конечно же, намного проще и менее болезненно (как  для воспитателя, так и для воспитанников), заняться, скажем, просмотром видеофильма бесхитростного содержания, либо побеседовать на тему из категории «Знаете ли вы, что…». Но…

Чтобы восстановить действенность образов, мы наполняем  СЛОВО предельной яркостью и предельной насыщенностью. Чехов, Толстой, Достоевский, Тургенев, Айтматов, Ильин, их дневники и выдержки из произведений – вот что по-прежнему необходим подросткам в становлении духовно-нравственного начала в ЧЕЛОВЕКЕ. Вот,  чьи мыслительные вершины способны тронуть сердца подростков 21 века. Вот,  чьи глубокомысленные изречения подтверждают свою жизнеспособность в наше время!

Кроме того, ни для кого не секрет, что русский народ создал огромную копилку мудрости, состоящую из  пословиц и поговорок. Их содержание побуждает слушателя к обдумыванию скрытого  смысла,  наполняет раздумьями ум воспитанника, вселяет в размеренную бытовую жизнь нравственное зерно.

Русская народная пословица – эта коротенькая притча, но с глубоким народным корнем и мудростью, обновляет историческую память в воспитанниках, закрепляет в них общественно-исторический опыт.   

Пословица воспитывает в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле.  Русский народ очень точно охарактеризовал воспитательное значение пословицы: «Пословица не мимо молвится», «Пословица правду всем говорит».

Таким образом, приобщение к богатству русской народной мудрости также  способствует формированию у воспитанников устремлений к высшим мотивационным жизненным идеалам, пробуждает положительную мотивационную энергию и мужество, ставит моральные границы, через которые не должен переступать совестливый человек.

А помощи в преодолении развития негативных тенденций в современном  обществе требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.    

Ну, что же, от слов мы перейдём к практике.

3. Практические методы работы. Детско-взрослые проекты.

  Здесь важно  помнить, что общественно-исторический опыт и гражданская ответственность не передаются и не принимаются новым поколением в готовом виде.  Необходимо предоставить условия для возможности применения на практике своей гражданской ответственности. А именно: предоставить условия каждому члену коллектива определить свою роль в общем деле,  что удовлетворит  чувство гражданской ответственности члена коллектива и убедит его в личностно – значимой деятельности на благо коллектива  класса, этажа,  лицея, а также товарищей по комнате. Здесь важно отметить, что в отличие от одноместных комнат царско-сельского лицея, мы имеем трёх- и четырёхместное расселение по комнатам на этаже,  из ста человек.  Причастность к коллективу не оставляет обучающегося равнодушным, поэтому необходимо стремиться к формированию в воспитаннике  элементов самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, что несомненно будет способствовать развитию  чувства ответственности, чувство долга, чувства справедливости, радости от творчества в коллективе единомышленников. Это ли не практика для формирования и проявления  духовно-нравственных  свойств личности?

Формированию духовно-нравственных свойств личности в полной мере  способствует  участие воспитанников  в:

- подготовке  к мероприятиям лицея: День знаний, КВН, «Ученик года», Новый год,  «8 Марта», «23 февраля», «Последний звонок» и пр.;

-акциях ЗОЖ (агитбригада «Мы - за ЗОЖ», выпуск  агитационно-пропагандистские плакаты «Внимание: наркомания!», и пр.);

- проведении  выездных мероприятий для младших школьников;

- акциях  «Бессмертный полк»;

- во встречах  с ветеранами Великой Отечественной войны;

-воспитательских часах (с  соблюдением  «поведенческой» традиции: во время участия в воспитательском часе придерживаемся нравственного  правила:  традиция «поднятой руки», традиция  « права одного голоса», уважения к мнению другого, не критичность к выступлению товарища);

- в народных гуляниях  (Рождество, Масленица);

- экскурсиях  в музей ИЗО, в музей религии (Епархиальное управление);

- Богослужебной практике  в православных храмах г. Кемерово (Рождество Христово, Пасха);

- участие педагогов и воспитанников  в конкурсном движении («Православная инициатива», «Семья России»).

Анализ их результатов показал, что наибольшую эффективность имеют те организационные формы, которые отвечают внутренним  запросам старшеклассников, расширяют сферу их интересов, затрагивают эмоционально-мотивационную сферу.

В заключение необходимо  сказать, что человек образовывается в соответствии с духовными  историко-культурными традициями данного народа, его идеалами и нравственными ценностями, поэтому помочь воспитанию в нём духовного начала, заложенного исторически культурно образующим  Российскую историю началом - наша основная воспитательная задача.

 

Список литературы:

  1. Алоева М.А. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11 классах.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 310 с.
  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
  3. Бердяев Н.А. Пути гуманизма // Здравый смысл. – 1997. – № 3. – С.64.
  4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации / Ом.гос.пед.ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991. – 267 с.
  5. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание.- СПб. Питер, 2011.- 416 с.
  6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2016.- 880 с.
  7. Душа вашего подростка. Гид-анти стресс для родителей.- М.: Никея, 2017.- 248 с.
  8. Культура семьи: Учебное пособие.- М.-2009.- 184 с.
  9. Лазарева Т. В. Методическое пособие. Красота спасёт мир. Духовно-нравственное воспитание школьников.- М.: Молодая гвардия.-379с.
  10. Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Книга для чтения в семье и школе.- Рязань: Зёрна - Слово, 2013.-312 с
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.