Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2018 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Современные технологии в педагогической науке
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
PROJECT ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC DRAWING FOR DESIGN STUDENTS
Andrey Tochilin
senior lecturer Department of computer design, Saint-Petersburg Institute of culture
Russia, Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
Новые направления в дизайн-образовании высшей школы требуют переосмысления специфики обучения академическому рисунку, являющегося базовой дисциплиной для развития образно-пластического мышления у дизайнеров. Использование интерактивных методов обучения в данной дисциплине актуализирует учебный процесс, реализует междисциплинарный и личностно-ориентированный подход в обучении. Преподавание академического рисунка в условиях проектной деятельности решает методические задачи дисциплины, организует самостоятельную деятельность студентов и создает предпосылки для профессионального саморазвития студентов уже после прохождения обучения.
ABSTRACT
New directions in design education of higher school require rethinking the specifics of teaching academic drawing, which is the basic discipline for the development of figurative and plastic thinking among designers. The use of interactive teaching methods in the discipline are updated by the learning process, and implements interdisciplinary student-centered approach to teaching. Teaching of academic drawing in the conditions of project activity solves methodical problems of discipline, organizes independent activity of students and creates prerequisites for professional self-development of students after training.
Ключевые слова: рисунок, дизайн-образование, проектная деятельность, метод проектов, проектное обучение, компетенции, интерактивный метод обучения.
Keywords: drawing, design education, project activity, project method, project training, competences, interactive learning method.
Сейчас в научно-педагогической среде большое внимание уделяется использованию интерактивных методов обучения в высшей школе. Метод проектов, кейс-системы, портфолио и другие технологии рассматриваются как основа для компетентностного подхода в обучении студентов-дизайнеров по профильным дисциплинам. Данный вопрос рассматривается с позиции формирования компетенций [1, 2], дизайнерского мышления [3], реализации методических принципов в получении профессионального образования [4]. В связи с этим внедрение проектной деятельности в систему дизайн-образования имеет ключевое значение.
В основе профессиональной деятельности дизайнера заложена совокупность компонентов, среди которых проектная культура занимает одну из ключевых позиций. Генерирование собственной идеи и ее реализация на основе знаний и умений является одним из важнейших качеств будущего специалиста в этой области. Умение рационально распределять свою занятость, координировать свою профессиональную деятельность в условиях этапного проектирования – это те качества, которые необходимы студенту-дизайнеру. Они вырабатываются в процессе прохождения обучения по дисциплинам профессионального и общепрофессионального цикла, в том числе в рамках проектной деятельности.
В исследованиях об академическом рисунке или живописи, которые являются обязательными начальными дисциплинами для студентов, обучающихся по образовательным программам в области дизайна, возможности использования проектной деятельности не рассматриваются. При этом остается нерешенным вопрос об актуализации учебного процесса по данной дисциплине и ее необходимости в системе дизайн-образования [6].
Остро стоит проблема неразработанности единой методической системы преподавания академического рисунка, связанной с несколькими факторами: характер профессиональной деятельности по направлению, особенности распределения часов, актуализация дисциплины в условиях современного «цифрового» общества. Использование интерактивных методов обучения позволило бы решить эту проблему.
Новые направления в дизайн-образовании в высшей школе, связанные с мультимедийным и коммуникативным дизайном, требуют переосмысления специфики изучения дисциплины «Академический рисунок». Предлагается дифференцированный подход к выбору методических принципов [7], исходя из специфики направления обучения и подготовки студентов. Использование интерактивных методов обучения позволило бы решить эти методические вопросы.
В процессе обучения рисунку развивается образно-пластическое мышление, формируется основа для творческой деятельности студента-дизайнера, построенной на гармоничном и целостном мировосприятии. «Академический рисунок» как дисциплина общепрофессионального цикла должна выступать связующим элементом между реалистической транскрипцией внешнего мира и продуктом деятельности студента-дизайнера, его проекта, подразумевающего создание иллюзорного мира. Нематериальность еще больше усиливается в рамках мультимедийного дизайна, существующего только в виртуальной среде.
Поэтому в выборе методики преподавания академического рисунка для студентов-дизайнеров следует рассматривать последовательный переход от классического рисунка с объемно-пространственным решением к декоративной графике (так называемая дизайн-графика). Метод проектов и − шире − проектная деятельность позволяет решать данную задачу.
Проектная деятельность предполагает использование различных интерактивных образовательных технологий. Основной технологией для дисциплины «Академический рисунок» в обучении студентов-дизайнеров является метод проектов, позволяющий организовать и направить обучение, создать среду для последовательного вовлечения учащихся в профессиональную область.
Метод проектов в образовательной системе существует достаточно давно и определяется специалистами по-разному с учетом времени и места применения, специфики уровня обучения [подробнее: 8]. Но в основе метода проектов лежит самостоятельная работа студентов, которая «нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта» [9]. Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [10]. Эти цели отвечают дидактическим целям академического рисунка.
Первичной задачей преподавателя является постановка творческой (практической) проблематики. Следует учитывать ментальные особенности современного поколения, которые не в состоянии воспринимать окружающее пространство без виртуальной среды и цифровых носителей.
Данная методика дает свободу в разработке практических и самостоятельных заданий, а также позволяет раскрыть творческий потенциал студента. В начале проектной деятельности перед студентом ставятся стилистические, композиционные и образные задачи. С их помощью происходит постижение методических принципов академического рисунка.
Проектная деятельность выступает в качестве методической формы освоения дисциплины. Ее следует рассматривать в двух аспектах, с позиции этапности разработки практического задания в качестве организующего средства овладения дисциплиной. Ключевой задачей преподавателя является постановка проблемы на начальном уровне проектной работы раздела, темы или одного задания. По дисциплине «Академический рисунок» это может быть: разработка и построение композиции, ритмическое решение, образная трактовка, общей стилистики и т. д.
Определяя метод проектов как систему организующих требований, например, «проблема-планирование (проектирование)-поиск решения-продукт-презентация» [11] или «ценности-цели-средства-методы-ресурсы-объекты» [12] в академическом рисунке следует учитывать свою специфику. Последовательность решения методических задач состоит из следующих этапов, прохождение которых может быть цикличным или повторно выборочным:
- анализ объекта(тов)/темы/тематики, выявление особенностей форм(ы) и/или характерных признаков явления;
- поиск композиционного решения, выявляющего особенности объекта(тов)/темы/тематики;
- определение условий создания художественного образа: поиск стилистических решений, осознанный выбор техники и материалов исполнения;
- систематизация выработанных решений;
- промежуточные просмотры, рефлексия, вербальный анализ;
- создание законченного графического произведения.
Для каждого этапа выстраивается своя многоступенчатая система задач в последовательности их решения. Она может быть различной. В этапе «Поиск композиционных решений» работу можно выстраивать в последовательности выполнения составляющих графического произведения:
- от эскиза(ов) к выполнению законченного графического изображения в формате;
- от эскизов-поиска композиционного и пластического решения к тональным эскизам;
- разработка серии эскизов (статика/динамика, смена тона (пятно-линия), с драпировками и без драпировок и т. д.);
- от экспериментов с различными материалами к разработке текстурных эскизов и т. д.
Или структурироваться по формальным признакам внутри одного эскиза:
- создание сложной и простой композиции;
- выявление плоскостей: на плоскости и без плоскости;
- выявление композиционного центра;
- поиск ракурса, выражающего тематику;
- построение планов композиции;
- выделение главного;
- соразмерность компонентов;
- ритмическая организация.
Далее в каждой подзадаче определяется варианты ее решения:
В подтеме «Создание сложной и простой композиции»:
- построение формальной композиции;
- конструктивное построение композиции;
- ритмическое построение композиции.
В подтеме «Ритмическая построение» определение частного – создание серии эскизов с одинаковым конструктивным построением:
- на белом локальном фоне, частичная заливка плоскостей;
- на черном локальном фоне, работа с текстурами;
- на белом локальном фоне, работа с текстурами.
- Система подтем и подзадач может быть продолжена.
В основе создания любого графического изображения находится целостность всех компонентов. Разработка одной и той же композиции в разных состояниях и условиях позволяет увидеть в развитии все эти элементы. Поэтому в процессе обучения в системе метода проектов у студента вырабатывается восприятие композиционной основы в статическом и динамическом состоянии. Важно понимать различия между этими этапами формирования целостности изображения.
Тематика заданий может быть различной. Следует начинать с постановки более простых задач, то есть с работы со статической натурой (разработка натюрморта), имеющей уже выстроенную законченную композицию. В дальнейшем, выбирая тематические композиции, студент уже на основе выработанных умений организовывать пространство листа сможет генерировать свои собственные идеи. В практических заданиях, направленных на создание тематических композиций, первостепенным в проектной разработке будет поисковая и аналитическая работа, первичный анализ информации.
По типологии метода проектов, предложенной Е.С. Полат [13; 62], в академическом рисунке приветствуется использование доминирующего метода, а именно творческого со скрытым характером координации проекта. На стадии постановки проблемы проекта преподаватель определяет планируемые результаты и формы их представления (создание эскиза(ов), их количество, законченное графическое произведение в формате, техника, материалы и т. д.). Участвовать в работе студента и направлять создание его проекта следует очень вдумчиво, внимательно, не подавляя его творческую инициативу и активность.
«Проектная деятельности в качестве дидактического средства является интегративным видом деятельности» [14; 27], то есть данная система в освоении академического рисунка позволяет работать в междисциплинарном формате. Созданные графические разработки могут использоваться в работе по дисциплинам общепрофессионального цикла (например, «Академическая живопись», «Академическая скульптура и пластическое моделирование», «Технический рисунок» и др.) и в профильном цикле в зависимости от направления подготовки. Стилистические находки, композиционные и образные решения станут основой для выполнения практических заданий в объеме, элементами графических сценариев в мультимедийном дизайне, экстерьерными и интерьерными зарисовками и т. д.
В условиях проектной деятельности реализуется разноуровневый подход в обучении студентов. Выбор условий для обучения конкретного обучающегося зависит от его возможностей к саморазвитию и рефлексии по итогам проделанной работы. Одновременно реализация практических заданий с его непосредственной оценкой решается как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается вариативной форме выполнения заданий, в частности, выбор формата, цвета и фактуры основы, техники, сочетания материалов и др.
Личностно-ориентированный подход к обучению, используемый в проектной деятельности, решает, в том числе, проблему актуализации учебного процесса по дисциплине «Академический рисунок». Ее специфика не предполагает совместную и групповую деятельность, но позволяет студенту находиться в постоянной коммуникативной связи с однокурсниками. Благодаря обсуждению и промежуточным просмотрам каждый студент может проанализировать свою работу, сравнить ее с работами своих однокурсников, сделать выводы по дальнейшему развитию своего проекта.
Важной составляющей проектной деятельности является ее методическая организация. В технике и графических материалах студенту дается максимум возможностей для выбора и эксперимента. Но вначале каждой проектной работы первичные эскизные зарисовки и рисунки с натуры требуются в исполнении графитным карандашом. Наиболее удобными в работе являются маркеры разных тонов и цветов, цветные и грифельные карандаши, гелиевая ручка.
Неотъемлемой частью проектной работы является организация самостоятельной деятельности студента-дизайнера, которая выстраивается исходя из практических (семинарских) занятий. Вырабатывается система повторения и закрепления полученных навыков, появляется возможность развития и самоорганизация
Исходя из данной структуры построения проектной деятельности, получает свою актуальность использование электронных образовательных ресурсов как методического компонента. Формирование мультимедийного методического фонда должно ориентироваться на специфику восприятия учебного материала дисциплины. В академическом рисунке приоритет отдается изобразительным материалам (работы студентов разных лет (фондовая часть); каталоги живописных и графических работ по тематикам; каталоги фото-видео материалов по разделам дисциплин) и библиотеке источников (рекомендованная учебная литература на электронных носителях; интернет-ресурсы, посвященные творчеству художников и действующим дизайнерам; фото-видео материалы по истории и теории изобразительного искусства).
Формирование фонда студенческих работ – одна из приоритетных задач для преподавателя в организации дидактического материала для проектной деятельности по академическому рисунку. Благодаря доступности и ясной последовательности использования электронных методических материалов для студента открываются дополнительные возможности углубленного изучения дисциплины. Например, поиски новой стилистической и образной интерпретации графического изображения, сравнение и анализ композиционных, образных и цветовых решений одних и тех же постановок, схожих тематик вырабатывают опыт творческого анализа, необходимую эстетическую основу для генерации собственного творчества. Задачи данной мотивационной компетентности совпадают с задачами проектной деятельности.
Важным интерактивным методом, дополняющим метод проектов и электронные образовательные ресурсы в условиях проектной деятельности по «Академическому рисунку», является портфолио. Оно выступает в качестве промежуточного и окончательного итога в овладении дисциплины, выявляет динамику образовательного процесса студента и группы, демонстрирует творческие и личностные способности каждого, способствует профессиональной рефлексии и критической оценке своей работы.
Портфолио может быть представлено в оригинальном или в оцифрованном виде, использоваться в работе с заказчиками и организациями в самостоятельной профессиональной деятельности студентами-дизайнерами.
Форма проектной деятельности позволяет студенту-дизайнеру еще на стадии первичного освоения профессиональных навыков и умений реализовать собственный авторский проект, проявить творческие и личностные качества. Ее применение в академическом рисунке актуализирует образовательный процесс по данной дисциплине, выступает организующим началом в методическом сопровождении, решает междисциплинарные задачи в обучении, формирует у студентов-дизайнеров критико-аналитический подход к своей работе, готовит их к самостоятельной профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Репринцев М.А. Потенциал проектной деятельности в профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. − 2016. − № 4. − С. 183-187.
- Фахрутдинова Р.А., Ахметова Г.П. Формирование профессиональных компетенций студентов будущих дизайнеров в системе вузовской подготовки // Вестник ТГГПУ. − 2014. − № 2 (36). − С. 298-301.
- Григорьев А.Д. Предпосылки разработки методики формирования проектного мышления студентов-дизайнеров как основного элемента профессионального дизайнерского мышления // Сибирский педагогический журнал. − 2009. − № 8. − С. 52-58.
- Толмачёва Г.В., Амиржанова А.Ш. Метод проектов как одно из эффективных средств развития художественного восприятия и совершенствования проектной деятельности студентов направления «Дизайн» посредством освоения основ традиционного народного искусства // Омский научный вестник. − 2013. − № 4 (121). − С. 207-211.
- Алексеева С.О. Значение преемственности методов обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Том 16. − С. 30-32.
- Савинов А.М. Проектирование и апробация модели системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании // Вестник ВятГУ. − 2011. − № 4-3. − С. 46-51.
- Недюрмагомедов Г.Г., Георгий Гаджимирзоевич, Несговорова Н.П. и др. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Кург. гос. ун-т". - Курган: Изд-во КГУ, 2013. - 316 с.
- Прошина А.Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса // ТРУДЫ СПБГИК. − 2013. − №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-v-vysshey-shkole-kak-uslovie-intensifikatsii-obrazovatelnogo-protsessa (Дата обращения: 08.02.2018).
- Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура / Лицейское и гимназическое образование. − 2002. − № 9. − С. 9-17.
- Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2012. – № 2. – С. 12. URL: http://psyanima.ru/ (Дата обращения: 10.02.2016).
- Новиков А.М. Методология образования. - 2-е изд.- М.: Эгвес, 2006. − 488 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учебное пособие / Е.С. Полат и др.]; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 268 с.
- Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2010. − № 10. − С. 26-29.
дипломов
Оставить комментарий