Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II-III Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 октября 2017 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чарыева О.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 27-40.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

Чарыева Огулнабат Сапарвелиевна

ст. преподаватель Туркменского Государственного университета имени Махтумкули

Туркменистан, г. Ашхабат

THE USE OF NATIONAL GAMES IN IMPROVING LABOUR SKILLS AMONG CHILDREN

 

Ogulnabat Charyyeva

senior Lecturer of Turkmen State University named after Magtymguly

Turkmenistan, Ashgabat

 

АННОТАЦИЯ

В статье говорится о том, что посредством ролевых игр дети получают навыки, необходимые для выполнения разных видов деятельности. Посредством примеров, раскрывается, как наши предки через коллективные национальные игры, разъясняли содержание и особенности основных отраслей хозяйственной деятельности, таких как земледелие, животноводство, ремесло. Отмечается также, что обучение молодого поколения выполнению различных видов деятельности с помощью коллективных национальных игр, способствует использованию молодым поколением этих профессий в дальнейшей жизни, формированию у них желания трудиться добросовестно, помогает адаптации к труду. Дети, повзрослев, используют в труде те навыки, которые они приобрели в играх.

В статье говорится, о том, что с помощью коллективных национальных игр, выявлялись особенности, таланты, способности каждого ребенка, а это способствовало пониманию, к какой профессии у ребенка есть склонность. В статье сказано о том, что участвуя в коллективных национальных играх, дети усваивали взгляды наших предков о труде, осознавали значения усердия, старания, трудолюбия. В труде дети раскрывали красоту своего внутреннего мира. Зная происхождение собственных предков, дети гордятся ими, радуются за них, в свою очередь, это стимулирует желание трудиться и стараться быть достойными своих предков.

ABSTRACT

This Article states that role-playing games help children to gain skills necessary to perform different types of activities. Using the examples, this Article reveals how our ancestors explained the contents and peculiarities of the main branches of economic activities like agriculture, livestock and crafts by means of cooperative national games. It is also noticed that teaching young generation how to perform different types of activity by means of cooperative national games will help them to choose future profession in life, promote their desire to work with good faith and labour adaptation. These children will use skills gained through the games in their future adult life.

The article states that cooperative national games help to reveal individual talents and skills of children and understand child ability for certain profession. The Article says that children participating in cooperative national games learn the views of our ancestors about labor, understand the meaning of diligence, endeavor and hard-working nature. In the process of work children reveal the beauty of their inner world. Knowing the origin of their own ancestors, children are proud of them, happy for them, what in its turn, stimulates their desire to work and make themselves worthy of their ancestors.

 

Ключевые слова: Коллективные национальные игры, ролевые игры, воспитание, труд, трудолюбие, талант, способность, навык, своеобразные особенности детей, метод, разные отрасли хозяйства, «Кол», «Клубок», «Гуйрук тутды», «Дыня поспела» («Гавун бишди»), «Вереница верблюдов» («Тиркеш дюйе»), «Суйт бишдими!?», «Игра в камешки» («Бяшдаш»).

Keywords: cooperative national games, role-playing game, education, labour, hard work, talent, ability, skill, peculiar abilities of children, method, different sectors of economy, "Picket", "Ball", "Guyruk tutdy", "Ripe melon" ("Gawun bişdi"), "Caravan of camels" ("Tirkeş düýe") "Suyt bishdimi!?", "Jack-stones" ("Byashdash").

 

Наши предки придавали большое значение умению добросовестно трудиться, владению ремеслом умственных способностей. Труд, не только создает материальные ценности для жизни человека, но играет важную роль в формировании у человека нравственных ценностей. Наряду с этим, труд обеспечивает гармоничное развитие человеческой личности.

Великий туркменский мудрец Махтумкули Фраги, отмечая, что бедность не исчезнет у молодца, не освоившего десять ремесел, имел в виду, что для молодого человека необходимо постоянно совершенствуя свою мастерство, стремиться в тоже время к познанию новой профессии и усвоению новой специальности.

Среди способов, использованных для развития и совершенствования способностей и навыков умений, необходимых для труда, наши предки придавали большое значение национальным играм, исполняемым коллективно. Говоря о значении ролевых игр для трудового воспитания, ученый психолог Б. Басаров пишет следующее: «При ролевых играх ребенок как личность, воспроизводит общественные функции, поведение взрослых, увиденное ребенком при наблюдении за взрослыми…

…В ходе игры ребенок вступает в связь с другими детьми. При игре, дети, разделяют роли между собой. Согласно принятым ролям («мать – дочь», «доктор – пациент»), дети усваивают социальную практику, осуществляют действия, подчиняясь требованиям коллектива [2, c.188]. Эти слова ученого свидетельствуют, что труд взрослых дети пробуют осуществить посредством игр.

При обучении детей разным видам хозяйственной деятельности, предки туркмен наряду с другими средствами, широко использовали коллективные национальные игры. Как пример использования игр в целях совершенствования трудовых навыков детей можно рассмотреть один из методов, использованных в ранние времена при посеве сельскохозяйственных культур - игру «Кол» («Чиш»). При ознакомлении с содержанием этой игры, можно представить, как наши предки приступали к первичному земледелию. История свидетельствует, что первые земледельцы с наступлением весны в предгорьях, сеяли семена диких растений в местах, где разливались воды горных источников, и выращивали урожай. При этом, расположив семена внутри глины, приготовленной в виде яйца, её сушили. Затем с помощью пращи, закидывая эти семена в невысохшие полностью места, таким образом, выращивали такие культуры как дыня, арбуз. До схода воды в местах её разлива семена в комках глины, увлажнялись, давая всходы. После схода воды, дыни, арбузы прорастали. Со временем, они начинали созревать.

Часть вод из рек текла вглубь песчаных мест, и низины между барханами наполнялись водой с илом. В таких местах культуру сеяли с помощью отверстий в земле. Для этого, длинную палку с острым наконечником, вонзали в почву и в созданной ямке закапывали семена дыни, арбуза.

Очевидно, что имеется сходство между детской игрой с колом и посевом культур с помощью палки с заостренным концом. В основном, в этой игре использовалась палка с острым концом, изготовленная намного раньше времени до начала игры из сырого или полусырого гребенщика (тамариска), длиною около 50-60 см. Толщина заостренных палок была немного толще рукоятки серпа. Колы, приготовленные из гребенщика, были увесистыми и упругими. В игре участвовало два, три и более игрока. Для участников игры количество заостренных палок не ограничивалось. Каждый был вправе играть с любым количеством колов. Если игрок считал себя более умелым, он участвовал  в игре с одним или двумя палками, слабоватые игроки, новички участвовали в игре с 4-5 колами.

Как и при посеве с помощью палки с острым концом, для игры с заостренными палками, выбиралась сырая земля. Затем по определенной среди игроков очередности, один из игроков сильно вонзает свой кол. Чем прямее и сильнее он вонзал свой кол, тем другим игрокам труднее было свалить его своими ударами. Если кол очередного игрока попадет и свалит вонзенный в землю кол, то игрок забирает его себе. Но если второй игрок при броске своего кола не сможет сбить вонзенный кол, а ударом немного наклонить его в сторону, или сможет приблизить верхний конец кола к земле на расстояние, куда можно просунуть кулак, третий игрок вправе выбрать, по какому из двух прежних колов нанести удар. Можно даже немного постучать по ним своим колом. Он старается нанести удар по выбранному колу. Если одному из игроков удастся своим  колом сбить один из колов, вонзенных в ходе игры, он может забрать только тот кол, который был сбит им. О завершении игры с колами, К. Аннаев, Г. Балакаев, К. Моммыев пишут следующее: «В игре с колами непросто сбить кол, выбранный игроком для нанесения удара. Иногда эта игра продолжалась до поздней ночи. Если игрокам не удастся получить вонзенные колы, то не сбитые колы достаются игроку, который первым вонзил кол» [1, с. 77].

Возможно, эта игра была создана взрослыми специально для подражания детьми, которые наблюдали за моментами посева с помощью палок с наконечниками, или для обучения молодого поколения способу посева с использованием колов. Независимо от обстоятельств, при которых была создана игра, посредством этой игры совершенствовались такие навыки и способности как умение трудиться и развитие физической силы, необходимые для военного дела, точного попадания в цель. При этом разъясняли, что правильный выбор увлажненной земли и полноценный посев приводят к получению хорошего урожая. Дети начали понимать, что если, умело сбив вонзенный кол можно достичь успеха в игре то в дальнейшем своевременное и умелое использование силы, энергии для полезной работы принесет результат.

При трудовом воспитании детей, наши предки использовали игры, знакомящие детей с необходимыми работами в процессе выращивания культур, а также игры, обучающие выполнению таких работ. «Дыня поспела» («Гавун бишди») является одной из таких игр. В этой игре дети, разделяясь на две группы, отвечают на вопросы в форме загадки о дыне, о разных видах дыни (вахарман, замча, гаррыгыз, гуляби и т.п). Затем хан одной группы задает вопрос другому хану:

- Посмотри, дыня поспела,

Дай всего одну дыню. Хан группы отвечает:

- Выбери и возьми! Хан, расспрашивающий про дыню, проходя то в одну, то в другую сторону, говорит:

- Но предо мной течет арык, как мне пройти через арык?

Дающий дыню хан говорит:

- Обойди и пройди. Затем другой хан, обходя, говорит:

- Меня встречает твоя собака, как мне пройти?

Посредством таких вопросов и ответов, даются сведения об используемых в земледелии арыках, о собаках, охраняющих бахчу от шакалов, барсуков и т.п. Таким образом, в этой игре дети, подражая взрослым, исполняют роль дайханина (крестьянин), у которого поспели дыни, они отвечают на заданные вопросы. Своеобразно изображая образ дайханина, дети тренируются для исполнения данной роли.

В игре «Вереница верблюдов» («Тиркеш дюйе») дети исполняли роль собаки и проходящего каравана. Перед началом игры, посредством считалки, определяют игрока, который должен исполнять роль собаки. Остальные выступали в роли верблюдов каравана. Между собой они назначают «основного коня», для подтягивания каравана. После этого, дети становятся за основным конем, и образуют «караван». Согласно содержанию игры, когда караван проходил мимо аула, из села выбегала кусачая собака и набрасывалась на караван. Собака старалась задержать верблюдов каравана. Чтобы убежать от собаки, «основной конь», подтягивающий караван, прибегает к разным действиям, и начинает убегать. Если собаке удается задержать всех верблюдов на определенном расстоянии, то она меняется ролью с первым выбывшим игроком. Если собаке не удается разъединить верблюдов и основного коня, то игрок должен продолжать исполнение этой роли. Игра начинается заново.

В игре изображается, как собака бдительно охраняет аул, несмотря на время суток. Если прибывает чужой скот, собака выбегает ему навстречу и лаем, предупреждает об этом людей аула. Посредством этой игры, дети узнают о характере туркменских алабаев, которые считаются одной из важнейших материальных ценностей, созданных туркменским народом. Изображение туркменского алабая признано символом V Азиатских игр в закрытых помещениях, которые пройдут в Ашхабаде в 2017 году. В большинстве случаев дети, подражая взрослым, на практике пробуют повторить действия взрослых или часть работы, выполняемой старшими. Но в этой игре дети, не ограничиваясь подражанием взрослым, пробуют посредством исполнения ролей разных животных, показать их характер. Посредством данной игры, дети познавали, что по каравану назначается караванбаши (предводитель каравана). А задачи предводителя каравана самоотверженно охранять караван, руководить караваном и т.п. А выбегающая навстречу каравану собака показывает необходимость его защиты.

Таким образом, с помощью этой игры, дети осознают, что каждая страна производит продукцию, соответственно своему местоположению, природным условиям, недрам. Поэтому, продукция одной страны вывозится в другое государство, то есть, осуществляется обмен товарами, возникают торговые отношения, необходимые в человеческом обществе. Дети узнают в  том, что в древние времена торговые отношения налаживались с помощью караванных путешествий. В настоящее время в результате технического прогресса, торговые отношения осуществляются с помощью современного транспорта. Через эту игру, дети пополняют свои знания о торговых отношениях, значение каравана, необходимости его защищать.

Профессия смотрителя верблюдов «сарван» переходила из поколения в поколение, и в настоящее время эта профессия продолжается согласно этому правилу. Растущий в семье чабана ребенок знакомится с особенностями его профессии, слушая дома разговоры, а также участвуя выполнении работ. Пока дети не смогут принять на себя ответственность за целое стадо, они проходят жизненную школу чабана.  Некоторые тонкости профессии усваивались посредством игр. Об этом свидетельствует игра «Хореле, Гурбан», описанная вышеупомянутой О. Кулиевой. В ранний период, в основном, в этой игре участвовали девушки, молодые и более старшие женщины. Очевидно, что пожилые женщины использовали эту игру для обучения молодого поколения способам доения верблюда.

После ужина и выполнения работ по домашнему хозяйству, одна из девушек выходила и пела ляле, это означало призыв к игре. В освещенную лунным светом ночь, девушки и женщины собирались в одном месте. На финише две пожилых женщины садились в качестве «ханов». Девушки и женщины делились на две группы. После этого, «хан» одной группы загадывала загадку другой группе. Девушки и женщины другой группы разгадывали  её. Затем «хан» другой группы загадывала загадку. Игра продолжалась загадыванием загадок, исполнением газелей (стихотворений). В этой игре, говорилось о том, что надо с лаской относиться к животным, которые содержатся в хозяйстве, поскольку животные очень чувствительны, и если хозяин относиться к ним должным образом, то и животные отвечают тем же. В игре приводятся сведения о том, как из верблюжьего молока готовят агаран (сливки), а шерсть используют для изготовления одеял, также в игровой форме рассказывают о недоуздке, горбе верблюда, о Вейис-баба, покровителе верблюдов.

Среди домашних животных у туркмен овца считается более близкой для человека, она является украшением туркменского хозяйства, мясом барана угощали гостей, его использовали в качестве основного продукта питания. Шерсть овцы применялось для изготовления предметов, необходимых в быту, поэтому, наши предки ценили этих животных. Овца свидетельствовала о достатке  человека, поэтому, она считалась одним из семи богатств. Наши предки придавали большое значение разведению мелкого рогатого скота. Они обучали молодое поколение чабанскому ремеслу. Не ограничиваясь обучением секретам ремесла, они использовали детские игры, посредством которых разъясняли, что волк является врагом чабана, поэтому необходимо защищать овец от волков. Об одном из их таких национальных игр «Гуйрук тутды» (гурт дегди) ученый этнограф А. Джикиев рассказывает следующее: «…Из игроков выбирают двоих, наиболее умелых. По жребию один из них играет роль волка, другой становиться «главной овцой». Игроки, то есть, «ягнята» держась за подол халата или за рубашку, выстраиваются за «главной овцой» в длинный ряд. Они располагаются на площадке объемом  с комнатное помещение. Игрок, исполняющий роль волка, и «главная овца» становятся лицом к лицу. После сигнала о начале игры, «волк» нападает на «ягненка», стоящего самым последним [3, с.21]. Ягненок, на которого напал волк, отступает в другую сторону. В какую бы сторону не направлялся волк, «главная овца» тоже кидалась в ту сторону. Согласно этим действиям, ягнята тоже меняли направление. Они старались не расходиться и не отделяться друг от друга. «Волк» подходил с разных сторон стада, игроки тоже двигались в разные стороны. «Главная овца» нападала на «волка». «Волк» сторонился «главной овцы», и старался забрать «ягненка», стоящего самым последним. Если «волк» действовал смело и быстро, то ему удавалось разделить стадо или заполучить самого последнего «ягненка». «Главная овца» старалась успокоить ягнят, но она не успевала следить за всеми. В результате, «волку», удавалось заполучить «ягненка», разделяя слабых игроков. Разделенные и ставшие добычей «волка», «ягнята» выбывали из игры, и садились в стороне. Но когда количество ягнят в ряду уменьшалось, сопротивление «волку» усиливалось. Поскольку в конце игры оставались только сильные игроки «главной овце» становилось легче контролировать немногих ягнят. В итоге, если «волку» удавалось вывести всех ягнят из ряда, он передавал свою роль «волка» игрокам, выбывшим первыми, и становился обычным игроком. Посредством этой игры, детям разъясняли, что волк то с одной, то с другой стороны подходит к стаду и ищет удобное положение для нападения на стадо овец. Детям объясняют, что при удобном случае волк нападает на стадо, и старается заполучить слабых ягнят или старых овец и рассказывают о действиях чабанов для защиты овец от волка. В игре «Гурт тутмуш» детей обучали тому, как надо действовать при нападении волка на стадо. Взрослые не забывали о том, что нападение волка на стадо осуществляется неожиданно, и его невозможно предугадать. Реально показать это детям не представляется возможным, рассказы и устные объяснения дети могут не понять. Поэтому, считали, что будет более действенным обучение посредством игровых действий, способствующих наглядному пониманию таких моментов детьми.

Игра «Гурт тутмуш» разворачивалась в лунную ночь. Из игроков, разделенных на две группы, выбирали исполнителей роли «волков». «Волки» прятались. Из игроков выбирались исполнители ролей собак, именуемых Гарагёзом, Алабаем. Затем завязав платками пояса, игроки крепко держали друг друга за спиной за эти платки, и садились напротив друг друга в два ряда. В момент, когда руководители восхваляли их стихами, один из «волков» нападал на привязанную группу, и тащил за собой одну овцу.

Оба «хана» с обеих сторон кричали:

«Гурбан, волк напал на овцу, помоги! Гарагёз, Алабай, догоняйте, нападайте». Испугавшись «волков», каждая из групп, разбегалась в разные стороны. Группы игроки, исполняющие роли Алабая и барана, бросались на волка. «Хан» того, кто смог выручить овцу из окружения волка и привести её к «хану», считался победителем.

О продолжении игры, О. Кулиева пишет следующее: «Группы, собираясь гурьбой, в виде освобожденных и загнанных в загон овец, должны сидеть, тесно прижавшись друг другу. Руководители групп должны сесть возле «ханов». В то время, когда они, будто бы отдыхая, загадывая загадки, читают стихи, с двух сторон на загон нападают волки. Наблюдающие за действием «ханы» начинают кричать:

- На загон напали волки, Гарагёз, Алабай, догоняйте, нападайте! Массовые нападения, соперничество продолжается долго. Слышны громкие восклицания: «Помогите, на ту овцу напал волк». Волки прогоняются, скот успокаивается [4, s.51]. В игре подробно обучали как волки, тайком сообща, в основном ночью, нападают на загон. В таких случаях собаки Гарагёз, Алабай становятся самыми близкими помощниками чабана, подпаска. Одним словом, детей обучали, как нужно защищать стадо от волков, как нужно действовать, не растерявшись в таких случаях. Дети смолоду знали об этом. Посредством игры, молодое поколение готовили к труду, жизни.

Наряду с этим, наши предки рассказывали о том, что по своему характеру волки очень горды, мстительны, смелы, выносливы, неуловимы.

Используя игры, наши предки, не ограничивались обучением только части игры, стараясь ознакомить детей всеми этапами выполнения определенной работы. Об этом свидетельствует рассказ, о доении овец и коз в игре «Суйт бишдими!?». Говоря о полезности молока овец и коз, а также других молочных продуктов для здоровья человека, убеждается в том, что наши предки при воспитании молодого поколения не упускали из виду даже малейшие детали. Для этой игры, игроки по своему усмотрению, выбирали своих соучастников. Желающие выпить молока, подходят к группе девушек. Поздоровавшись, они, спрашивая «Пришли к белому жилью, к родному дому, молоко сварилось?», приступали к игре.

По правилам игры, ответ девушек первой группы тем, кто пожелал выпить молока, показывает, что при доении овец и коз, девушкам и женщинам  необходима помощь чабана-подпаска. Девушки говорят, что при отсутствии чабана-подпаска, они не могут доить овец и коз.

Ответы девушек второй группы, показывают, что при наступлении времени доения овец и коз, необходимо действовать быстро. Если же девушки, которые пошли за водой, и около источника задержались из-за разговоров между собой или по другим причинам, и не успели к дойке овцы и козы, любящие своих ягнят и козлят, накормят их своим молоком. Таким образом, здесь показывается необходимость действовать быстро и не опаздывать к раннему или позднему доению.

Ответы девушек третьей группы тем, кто пожелал выпить молока, показывают, что трудолюбивый, своевременно выполняющий свою работу человек никогда не краснеет за свое дело, напротив, он удостаивается похвалы. Наряду с этим, молодежи прививали уважение к старшим, а говоря, «сливки достаются младшим», показывали любовь к младшим. Говоря, что оставшаяся на дне казана накипь, достается ленивым, молодому поколению объясняли о что лентяй, лоботряс не пользуется уважением в жизни. Одним словом, с помощью этой игры, подробно объясняли, что доение является одним из этапов, выполняемых в животноводческом хозяйстве, а также разъясняли об особенности осуществления данного этапа. Став взрослым, человек, который с детства знаком с этой игрой, без труда мог выполнить такую работу без чьей-либо подсказки.

Не ограничиваясь разъяснением основных сведений только о сельском хозяйстве, то есть земледелии, скотоводстве, наши предки не забывали и о ремесле и других сферах хозяйства. Об этом свидетельствуют игры, созданные в нашей стране, считающейся родиной ткачества с давних времен, в которых учитывали необходимость тренировки рук, пальцев девочек для освоения ими умения ткать ковры, паласы, различные матери, знания способов скручивания нити, обработки и прядения веретеном, быстрого выполнения этих работ. В ряду таких игр можно назвать игру в клубки. Об игре в клубки, О. Кулиева пишет следующее: «…Происхождение и название игры связано с правилами и способом игры. Игра раскрывает прекрасные стороны древнего быта туркмен, преемственность поколений, имеет воспитательное значение. Игра раскрывает неотъемлемую связь человека с природой. Она вызывает у детей желание учиться, расширять свои знания. Игра способствует выявлению способностей детей посредством использования веселья, смеха юмора. Эта игра является продолжением таких игр как «Зыбучие пески», «Песчаный грот», «Песочный - источник», которые менее продолжительны. Для исполнения этой игры игроки должны быть похожими на клубки…»[4,с.73]. Согласно сведениям, изложенным в упомянутой книге автора, можно ознакомиться с ролью каждой краски в ткачестве. Ведущий игры, выговаривая считалку, указывал, кому предстояло изображать клубок, какого цвета. Игроки считались клубками разного цвета и именовались Эриш (Пряжа), Аргач (Уток), Ак (Белый), Гёк (Синий), Яшыл (Зеленый), Гызыл (Красный), Мямиши (Оранжевый), Сары (Желтый), Гара (Черный), Гонгур (Бурый), Мавы (Голубой), Меле (Светло- желтый), Овадан (Красивый). Затем ведущий игры разъяснял каждому, что они должны будут рассказывать, что им предстоит исполнить. Например, клубок Эриш говорит:

- Катаясь туда-сюда, буду натягивать основу ковра бабушки!

Клубок Аргач говорит:

- Катаясь туда-сюда, буду проникать в ковер бабушки!

Клубок Ак:

- Катаясь, кружась, буду освещать ковер бабушки!

Клубок Синий:

- Катаясь, волнуясь, буду родником, текущим в ковре бабушки!

Клубок Зеленый говорит:

- Катаясь, кружась, стану зеленым лугом в ковре бабушки!

В таком порядке указывали, где используются каждый клубок во время тканья ковра, паласа, то есть, какую роль играли клубки разного цвета. Затем ведущий игры говорит: «Пойте, когда будете кататься». Тогда игроки в стихотворной форме говорили о таких предметах ткачества как портянки, канар (большой мешок), чувал, ковёр, палас, торба (сумка) для ложек, торба для игральных костей и др.

Затем ведущий игры говорит, что игроки знают, для чего предназначен каждый клубок, теперь им предстоит, катаясь, исполнить роль клубка. Ведущий объясняет, что для исполнения данной роли, игроки должны взойти на самый высокий песчаный бархан, сесть, двумя руками крепко обхватить голени ног, головой опереться о колено, свернуться, и крепко держаться. Когда они будут катиться вниз, они не должны разъединять и опускать руки, если они опустят руки, то они станут «мотками». Дети, приготовившись в таком порядке, закрывают рты, глаза, и все катятся вниз, и останавливаются, дойдя до подножья песчаного бархана. В таком порядке дети продолжают игру сколько хотят.

С помощью этой игры дети, во-первых знакомятся со средствами, необходимыми для ткачества. Во-вторых, чётко осознавая роль клубка в этом ремесле, сами дети, исполняя роль клубков, пробуют выполнять их действия в процессе работы. В игре также содержатся упражнения, необходимые для укрепления тела. В-третьих, игра обеспечивает веселый досуг детей.

Наряду с игрой в клубки, использовались другие национальные игры, способствующие развитию моторики рук. Например, при наблюдении за «Игрой в камешки» («Бяшдаш»), можно увидеть как тот, кому выпал жребий, рассыпает камешки на землю, выбирая один из них в качестве «птички». Игрок подкидывает «птичку» вверх, по одному собирая камешки, которые лежат на земле. Когда подбираешь камешек, нужно еще успеть поймать подкинутую вверх «птичку». Если игрок не успеет поймать «птичку», то игру продолжает следующий игрок, если игрок ловит «птичку», то он продолжает играть. Затем камешки нужно подбирать парно, один камешек отдельно, сразу три камешка, сразу четыре камешка. После подбора четырех камешков, игрок, сжимая в руке все камешки, кидает вверх только один камешек и указательным пальцем касается земли. Он должен успеть поймать подкинутую «птичку». Игрок повторяет такое действие три раза.

Затем начинается действие «пробивание в ворота». При броске камешков в «ворота», они не должны касаться друг друга, рука игрока тоже не должна касаться камней. Если рука заденет камешек, а камешек заденет другой камешек при падении «птички» на землю, то очередь переходит к другому игроку. После выполнения «пробивания камешками по воротам», игрок начинает исполнять следующее действие, именуемое «белой комнатой». Тут игрок раскрывает все пять пальцев руки, которая без камешков, и упирается пальцами о землю. Тогда между пальцами образуются четыре открытых прохода. Напротив каждого «прохода» на расстоянии приблизительно четырех пальцев в ширину, располагают по одному камешку. Затем подкидывая вверх и ловя «птичку», каждый камешек проводится через «проходы». При пробивании камешков между пальцами в «белой комнате», нужно добиться, чтобы камешки располагались рядом поскольку, после того, как четыре камешка проводятся через «проходы», игрок должен убрать руку, которая послужила решеткой, подкинуть вверх «птичку», и сразу подобрать все четыре камешка. Игрок, выполнивший действие, именуемое «белой комнатой», приступает к следующему действию, под названием «подталкивание». Игрок локоть свободной руки упирает в землю и вытягивает руку. Затем игрок кладет по одному камешку по обеим сторонам локтя. После этого, убирает эту руку, подкидывает вверх «птичку» подбирает сначала два камешка, расположенные с одной стороны, затем два камешка с другой стороны.

После выполнения всех вышеуказанных действий, игроку присуждается одно очко. Кто первым сможет завоевать установленные очки (3-5-10), тот становится победителем. О значении этой игры С. Кулиев в своей статье под названием «Игра в камешки» («Бяшдаш»), пишет следующее: «Игра в камешки, являясь одной из национальных игр, способствует укреплению коллективизма, дружелюбия, гибкости, умения  находить выход из трудных ситуаций у детей» [5, c.42].

При ознакомлении с содержанием таких игр, невольно задумываешься о том, что даже в труде ковровщиц, в их прекрасных работах, доведенных до уровня искусства, в ковровых изделиях, а также в совершенных действиях бахши, играющих на дутаре и исполняющих песни, дутаристов, творящих чудные действия на ладах, имеется влияние национальных игр.

Посредством национальных игр, наряду с развитием навыков коллективного труда, не упускали из виду и совершенствование способностей трудиться индивидуально. В воспитательной работе использовались «Игра в камешки» («Дюззюм»), «Ичянагзы», «Кувырки» («Ашыратды»), а также разные игры с игральными костями. В таких играх кроме общего контроля, осуществляемого преподавателем или воспитателем, наблюдения за игрой ведущим дети тоже должны были самостоятельно следить за основными игровыми действиями. Иначе говоря, в ходе игры, необходимо индивидуально обдумывать свои действия. Дети понимали, что в результате игры станет явным итог самостоятельного труда, поэтому, они старались действовать правильно, точно, используя все свои возможности. В результате, совершенствуется навык действовать самостоятельно и обдуманно, не дожидаясь, пока кто-либо подскажет, что предстоит игроку осуществлять. А это оказывается полезным во время выполнения работы, дети по своему уразумению дополняют действия, и тем самым, совершенствуют данный процесс.

Дети убеждаются в том, что если в ходе игр действовать старательно, добросовестно, то и результат оказывается успешным. Эти навыки позволяют совершенствоваться смолоду и создают возможность для эффективного труда, когда дети, повзрослев, начинают трудиться самостоятельно.

В настоящее время при использовании этих игр, преподаватель или воспитатель тщательно наблюдают за тем, как дети выполняют порученное задание, а тем, кто испытывает трудности, указывают правильный путь выполнения задания. Дети понимают, что они ответственны за соблюдение правил игры и за собственные действия и данные ответы. Тут у детей развивается понимание ответственности за подходы к игре, а также к работе. Если чувствовать ответственность за каждое начатое дело, стараешься не допускать халатности в работе.

В начале работы ставится определенная задача. Если при этом, усердно выполняя начатую работу, удается преодолеть трудности, видишь результат собственного труда. В ходе игр создается возможность для осознания детьми всех этих обстоятельств. Если быть внимательным в игровых моментах, полностью освоить каждый элемент, самостоятельно тренироваться и совершенствоваться в свободное время, можно достичь успеха. А это развивает представления детей о навыках, необходимых для добросовестного и сознательного труда.

Молодое поколение без подсказки, старательно, самостоятельно осуществляют национальные игры, различные действия в игре. В результате, у детей совершенствуются навыки самостоятельных действий при выполнении любой работы. С одной стороны, это приводит к достижению успехов в работе. С другой – способствует формированию у подрастающего поколения навыков выполнять свою работу самостоятельно без подсказки, не создавать проблемы для коллег и членов семьи. Такие качества имеют большое значение в отношениях между людьми.

После окончания игры, подводятся итоги. Отмечаются достижения, а также недостатки игроков. Даются советы, как нужно действовать в следующий раз. Как говорится, «халат не короток, коль сшит по совету». Такой обмен мнениями, обмен опытом, способствует в будущем более умелой игре детей.

При подведении итогов слушают также мнение детей. Это учит их  анализировать, принимать решения. Совершенствуются также навыки помогать друг другу, а также давать советы при возникновении трудностей.

В настоящее время необходимо использование коллективных национальных игр, которыми пользовались наши предки при трудовом воспитании молодого поколения в  более современной форме. Это будет способствовать обогащению знаний детей о труде, его необходимости, совершенствованию навыков, способностей, нужных для труда, поможет решению задачи по воспитанию молодого поколения истинными патриотами, трудолюбивыми, грамотными, всесторонне развитыми личностями.

 

Список литературы:

  1. Аннаев К., Балакаев Г., Моммыев К. Соучастник (Туркменские игры). Второе издание в обработанном виде. – А.: «Туркменистан», 1970. – С.75-77.
  2. Басаров Б. Общая психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – А.: Туркменская государственная издательская служба, 2010. – С.183-194.
  3. Джикиев А. Давайте, друзья, поиграем. – А.: «Магарыф», 1970. – С. 21-23.
  4. Кулиева О. Хотите, сесть на двугорбую верблюдицу? (Туркменские национальные игры). – А.: Ылым, 2008. – С.47-51, 73-77.
  5. Кулиев С. «Игра в камешки» («Бяшдаш») // Гюнеш. – 2015. – № 11. – С.42
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.