Статья опубликована в рамках: II-III Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 октября 2017 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогика высшей профессиональной школы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
АННОТАЦИЯ
В данной статье анализируются воспитательный аспект образовательной деятельности в духовных семинариях Русской Православной Церкви на примере Нижегородской духовной семинарии. Исходя из предпринятого исследования делается вывод о ключевом значении воспитания для религиозного учебного заведения, которое подразумевает ориентацию на создание особой воспитательной среды, в которой через регламентацию образа жизни, систему поощрения и наказания происходит формирование обучающегося, призванного реализовывать в своей жизни христианский идеал добродетельного человека.
Ключевые слова: религиозное образование, воспитание, семинария, дисциплина.
Православные семинарии являются учреждениями высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви. Семинария представляет из себя учебное заведение закрытого типа с пансионатным проживанием (бесплатное общежитие, бесплатное четырехразовое питание, бесплатное пользование услугами врача, включая выдачу лекарств и т.д.) и строгим распорядком дня (в этом ее можно сравнить с кадетскими корпусами и военными училищами), на обучение в семинарии принимаются лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее или высшее образование, холостые, либо женатые первым браком. Срок обучения на бакалавриате составляет 4 года с получением квалификации бакалавр богословия, на магистратуре 2 года с получением квалификации магистр богословия.
Методами воспитательной деятельности называются совокупность профессиональных взаимодействий воспитателей и воспитуемых, направленных на формирование у воспитанников определенных личностных характеристик. Остановимся на наиболее характерных методах воспитания, применяемых в семинарии. Сначала следует отметить метод личного примера, который для христианского религиозного образования играет совершенно особую роль. Дело в том, что для всех религий самым важным является учение, которое открылось их основателю, в то время как в христианстве самым важным, краеугольным камнем является не христианское учение, а сама фигура основателя – Иисуса Христа. Именно на него призван равняться каждый называющий себя христианином. Тем более, в системе высшего духовного основания фигура Христа является ключевой и для учащих, и для учащихся. И тем не менее живой личный пример педагогов в христианском учебном заведении имеет также существенную роль для обучающихся, на которых они сознательно или бессознательно будут равняться.
В плане воспитательной работы отличие семинарии от иных высших профессиональных учебных заведениях состоит в особых дисциплинарных требованиях. Так, например, внутренний распорядок дня в Нижегородской духовной семинарии регламентируется согласно пункту 2.2 Общим правилам внутреннего распорядка Нижегородской духовной семинарии. Приведем пример будничного расписания: 07:00 – подъем, утренний туалет, уборка келий; 08:00 – утреннее молитвенное правило, завтрак; 09:00 – 14:15 – учебные занятия; 12:15 – 12:45 – полдник; 14:30 – обед; 15:00 – 16:30 – учебные занятия, факультативы, спевки; 16:30 – 19:00 – самоподготовка; 19:00 – ужин; 19:30 – 21:00 – самоподготовка; 21:00 – 22:00 – свободное время; 22:00 – вечернее молитвенное правило; 23:00 – отбой. В этом графике жизни студентов духовной семинарии привлекает внимание то, что каждый день начинается и заканчивается совместной молитвой. Также из этого расписания видно, что все обучающиеся (за исключением тех, кто живет дома – в Нижнем Новгороде или пригородах), также должны присутствовать в аудиториях на самоподготовке (за каждым курсом закрепляется на год аудитория), т.е. студенты должны заниматься (учить конспекты, готовиться к семинарам, писать студенческие письменные работы) в аудитории, читальном зале семинарской библиотеки, либо в компьютерном классе. Свободным временем обучающиеся в праве распоряжаться по своему усмотрению, в это время выход в город свободный.
Отдельно, нормативные документы регламентирующие правила проживания в общежитии семинарии и обучения, оговаривает особую форма одежды семинаристов и характер общения между собой и преподавателями: «На лекциях студенты Семинарии обязаны соблюдать установленную форму одежды (чёрные китель и брюки), иметь опрятный внешний вид. Общение с преподавателями и однокурсниками должно соответствовать нормам христианской этики и морали» (Общие правила внутреннего распорядка Нижегородской духовной семинарии. 3.3); «Проживающие в Общежитии Семинарии обязаны: … соблюдать требования морально-этических норм христианского поведения, поддерживать атмосферу доброжелательности и взаимного уважения» (Правила внутреннего распорядка проживания в общежитии Нижегородской духовной семинарии. 4.1.д.). Общий строгий вид одежды призван через дисциплинирующее действие, оказывающее на поведение человека, дисциплинировать, в том числе, и ум воспитанника – ибо, как дух творит себе форму, так и форма влияет на духовное составляющее.
Воспитанники семинарии посещают храм на все праздничные богослужения (вечер-утро) в честь Великих, Двунадесятых праздников, Пасхи, местных храмовых праздников и церковных праздников в честь нижегородских святых, также студенты каждую неделю посещают вечернее субботнее и утреннее воскресное богослужение (воскресные и праздничные дни – выходные, что подразумевает свободное время после богослужения до вечерней молитвы в 10-00). На каждом богослужении студенты имеют возможность исповедаться у духовника семинарии (священники из числа преподавателей) и, причаститься на каждой литургии. Посещение богослужений предписано в установленной форме одежды, во время богослужения запрещаются разговоры, выходы из храма без необходимости и пользование сотовыми телефонами. Активное участие в богослужебной жизни является как необходимой практикой для священнослужителя, так и особым методом воспитания, включающим в себя всецелое погружение семинариста в воспитывающую социальную среду: практики богослужебной жизни, участия в соборных молитвах и соблюдении многодневных постов и постных дней среды и пятницы. Подобная жизнь в тесном коллективе призвана воспитать у обучающихся навыки социального общения, вырастить в них социальное чувство Церковной соборности, которое студенты, привыкшие к ответственности личной и коллективной друг за друга, перенесут в дальнейшем на всю Церковь и всех верующих.
Общие правила внутреннего распорядка Нижегородской духовной семинарии сообщают: «В качестве одной из методик воспитания будущих пастырей в Семинарии учреждён институт курсовых наставников из числа клириков Епархии, которые проводят встречи со студентами в установленное время один раз в месяц. Посещение этих встреч обязательно для всех студентов» (3.7). Такие регулярные встречи с опытными священниками наилучшим образом способствуют передаче живого опыта священнического служения от старшего поколения будущим священникам.
В образовательном процессе духовной семинарии можно выделить две группы методов воспитания. Первую группу составляют словесные методы воздействия. Метод наставления (благопожелания, убеждение, одобрение, поощрение) заключается в донесении до воспитанников определенных положительных правил поведения базирующихся прежде всего на Священном Писании (Библия) и на опыте христианской традиции Священном Придании (творения церковных писателей). Этот метод практикуется в семинарии повсеместно на протяжении всего курса обучения студента, что выраженно проявляется в практике проповедей преподавателей-священников на общеобязательных богослужениях, в практике неформального общения со штатным духовником семинарии, в регулярных встречах с классными наставниками, в практике чтения духовно-нравственной назидательной христианской литературы во время совместного приема пищи (завтрак, обед, ужин), во время воспитательных бесед с дежурными помощниками проректора по воспитательной работе (чье посуточное дежурство в семинарии предполагает слежение ими за соблюдением дисциплины и распорядка дня). В качестве же поощрения за успеваемость в учебе, примерное поведение и добросовестное отношение к обязанностям обучающиеся семинарии могут быть награждены грамотами, разовой повышенной стипендией, их родителям отсылается благодарственные письма (Общих правилах внутреннего распорядка Нижегородской духовной семинарии. 9.3).
Следующий метод, входящий с словесную группу воздействий, это метод предостережения (порицание, упрек, запрет, наказание). Суть его состоит в обращении внимания воспитанника на недостойное и несоответствующее духовному учебному заведению поведение. При применении этого метода необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, и реализовывать умеренно, разъясняя неправоту какого-либо поступка, взывая к благоразумию и духовно-нравственным поведенческим ценностям. Метод предостережения направлен, в том числе, на стремление ограничения студентов от дальнейшего безнравственного поведения, что может привести за собой дисциплинарное взыскание. Чаще всего такой метод реализуется дежурными помощниками проректора по воспитательной работе, в чьи обязанности входит повседневный контроль соблюдения семинаристами режима дня и исполнения студенческих обязанностей, на более высоком уровне метод предостережения применяется проректором по воспитательной работе, и далее на педагогическом воспитательном совете в составе первого проректора, проректора по учебной и научной работе, проректора по воспитательной работе, дежурных помощников. За нарушение дисциплины предусмотрены устное замечание, назначение на дополнительное послушание, лишение стипендии, выговор, строгий выговор, отчисление из числа учащихся на основании академической неуспеваемости, грубого нарушения Устава и Правил внутреннего распорядка Семинарии, совершение поступков несовместимых с учением и традициями Русской Православной Церкви, по состоянию здоровья и по личному желанию.
Вторую группу воздействий составляют трудовые методы воздействий. В семинарии широко распространена практика послушаний (аналог нарядов в военных училищах): послушание в праздничном хоре; все студенты также делятся на группы примерно по 10 человек («десятки»), которые, чередуясь, в течении недели поют на клиросе в храме утром и вечером в семинарском храме; послушания за свечным ящиком в храме; пономарство в алтаре семинарского храма; послушания звонарей; послушания в музее семинарии, что подразумевает и проведение экскурсий; помощник завхоза; ответственный за спорткомнату; ответственный за техническое обеспечение актового зала и зала заседания ученого совета; фотограф; дежурные по библиотеке; ответственный за бытовую и душевую комнаты; ежедневные чередующиеся послушания по двое с 1 по 3 курс в трапезной (столовой) - раздача пищи и уборка столов (каждый прием пищи начинается и заканчивается молитвой); послушания на пищеблоке (курсы с 1 по 3 дежурят понедельно); прочие хозяйственные работы, в том числе, поддержание чистоты комнат общежития (келий), аудиторий и внешней территории семинарии и семинарского храма.
Таким образом, дисциплина и система послушаний направлена прежде всего на специальную организацию поведения обучающегося, а поведенческо-физическая составляющая в свою очередь призвана дисциплинировать и воспитать ум студента.
Список литературы:
- Владислав Цыпин, протоиерей. Церковное право. М., 1994. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/432392 Время обращения: 25.08.17.
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 Время обращения: 20.08.17.
- Текст ставленнической присяги при рукоположении во диакона и иерея [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1435038.html Время обращения: 20.08.17.
дипломов
Оставить комментарий