Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Розова М.Г. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БАКАЛАВРОВ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:


 


АНАЛИЗ  ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ  У  БАКАЛАВРОВ  НАРОДНОЙ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ


Розова  Марина  Геннадьевна


ассистент  ФГБОУ  ВПО  Елецкого  государственного  университета  им.  И.А.  Бунина,  РФ,  г.  Елец


E-mailmary.rozova@yandex.ru


 


ANALYSIS  OF  THE  PROBLEM  OF  FORMATION  OF  ETHNO-CULTURAL  COMPETENCE  AMONG  BACHELORS  OF  FOLK  ART  CULTURE


Marina  Rozova


assistant  of  Elets  state  University  by  I.A.  BuninRussiaElets


 


АННОТАЦИЯ


Переход  российского  образования  на  стандарты  второго  поколения  породил  необходимость  к  изменению  учебного  процесса  с  целью  эффективной  работы  по  подготовке  компетентной  личности  в  своей  профессиональной  деятельности.  Бакалавры  народной  художественной  культуры  должны  обладать  одной  из  важных  компетенций  —  этнокультурной  —  на  фоне  поликультурной  среды  российского  общества.  Анализ  проблемы  формирования  этнокультурной  компетенции  у  бакалавров  народной  художественной  культуры.


ABSTRACT


The  transition  of  Russian  education  to  the  second  generation  standards  has  spawned  the  need  to  change  the  educational  process  with  the  aim  of  efficient  work  on  the  preparation  of  a  person  qualified  in  their  professional  activity.  Bachelors  of  folk  art  culture  must  possess  one  of  the  important  competencies  —  ethno-cultural  —  against  the  background  of  the  multicultural  environment  of  the  Russian  society.  Analysis  of  the  problem  of  formation  of  ethno-cultural  competence  among  bachelors  of  folk  art  culture.


 


Ключевые  слова:  этнокультурная  компетентность;  компетентностный  подход;  бакалавр;  межэтническое  взаимодействие.


Keywords:  ethno-cultural  competent;  competence  approach;  bachelor;  interethnic  interaction.


 


Современное  российское  высшее  образование  претерпевает  серьезные  изменения.  Европейская  модель  высшего  профессионального  образования  получила  одобрение  в  российском  обществе.  Согласно  стандартам  второго  поколения  за  четыре  года  обучения  студенты  бакалавриата  теперь  должны  освоить  основы  дисциплин  профессионального  цикла,  а  также  обладать  множеством  компетенций.


Компетентностный  подход  в  образовании  подразумевает,  прежде  всего,  не  информированность  человека,  а  его  умение  разрешать  разного  рода  проблемы,  что  способствует  личностной  самореализации,  признанию  личности  окружающими  и  осознание  человеком  собственной  значимости  [2].  Компетенцией  в  науке  называют  кругом  полномочий  какого-либо  учреждения  или  лица,  а  также  кругом  вопросов,  в  которых  данное  лицо  обладает  познаниями,  опытом.  Компетентность  же  определяется  как  уровень  образованности  человека.


Бакалавры  народной  художественной  культуры  согласно  стандартам  второго  поколения  в  процессе  обучения  должны  освоить  ряд  профессиональных  компетенций,  где  одной  из  основной  является  этнокультурная.


Исходя  из  вышеперечисленных  определений  компетенции  и  компетентности  можно  сказать,  что  этнокультурная  компетенция  —  это  совокупность  взаимосвязанных  качеств  личности  (знаний,  умений,  навыков,  способов  деятельности)  по  отношению  к  культурным  ценностям  своего  и  других  народов.  А  этнокультурная  компетентность  в  свою  очередь  —  это  качество  личности,  ее  способности  выявлять,  применять  в  процессе  профессиональной  деятельности  имеющиеся  знания,  умения,  навыки  и  модели  поведения  по  отношению  к  родной  и  иной  культуре,  способствующие  эффективному  межэтническому  взаимодействию  и  взаимопониманию. 


На  этапе  обучения  студентов  на  первый  план  выходит  проблема  разработки  методики  преподавания  дисциплин  таким  образом,  чтобы  максимально  и  качественно  дать  знания  студентам.  Главная  задача  педагогов  при  этом  —  организация  учебного  процесса,  где  наблюдается  тесная  межпредметная  связь,  использование  современных  информационных  технологий  наряду  с  традиционными  формами  обучения  и  воспитания.  Это  необходимо  для  качественного  усвоения  знаний  ведущих  и  прикладных  дисциплин.


В  современной  педагогической  науке  изучением  проблемы  формирования  этнокультурной  компетентности  у  учащихся  разного  возрастного  состава  занимаются  многие  ученые.  Королева  Г.М.  в  одном  из  своих  исследований  рассматривает  развитие  этнокультурной  компетентности  педагогов  в  современной  социокультурной  среде  и  дает  определение  этнокультурной  компетентности:  «субъектный  параметр  деятельности  педагога»  [3,  с.  280].


Этнокультурно-компетентная  личность,  являясь  результатом  функционирования  системы  образования,  владеет  не  только  этнокультурными  знаниями,  высокими  моральными  качествами  и  профессионализмом,  но  и  способна  адекватно  действовать  в  соответствующих  ситуациях,  используя  эти  знания.


Отсюда,  уровень  сформированности  этнокультурной  компетенции  можно  оценить  лишь  в  процессе  этнокультурной  деятельности.  Студенты  бакалавриата  народной  художественной  культуры  в  процессе  прохождения  педагогической  и  производственной  практик  примеряют  на  себе  роль  педагога,  руководителя,  организатора.  Именно  на  этом  этапе  можно  оценить  степень  обладания  будущими  бакалаврами  этнокультурной  компетентностью,  как  и  другими  профессиональными  компетентностями,  выявить  недостатки  и  преимущества  в  системе  организации  учебного  процесса.


На  рисунке  1  представлена  модель  этнокультуры  [1,  с.  191].  В  центре  находится  личность  как  часть  коллектива,  вокруг  нее  располагаются  основные  составляющие  культуры  народа.  По  нашему  мнению,  обучение  бакалавров  народной  художественной  культуры  должно  выстраиваться  именно  таким  образом.  Постепенное  вхождение  в  культуру  народа  будет  способствовать  развитию  этнокультурных  качеств  студентов.


План  преподаваемых  дисциплин  при  этом  строится  по  аналогии:  на  первой  ступени  стоит  хозяйственно-культурный  тип  экономики,  далее  по  часовой  стрелке  –  быт,  обычаи,  обряды,  мировоззрение,  образование,  язык,  народное  художественное  творчество.  Каждое  из  понятий  неотделимы  друг  от  друга.


 


Описание: C:\Users\алексей\Desktop\5.bmp


Рисунок  1.  Структурная  модель  этнокультуры


 


Более  углубленное  их  изучение  осуществляется  на  занятиях  по  основным  ведущим  дисциплинам  («Народный  костюм»,  «Художественный  текстиль»,  «История  искусств»,  «Народное  декоративно-прикладное  творчество»  и  др.).  Теория  проверяется  в  ходе  практических  занятий,  что  способствует  вхождению  личности  в  мир  народного  творчества.  Подкрепляется  это  посещением  выставок,  мероприятий,  посвященных  народной  культуре,  концертов,  а  также  участие  в  них.  При  этом  существует  необходимость  показывать  «хорошие»  стороны  культуры,  способствующие  уважительному  отношению  к  традициям,  личности,  обычаям.


В  процессе  этнокультурного  образования  обучение  и  воспитание  стоят  на  одной  ступени.  На  факультете  дизайна  Елецкого  государственного  университета  действует  серьезная  база  (материальная,  научная)  для  обучения  студентов  бакалавриата  в  русле  этнокультуры.  Учитывая  начальную  стадию  становления  и  развития  специальности  «Народная  художественная  культура»,  факультетом  ведется  активная  практическая,  педагогическая,  научная  работа  по  подготовке  будущих  бакалавров.  Как  уже  отмечалось,  образовательные  программы  ведущих  дисциплин  имеют  межпредметную  связь.  Педагогическая  деятельность  сопровождается  использованием  традиционных  и  интерактивных  методов  обучения  и  воспитания. 


Научно-теоретические  исследования  занимают  ведущее  место  в  процессе  обучения.  Образовательными  программами  предусматривается  активная  научно-исследовательская  деятельность  студентов  в  виде  написания  курсовых  работ,  статей  под  руководством,  подготовка  и  участие  в  научно-практических  конференциях.  Приоритет  отдается  изучению  народных  традиций  своего  и  других  народов.  Теоретическая  часть  сопровождается  практическим  опытом.  Практической  деятельности  уделяется  должное  внимание,  однако  в  большинстве  случаев  во  время  внеучебных  занятий  (проведение  и  участие  в  выставках,  событийных  мероприятиях,  конкурсах,  смотрах  и  т.  д.).  Проводится  работа  по  обмену  знаниями  о  традициях  разных  народностей  на  уровне  университета  [4,  17].


Приобщение  студентов  к  народным  традициям,  развитие  знаний  об  истории  народов,  их  обычая,  обрядам,  особенностям  жизни  способствует  привитию  уважительного  отношения  к  человеческой  личности  и  этносу.  Знания  и  общение  способны  положительно  сказываться  на  межличностных  отношениях. 


Вопросы  формирования  этнокультурной  компетентности  у  студентов  бакалавриата  народной  художественной  культуры  остаются  недостаточно  рассмотренными  и  требуют  пристального  внимания.  Это  связано,  в  первую  очередь,  с  огромной  потребностью  человека  в  самоидентификации  и  налаживании  межличностных  и  межэтнических  отношений  в  современном  обществе.


 


Список  литературы


1.            Афанасьева  А.Б.  Этнокультурное  образование:  сущность,  структура  содержания,  проблемы  совершенствования  //  Знание.  Понимание.  Умение.  —  2009.  —  №  3.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://cyberleninka.ru/article/n  (дата  обращения:  10.01.2014).


2.            Белоусова  И.Я.  Формирование  этнокультурной  компетентности  обучающихся  в  процессе  реализации  предметов  регионального  компонента.  —  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.informio.ru/publications/id146  (дата  обращения:  25.12.2013).


3.            Королева  Г.М.  Развитие  этнокультурной  компетентности  педагогов  в  современной  социокультурной  среде  //  Фундаментальные  исследования.  —  2011.  —  №  8.  —  С.  280—283.


4.            Мальцева  В.А.  Этноартобъекты  Липецкой  области  как  источник  креативной  деятельности  студентов  специальности  «Культура  и  искусство»  //  Психология  образования  в  поликультурном  пространстве.  Т.  17.  Елец:  ЕГУ  им.  И.А.  Бунина,  2012.  —  С.  10—18.


5.            Морозов  И.А.  Этнокультурная  компетентность  и  стандарты  общего  образования  второго  поколения  //  Актуальные  вопросы  современной  педагогики:  материалы  междунар.  науч.  конф.  (г.  Уфа,  июнь  2011  г.).  Уфа:  Лето,  2011.  —  С.  49—52.


6.            Степанова  О.Н.  Формирование  этнокультурной  компетентности  детей  старшего  дошкольного  возраста:  Автореф.  дисс.  на  соиск.  уч.  ст.  канд.  пед.  наук.  Якутск,  2007  —  21  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.