Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Каипов Н.П. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  ТЮРКСКИХ  НАРОДОВ  ДРЕВНИХ  ВРЕМЕН

Каипов  Нурлыбай  Пишенбаевич

старший  научный  сотрудник-соискатель  Нукусского  государственного  педагогического  института  им.  АжиниязаРеспублика  УзбекистангНукус

E-mail: 

 

FINE  ARTS  OF  ANCIENT  TURKIC  PEOPLE

Nurlibay  Kaipov

senior  research-worker  of  Nukus  State  Pedagogical  Institute  named  offer  Ajiniyaz,  Republic  of  Uzbekistan  Nukus


 


АННОТАЦИЯ


В  статье  исследуются  достижения  изобразительного  искусства  тюркских  народов  в  VI—VII  веках  и  его  роль  в  духовно-эстетическом  воспитании  молодого  поколения.  У  древних  тюркских  народов  были  сформированы  такие  виды  изобразительности,  как  скульптура,  монументальное  и  анималистическое  искусство.  Скульптурные  произведения  состоят  из  каменных  и  керамических  (глиняных)  скульптурных  комплексов,  на  которых  выдолблены  изображения  зверей  и  портреты  людей.  В  статье  анализируются  изображения  на  «Письменах  на  камне  Культегина»,  «Танри  и  тотемный  бык»,  «Письмена  на  камне  Уюк-туран»,  а  также  портрет  матери  Умай. 


ABSTRACT


The  article  is  about  achievements  of  Fine  Arts  of  Turkic  People  in  VI—VII  centuries  and  its  role  in  spiritual-aesthetic  edication  of  young  generation.  There  were  formed  such  kinds  of  Arts  as  sculpture  monumental  animalistic  art  in  ancient  Turkic  People.  Sculptural  masterpieces  consist  of  stone  and  ceramic  complexes  on  which  there  were  hollowed  out  the  pictures  (images)  of  animals  and  portraits  of  people.  There  are  analyzed  images  on  writings  on  the  stones  of  “Kultegin”,  “God  and  totemic  life”,  “Writings  on  the  stones  of  Uyuk-Turan”  and  a  portrait  of  mother  Umay  in  this  article.


 


Ключевые  слова:  древние  тюркские  народы;  изобразительное  искусство;  скульптура;  монументальная  скульптура;  анималистический  жанр.


Key  words:  ancient  turkic  people;  fine  arts;  sculpture;  monumental  sculpture;  animalistic  janre.


 


Изобразительное  искусство,  как  и  другие  виды  художественного  творчества,  является  воспитательным  средством,  неоценимым  в  деле  формирования  эстетического  вкуса,  развитии  высоких  человеческих  качеств,  воспитании  любви  к  труду.  Во  времена,  когда  не  было  научной  педагогики,  монументальная  и  портретная  скульптура,  являющаяся  своеобразными  образцами  изобразительного  искусства  древности,  послужила  школой  народного  воспитания  через  вознесение  заслуг  деятелей  общества,  увековечение  их  опыта,  пропаганду  героических  поступков  предшественников.


Известно,  что  скульптура,  являющаяся  одним  из  видов  изобразительного  искусства,  берет  начало  с  древнейших  времен  истории  нашего  народа.  Древние  тюркские  народы  отличаются  мастерством  в  овладении  данного  вида  искусства.  Главным  объектом  скульптуры  является  реальное  изображение  человека,  в  отличие  от  пейзажного  изображения,  охватывающего  большое  пространство.  Само  скульптурное  произведение  помещается  в  окружении  природы,  и  обладает  качеством  создания  дополнительного  сюжета  и  содержания  вместе  с  окружающей  средой.  Вследствие  чего  скульптурные  изображения  помещались  в  такие  места,  где  концентрировалось  внимание  людей,  или  же  скульптуры  ваялись  непосредственно  после  нахождения  подобных  объектов.  Данная  особенность  послужила  причиной  широкого  распространения  монументальных  скульптур.


В  большинстве  случаев  монументальные  скульптуры  изображали  известных  людей,  имеющих  большие  заслуги  перед  обществом,  что  являлось  проявлением  уважения  народа  к  данной  личности,  высокой  оценкой  его  заслуг.  Древние  тюркские  народы  выразили  свое  почтение  батыру  Культегину,  и  скульпторы  (бедизшилер)  образно  воссоздали  на  камне  его  богатырский  облик. 


Скульптурное  изображение  отображают  явления  действительности  в  определенном  пространстве  и  определенной  фазе.  Скульптурное  творение  воссоздает  объемное  изображение  человека,  и  таким  образом  отображает  материальность  человеческого  образа.  Скульптура,  в  отличие  от  графики,  отображает  явления,  ограниченные  в  пространстве,  что  создает  широкие  возможности  глубокого  повествования.  В  результате  скульптурное  искусство  обращается  к  изображению  своеобразия  человека  и  передаче  на  материале  камня  характеристики  его  личных  качеств.


Тюркские  народы  в  скульптурных  изображениях  в  основном  использовали  камень,  дерево,  жженую  глину  керамику.  Это  определяет  своеобразие  внешнего  вида  скульптурного  изображения  в  определенной  среде  и  фазе.


По  своему  содержанию  скульптурное  искусство  делится  на  монументальную  и  декоративную  формы  в  зависимости  от  выбранного  материала.  Скульптурные  творения,  сделанные  из  глины  или  камня,  имеют  своеобразное  содержание,  не  связанное  с  художественным  ансамблем,  или  обязательным  практическим  применением.  Монументальное  скульптурное  изображение  имеет  большое  значение,  которое  являясь  средством  пропаганды,  отражает  глубокие  общественные  идеи,  неся  в  себе  определенные  воспитательные  функции. 


Монументальная  скульптура  состоит  из  монументальных  комплексов.  Органически  сливаясь  с  окружающей  природой,  создают  своеобразный  ансамбль,  что  дает  монументальным  творениям  силу  воздействия  и  подчеркивает  их  реальность.  Монументальная  скульптура  имеет  своеобразные  возможности  в  создании  художественного  образа.  Это  ясно  проявляется  в  изображениях  периода  Тюркского  каганата  «Письмена  на  камне  Культегина»,  «Танри  и  тотемный  бык»,  «Танри  Солнца  и  Танри  Луны».


 

Рисунок  1.  Танри  и  тотемный  бык.  Танри  Солнци  и  танри  Луны.  С  тавром.  Эпоха  бронзы  С  тавром.  Эпоха  бронзы


 

 

Рисунок  2.  Скульптура  Культегина

 

Рисунок  3.  Мать  Умай.  Городище  Кердеров

 

Рисунок  4.  Письмена  на  камне  Уюк-туран


 


Эти  монументальные  скулптурные  творения  передают  такие  качества,  как  стремление  к  совершению  героических  поступков,  поднятие  духа  молодежи,  возвеличивание  романтических  идей.  Пространственное  восприятие  данных  изображений,  большой  объем  скульптурного  творения  («Письмена  на  камне  Культегина»),  возможность  обзора  с  разных  сторон  дает  зрителю  эстетическое  наслаждение,  и  дидактические  наставления  придают  камню  еще  более  глубокую  содержательность.  Тюркские  народы  хорошо  понимали,  что  такими  монументальные  изображения  просуществуют  длительное  время,  к  тому  же  некоторые  из  них  были  сделаны  из  мрамора.  Тюркские  народы  особенно  следили  за  синтезом  пропорций  и  масштаба,  соответствием  составных  частей  монументального  изображения,  слиянием  с  окружающей  средой. 


Древние  тюркские  народы  также  придавали  особое  значение  изобразительному  искусству,  где  иллюзии  пространственного  присутствия  изображенных  на  рисунке  реальных  предметов  давали  о  них  понятия. 


Исходя  из  своего  практических  функций,  изобразительное  искусство  делится  на  скульптуру  и  живопись.  По  сравнению  с  живописью  скульптурное  искусство  появилось  в  древние  времена.  Монументальное  искусство  тюркских  народов  представлено  в  виде  изображений  зверей  на  горных  скалах,  и  на  стенах.  Известно,  что  в  местности  Панжикент  Бухары,  местности  Зараутсай  Сурхандарьи  и  других  местах  Средней  Азии  были  найдены  рисунки,  относящиеся  к  началу  Средних  веков  (VI—VII  века  н.  э.). 


На  письменах  камня  Уюк-туран  особенное  внимание  обращено  изображению  зверей,  что  соответствует  анималистическому  жанру  современного  изобразительного  искусства.  Простое  изображение  натуры,  передающее  картины  из  жизни  зверей,  имеет  силу  воздействия  согласно  внутренней  логике.  Колорит  изображения  является  важным  средством  создания  художественного  произведения.  Понимание  тюркскими  народами  данных  качеств  проявляется  в  воссоздании  основной  идеи  рисунка  через  передачу  эмоционального  состояния  и  эстетического  наслаждения  зрителя  от  созерцания  изображения.


В  искусстве  рассматриваемого  нами  периода  истории  тюркских  народов  также  особое  внимание  уделялось  созданию  портрета,  при  этом  главная  задача  состояла  в  полном  соответсвии  образа  конкретному  лицу.  Для  этого  требовалось  близкое  знакомство  с  данной  исторической  личностью,  знание  его  характера,  внутреннего  мира  и  характерных  особенностей.  В  большинстве  случаев  особое  значение  придавалось  раскрытию  личностных  качеств  человека.  Портреты  Культегина  и  матери  Умай  выполнены  в  данном  направлении.  Реализм  портрета  подчеркивается  не  только  внешним  соответствием,  но  и  передачей  внутреннего  мира,  субъективных  качеств  человека.


Скульптурное  искусство  тюркских  народов  предусматривало  передачу  новому  поколению  всего  наилучшего  через  увековечивание  внутренней  красоты,  величия  и  героизма.


В  скульптуре,  воссоздающей  образ  Культегина,  мастер  смог  остановить  время.  Неподвижная  скульптура  имеет  внутреннюю  динамику.  Отличительной  особенностью  скульптурного  искусства  является  его  стремление  к  символическому  отображению  предметного  мира.  Образ-символ  в  скульптурном  искусстве  —  это  образ,  отражающий  конкретный  социально-историческое,  философское,  просветительское  содержание.


Таким  образом,  изобразительное  искусство  древних  тюкских  народов  отражает  через  скульптуру  мировоззрения  наших  предков  об  обществе  или  исторических  личностях.  Изобразительное  искусство  древних  тюркских  народов  через  созданные  в  них  образы  способно  формировать  у  молодежи  представления  о  реальной  действительности,  воспитать  лучшие  духовные  качества,  привить  бережное  отношение  к  окружающему  миру. 


 


Список  литературы:


1.Булатов  С.  Амалий  санъат  қисқача  луғати.  Тошкент.  ҲБМ,  1992.


2.Орипов  Б.  Тасвирий  санъат  дарслари  самарадорлигини  ошириш  омиллари.  Тошкент,  Ўқитувчи,  1978.


3.Әлеуов  Ө.,  Жумабеков  Қ.  VI—VIII  ғасырдағы  түркi  халықтарының  тәлiм-тәрбiелiк  ой  пiкiрлерi.  Ташкент,  Фан,  2008.


4.Әлеуов  Ө.  Ертедеги  түрик  халықларындағы  тәлим-тәрбиялық  көз-қараслар.  Нөкис,  «Қарақалпақстан»,  1989.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий