Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Юфанова В.А., Козилова Л.В. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 4(39). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ЭТНИЧЕСКАЯ  ИДЕНТИЧНОСТЬ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ:  ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  И  ПУТИ  ЕЕ  ФОРМИРОВАНИЯ

Юфанова  Виктория  Андреевна

студент  5  курса,  очной  формы  обучения,  специальность  «Педагогика  и  психология»  Педагогического  факультета  МГГУ  имени  М.А.  Шолохова,  РФ,  г.  Москва

E-mailyufanova@yandex.ru

Козилова  Лидия  Васильевна

доцент,  канд.,  пед.  наук  МГГУ  имени  М.А.  Шолохова,  РФ,  г.  Москва

E-maillidiya-mggu@mail.ru

 

ETHNIC  IDENTITY  OF  HIGH  SCHOOL  STUDENTS:  PECULIARITIES  AND  WAYS  OF  ITS  DEVELOPMENT

Viktoriya  Yufanova

full-time  5th  year  student,  specialty  “Pedagogy  and  psychology”,  Pedagogical  Faculty,  Sholokhov  Moscow  State  University  for  the  Humanities,  Russia  Moscow

Academic  advisor:

Lidiya  Kozilova

associate  professor,  candidate  of  pedagogic  sciences,  Sholokhov  Moscow  State  University  for  the  Humanities,  Russia  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  этническая  идентичность  старшеклассников,  классификация  аномалий  этнического  самосознания,  особенности  развития  и  презентации  этничности,  а  также  предложены  пути  формирования  положительной  этнической  ориентации  старшеклассников  на  их  дальнейшую  успешную  социализацию  и  инкультурацию.

ABSTRACT

In  the  article  there  are  considered  the  following  issues:  ethnic  identity  of  high  school  students;  classification  of  ethnic  consciousness’  deviations;  peculiarities  of  development  and  ethnicity  demonstration.  There  are  also  proposed  the  ways  of  positive  ethnic  orientation  development  of  high  school  students  for  their  further  successful  socialization  and  enculturation. 

 

Ключевые  слова:  этническое  самосознаниеэтно-идентичность  личности;  этничность;  этнические  стереотипы;  агенты  этнической  социализации;  этническая  ориентация. 

Keywords:  ethnic  consciousness;  ethnic  personal  identity;  ethnicity;  ethnic  stereotypes;  agents  of  ethnic  socialization;  ethnic  orientation. 

 

Актуальность  проблемы  этнического  самосознания  обусловлена  тем,  что  сегодня  как  и  в  европейском,  так  и  в  российском  обществе  за  основу  всемирного  прогресса  принимаются  нормы  и  ценности,  обеспечивающие  общее  выживание  и  свободное  развитие  граждан,  к  числу  которых  можно  отнести  этику  и  стратегию  ненасилия,  идею  терпимости  личности  по  отношению  к  чужим  или  чуждым  ей  позициям,  аксиологическим  константам,  религиозным  убеждениям,  концепцию  диалога  культур  и  религий,  поиска  взаимоприемлемых  компромиссов. 

Но,  все  вышеперечисленные  космополитические  тенденции  несут  в  себе  угрозу  этно-идентичности  личности,  подменяя  народные  традиции,  обычаи  и  верования  социально  одобряемыми  правилами  поведения.  Разрыв  человека  с  его  родной  этнической  системой  потенциален  возникновением  у  человека  разного  рода  внутренних  конфликтов,  выпадением  его  из  общественной  жизни,  попытками  влиться  в  группы  экстремистской  направленности,  национализмом.

Этничность  —  особая  форма  общей  социальной  идентичности,  являющаяся  итогом  самоопределения  индивида  в  пространстве  общества,  основанная  на  сознательном  и  аффективном  отождествлении  им  себя  с  выходцами  из  одной  с  ним  этнической  общности  по  принципу  единства  исторических  предков,  национальных  и  религиозных  традиций.  Эта  психологическая  категория  находится  в  постоянном  развитии  и  не  принадлежит  к  числу  изначально  заданных.  Поэтому  этнос,  в  своем  стремлении  к  поддержанию  постоянства  составляющих  его  элементов,  ограничивает  возможности  межгрупповой  мобильности  людей  средствами  этносоциальной  категоризации.  В  целом  феномен  стереотипизации  выполняет  объективно  положительную  функцию,  облегчая  процесс  ориентации  человека  в  сложном  и  многообразном  мире  социальных  взаимоотношений.  Но,  в  условиях  современного  макросоциума  и  его  неотъемлемых  частей  —  глобализации  и  интеграции  —  направляющие  клише  гипертрофируются.  Этнические  стереотипы  характеризуются  некритичностью,  ограниченностью  и  искаженностью  когнитивного  наполнения,  что  явно  не  содействует  построению  индивидом  адекватной  картины  международных  связей.

Первые  этно-предрассудки  и  предубеждения  ребенку  передает  семья.  На  ранних  стадиях  детского  развития  именно  родственники  или  лица  их  заменяющие  —  значимые  агенты  этнической  социализации.  Динамика  оформления  этничности  подразумевает  прохождение  индивидом  ряда  последовательных  стадий,  соответствующих  основным  этапам  психофизиологического  развития  личности.  Первым  агентом  этно-социализации  ребенка  становится  семья.  По  мере  его  вхождения  в  мир  общественных  отношений,  расширяется  круг  его  контактов,  включая  межэтнические.  Освоение  обучающимся  родного  языка,  получение  им  знаний  о  культуре,  быте  и  традициях  его  народа  по  ходу  обучения  и  воспитания  служат  базисом  его  самоопределения  как  члена  той  или  иной  народной  общности.  Фактически  процесс  становления  этничности  завершается  в  подростковом  возрасте  с  формированием  у  ребенка  представлений  о  себе,  как  о  носителе  определенной  аутентичной  аксиологической  системы.  В  юности  усвоенный  мировоззренческий  и  поведенческий  комплекс,  претерпевая  незначительные  изменения,  закрепляется,  позволяя  индивиду,  существующему  в  условиях  макро-общности,  активно  самовыражаться,  не  переступая  этно-социальных  границ.  Стоит  отметить,  что  особенности  развития  и  презентации  этничности  во  многом  определяются  спецификой  региона  проживания  личности,  ее  социальным  положением,  оригинальностью  этногенеза  народа,  наличием  феномена  межэтнической  напряженности  в  референтной  стране,  а  также  социально-экономическими,  политическими  и  миграционными  процессами  внутри  государства.

Этно-психологи  классифицируют  несколько  аномалий  этнического  самосознания  —  этнонигилизм,  этнонационализм,  этноэгоизм  и  этно-индифферентность.  Приведенная  классификация  нарушений  этнической  идентичности,  равно  как  и  другие  способы  типизации  форм  аномального  развития  этничности,  представляет  собой  только  обобщенный  образ,  полученный  исследователями-этносоциологами  на  основании  изучения  большого  массива  эмпирического  материала,  поскольку  границы  этно-идентификации  довольно  широки,  подвижны  и  обусловлены  актуальной  социальной  и  культурной  ситуацией.  Настоящая  этническая  идентичность  конкретной  личности  может  состоять  из  нормальной  этничности,  одновременно,  с  этнонегативизмом  или  иной  разновидностью  нарушенной  этно-самоидентификации  индивида.  Это  объясняется  тем,  что  сегодня  в  мире  наметилась  тенденция  размывания  необходимости  этнического  самоопределения,  детерминированная  унификацией  общественной  жизни,  распространяемой  средствами  массовой  информации.  Глобальный  универсализм  и  «психология  потребления»  стимулируют  процесс  атомизации  макросоциума,  который,  и  без  этого,  ослаблен  экономическими  (проблема  «богатого  Севера»  и  «бедного  Юга»)  и  культурными  (вестернизация  взаимоотношений)  противоречиями.  В  совокупности  все  перечисленные  факторы  поддерживают  динамику  снижения  роли  этничности  для  личности.  Наряду  с  этим,  в  связи  с  увеличением  потока  мигрантов,  беженцев  и  вынужденных  переселенцев  и  обширным  освещением  этой  темы  в  прессе,  финансируемой  этническими  элитами,  в  общественное  сознание  встраиваются  интолерантные,  ксенофобские  установки,  что  приводит  к  возникновению  межэтнической  напряженности.

Этнос  —  одна  из  разновидностей  социальных  систем  и,  как  любое  общественное  объединение,  он  стремится  к  поддержанию  своего  количественного  и  качественного  постоянства  средствами  ограничения  межгрупповой  мобильности,  к  числу  которых  можно  отнести  интерэтнические  установочные  образования.  Это  утверждение  Т.  Парсонса  мы  приняли  в  качестве  отправной  точки  нашего  исследования.  Для  проверки  своего  предположения  авторы  данной  работы  решили  использовать  опросники,  направленные  на  выявление  общего  уровня  социальных  отношений  между  различными  этническими  общностями,  силу  воздействия  феномена  стереотипии  на  сознание  юношей  и  девушек,  наличие  патологий  этничности  у  них.  Диагностическая  программа  включала  в  себя  методику  «Шкала  социальной  дистанции»  Э.  Богардус,  «Диагностический  тест  отношений»  и  опросник  «Типы  этнической  идентичности»  Г.У.  Солдатовой  и  С.В.  Рыжовой.

Наше  эмпирическое  исследование  проводилось  на  базе  МБОУ  СОШ  №  25  «Престиж»  г.  Химки.  Выборку  составили  учащиеся  9-х  классов  в  количестве  55-ти  человек  в  возрасте  14-ти  (24  ученика)  и  15-ти  (31  ребенок)  лет.

Результаты  теста  «Шкала  социальной  дистанции»  показывают,  что  ментально  обучающимся  наиболее  близки  украинцы  (3,48)  и  белорусы  (3),  которые  вместе  с  русскими  образуют  восточнославянскую  культурно-языковую  общность.  Наиболее  негативно  оцениваемые  опрошенными  этносы  —  цыгане  и  тюркоязычные  мигранты.  Из  этого  следует,  что  старшеклассники  активно  стремятся  к  сокращению  контактов  с  ромами  (6,52),  киргизами,  таджиками  (6,36),  носителями  ценностей  и  культуры  народов  Северного  Кавказа  (6,12),  азербайджанцами  (6,08)  и  турками  (5,96).  В  меньшей  степени  старшеклассники  дистанцируются  от  казахов,  армян  (обе  —  по  5,36),  евреев  (4,92),  южных  и  восточных  славян  (4,2  и  4,2,  соответственно). 

Из  данных  «Диагностического  теста  отношений»  Г.У.  Солдатовой  мы  имеем  возможность  заключить,  что  по  отношению  к  себе  у  большинства  старшеклассников  (56  %)  доминирует  средний  уровень  этнического  стереотипа  (k  =  0,2—0,5),  а  32  %  вполне  удовлетворены  собой  и  своей  системой  ценностей.  Наряду  с  этим,  несколько  человек  относятся  к  себе  с  некоторым  пренебрежением,  что  может  служить  проявлением  заниженной  самооценки.  В  целом  по  выборке  коэффициент  качественности  идеала  несколько  выше,  чем  интрапсихические  показатели  «Я»,  что  указывает  на  утопленную  самооценку,  но  такое  поведение  характерно  для  подростков  в  виду  особенностей  того  возрастного  этапа,  через  который  они  проходят  и  трактуется  как  стадия  эндо-познания.  Также  к  некоему  человеку,  одной  с  ними  национальности,  обучающиеся  демонстрируют  отрицательный  аттитюд.  Негативный  стереотип  касательно  усредненного  ауто-этничного  индивида  у  них  выражен  ярче,  чем  критичность  к  таковому  «идеальному»  или  к  самим  себе.  С  инонародным  окружением,  старшеклассники  также  не  настроены  на  взаимодействие.  Они  не  стремятся  к  знакомству  с  людьми  другой  культуры  и  ментальности,  стараются  общаться  со  сверстниками  из  своей  же  народности,  хотя  не  питают  особой  привязанности  к  ней.  Но  в  ситуации  угрозы  для  собственной  этнической  идентичности  они  готовы  объединиться  с  людьми  такой  же  национальности  и  противостоять  общему  «иноэтничному  врагу». 

Анализ  информации,  полученной  нами  в  ходе  проведения  методики  «Типы  этнической  идентичности»,  демонстрирует,  что  доминирующем  типом  у  старшеклассников  является  нормальная  этническая  идентичность  (12,44),  при  этом  обучающиеся  демонстрируют  тенденцию  к  этно-индифферированию  (9,68).  Сочетание  этих  двух  разнонаправленных  тенденций  свидетельствует,  что  далеко  не  для  всех  обучающихся  национальная  принадлежность  имеет  первостепенное  значение.  Гораздо  более  важными  они  признают  те  нормы  и  ценности,  сторонником  которых  себя  считает  их  партнер  по  взаимодействию.  У  некоторого  количества  старшеклассников  выявлены  устойчивые  этноцентрические  установки.  Возможно,  к  использованию  этого  защитного  механизма  восприятия  межэтнической  действительности  их  подтолкнули  актуальная  социально-политическая  ситуация  и  навязывание  доктрины  всеобщей  интеграции  и  унификации,  порождающие  необходимость  отстаивания  народами  своих  национальных  интересов,  одной  из  форм  которых  является  консолидация,  посредством  создания  националистических  убеждений.

Обозначенные  особенности  становления  этничности  у  старшеклассников,  на  наш  взгляд,  являются  рекомендацией  к  проведению  ряда  психолого-педагогических  мероприятий  в  целях  закрепления  в  сознании  обучающихся  позитивных  этнических  и  толерантных  установок. 

Мы  считаем,  что  наиболее  эффективным  средством  решения  поставленной  задачи  является  составление  комплексно-целевой  программы  «Формирование  позитивной  этнической  идентичности  у  старшеклассников»,  направленной  на  формирование  у  обучающихся  позитивной  этнической  идентичности  и  ее  последующая  реализация  педагогами-психологами,  учителями-предметниками  совместно  с  классными  руководителями. 

Цель  указанной  программы  заключается  в  разработке  форм  и  методов  работы,  направленных  на  формирование  у  обучающихся  старшей  школы  общеобразовательных  организаций  положительной  этнической  ориентации  с  прицелом  на  их  дальнейшую  успешную  социализацию  и  инкультурацию.

К  основным  направлениям  работы  относятся  следующие:

·     создание  условий  для  самоопределения  обучающегося  как  свободного,  ответственного  гражданина  и,  параллельно,  объекта  определенных  этнокультурных  ценностей;

·     ассистенция  социализации  старшеклассника,  его  вхождение  в  мир  общественных  отношений  и  быстрой  адаптации  к  социальным  изменениям;

·     выделение  вопросов  этничности  и  толерантности  в  рамках  изучения  старшеклассниками  базовых  образовательных  предметов;

·     психолого-педагогическая  поддержка  обучающихся  в  личностно-ориентированном  обучении  и  воспитании  с  целью  построения  комфортной  атмосферы  в  школьном  микроколлективе,  способствующей  восприятию  его  членами  культуры  мира  и  согласия;

·     расширения  блока  дополнительного  образования  объединениями  гражданско-патриотического  и  духовно-нравственного  направлений.

Непосредственными  участниками  программы  являются:

1.  обучающиеся  школ  14—18  лет  (8—11  классы);

2.  родители  обучающихся  и  общешкольный  родительский  комитет;

3.  администрация  образовательной  организации,  работники  районного  отдела  по  делам  несовершеннолетних,  Совет  Ветеранов  г.о.  Химки; 

4.  классные  руководители,  учителя  истории  и  обществознания,  члены  методических  объединений  образовательной  организации,  сотрудники  психологической  службы  школы  (при  ее  наличии),  социальный  педагог,  ответственные  за  организацию  и  проведение  мероприятий,  ориентированных  на  воспитание  у  представителей  подрастающего  поколения  потребности  к  конструктивному  взаимодействию  с  иноэтничными  людьми,  а  также  социальными  группами  другого  религиозного  исповедания,  иных  взглядов  и  мировоззрения,  стилей  мышления  и  поведения.

Учебно-методическое  обеспечение  комплексно-целевой  программы  по  формированию  позитивной  этнической  идентичности  у  старшеклассников  включает:

1.  Научно-исследовательские  работы  психолого-педагогической  направленности,  раскрывающие  взаимосвязь  феноменов  этно-самосознания  и  этничности,  а  также  механизмы  их  развития. 

2.  Стимульные  материалы  (тесты,  диагностики,  задания  и  пр.)  для  проведения  психологической  диагностики. 

3.  Методические  пособия  для  организации  комплекса  воспитательных  и  коррекционных  воздействий.

4.  Аудио-  и  видеоаппаратура,  учебные  аудитории  с  возможностью  выхода  в  глобальную  интернет-сеть.

5.  Перечень  документальных  и  художественных  фильмов  на  тему  межэтнических  взаимоотношений,  указанных  в  списке  программных  мероприятий.

Комплексно-целевая  программа  рассчитана  на  2014—2015  учебный  год  и  планируется  ее  реализация  в  три  этапа:

IПодготовительный  этап:

1.  Разработка  программы  по  формированию  этно-самосознания  и  этничности  у  старшеклассников.  Постановка  соответствующих  целей  и  задач  перед  членами  педагогического  коллектива  и  участниками  методических  объединений.

2.  Ретроспективный  анализ  специализированной  педагогической  и  психологической  литературы  подобной  тематики.

3.  Планирование  ряда  мероприятий,  содействующих  становлению  этничности  с  привлечением  всех  участников  образовательного  процесса.

4.  Проведение  первичной  психологической  диагностики.

5.  Составление  социального  прогноза.

II. Организационный  этап:

1.  Реализация  программных  положений.

2.  Внедрение  программы  в  образовательный  процесс  посредством:

·     тематических  классных  часов  и  бесед;

·     участия  старшеклассников  в  общегородских  акциях,  посвященных  профилактике  межэтнических  конфликтов  и  формированию  веротерпимости;

·     оказания  адресной  психологической  помощи  и  поддержки  обучающихся,  подвергающихся  разного  рода  дискриминационным  воздействиям  на  почве  межнациональной  неприязни;

·     организации  разнообразных  конкурсов,  «мозговых  штурмов»,  тренингов,  направленных  на  оформление  в  психологической  структуре  личности  установки  на  конструктивное  общение  и  уважительное  обращение  с  представителями  иных  этнических  культур;

·     образования  дискуссионных  клубов;

·       демонстрации  художественных  и  документальных  фильмов,  способствующих  становлению  позитивного  этно-самосознания. 

III.       Аналитический  этап.

1.  Проведение  вторичной  психологической  диагностики.

2.  Качественный  анализ,  полученных  в  ходе  повторного  тестирования  и  перманентного  мониторинга  психолого-педагогической  деятельности  в  течение  учебного  года,  информационных  данных  на  предмет  эффективности  функционирования  комплексно-целевой  программы.

3.  Подведение  итогов:  формулирование  выводов  по  итогам  реализации  программных  положений.

4.  Обобщение  опыта  по  формированию  у  старшеклассников  положительной  этнической  идентичности:  представление  полного  отчета  о  результатах  внедрения  программы  на  заключительном  (итоговом)  педагогическом  совете.

5.  Трансляция  методологических  изысканий  при  помощи  публикаций  в  научных  периодических  изданиях  или  написания  монографий  и  авторских  книг.

Ожидаемые  результаты:

·     создание  благоприятных  условий  для  повышения  значимости  этнических  ценностей  в  микросоциуме  старшеклассников;

·     развитие  образовательной  и  воспитательной  среды,  способствующей  формированию  этно-самосознания  обучающихся;

·     повышение  интереса  старшеклассников  к  традициям  различных  национальных  культур  народов  России;

·     сокращение  проявлений  гражданских,  этнических,  религиозных,  политических  и  межличностных  разногласий  в  сфере  образовательной  организации;

·     улучшение  эмоционально-психологического  климата  в  ученических  коллективах.

Программа  одобрена  администрацией  Муниципального  Бюджетного  Образовательного  Учреждения  Средней  Общеобразовательной  Школы  №  25  «Престиж»  г.  Химки  на  Методическом  объединении  учителей  и  запланирована  к  ее  реализации  в  2014—2015  учебном  году.

Сегодня  мы  имеем  возможность  утверждать,  что  фундаментом  строительства  свободного  и  толерантного  социума  в  России  является  преодоление  межэтнической  дезинтеграции.  Расщепленное  на  десятки  национальных  единиц,  сознание  граждан  Российской  Федерации  представляет  собой  существенное  препятствие  на  пути  к  построению  общества,  в  котором,  как  малые,  так  и  большие  народы  будут  взаимодействовать  друг  с  другом  на  паритетных  началах.  Выявление  и  изучение  глубинных  основ  конфронтации  между  этносами,  анализ  психологических  причин  гиперболизации  любви  к  собственному  народу  и  её  трансформации  в  доктрину  этнонационализма,  поиск  средств  и  способов  работы  с  «синдромом  навязанной  этничности»  [5,  с.  108],  а  также  профилактика  нарушений  этнической  идентичности  среди  представителей  подрастающего  поколения  в  условиях  роста  напряжения  в  многонациональном  обществе,  таком  как  российское,  приобретает  первостепенное  значение.  Поэтому  важнейшей  задачей  педагога-психолога,  работающего  в  сфере  образования,  является  содействие  формированию  у  обучающихся  позитивного  этнического  самосознания,  основанного  на  чувстве  глубокой  причастности  к  истории  своего  народа,  его  традициям  и  принятии  моральных  норм  других  этносов.  Особо  пристальное  внимание  психолог  должен  уделять  процессу  ориентации  в  мире  наций  среди  старшеклассников,  так  как  установлено,  что  для  этнического  самоопределения  этот  этап  возрастного  развития  наиболее  сензитивен  и,  следовательно,  ребенок,  проходящий  через  него,  в  этот  период  времени  наиболее  восприимчив  к  разного  рода  эндо-  и  экзонациональным  негативным  влияниям.

 

Список  литературы:

  1. Бромлей  Ю.В.  Очерки  теории  этноса.  М.:  Наука,  1983.  —  412  с.
  2. Вяткин  Б.А.,  Хотинец  В.Ю.  Интегральная  индивидуальность  и  этнические  особенности  человека.  Пермь:  ПГПУ,  1997.  —  60  с.
  3. Дробижева  Л.М.,  Аклаев  А.Р.,  Коротеев  В.В.,  Солдатова  Г.У.  Демократизация  и  образы  национализма  в  Российской  Федерации  90-х  годов.  М.:  Мысль,  1996.  —  384  с.
  4. Козилова  Л.В.,  Седых  В.В.,  Семенова  Т.А.  Основные  модели  по  формированию  гражданского  и  национального  самосознания  у  старшеклассников  в  Москве  и  регионах  Российской  Федерации  //  Модели  и  механизмы  становления  гражданского  и  национального  самосознания  старшеклассников  в  современной  школе,  реализация  потенциала  федерального  государственного  образовательного  стандарта  среднего  (полного)  общего  образования.  Материалы  Всероссийской  научно-практической  конференции  (13—15  декабря  2013  года)  /  МГГУ  им.  М.А.  Шолохова.  М.:  Национальный  книжный  центр,  2014.  —  с.  74—86.
  5. Лебедева  Н.М.  Синдром  навязанной  этничности  и  способы  его  преодоления.  //  Этническая  психология  и  общество.  /  Под  ред.  Н.М.  Лебедевой.  М.:  Старый  сад,  1997.  —  с.  104—115.
  6. Солдатова  Г.У.  Психология  межэтнической  напряженности.  М.:  Смысл,  1998.  —  368  с.
  7. Солдатова  Г.У.,  Шайгерова  Л.А.,  Прокофьева  Т.Ю.,  Кравцова  О.А.  Психодиагностика  толерантности  личности.  Под  редакцией  Г.У.  Солдатовой,  Л.А.  Шайгеровой.  М.:  Смысл,  2008.  —  172  с.
  8. Хотинец  В.Ю.  Психологические  и  культурные  факторы  этнотипического  поведения.  //  Психологический  журнал.  М.:  Изд-во  «Институт  психологии  РАН».  —  Т.  26,  —  №  2,  —  2005.  —  с.  33—44.
  9. Хотинец  В.Ю.  Этническая  идентичность  и  толерантность.  Екатеринбург:  Изд-во  Уральского  университета,  2002.  —  124  с.
  10. Юфанова  В.А.  К  вопросу  о  межэтнической  толерантности.  //  Актуальные  проблемы  педагогики  и  психологии:  сборник  материалов  межвузовской  научно-практической  конференции  преподавателей,  педагогов-практиков,  аспирантов,  магистрантов,  студентов  педагогических  специальностей  12  апреля  2012  г.  /  Под  общ.  ред.  Козиловой  Л.В.  М.:  МГГУ  им.  М.А.  Шолохова,  2012.  —  с.  125—127.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.