Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Красникова О.П., Кочкина Н.Л., Сущенко А.В. [и др.] РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА — ВРАЧА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 4(39). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

РОЛЬ  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  СТУДЕНТА  МЕДИЦИНСКОГО  ВУЗА  В  СТАНОВЛЕНИИ  БУДУЩЕГО  СПЕЦИАЛИСТА  —  ВРАЧА

Красникова  Оксана  Павловна

канд.  мед.  наук,  доцент  кафедры  госпитальной  стоматологии  Воронежской  государственной  медицинской  академии

имени  Н.Н.  Бурденко,  РФ,  г.  Воронеж

E-mail: 

Кочкина  Наталья  Леонидовна

канд.  пед.  наук  Воронежская  государственная  медицинская  академия  им.  Н.Н.  Бурденко,  ассистент  кафедры

педагогики  и  психологии,  РФ,  г.  Воронеж

Сущенко  Андрей  Валерьевич

д-р  мед.  наук,  Воронежская  государственная  медицинская  академия  им.  Н.Н.  Бурденко,  зав.  кафедрой  госпитальной  стоматологии,  РФ,  г.  Воронеж

Красников  Павел  Иванович

преподаватель  Военного  учебно-научного  центра  Военно-воздушных  сил  «Военно-воздушной  академии  имени  Н.Е.  Жуковского  и  Ю.А.  Гагарина»,  РФ,  г.  Воронеж

E-mail: 

 

THE  AESTHETIC  EDUCATION  OF  A  MEDICAL  STUDENT  IN  MAKING  UP  OF  A  FUTURE  PROFESSIONAL  DOCTOR

Krasnikova  Oksana

candidate  of  medicine,  assistant  professor,  department  of  hospital  dentistry,Voronezh  State  Medical  Academy  N.N.  Burdenko,  Rusia  Voronezh

Kochkina  Natalia

assistant  chair  of  pedagogy  and  psychology  Voronezh  State  Medical  Academy  N.N.  Burdenko,  Russia  Voronezh

Sushchenko  Andrey

head.  department  of  hospital  dentistry  Voronezh  State  Medical  Academy  N.N.  Burdenko,  Russia  Voronezh

Krasnikov  Pavel

teacher,  Air  force  education  and  Research  center  Zhukovskiy  and  Gagarin  Air  force  academy,  Russia  Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

Одним  из  основных  направлений  реформирования  медицинского  образования  в  России  на  современном  этапе  является  более  эффективное  эстетическое  воспитание  и  обучение  студентов,  восстановление  престижа  медицинской  профессии.  В  статье  рассматриваются  аспекты  эстетического  воспитания  студентов  в  медицинском  вузе.

ABSTRACT

One  of  the  main  aspects  of  modern  medical  education  reformation  in  Russia  is  a  more  effective  aesthetic  education  and  the  restoration  of  a  medical  occupation  prestige.  The  article  deals  with  the  aspects  of  mеdical  students’  aesthetic  education.

 

Ключевые  слова:  эстетика  здравоохранения;  активно  учиться;  эстетическое,  прекрасное.

Keywords:  public  health  aesthetics;  active  study;  aesthetical;  the  beautiful.

 

Все  формы  высшего  образования  в  России  направлены  на  создание  оптимальных  условий  для  совершенствования  подготовки  студентов.  В  связи  с  этим  педагогам  важно  научить  студентов  учиться.  Самим  же  студентам  предстоит  перестроить  подходы  к  приобретению  ими  знаний  и  компетенций  с  последующим  применением  их  в  практической  деятельности.  Задача  учащихся  -  научиться  активно  учиться,  используя  разные  источники  информации,  в  том  числе  богатый  знаниями  и  медицинской  эстетикой  потенциал  преподавателей.  Национальные  проекты  «Здоровье»  и  «Образование»  поставили  перед  отечественной  медициной  целый  ряд  сложных  и  трудных,  но  решаемых  задач  по  реализации  основных  положений  этих  проектов  [1,  с.  4].

Комплекс  этих  задач  связанных  с  эстетическим  воспитанием  студентов  определяется  следующими  позициями:  1)  обеспечение  высокого  качества  и  эстетики  медицинской  помощи  на  уровне  мировых  стандартов;  2)  применение  высокотехнологичных  методов  диагностики,  профилактики  и  лечения  заболеваний;  3)  овладение  медицинским  персоналом  указанными  технологиями  путем  специального  обучения  —  повышение  квалификации  и  специализации;  4)  обеспечение  лечебных  учреждений  современным  оборудованием,  медикаментами  и  материалами;  5)  обеспечение  высокого  уровня  медицинского  и  эстетического  образования  на  всех  уровнях  —  обучение  студентов,  ординаторов,  аспирантов,  техников  и  преподавателей  медицинских  учебных  учреждений.  Указанные  задачи  не  только  вполне  доступны  —  в  настоящее  время  они  успешно  решаются  в  медицинской  практике.

Очевидно,  что  имеются  другие  пути  представления  и  реализации  национальных  проектов  «Здоровье»  и  «Образование»  в  российской  медицине,  и  это  вполне  адекватно,  так  как  творческий  подход  к  решению  любой  проблемы  предполагает  альтернативные  варианты  решения  возникающих  проблем.  Безусловно,  что  критерием  избранных  путей  и  средств  решения  этих  проблем  будет  их  максимально  эффективный  положительный  результат,  ибо  прогресс  предусматривает  развитие  от  менее  совершенного  к  более  совершенному.

Эстетическое,  что  это?  Вся  жизнь  и  деятельность  любого  человека  в  том  числе  медицинского  работника  соткана  из  бесконечного  количества  параметров,  которые  он  оценивает  и  строит  картину  своего  бытия.

Как  в  повседневном  быту,  так  и  в  служебной  ипостаси  человека  сопровождает  трагическое,  комическое,  возвышенное,  патетическое,  трогательное,  печальное,  смешное,  меланхолическое,  трагикомическое,  юмористическое,  величественное,  преисполненное  достоинства,  важное,  вздорное,  импонирующее,  нейтрально-безразличное,  благородное,  приличное,  грациозное,  привлекательное,  пленительное,  кокетливое,  идиллическое,  элегическое,  веселое,  пошлое,  насильственное,  наивное,  жесткое,  постыдное,  ужасное,  отвратительное,  страшное,  тошнотворное,  лирическое,  умилительно-притворное,  мелодраматическое,  гротескное,  парадоксальное,  банальное,  ангельское,  демоническое,  саркастическое,  доброжелательное,  желчное,  сострадательное,  ехидное,  элегантное,  топорное,  рафинированное,  эклектическое,  стройное,  гармоничное...  Этот  список  можно  продолжить  весьма  и  весьма  долго,  но  при  желании  выявить  сущность  этого  скопления  характеристик,  мы  наверняка  придем  к  общему  основанию,  объединяющему  данное  многообразие  —  это  область  чувственного,  это  область  непосредственного  эмоционального  переживания  своего  отношения  к  действительности  и  действительности  к  нему  [3,  с.  18]. 

Эстетические  чувства  закрепляются  в  эстетической  деятельности,  пронизывающей  всю  жизнь  человека,  включая  и  художественное  творчество,  как  неотъемлемую  часть  его  бытия.  Оно  выступает  в  роли  энергетического  основания  и  возбудителя  системы  реакций  на  все  жизненные  проявления.  Как  только  эмоционально-чувственное  переживание  утрачивается,  эстетическое  отношение  к  действительности  гаснет  и  уступает  место  рефлективному  бесстрастному  суждению  [2,  с.  15]. 

В  эстетическом  чувстве  представлен  весь  духовный  мир  человека,  его  индивидуальность,  общность,  особенность  и  социальный  опыт.  Эстетическое  чувство  всегда  имеет  избирательно-оценочный  характер  с  индивидуально-личностной  окраской.  В  отечественной  медицинской  практике  находят  отражение  наиболее  важные  проблемы  эстетики  здравоохранения,  решение  которых  является  важной  основой  эстетического  воспитания  студентов  и  медицинского  персонала  Российской  Федерации. 

В  своих  положениях  и  выводах  эстетика  опирается  на  художественную  практику  и  на  ее  осмысление  в  истории,  теории  искусства  и  критике,  опыте  мирового  искусства.  Смысловой  стержень  эстетики  —  это  законы  красоты.  Все  многообразие  концепций  красивого  и  прекрасного  можно  свести  к  нескольким  историческим,  содержательным  моделям  художественного  мышления.  Мир  художественной  культуры  богат  и  бесконечен,  как  сама  жизнь. 

Первая  смысловая  модель  состоит  в  том,  что  прекрасное  есть  воплощение  бога  (абсолютной  идеи)  в  конкретных  вещах,  явлениях,  художественных  произведениях.  Теоретики  этой  системы  взглядов  -  Платон,  Фома  Аквинский,  Кант,  Гегель  и  ряд  более  поздних  мыслителей.

Вторая  смысловая  модель:  действительность  эстетически  нейтральна,  а  источник  ее  красоты  —  в  душе  индивида  (Т.  Липпс,  Ш.  Лало,  Жан  Поль,  Б.  Кроче).

Третья  модель  (Сократ,  Аристотель,  Чернышевский)  —  прекрасное  есть  результат  соотнесения  свойств  жизни  с  человеком  как  мерой  красоты  или  с  его  практическими  потребностями,  с  его  идеалами  и  представлениями  о  прекрасной  жизни.

Четвертая  модель  (французские  материалисты):  прекрасное  есть  естественное  свойство  явлений  природы,  такое  же  как  и  вес,  цвет,  форма  и  т.  п.

И  пятая  модель  состоит  во  взгляде  на  прекрасное  как  на  результат  практической  деятельности  человека.  Посредством  создания  прекрасного,  вхождения  в  сферу  его  интересов,  в  сферу  духовного  потребления  обретается  положительная  ценность  для  человечества.

Можно  строить  много  различных  моделей,  но  объединять  их  будет  то,  что  природная  основа  прекрасного  заключена  в  фундаментальном  свойстве  мира,  в  его  материальности,  во  всеобщей  связи  и  взаимодействии,  в  общей  гармонии.  Взаимодействие  природы  и  общества,  возникающее  благодаря  труду,  производству,  рождает  красоту  как  объективное  свойство  мира  человека  и  человека  в  мире,  как  значимость  его  вещественного  и  духовного  содержания  для  человека,  как  сферу  освоенности  мира  человеком.

Прекрасное  как  уже  отмечалось  ранее,  характеризует  предметы  и  явления  с  точки  зрения  совершенства,  как  обладающие  высшей  эстетической  ценностью.  Явления  действительности  характеризуются  как  прекрасные  тогда,  когда  они  в  своей  конкретно-чувственной  целостности  выступают  как  общественно-человеческие  ценности,  воплощающие  утверждение  человека  в  мире,  способствующие  гармоническому  развитию  личности,  возникновению  и  наиболее  полному  проявлению  человеческих  сил  и  способностей.  Восприятие  прекрасного  вызывает  чувство  радости,  бескорыстной  любви,  ориентирует  на  эстетические  идеалы,  на  достойную  человека  жизнь.  Специфика  прекрасного  проявляется  через  его  отношение  к  различным  ценностям:  утилитарным  (польза),  познавательным  (истина),  нравственным  (добро).

Оценка  прекрасного  человеком  проявляется  в  эстетическом  переживании,  вкусе  и  идеале.  Она  может  быть  истинной  или  ложной.  Специфическое  значение  прекрасного,  как  правило,  не  заключается  в  его  утилитарной  полезности  (не  все  полезное  прекрасно,  как  и  не  все  прекрасное  имеет  пользу).  Основное  значение  прекрасного  для  человека  и  общества  —  духовно-практическое.  Подлинно  эстетическое  восприятие  прекрасного  бескорыстно,  т.  е.  чуждо  вульгарному  утилитаризму  и  эгоистическому  своекорыстию.  Однако  бескорыстность  в  отношении  прекрасного  не  означает  незаинтересованности.  Переживание  прекрасного  потому  и  бескорыстно,  что  в  нем  сливаются  и  личные  (частные,  персональные),  и  общественные  (общенародные)  интересы  и  человек  ощущает  себя  лично  причастным  к  общественному  значению.

Культура  и  здравоохранение  —  эта  тема  всегда  была  и  остается  актуальной  для  России.  Хотя  в  современном,  предельно  расслоенном  с  субкультурной  точки  зрения  обществе  можно  услышать  и  прочитать  как  дифирамбы  в  адрес  медработников  по  поводу  того,  что  они  и  защитники,  и  хранители  культурных  традиций  народа,  так  и  проклятия  в  их  же  адрес  по  поводу  их  антикультурных  прегрешений  в  области  здравоохранения.

Культурная  политика,  применительно  к  здравоохранению,  заключается  в  планомерном  развитии  культурной  составляющей  медицинского  организма  страны  и  личностных  характеристик  медицинского  персонала.  Важно  подчеркнуть,  что  эстетический  фактор  пронизывает  все  сферы  культурной  политики,  ибо  неизбежно  проявляется  во  всем,  что  сопровождает  служебную  деятельность,  определяемую  во  многом  культурной  политикой  в  отношении  к  здравоохранению.  Это  и  чувства,  и  отношения,  и  вкусы,  и  идеалы,  и  система  материальных  и  духовных  ценностей,  и  искусство,  отражающее  труд  медицинского  персонала.

Эстетика  организации  медицинского  труда  представляет  собой  эстетическую  деятельность  по  сопровождению  медицинской  службы  и  выполнению  задач  здравоохранения.  В  ней  отражаются  такие  вопросы  как  соотношение  красоты  и  пользы;  эстетическая  организация  среды;  проблемы  стиля;  специфика  «потребления»  материально-художественной  культуры,  ее  зависимость  от  вкусов  медицинского  персонала  и  господствующей  в  обществе  системы  эстетических  ценностей,  увязанных  с  задачами  здравоохранения,  ценностью  медицины  [4,  с.  53].

 

Список  литературы:

  1. Есауленко  И.Э.  Пашков  А.Н.  Плотникова  И.Е.:  Теория  и  методика  обучения  в  высшей  медицинской  школе  /  И.Э.  Есауленко  А.Н.  Пашков  И.Е.  Плотникова,  2-е  изд.  Воронеж:  ИПЦ  «Научная  книга»,  2011.  —  384  с.
  2. Зубра  А.С.  Культура  умственного  труда  студента.  Минск:  ООО  «Попурри»,  2007.  —  228  с.
  3. Кочкина  Н.Л.  Формирование  речевой  культуры  будущего  педагога  в  образовательном  процессе  вуза:  диссертация  на  соискание  ученой  степени  кандидата  педагогических  наук  /  Воронежский  государственный  университет.  Воронеж,  2008.
  4. Панфилова  А.П.  Инновационные  педагогические  технологии:  активное  обучение.  Учебное  пособие  для  студ.  вузов  /  А.П.  Панфилова.  М.:  Академия,  2009.  —  192  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий