Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОИСК
Протопопов Владимир Михайлович
помощник командира войсковой части 12628 по физической подготовке, начальник физической подготовки, войсковая часть 12628, РФ г. Ростов-на-Дону
ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL SPACE: PARADIGMATIC SEARCH
Protopopov Vladimir Mihaylovich
the assistant to the commander of a body 12628 on physical preparation, the chief of physical preparation, a body 12628, Russia Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В статье представлена педагогическая адаптация категории «здоровье» в исторической динамике, выявлены сущностные характеристики здоровьесберегающего образовательного пространства, определена специфика феномена в парадигмальном аспекте.
ABSTRACT
The article presents pedagogical adaptation of category «health» in the historical dynamics, the essential characteristics of health-saving educational space are identified, the specificity of this phenomenon in paradigmatic aspect is revealed.
Ключевые слова: здоровье; здоровьесбережение; здоровьесберегающее образовательное пространство; гуманитарная парадигма; ценностное отношение к здоровью.
Keywords: health; health-saving; health-saving educational space; humanitarian paradigm; value attitude to health.
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья становится одной из наиболее значимых для современного человека, среда обитания которого отличается стрессогенностью, агрессивностью, низкой экологичностью. Преодоление таких негативных тенденций может быть обеспечено созданием здоровьесберегающего социального пространства во всех его аспектах, и в образовательном в том числе. Но в условиях современного парадигмального поиска в системе образования сущностные характеристики здоровьесберегающего образовательного пространства требуют уточнения.
В контексте нашего исследования целесообразно обратиться к этимологии слова «здоровье», поскольку именно его трактовка определит траекторию научного поиска. По корню и значению данное слово праславянское. Праславянское “sbdorvb”, давшее современное слово «здоров», образовано из приставки “Sb”, имеющей такое же значение, как древнеиндийская “su” — «хороший», и основы “dorvb” — «дерево», «дуб». Предполагают, что первоначально прилагательное «здоровый» имело смысл «из хорошего (крепкого) дерева», «крепкий, как дуб», «невредимый» [3, с. 2].
Согласно словарю В.И. Даля здоровье (здравие) — это «состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни» [1, с. 231]. С.И. Ожегов отмечает, что здоровье — это «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» [2, с. 289].
Несмотря на кажущуюся однозначность термина «здоровье», при его рассмотрении в историко-логическом ракурсе можно выделить некоторые особенные тенденции его интерпретации. Идея здоровьесбережения впервые была выдвинута Платоном, а последующие поколения ученых развили ее. Платон сравнивает здоровье со справедливостью, точнее, уравнивает значение этих понятий. Здоровье, силу, здравые чувства Платон трактует как средства постижения правды. При этом древнегреческий мыслитель указывает на степень их соучастия в понимании сущности того, что является благом. Пифагор рассматривает здоровье как непреходящую и безусловную ценность, при этом подчеркивает, что болезни тела появляются от болезней души. Для здоровья, по мнению мыслителя, необходимо привести к гармонии и душу, и государство, и природу. Согласно пифагорейской концепции, мудрый человек не относится пренебрежительно к здоровью, не считает тело самым главным объектом внимания, но управляет им ради пользы души.
Таким образом, в Древней Греции категория «здоровье» получает собственную характеристику, и её смысл уточняется через участие других, близких по значению категорий. Она является концептуально обоснованной и возрастает до уровня философски значимого явления, оказывается включенной в структуру всего философского мышления.
В средневековье в условиях засилья церкви здоровье понималось как благодать, посланная Богом.
В эпоху Просвещения категория «здоровье» трактуется с позиций анатомо-физиологических и медицинских аспектов жизни человека.
В трудах философов-экзистенциалистов, В. Франкла, М. Хайдеггера, здоровье рассматривается не просто как психофизическое состояние человека, которое необходимо поддерживать, устраняя те или иные виды психосоматических расстройств посредством медикаментозного лечения, «здорового образа жизни» и беспочвенного самодостаточного оптимистического взгляда на жизнь, а как экзистенциальная ценность, и оно напрямую связано с духовным измерением жизни человека.
Понимание здоровья именно как экзистенциальной ценности расширяет значение этого понятия, фокусируя внимание на духовной составляющей категории.
Таким образом, в историческом движении категория «здоровье» оформляется в несколько подходов к трактовке феномена: нормоцентрическом (здоровье — нормальная деятельность организма), аксиоцентрическом (здоровье — основа творческого, духовного развития личности), экзистенциальноцентрическом (здоровье — сложный многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи с окружающим миром).
Учитывая современную социокультурную ситуацию, бездуховность современного человека, потеря им смысла жизни, поглощающий экзистенциальный вакуум, наиболее перспективным является экзистенциальный подход к трактовке феномена. Так, в нашем исследовании под здоровьем понимается состояние психофизической, психологической, социальной гармонии человека, сопровождаемое ценностным отношением и активной жизненной позицией по сохранению, поддержанию и развитию такого благополучия.
Особенности реализация такого понимания феномена в образовательном пространстве обусловлена пониманием сущности образовательного пространства конкретным исследователем. А.Г. Асмолов рассматривает пространство как предметную действительность, Г.Н. Сериков — как специальным образом организованную совокупность образовательных систем, каждой из которых в его рамках «отводится определенное место», Л.И. Новикова — как специально сконструированный контекст развития личности ребенка, Н.М. Борытко подчеркивает комплексность феномена, его многосоставность, Е.А. Чекунова рассматривает образовательное пространство через категорию «отношение» выделяя внутренний, социальный, предметно-пространственный, академический компоненты. Мы под образовательным пространством понимаем специально сконструированный контекст развития, включающий такие составляющие, как нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая, коммуникативно-информационная [4, с. 98].
Образовательная система как центр управления здоровьесберегающим образовательным пространством с нормативно-правовой, организационно-управленческой и психолого-педагогической точек зрения может конструировать такие феномены по-разному, в зависимости от методологической ориентации авторов опыта. В рамках технократической парадигмы образования, культивируемой советской педагогикой, где основной идеей является приоритет знаний, здоровьсберегающее пространство будет пониматься как система, регулируемая принципами научно-технической рациональности с управляющим центром, который руководит здоровьесбережением, согласовывает и координирует его не только в самом образовательном учреждении, но и в семье, детских объединениях. В гуманистической парадигме, сконцентрировавшейся на самосознании, самоопределении, самоактуализации, самоутверждении учащегося, здоровьесбережение приобретает смысл сохранения и развития всех ресурсов человека (и физических, и духовных), но ориентирует воспитанника на потребительское использование окружающих, которые культивируют достоинства ребенка, игнорируя при этом рефлексию, преодоление, работу над собой, в гуманитарной педагогической парадигме в здоровьесберегающем образовательном пространстве в качестве системообразующей координаты выступят ценности здорового образа жизни и смыслы сохранения здоровья, ведения здорового образа жизни ради себя и других через внутреннее преодоление, постоянную работу над собой.
Таким образом, можно сделать вывод, что многоаспектный характер здоровьесбережения, втягивающий в свою орбиту не только работу с физиологическими и медицинскими показателями, но и ценностно-смысловые координаты человеческой жизни, является наиболее перспективным. К тому же сама идея адептов гуманитарной педагогической парадигмы о сохранении и укреплении здоровья через формирование ценностного к нему отношения является наиболее перспективной, поскольку обеспечивает выработку личностного смысла сохранения, сбережения и укрепления здоровья.
Список литературы:
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. язык, — 1989. — Т. 1. — 699 с.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и словосочетаний // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.
3.Тринитатская О.Г. Здоровьесберегающая среда школы – приоритетное направление современного образования // Практические советы учителю. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО. — 2009. — № 2. — С. 1—5.
4.Чекунова Е.А. Формирование образовательного пространства современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций: монография. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2012. — 334 с.
дипломов
Оставить комментарий