Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Асекова Ж.Д. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ШКОЛЫ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 11(34). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  «ШКОЛЫ  ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО  ОТНОШЕНИЯ  К  РЕБЕНКУ»

Асекова  Жылдыз  Дуйшебаевна

старший  преподаватель  Бишкекского  Гуманитарного  Университета  им.  К.  Карасаева,  Республика  Кыргызстан  г.  Бишкек

E-mail: 

 

MAIN  PRINCIPLES  OF  “CHILD-FRIENDLY  SCHOOL”  FORMATION

Jyldyz  Asekova

head  teacher  of  Bishkek  Humanities  University  named  by  K.  KarasaevBishkekKyrgyzstan

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассматриваются  основные  принципы,  которые  важно  использовать  в  организации  ШДОР  в  Кыргызстане.  По  результатам  экспериментальной  работы  были  определены  четыре  принципа.  Каждый  из  них  имеет  ряд  особенностей,  учет  которых  необходим  для  доброжелательной  школы. 

ABSTRACT

This  article  reviews  main  principles  that  are  important  to  use  in  organization  of  Child-Friendly  Schools  in  Kyrgyzstan.  On  the  results  of  experimental  work  four  principles  were  defined.  Each  principle  has  a  number  of  peculiarities,  which  are  necessary  to  consider  for  a  child-friendly  school. 

 

Ключевые  слова:  «школа  доброжелательного  отношения  к  ребенку»;  принципы  ШДОР;  формирование;  менталитет;  ментальные  особенности;  «общинное  сознание»;  образование  родителей.

Key  words:  “Child-Friendly  School”;  principles  of  CFS;  formation;  mentality;  mental  peculiarities;  “communal  consciousness”;  parents’  education. 

 

Современные  социально-политические  изменения,  происходящие  в  мире,  не  могут,  не  отразится  на  детях,  на  их  отношении  к  обучению.  В  современном  Кыргызстане  есть  дети  школьного  возраста,  которые  не  посещают  школу,  и  в  настоящее  время  такое  явление  ни  для  кого  не  является  новостью.  В  первую  очередь  эта  проблема  волнует  государственные,  неправительственные  и  международные  организации.  С  целью  определения  причин  этого  явления  за  последние  годы  проводилось  множество  исследований  [4],  [10],  [5],  [6].

Результаты  исследований  показали  одну  из  главных,  оказывающих  влияние  на  детей  Кыргызстана  причину.  Каждый  ребенок  должен  получить  образование,  научиться  выстраивать  взаимоотношения  с  другими  людьми,  учиться  в  условиях,  когда  его  здоровью  не  наносится  вред,  иначе  говоря,  детство  ребенка  должно  пройти  в  доброжелательной  среде.  Но,  к  сожалению,  индикаторы  доброжелательности  у  школ  Кыргызстана  низкие. 

У  каждой  страны  есть  свои  особенности,  которые  необходимо  учитывать  и  использовать  при  формировании  «Школы  доброжелательного  отношения  к  ребенку»  (далее  ШДОР).  Для  жителей  Кыргызстана  «общинная  культура»,  «общинное  сознание»  является  важной  составляющей  жизни,  то  есть  человек,  формирование  его  мнения,  поведения  зависит  от  сообщества,  в  котором  он  живет,  учится,  работает.  В  связи  с  вышесказанным,  опыт  формирования  ШДОР  в  Кыргызстане  имеет  свои  особенности. 

Для  школ  Кыргызстана  нами  были  определены  следующие  основные  принципы  формирования  ШДОР:

1.  Подготовка  учителей,  администрации  школ,  владеющих  инструментами  ШДОР. 

2.    Учет  интересов  детей  во  время  принятия  решений.

3.    Вовлечение  родителей  и  местного  сообщества.

4.  Учет  ментальных  особенностей  страны,  региона,  села.

Каждый  принцип  имеет  свои  особенности  и  обоснования,  которые  важно  учитывать  при  организации  школы,  доброжелательного  отношения  к  ребенку.

Одним  из  принципов  формирования  ШДОР  является  подготовленность  учителей  и  администрации  школ.

В  одном  из  своих  интервью  доктор  педагогических  наук,  профессор  И.Б.  Бекбоев  отмечает,  что  выпускнику  педагогических  вузов,  чтобы  работать  по  специальности  необходимо  помимо  знаний  по  предмету  изучить  основы  педагогической  психологии,  методики  обучения,  педагогическую  практику  проходить  у  опытных  педагогов,  которые  будут  способствовать  развитию  чувства  полезности  в  воспитании  личностей  полезных  для  государства.  Студент-практикант,  как  подчеркивает  профессор,  должен  узнать  все  профессиональные  нюансы,  и  чтобы  быть  методически  подкованным  важно  обеспечить  его  нормативно-правовыми  документами,  положениями,  памятками,  инструкциями,  проконсультировать  у  высококвалифицированных  специалистов.  Очень  важно,  по  его  мнению,  организовать  педагогическую  практику  способствующую  рождению  у  студента  желания  посвятить  всю  свою  жизнь  обучению  и  воспитанию  детей  для  государства  [7,  с.  7].

Также  Исак  Бекбоевич  выделил  качества  необходимые  современному  учителю:  «Во-первых,  современному  учителю  нужно  всегда  задаваться  вопросом  —  как  работать,  что  необходимо  делать,  чтобы  на  каждом  уроке  нравиться  ученикам,  удовлетворять  увеличивающееся  с  каждым  днем  их  потребности  (желания)  в  познании  (узнавать).  Во-вторых,  быть  компетентным  во  всем,  особенно  по  своей  специальности  (предмету).  В-третьих,  государственные,  национальные  задачи  качества  образования  принять  как  свои  и  пытаться  решать  их  в  повседневной  работе  (деятельности)»  [7,  с.  9].

Интересна  позиция  М.  Безруких,  которая  подчеркивает  основные  аспекты  проблемы  подготовки  учителей:  «Главная  проблема  и  главная  возможность  изменить  ситуацию  —  это  изменить  подготовку  учителя.  Вот  это  может  вытянуть  ситуацию  гораздо  больше,  чем  изменение  программ  и  методик»  [12,  с.  28].

Исследователи  Ч.  Батракеева  и  К.  Акматов  [2,  с.  14]  также  останавливаются  на  проблеме  подготовки  педагогических  кадров  в  современном  Кыргызстане.  Для  выявления  мнений  респондентов  относительно  приоритетных  задач  при  подготовке  молодых  специалистов  был  задан  вопрос:  «Чему,  по  вашему  мнению,  следует  уделять  внимание  при  подготовке  кадров?».  Распределение  ответов  на  данный  вопрос  следующее:

Таблица  1. 

Перечень  показателей  необходимых  при  подготовке  педагогических  кадров

Показатели

Кол-во

%

1.

Качеству  знаний

158

33,3

2.

Сочетание  теории  с  практикой

75

15,8

3.

Профессиональным

(практическим)  знаниям

50

10,5

4.

Прививание  любви  и  интереса  к

профессии

38

8

5.

Борьба  с  коррупцией

36

7,57

6.

Способностям,  таланту

32

6,8

7.

Педагогике  и  психологии

31

6,5

8.

Прием  студентов  по  уровню  их

знаний

29

6,1

9.

Теоретическим  знаниям

26

5,4

 

 

Исходя  из  ответов  респондентов  данного  исследования,  мы  можем  сделать  следующий  вывод,  что  среди  отмеченных  показателей  не  рассматривалась  доброжелательность  педагога  по  отношению  к  детям.  Но,  соглашаясь  с  мнением  М.  Безруких,  мы  считаем,  что  в  содержании  подготовки  педагогических  кадров  нужны  изменения  в  плане  включения  специального  курса  по  ШДОРу,  где  будут  предложены  вопросы  и  ситуации  для  обсуждения  и  разработки  планов  мероприятий,  способствующие  выработке  навыков  прогнозирования  и  проектирования  социальных  моделей  для  формирования  ШДОР.  Тем  самым  актуализируются  понимания  студентами  позиции  ученика,  учителя,  родителя  и  местного  сообщества  в  формировании  ШДОР. 

Следующий  принцип  ШДОР  —  это  учет  интересов  детей  во  время  принятия  решений  утверждает  позицию  учащегося  в  настоящее  время  и  является  предпосылкой  для  будущего.

В  управленческой  деятельности  одной  из  фаз  процесса  принятия  решения  является  коллективное  обсуждение  его  вариантов.  Поддержка  данного  стиля  управления  со  стороны  взрослых  способствует  развитию  чувства  сопричастности  и  активного  членства  каждого  ученика.  А  общество  в  результате  получит  активного  сознательного  гражданина. 

Это  показатель  демократизации  школьной  жизни,  об  этом  пишет  В.В.  Панков:  «Участие  школьников  в  жизнедеятельности  школы  как  фактор  ее  демократизации  вызывает  в  жизни  множество  проблем,  связанных  с  компетентностью  субъектов  соуправления;  с  особенностями  деловых  и  межличностных  отношений.  Проблемы  состоят  и  в  том,  что  демократические  ценности  и  опосредованные  ими  отношения  усваиваются  и  формируются  у  личности  значительно  труднее,  чем  авторитарные  стереотипы  и  анархические  вольности.  Но,  тем  не  менее,  демократические  процессы  в  школах  Кыргызстана,  и  в  частности,  активное  участие  детей  и  подростков  в  жизни  школы  становятся  все  более  интенсивными.  Они  проявляются  в  создании  школьных  парламентов  и  Советов  в  формировании  молодежных  объединений  и  т.  д.»  [13,  с.  361]. 

Принятие  решений  связано  с  развитием  организационных  навыков  у  детей.  Еще  в  1923  году  Н.К.  Крупская  писала  следующее:  «…Обычно  школа  игнорирует  организационные  навыки  ребенка,  приобретенные  им  в  процессе  игры.  Организация  же  школьных  занятий  и  школьной  жизни  в  старой  школе  не  давала  возможности  приложить  к  чему  бы  то  ни  было  приобретенные  организационные  навыки,  и  они  постепенно  атрофировались.  Трудовая  школа  создает  как  раз  возможности  применять  и  развивать  дальше  эти  навыки.  В  этом  ее  сила.  Конечно,  она  открывает  эти  возможности  лишь  при  правильной  постановке  дела.  Одним  из  условий  правильного  функционирования  трудовой  школы  является  органически  спаянное  с  ней  школьное  самоуправление»  [8,  с.  72].

Если  школа  будет  придерживаться  этого  принципа,  тогда  ребенок  научиться  регулировать  отношение  к  миру  и  другим  людям,  научиться  выбирать  приоритеты  каждый  конкретный  момент,  тенденцию  построения.  Детский  мир  отличен  от  мира  взрос­лых.  Дети  очень  чувствительны  к  лю6ой  фальши,  неискренности,  формализ­му.  Поэтому  если  игра,  то  всё  должно  6ыть  по-настоящему.  Чтобы  решения,  которые  дети  принимают,  —  исполня­лись.  Чтобы  ответственность  была  ре­зальной,  с  соответствующими  санкциями  за  безответственность.  Если  же  этого  нет,  то  происходит  то,  о  чём  говорит  домовёнок  Кузя  из  известного  мультфильма:  «Если  работаешь  понарошку,  то  и  живёшь  понарошку».  А  детский  мир  этого  не  принимает.  Это  неприятие  может  проявляться  как  протест.  Но  ча­ще  оно  происходит  без  явных  внешних  проявлений  («Вы  нас  заставляете,  мы,  конечно,  сделаем,  но  чтобы  только  вы  от  нас  отвязались»).  А  взрослея  и  при­нимая  условности  взрослого  мира  (гово­рим  одно,  а  делаем  другое),  дети  начи­нают  подстраиваться  под  этот  фальши­вый  мир  взрослых,  транслируя  эту  модель  в  дальнейшую  свою  жизнь  [3,  с.  84].

Следующим  немаловажным  принципом  ШДОР  является  —  вовлечение  родителей,  местного  сообщества.

Каждый  ребенок  в  своем  микроучастке  на  виду,  то  есть  если  он  прилежный  ученик  его  знают  все,  приводят  в  пример.  Другой  пример,  учащийся  не  посещают  школу,  часто  пропускает  или  имеет  другие  примеры  асоциального  поведения,  его  также  приводят  в  пример,  но  с  отрицательной  окраской.  Но  если  вдуматься  и  тот  и  другой  член  этого  малого  сообщества,  которые  завтра  будут  или  способствовать  развитию  своего  района  или  наоборот, 

Глобализация  образования  внесла  свои  коррективы  и  в  стереотипные  взгляды  родителей  по  отношению  к  перспективе  детей,  показателям  их  успешности  в  будущем.  Это  способствовало  расширению  «родительской  компетентности»  во  многих  аспектах  воспитания  ребенка  XXI  века. 

В  качественные  характеристики  родительской  компетентности  входят  такие  понятия  как  уровень  образования  родителей,  ценности,  которых  придерживаются  родители,  перспективные  цели  по  отношению  к  будущему  своего  ребенка.  Все  это  влияет  на  отношения  ребенка  к  школе.  Среди  причин  не  посещения  детьми  школы  в  Кыргызстане  наличие  категории  «семейные  причины»,  на  наш  взгляд,  напрямую  зависит  от  приоритетов,  которые  родители  определили  для  себя  и  для  своих  детей. 

Зарубежные  исследователи  обычно  употребляют  термин  «воспитание  родителей».  И  определяют  это  понятие  как  систематическую  и  содержательную  программу,  цель  которой  —  распространение  информации,  знаний  и  навыков  в  самых  разных  аспектах  деятельности  родителей,  как  формальную  попытку  повысить  сознательность  родителей  и  дать  им  навыки  воспитания,  как  попытку  помочь  современной  семье  выполнить  ее  функции  воспитания.  Американским  специалистам  по  вопросам  семейного  воспитания  больше  нравиться  термин  «образование  родителей». 

Академик  М.  Безруких  утверждает,  что  необходимо  организовать  курсы  родительского  просвещения  по  воспитанию  детей.  Существует  стереотип,  что  родители  должны  накормить  и  одеть,  а  школа  обучит  и  воспитает.  Однако  еще  в  древнем  мире  были  каноны,  определявшие  знания,  умения,  навыки,  которые  должны  были  сформировать  отцы  своим  сыновьям  и  матери  —  дочерям.  Но  сегодня  проблему  усугубляет  то,  что  родитель  сам  не  имеет  достаточного  образования,  чтобы  дать  хорошее  воспитание  и  с  раннего  возраста  ориентировать  ребенка  на  обучение.  Зачастую  сам  родитель  не  рассматривает  образованность  как  ценность.  Как  отмечает  И.  Хоменко  «если  школа  заинтересована  в  родителях  как  в  компетентном  партнере,  то  именно  педагогическое  просвещение  родителей  —  наилучший  способ  повысить  его  педагогическую  компетентность»  [14,  с.  98].  В  своей  статье  она  дает  советы  учителям  для  организации  успешной  работы  с  родителями.  Для  повышения  показателей  родительской  компетентности  необходимо  использовать  практику,  когда  мероприятия  в  школе  организовываются  с  участием  родителей.  Такой  опыт  в  нашей  стране  есть,  хотя  и  единичный.

О  попытке  активизировать  родителей  и  вовлечь  в  школьную  жизнь  рассказывает  директор  школы-гимназии  №  3  Лейлекского  района  Баткенской  области  Г.  Мадаминов.  В  школе  были  проведены  конкурсы  «Лучшая  семья»,  «Лучшая  мама»,  «Лучшая  комната  для  уроков».  Также  для  решения  проблемы  предшкольной  подготовки  детей  с  1992  года  разработано  положение  и  проводятся  курсы  «Школа  матерей».  Экзамен  по  окончании  курсов,  формирование  домашних  библиотек,  регулярное  посещение  родителями  уроков  —  результаты  педагогического  просвещения  матерей.  Если  в  1992  году  курсы  прошли  25  мам,  то  в  2008  году  —  135  матерей.  Необходимо  распространение  положительного  опыта  в  нашей  стране,  ведь  именно  внедрение  курсов  для  матерей  является  одним  принципов  создания  ШДОР.  Родитель  должен  знать,  учитывать,  что  даже  перенаселенность  домашнего  жилища  сказывается  на  настроении,  здоровье,  успеваемости  ребенка.  Гапыр  Мадаминов  резюмирует  статью,  отвечая  на  вопрос,  что  дает  взаимодействие  родителей  со  школой,  с  учителями.  Это  15  показателей,  которые  способствуют  создать  доброжелательные  отношения  к  ребенку  [9,  с.  68—69]. 

Учет  ментальных  особенностей  страны,  региона,  села  —  принцип  ШДОР,  который  необходим  для  реализации  критерия  включенности. 

«Ментальность  —  это  то  общее,  что  рождается  из  природных  данных  (архетип)  и  социально  обусловленных  компонентов.  Это  общая  духовная  настроенность,  относительно  целостная  совокупность  мыслей,  верований,  навыков  духа,  которая  создает  картину  макрокосма  и  скрепляет  единство  культурной  традиции  или  какого-либо  сообщества.  Ментальность  как  феномен  выражает  привычки,  пристрастия,  коллективные  эмоции,  шаблоны.  Если  настроения  ориентированы  на  внешние  изменения  окружающей  действительности,  то  ментальность  имеет  более  устойчивую  структуру.  Она  восходит  к  бессознательным  глубинам  психики,  т.  е.  к  архетипу.  На  этом  этапе  она  проявляет  себя  как  элемент  коллективного  восприятия,  где  выражает  жизненные  и  практические  установки  людей,  устойчивые  образы  мира,  эмоциональные  предпочтения,  свойственные  данному  сообществу  и  культурной  традиции»  [11,  с.  117]. 

Община  —  это  не  просто  люди,  живущие  на  одной  улице,  в  одном  селе.  Каждый  член  общины  как  на  ладони,  все  про  всех  всё  знают.  Это  коллективная  культура,  где  не  информированность  даже  может  быть  поставлена  в  упрек,  что  ты  равнодушен  или  как  чужой  ведешь  себя.  В  этом  есть  свои  положительные  моменты.  К  примеру,  если  в  том,  что  ребенок  пропускает  уроки,  виноваты  родители,  тогда  на  них  может  повлиять  осуждение  общины.  В  общине  всегда  есть  люди,  которые  в  принятии  решений  имеют  определенный  вес,  авторитет.  Их  мнение  очень  важно  для  других  членов  общины  и  они  могут  повлиять  на  формирование  общественного  мнения.  Это  может  подстегивать  родителей  к  тому,  чтобы  они  внимательнее  относились  к  своим  детям,  к  их  образованию. 

Подобный  путь  решения  вопроса  не  случаен,  так  как  было  использовано  ментальное  своеобразие  кыргызского  народа.  Традиции  общности  всегда  были  сильны  в  культуре  кыргызского  народа,  и  вернуться  к  ним  на  качественно  новой  основе  с  учетом  полезного  опыта  было  целесообразно.  Использование  этой  традиции  в  целях  повышения  интереса  детей  к  обучению  в  школе  было  приоритетным  для  проекта  ЮНИСЕФ  «Общинное  управление  образованием».  В  качестве  одного  из  компонентов  данного  проекта  было  обучение  сельских  образовательных  групп  для  реализации  принципов  ШДОР.  По  результатам  социологического  исследования  «Дети,  не  посещающие  школу»,  которое  проводилось  по  стране,  оказалось,  что  в  Нарынской  и  Баткенской  областях  КР  наиболее  высокие  показатели  по  проблеме  непосещения.  Поэтому  проект  пилотировался  в  данных  областях. 

Именно  успешность  реализации  проекта  было  обусловлено  таким  фактом,  как  наличие  коллективистской  культуры  или  чувства  коллективизма  у  жителей  сел.  Наличие  традиции  выступает  как  необходимое  условие  для  формирования  ШДОР.  Анализ  индикаторов  показывает,  что  важно  не  только  содействие  и  соучастие  в  решении  проблем  школы  общины,  но  и  школа  должны  участвовать  в  мероприятиях  общины.  Хотелось  бы  привести  пример  некоторых  индикаторов,  подтверждающих  наше  мнение.  Это  такие  как: 

·     наличие  в  органах  местного  самоуправления  (МСУ)  задокументированных  встреч  и  мероприятий  по  работе  со  школой;

·     наличие  в  местного  самоуправления  (МСУ)  стратегического  плана  с  включением  школьных  проблем  в  течение  учебного  года;

·     информированность  органов  местного  самоуправления  о  проблемах  школы;

·     участие  семьи  и  общины  в  планировании  развития  школы;

·     участие  семьи  и  общины  в  создании  условий  для  обучения  детей;

·     вовлеченность  родителей  и  общественности  в  создание  школьных  и  местных  традиций  и  проведение  праздников;

·     степень  участия  родителей  в  принятии  решений  в  школе; 

·     степень  участия  детей  в  общественных  мероприятиях  и  праздниках  села  (района,  города).

Приведенные  индикаторы  имеют  огромное  значения  для  формирования  ШДОР,  и  они  были  выделены  в  отдельный  критерий:  взаимодействие  школы,  семьи  и  общины  в  создании  среды,  доброжелательной  по  отношению  к  детям. 

Практическая  реализация  дала  нам  возможность  сделать  следующие  выводы:  традиция  формирования  у  личности  чувства  общинного  сознания  способствовала  эффективной  организации  ШДОР.  Хочется  отметить,  что  формирование  общинного  сознания  это  довольно  длительный  процесс,  требующий  определенных  условий,  таких  как:  длительное  проживание  на  одной  территории  нескольких  поколений,  появление  общих  традиций  (рождение  ребенка,  свадьбы,  похороны,  вкладчина),  общие  этнические  ценности. 

Мы  могли  наблюдать  неэффективную  организацию  ШДОР  в  новостройках  города  Бишкек  (Келечек  и  др.).  Причина  этому,  по  нашему  мнению,  отсутствие  вышеперечисленных  условий,  их  объединяет  только  проживание  на  одной  территории.  Как  отмечают  Айтбаев  А.А.,  Саркеев  Ж.С.  структура  и  компоненты  менталитета  всех  народов  и  наций  одинакова,  но  «…их  проявления  носит  специфический  характер,  поскольку  они  формируются  под  влиянием  различных  условий:  природных,  географических,  исторических,  этнических,  культурных,  экономических,  социальных»  [1,  с.  142]. 

В  связи  со  сказанным  можно  отметить,  что  для  формирования  ШДОР  в  Кыргызстане  необходимо  определять  цели,  задачи  определенной  программы  деятельности  по  формированию  ШДОР  основываясь  на  выше  охарактеризованных  принципах. 

 

Список  литературы:

1.Айтбаев  А.А.  Саркеев  Ж.С.  Менталитет  как  социокультурное  явление./Материалы  международной  конференции  «Модернизация  высшей  школы  в  переходный  период:  состояние  и  перспективы»:  Т.  2/Кырг.  гос.  пед.  ун-т.  Б.,2002.  —  450  с.  —  С.  140—143.

2.Батракеева  Ч.  Акматов  К.  Отчет  по  результатам  исследования  «Текучесть  молодых  педагогических  кадров  в  Кыргызской  Республике»//Мектеп  —  Школа:  Научно-практический  журнал  по  проблемам  образования.  Бишкек,  —  2009.  —  №  3.  —  C.  30—47.

3.Верин-Галицкий  Д.В.  О  детском  самоуправлении  в  школах.//Мектеп-Школа:  Научно-практический  журнал  по  проблемам  образования.  Бишкек,  —  2012.  —  №  3.  —  С.  83—88.

4.Дети,  не  посещающие  школу  в  Кыргызстане.  Б.,2008.  —  110  с.  (ЮНИСЕФ).

5.Иванов  А.П.  Асекова  Ж.Д.  Отчет  по  результатам  социологического  исследования  «Доступность  качественного  образования  в  24  селах  Кадамжайского  и  Таласского  районов».  Б.,  2011.  —  78  с.  (ICCO).

6.Иванов  А.П.,  Асекова  Ж.Д.,  Батракеева  Ч.Б.  и  др.  Отчет  по  результатам  стратегического  исследования  «Повышение  уровня  посещаемости  школы  детьми  в  бедных  и  отдаленных  районах  Кыргызской  Республики».  Б.:  2008.  —  66  с.  (ФПОИ). 

7.Интервью  с  народным  учителем  И.  Бекбоевым.//Мектеп-Школа.  Научно-практический  журнал  по  проблемам  образования.  Бишкек,  2009.  —  С.  7—11.

8.Крупская  Н.К.  Школьное  самоуправление  и  организация.//Мектеп-Школа:  Научно-практический  журнал  по  проблемам  образования.  Бишкек,  —  2012.  —  №  3.  —  С.  71—77.

9.Мадаминов  Г.  Для  вас  родители  (на  основе  экспериментального  опыта).  //Мектеп-Школа:  Научно-практический  журнал  по  проблемам  образования.  Бишкек,  —  2008.  —  №  2.  —  С.  60—69. 

10.Науманн  М.  Положение  детей  в  Кыргызской  Республике.  Бишкек,  2011.  —  60  с.  (ЮНИСЕФ).

11.Немых  А.П.  Летучих  А.В.  Особенности  проявления  ментальности  в  этнической  структуре.//Этнические  процессы  и  современность.//Материалы  докладов  научно-практической  конференции.  Бишкек:  КРСУ,  —  2003.  —  240  с.  —  С.  116—118.

12.Низовская  И.А.  Научно-методические  основы  профессионального  развития  педагогов  при  освоении  инновационных  технологий  обучения  в  общеобразовательной  школе.  Диссертация.  Бишкек,  2007.  —  173  с.

13.Панков  В.В.  К  вопросу  о  демократическом  стиле  воспитания.//Материалы  международной  конференции  «Модернизация  высшей  школы  в  переходный  период:  состояние  и  перспективы»:  Т2  /  Кырг.  гос.  пед.  ун-т.  Б.:  —  2002.  —  450  с.  —  С.  360—362.

 

14.Хоменко  И.  Вызвать  в  школу  или  пригласить  поговорить?//Мектеп-Школа:  Научно-практический  журнал  по  проблемам  образования.  Бишкек,  —  2008.  —  №  2.  —  С.  98—102.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий