Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Технологии социально-культурной деятельности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СИСТЕМА РАБОТ ПО ВВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ ПО ДРЕВНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИСТЕМУ РАБОТ СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ
Терентьев Алексей Анатольевич
педагог-психолог Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск
E-mail: alekseyanatolevich.terentev.78@mail.ru
Терентьева Ольга Георгиевна
канд. пед. наук, преподаватель Барабинского филиала НОККиИ г. Барабинск
E-mail:
THE SYSTEM WORKS ON INTRODUCTION OF INFORMATION ON ANCIENT SLAVONIC CULTURE IN THE SYSTEM OF WORK WITH THE STUDENTS OF THE COLLEGE OF CULTURE
Alexey Terentiev
teacher-psychologist of the Novosibirsk state pedagogical University Novosibirsk
Olga Terentieva
candidate of pedagogical science, teacher Barabinsk branch NOKKiI Barabinsk
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является описание некоторых упражнений для изучения дисциплин «Народное художественное творчество» и «Народная художественная культура». Дидактические материалы представлены в виде разнообразных способов работы, необходимых и для студенческого изучения, и для будущей профессиональной деятельности в сфере социокультурной деятельности.
ABSTRACT
The aim of the article is a description of some of the exercises for the study of disciplines of «Folk art» and «folk art culture». Didactic materials are presented in a variety of ways of work required and for student learning, and for future professional activity in the sphere of social and cultural activities.
Ключевые слова: славянские Боги, обрядовые действа, праздники.
Keywords: Slavic Gods, ritual action, holidays.
Традиционность народной художественной культуры и её составляющей празднично-обрядовой стороны предполагает сохранение и повторение древней схемы праздника. При подготовке к проведению народного праздника необходимо соблюсти формальности, касающиеся сущности праздника. Например, праздник «Масленица» обозначал не только смену сезонов, но и весеннее воскрешение природы, обновление и упрочение в ритуальной форме границы между «своим» и «чужим» миром, «тем» и «этим» светом и установление нового миропорядка. Безусловно, что такой праздник обладал магической последовательностью праздничных эпизодов, ход которых, невозможно было изменить. Современные интерпретации этого праздника на городских площадях зачастую грешат вольным обращением с древним этнографическим материалом. Масленицу уже не сжигают и не водят вокруг костра хороводы, не поют заклички, нет балагуров-скоморохов, вводятся чужеродные данному празднику элементы, например, атрибуты и игры, связанные с Днём св. Валентина. Именно поэтому обучение студентов колледжа культуры, будущих руководителей любительских коллективов, в рамках изучения дисциплин «Народное художественное творчество» и «Народная художественная культура» необходимо организовать с учётом особенностей древней традиционной культуры и её ядра — мифа.
Достаточно сложным оказывается вопрос об освоении славянской мифологии. Действительно, в науке существует множество разночтений по поводу функций, иерархии, подвигов Богов, достоверности мифов. К тому же учащиеся обнаруживают незнание славянского пантеизма. Наиболее благоприятным заданием будет частичное заполнение таблицы со следующими столбцами: Бог — его функция — атрибуты — обряды ему посвящённые — трансформация его образа в празднике. Столбец с названием «трансформация его образа в празднике» заполняется при выделении объекта. При такой предварительной работе создаётся пресуппозиция, необходимая в дальнейшем для изучения сущности праздника.
На первом этапе студенты учатся выявлять цикличную универсальную схему праздничной обрядности: встреча (чествование) объекта — краткий жизненный цикл — смерть объекта — возрождение объекта в новом качестве. Обычно объект представлен номинально (Пришла Коляда) или может иметь материальный антропоморфный образ (чучело Масленицы, кукушки и т. д.) или растительный образ (берёза). Именно объект является носителем мифологического теологического смысла: Коляда — Бог Коляда, Масленица — Богиня Морена, берёза — Берегини. После выяснения этих божественных проявлений студенты продолжают заполнять предложенную ранее таблицу и создавать схемы конкретных праздников.
Следующим этапом работы будет рассакрализация природы составляющей того или иного божества. Мы можем предположить те смыслы, которые закладывали предки в данные образы. Так, Богиня Морена могла являться в трёх ипостасях — юной девой (Дуня белая, Дуня румяная) — для чистых духом и молодых, зрелой женщиной (Авдотья Изотьевна) — для землепашцев и воинов и ужасающей старухой (Масленица блиноеда, полизуха и т. д.) — для тех, кто нарушал установленный порядок. Старый порядок представляет собой хаос, который закономерно нужно изменить на новый. Смерть Масленицы — это пограничное состояние природы между зимой и весной, между не отжившим миропорядком и нарождением нового витка жизни. Замещение страха смерти проявлялось в ритуальном смехе над ней и огненным очищением души и тела. Катарсис, испытанный при ритуальном убийстве Богини смерти, зимы, подтверждался разудалыми народными гуляниями (кулачный бой, взятие снежного городка, катание на лошадях, с горы; пускание огненных колёс с гор, ритуальная борьба с медведем). Задания на рассакрализацию сводятся к выявлению функций праздника.
Третий этап характеризуется изучением набора обрядовых действий и толкованием их смысла. Так, например, обрядовая игра «Кострома» посвящена богине-пряхе Макоше (от Макоша). Женщины должны были в течение одного дня обработать лён и соткать из него священную ткань, сопровождая работу игрой, смехом, песнями. Студентам предлагается толкование сути обрядовых игр, например, «В кузнеца», «В покойника».
Важное место при изучении обрядовых действ занимает работа с сакральными атрибутами, являющихся частью персонификации определённого божества (берестяные расписные личины, звериные шкуры, жезлы-погремушки из костей животных, бичи, ленты, веретёнца и др.). Для расшифровки смысла употребления атрибутики предлагаются загадки: Как пастух среди скота, так Он среди туч (бич, как удар молнии Перуна); Как волчок (юла) гудит, так у Неё в руках веретено жужжит (веретено судьбы Макоши).
Музыкальные инструменты также имеют отношение к теологической и мифологической атрибутике, поэтому упражнения на обнаружение соответствий будут весьма актуальны:
1. Балалайка — А. Мировое Древо (внешнее сходство),
2. Колокольчик — Б. Даждьбог (колокол судьбы дающего Бога),
3. Рожок В. Стрибог
4. Жалейка Г. Мать Сыра Земля
5. Бубен Д. Купало
6. Трещётки Е. Лель
Каждый праздник сопровождался обильным столом, в который входил мясной, рыбный, растительный (дары леса) и земледельческий (из зерна) рацион.
Студентам предлагается следующая условная классификация еды: ритуальная, жертвенная, погребальная, повседневная еда и еда по роду занятий; для каждого вида даётся комментарий, который необходимо дополнить списками блюд. К примеру, ритуальная еда — это рудимент тотемистических представлений о единстве с первопредками, поэтому представлена чаще всего охотничьей добычей (запечённый кабан, фаршированные утки, гуси, зайцы). Жертвенная еда (или треба) представлена тремя ингредиентами: хлеб, молоко и мёд, которые являлись символами Сварога (Бога Небесного Огня), Небесной Коровы, Матери Сырой Земли. Необходимо из перечисленных продуктов выбрать необходимые жертвенные кушанья: каша, блин, пирог, кулебяка, сбитень, медовуха, пиво, уха, гусь с яблоками.
Следующим шагом при работе с данной информацией будет описание языческих и христианских элементов праздника. Одним из интереснейших упражнений может быть составление бинарных рядов:
Святки — Рождество;
Колядование — Христославление.
Примерный список (список могут составлять и сами студенты) выглядит так: День памяти великомученицы Параскевы, Троица, Крещение, Перунова неделя, Купалье, Водокрес, Птичий День, Ярилин День, Страстная неделя, Пасха, Семик, Благовещение, Велик День, Иван Купала, День Петра и Павла, Льняница.
Для учащихся колледжа культуры на сегодняшний день выбор учебников по дисциплинам «Народное художественное творчество» и «Народная художественная культура» очень ограничен, чаще всего приходится использовать научно-популярную литературу. Такого рода упражнения не только задают направление работы по поиску необходимых дидактических материалов в имеющемся библиотечном фонде, но и носят информативный характер, создают проблемные ситуации, предполагают развитие мышления и творческих способностей, что будет необходимо и в дальнейшей профессиональной деятельности.
дипломов
Оставить комментарий