Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 августа 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чернявская Н.Э., Коренева Е.Н., Киреев М.Н. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 31. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ  ЛИЧНОСТИ  В  КОНТЕКСТЕ  ДИНАМИКИ  РАЗВИТИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  НАУКИ

Чернявская  Наталья  Эдвиновна

канд.  пед.  наук,  доцент  Белгородского  государственного  института  искусств  и  культуры,  г.  Белгород

Коренева  Елена  Николаевна

канд.  пед.  наук,  доцент  Белгородского  государственного  института  искусств  и  культуры,  г.  Белгород

Emailkorenevaen@yandex.ru

Киреев  Михаил  Николаевич

канд.  пед.  наук,  доцент  Белгородского  государственного  института  искусств  и  культуры,  г.  Белгород

 

MORAL  EDUCATION  OF  PERSONALITY  IN  THE  CONTEXT  OF  DYNAMICS  OF  PEDAGOGICAL  SCIENCE  DEVELOPMENT

Chernyavskaya  Natalia  Yedvinovna

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Belgorod  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Belgorod

Koreneva  Elena  Nikolaevna

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Belgorod  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Belgorod

Kireev  Mikhail  Nikolaevich

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Belgorod  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Проблемы  нравственного  развития,  воспитания,  совершенствования  человека  заботили  общество  постоянно  и  во  все  времена.  Вопросы  о  решающей  роли  нравственного  воспитания  в  развитии  и  формировании  личности  осознавались  и  ставились  в  педагогике  с  давних  времен.  Корни  его  уходят  в  Древнюю  Грецию.

ABSTRACT

Problems  of  moral  development,  education,  perfection  of  а  man  caused  society  constantly  and  at  all  times.  Questions  about  the  main  role  of  moral  education  in  development  and  forming  of  personality  were  realized  and  put  in  pedagogy  from  ancient  times.  The  roots  of  it  turn  to  Ancient  Greece.

 

Ключевые  слова:  нравственное  развитие;  воспитание;  общество;  формирование  личности;  педагогика.

Keywords:  moral  development;  education;  society;  forming  of  personality;  pedagogy.

 

Нравственное  воспитание  подрастающего  поколения  во  все  времена  стояло  на  первом  месте  в  системе  воспитания  и  считалось  основой  воспитательного  процесса.  Менялись  уклады  общественной  жизни,  политического  устройства  общества,  уровень  его  экономического  развития,  но  на  всех  этапах  его  развития  —  подъемов  и  падений,  рассвета  и  упадка  —  на  уровне  семьи  и  государства  непременным  приоритетом  в  образовательном  процессе  оставалось  нравственное  воспитание. 

Прогресс  общества  на  всех  этапах  исторического  развития  способствовал  продвиижению  педагогической  мысли,  формировал  основные  концепции  нравственного  воспитания,  требовал  научного  подхода  к  проблеме  разработки  теории  нравственного  воспитания,  определению  его  социальной  роли,  обогащая  новым  содержанием  в  соответствии  с  новыми  жизненными  условиями  и  принципами.

Безусловно,  каждый  исторический  период  накладывает  отпечаток  на  содержание  воспитания.  Это  и  так  называемый  социальный  заказ,  и  деидеологизация  процесса  воспитания,  и  исключение  целенаправленного  воспитания  из  образовательного  процесса,  и,  напротив,  всплеск  интереса  к  проблемам  воспитания,  в  том  числе  и  духовно-нравственного.

Вместе  с  тем  еще  в  Древней  Греции  именно  нравственному  воспитанию  уделялось  особое  значение,  а  идеальным  человеком  считали  того,  кто  прекрасен  в  физическом  и  нравственном  отношении.  Между  древнегреческими  философами  не  было  единства  в  выборе  форм  и  методов  воспитания,  но  в  определении  самого  понятия  и  цели  формирования  у  воспитуемого  высоких  и  неизменных,  как  они  считали,  нравственных  представлений  они  были  едины. 

Философ-идеалист  Сократ  (469—399  гг.  до  н.  э.)  полагал,  что  существуют  всеобщие  и  неизменные  нравственные  понятия.  Целью  воспитания,  по  его  мнению,  должно  быть  не  изучение  природы  вещей,  а  познание  самого  себя,  совершенствование  нравственности  [3,  с.  25].

Платон  (427—347  гг.  до  н.  э.)  —  считал,  что  приближение  к  высшей  идее  блага  осуществляется  главным  образом  путем  воспитания,  в  том  числе  и  нравственного,  которому  придается  особое  значение.  Платон  высказал  ряд  важных  мыслей  о  дошкольном  воспитании,  о  последовательной  государственной  системе  воспитания,  выдвинул  требования  о  воспитании  через  положительный  пример. 

Аристотель  (384—322  гг.  до  н.  э.),  ученик  Платона,  был  крупнейшим  философом  и  ученым  Древней  Греции.  В  области  нравственного  воспитания  Аристотель,  выдвигавший  в  своей  философии  волевое,  деятельное  начало,  придавал  большое  значение  нравственным  навыкам  и  упражнениям  в  нравственных  поступках.  Природные  задатки,  развитие  навыков  (приучение,  частое  повторение  желательных  действий)  и  разум  —  таковы  три  источника  нравственного  воспитания. 

Философы  XVIII  века  (Я.А.  Каменский,  Дж.  Локк,  Ж.Ж.  Руссо,  А.  Эскирос,  Г.  Песталоцци,  А.  Дистервег  и  др.),  продолжая  традиции  философов  и  педагогов  Древней  Греции,  углубляют  с  учетом  нового  времени  учение  о  воспитании  нравов.  Я.А.  Каменский  в  своем  трактате  «Наставление  нравов»  цитировал  народное  изречение:  «Кто  успевает  в  науках,  но  отстает  от  добрых  нравов,  тот  больше  отстает,  чем  успевает».  Иоганн  Герберт  считал,  что  нравственное  воспитание  должно  стоять  на  первом  месте.  Он,  отстаивая  свою  точку  зрения  о  необходимости  обучения  детей  покорности,  подчинению  дисциплине  и  авторитету  власти,  считал,  что  главной  задачей  воспитания  является  нравственность:  единую  задачу  воспитания  можно  целиком  выразить  в  одном  только  слове  «нравственность»  [2].  Г.  Песталоцци  говорил  о  том,  что  нравственное  поведение  детей  формируется  не  путем  нравоучений,  а  благодаря  развитию  у  них  моральных  чувств  и  созданию  нравственных  наклонностей.

Проблема  нравственного  воспитания  являлась  предметом  исследования  в  трудах  русских  просветителей,  а  также  А.Н.  Радищева,  В.Г.  Белинского,  А.И.  Герцена,  которые  уделяли  особое  внимание  нравственному  воспитанию  подрастающих  поколений,  относя  его  к  важнейшим  и  самым  необходимым  условиям  гармоничного  развития  личности.  Очень  высоко  оценивал  нравственное  воспитание  Л.Н.  Толстой.  Он  считал,  что  из  всех  наук,  которые  должен  знать  человек,  главнейшая  есть  наука  о  том,  как  жить,  делая  как  можно  меньше  зла  и  как  можно  больше  добра. 

Любая  эпоха  в  соответствии  со  специфическими  для  нее  задачами  социально-экономического  и  культурного  развития  диктует  необходимость  нравственного  воспитания  и  формирования  культуры  поведения.  На  всех  этапах  развития  российского  общества  ученые  исследовали  проблему  нравственности,  культуры  и  духовности.

Однако  из  педагогов-классиков  прошлого  наиболее  полно  и  ярко  охарактеризовал  роль  нравственного  воспитания  в  развитии  личности  К.Д.  Ушинский.  В  статье  «О  нравственном  элементе  в  воспитании»  он  писал:  «Убеждены  в  том,  что  нравственность  не  есть  необходимое  последствие  учености  и  умственного  развития,  мы  еще  убеждены  в  том,  что  влияние  нравственное  составляет  главную  задачу  воспитания,  гораздо  более  важную,  чем  развитие  ума  вообще,  наполнение  головы  познаниями»  [4].

Прогресс  общества,  способствовавший  развитию  педагогической  мысли  второй  половины  XIX  века,  формировал  основные  концепции  нравственного  воспитания,  более  научно  подходил  к  разработке  теории  нравственного  воспитания,  определяя  его  социальную  роль,  обогащая  новым  содержанием  в  соответствии  с  новыми  жизненными  условиями  и  принципами.  Общественный  прогресс,  связанный  с  переходом  от  феодализма  к  капитализму,  способствовал  дальнейшему  развитию  педагогической  мысли,  педагогической  науки  и  непосредственно  теории  нравственного  воспитания.  В  этот  период  переоцениваются  все  основные  концепции  нравственного  воспитания,  осуществляются  попытки  с  научных  позиций  подойти  к  разработке  теории  нравственного  воспитания,  переосмысливается  его  социальная  роль,  нравственные  понятия  обогащаются  новым  содержанием  в  соответствии  с  изменившимися  условиями.  Характерной  особенностью  развития  педагогической  мысли  второй  половины  XIX  века  является  то,  что  видные  прогрессивные  русские  педагоги  А.Н.  Острогорский,  Л.Н.  Толстой,  К.Д.  Ушинский  и  другие  рассматривали  цель,  содержание  и  методы  воспитания  детей  с  глубоко  гуманистических  религиозно-нравственных  позиций.  Вопрос  о  нравственном  воспитании  в  то  время  глубоко  волновал  и  Марию  Константиновну  Цебрикову  [5],  известного  педагога,  литератора,  редактора  педагогического  журнала  «Воспитание  и  обучение».  Целью  нравственного  воспитания  она  считала  развитие  в  ребенке  «чувства  собственного  достоинства»,  которое  «предохранит  от  бесчестных  поступков».  Полностью  соглашаясь  с  пониманием  Песталоцци  нравственного  воспитания,  она  цитировала  его  суждения  на  эту  тему:  «Все  элементарное  нравственное  воспитание  покоится  вообще  на  трех  основаниях:  выработать  с  помощью  чистых  чувств  хорошее  моральное  состояние;  упражнять  нравственность  на  справедливых  и  добрых  делах,  превозмогая  себя  и  прилагая  усилия;  и,  наконец,  сформировать  нравственные  воззрения  через  размышления  и  сопоставление  правовых  и  нравственных  условий,  в  которых  ребенок  находится...»  [1,  с.  36].  М.К.  Цебрикова  придавала  великое  значение  нравственности.  «При  сильном  нравственном  чувстве,  —  писала  она,  —  развито  сознание  общественного  долга,  стремление  приносить  пользу»  [1,  с.  27]. 

«Где  же  искать  основы  нравственности?»  —  спрашивает  М.К.  Цебрикова.  И  объясняет:  «Человек  всегда  стремится  делать  то,  что  ему  приятно,  задача  воспитания  научить  юношество  находить  это  приятное  в  наслаждении  высшего  порядка,  а  не  низшего,  в  общем,  а  не  в  узком,  личном;  тогда  и  личное  и  общее  сливаются  вместе  и  нет  места  для  борьбы  между  стремлением  к  тому  и  другому»  [1,  с.  45].  Продолжая  свою  мысль  о  нравственности,  Цебрикова  пишет:  «Важно,  чтобы  с  первых  лет  жизни  дети  поняли,  что  есть  нечто  высшее,  перед  чем  должно  смолкнуть  все  личное»  [1,  с.  46].  Нравственное  воспитание  человека,  считала  Мария  Константиновна  Цебрикова,  обусловливается  не  только  путем  объяснения  ребенку,  что  добро  и  что  зло,  но  также  и  примером  окружающих,  влиянием  среды,  в  которой  он  находится. 

Проблема  духовно-нравственного  воспитания  молодежи  характерна  для  любой  исторической  эпохи,  в  наше  время  эта  проблема  наиболее  актуальна.  Сегодня  особенно  остро  стоят  проблемы,  связанные  с  нравственной  культурой  личности,  которая  проявляется  во  взаимоотношениях  людей,  в  проявлении  таких  нравственных  качеств,  как  доброта,  милосердие,  сопереживание.

Все  более  актуализируется  проблема  возрождения  традиционной  для  нашей  страны  духовно-нравственной  атмосферы,  за  которую  боролись  лучшие  просветители. 

Особая  роль  в  решении  этой  задачи  отводится  специалистам  социокультурной  сферы.  В  связи  с  этим  в  настоящее  время  перед  высшими  учебными  заведениями  культуры  стоит  целый  ряд  насущных  задач,  связанных  с  возрождением  отечественной  культуры  и  духовно-нравственных  традиций.

Решение  этих  задач  возможно  лишь  при  глубоком  понимании,  полном  принятии  и  активном  внедрении  системного  подхода  к  педагогической  действительности  и  теории  о  логике  педагогической  деятельности  с  учетом  генетического  анализа  феномена  нравственного  воспитания  на  протяжении  различных  этапов  развития  российского  общества. 

Необходимо  исходить  из  того,  что  именно  нравственное  воспитание  пронизывает  другие  его  подсистемы  —  эстетическое,  экологическое,  физическое  и  другие  аспекты  воспитания.  Его  изъятие  из  воспитательного  процесса  нарушает  целостность  системы  и  делает  систему  недееспособной.  Именно  нравственная  и  духовная  опустошённость  молодого  поколения  девяностых  годов  породила  безнравственных  «интеллектуалов»,  лжепатриотов,  бездуховных  «эстетов»  и  т.  д.

Для  современного  этапа  развития  нашего  общества  весьма  характерно  пробуждение  интереса  к  проблемам  нравственного  возрождения  России,  возрождению  традиций  российского  народа,  его  культурного  и  духовного  наследия,  нравственных  основ  российской  культуры.  Отмечается  особая  заинтересованность  проблемами  нравственного  становления  личности  не  только  со  стороны  государства,  но  и  со  стороны  русской  Православной  Церкви.  Активно  осуществляется  поиск  новых  способов  возрождения  нравственного  стержня  российского  народа  с  учётом  длительного  периода  ослабления  внимания  этому  важнейшему  компоненту  целостного  воспитательного  процесса.

 

Список  литературы: 

1.Артемьева  М.  [Цебрикова  М.]  Нравственное  чувство  //  Детский  сад.  —  1876.  —  №  1—2.

2.Гербарт  И.Ф.  Избранные  педагогические  сочинения  /  И.Ф.  Герберт  М.:  ГУПИ  наркомпроса  РСФСР,  1940.  —  292  с.

3.Менчинская  Н.А.  Проблемы  обучения,  воспитания  и  психологического  развития  ребенка  /  Под  ред.  Е.Д.  Божович.  М.:  Институт  практической  психологии,  (Серия  «Психологи  отечества»)  /  Воронеж:  НПО  «МОДЭК»,  1998.  —  448  с. 

4.Ушинский  К.Д.  О  нравственном  элементе  в  русском  воспитании  /  К.Д.  Ушинский  /  Сост.  П.А.  Лебедев.  М.,  1998.  —  195  с. 

5.Чернявская  Н.Э.,  Цебрикова  М.К.  Педагогические  взгляды  (монография)  /  Н.Э.  Чернявская.  Белгород:  БГИКИ,  2010.  —  157  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий