Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 июля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кудряшова С.К., Дерюга В.Е. ЛЕТНИЕ ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ЭМИГРАЦИИ (20—30-е ГГ. ХХ В.) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЛЕТНИЕ  ДЕТСКИЕ  ПЛОЩАДКИ  КАК  ФАКТОР  РАЗВИТИЯ  НАЦИОНАЛЬНОГО  САМОСОЗНАНИЯ  ДЕТЕЙ  ЭМИГРАЦИИ  (20—30-е  ГГ.  ХХ  В.)

Кудряшова  Светлана  Константиновна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  педагогики  ФГБОУ  ВПО  «Мордовский  государственный  педагогический  институт  им.  М.Е.  Евсевьева»,  г.  Саранск

E-mail: 

Дерюга  Вардан  Евгеньевич

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  педагогики  ФГБОУ  ВПО  «Мордовский  государственный  педагогический  институт  им.  М.Е.  Евсевьева»,  г.  Саранск

E-mail: 

 

SUMMER  PLAYGROUNDS  AS  A  FACTOR  IN  THE  DEVELOPMENT  OF  NATIONAL  CONSCIOUSNESS  OF  CHILDREN  OF  EMIGRATION

(20-30S  OF  THE  ХХ  CENTURY)

Kudryashova  Svetlana

associate  Professor  the  Department  (Chair)  of  Pedagogics,  Candidate  of  Pedagogics  Sciences  Mordovian  State  Pedagogical  Institute  named  after  M.E.  Evsevyev,  Saransk

Deryuga  Vardan

associate  Professor  the  Department  (Chair)  of  Pedagogics,  Candidate  of  Pedagogics  Sciences  Mordovian  State  Pedagogical  Institute  named  after  M.E.  Evsevye,  Saransk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  раскрывается  проблема  национального  воспитания  детей,  которые  волею  судьбы  оказались  за  границей.  Русские  эмигранты  любыми  доступными  средствами  пытались  сохранить  у  подрастающего  поколения  русский  язык  и  национальную  культуру.  Важную  роль  в  решении  данного  вопроса  сыграли  летние  детские  площадки. 

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  problem  of  national  upbringing  of  children,  who  were  abroad  by  fate.  Russian  immigrants  by  any  means  tried  to  keep  Russian  language  and  national  culture  in  the  younger  generation.  Summer  playgrounds  played  an  important  role  in  solving  this  issue.

 

Ключевые  слова:  Российское  Зарубежье;  национальное  воспитание,  дети  эмиграции,  летние  детские  площадки.

Keywords:  Russian  Foreignness,  national  upbringing,  children  of  emigration,  summer  playgrounds.

 

Работа  осуществлялась  при  финансовой  поддержке  РГНФ  (проект  №  110600344а  «Система  русского  образования  и  воспитания  детей  и  подростков  эмиграции  «первой  волны»  как  фактор  развития  национального  самосознания  молодежи»)

 

В  современном  обществе  весьма  актуальна  проблема  сохранения  народом  своего  национального  лица,  развития  в  нем  национального  самосознания,  проявляющегося  «в  идеях,  взглядах,  мнениях,  чувствах,  эмоциях,  настроениях  и  выражает  содержание,  уровень  и  особенности  представлений  членов  нации  о  своей  определенной  идентичности  и  отличии  от  представителей  других  общностей;  о  национальных  ценностях  и  интересах;  истории  нации,  ее  нынешнем  состоянии  и  перспективах  развития;  месте  своей  социально-этнической  общности  во  внутригосударственных,  межгосударственных  и  межнациональных  отношениях»  [4,  с.  121].  Национальным  самосознанием  практически  не  обладают  дети,  поэтому  его  формирование  в  них  процесс  весьма  длительный,  с  одной  стороны,  и  ненавязчивый  —  с  другой.  В  результате  специально  организованной  работы  дети  должны  осознать  себя  членом  некой  национальной  группы  с  определенным  физическим  обликом,  социокультурными  признаками  (язык,  обычаи,  традиции  и  т.  п.),  религиозными  верованиями  и  социально-экономическим  укладом.  В  данной  связи  несомненную  важность  имеет  опыт  педагогов  российской  эмиграции,  которые  сумели  разработать  оригинальные  концепции  в  сфере  воспитания.

В  20-30-е  гг.  ХХ  века  за  границей  сформировалось  Российское  Зарубежье  —  национальное  культурно-образовательное  пространство,  в  котором  волею  судьбы  оказалось  огромное  количество  русских.  Один  из  литераторов  российского  зарубежья  В.  Абданк-Коссовский  писал:  «Ни  одна  эмиграция…  не  получала  столь  повелительного  наказа  продолжать  и  развивать  дело  родной  культуры,  как  зарубежная  Русь»  [1,  с.  121].  Эмигранты  всеми  силами  стремились  к  формированию  национального  самосознания  у  молодежи,  используя  различные  возможности  для  «передачи»  исторических  традиций,  религии,  языка  и  этнической  идентичности.  Для  этих  целей  за  границей  была  создана  русская  система  образования  —  совокупность  образовательных  —  дошкольных,  школьных,  высших  и  внешкольных  —  учебных  заведений  и  учреждений,  призванных  решать  задачи  национального  образования  и  воспитания  и  органов  управления  ею  [2,  с.  9].  В  учебных  заведениях  обучалось  огромное  количество  детей  эмиграции.  Русская  школа  (от  низшей  до  высшей)  выступала  в  роли  не  только  хранительницы  национальных  ценностей,  но  и  передавала  молодому  поколению  большую  часть  русских  достижений,  традиций  и  культурного  наследия.  Вместе  с  тем,  поскольку  пребывание  на  чужбине  затягивалось,  содержать  образовательные  учреждения  становилось  для  эмиграции  материально  затруднительно,  поэтому  на  первый  план  стали  выходить  различные  формы  внешкольного  образования  и  воспитания.  Педагоги  эмиграции  использовали  любую  возможность  для  создания  русской  культурно-образовательной  среды,  в  которой  бы  осуществлялась  национальная  социализация  подрастающего  поколения.

В  данной  связи  заметный  вклад  в  национально-воспитательную  работу  с  детьми  и  подростками  эмиграции  внесли  летние  площадки.  Они  устраивались  в  городах  и  собирали  тех  эмигрантских  детей  (7—13  лет),  которые  не  смогли  выехать  летом  за  город.  Для  того,  чтобы  детская  площадка  не  стала  «сборищем»  дети  были  разделены  на  группы,  а  затем  на  пары,  чтобы  чувствовалась  организованность  и  дисциплина.  Отбор  производился  врачами,  учитывалось  также  материальное  состояние  семьи.  «Большинство  семейств  участников  площадки  живет  в  беднейшей  части  города,  в  чрезвычайно  плохих  санитарных  и  квартирных  условиях»  [6,  с.  453].  В  основном  это  были  дети  рабочих  и  ремесленников.  Врачи  постоянно  следили  за  санитарно-гигиеническим  состоянием  детей,  регулярно  устраивая  банные  дни  и  стрижки.  Мальчики  для  поддержания  здоровья  ежедневно  до  получаса  занимались  гимнастическими  упражнениями.  Большинство  детей  площадки  приходили  сюда  полуголодными  и  получали  здесь  полноценное  питание.  Однако  «хорошее  питание  и  пребывание  на  чистом  воздухе  являются  лишь  одной  из  целей  «летней  площадки».  Помимо  забот  о  физическом  благополучии  детей,  у  летней  площадки  имеются  те  же  педагогические  задачи,  что  и  у  всех  просветительных  учреждений»  [6,  с.  454].  Разница  между  этими  учреждениями  была  лишь  количественной,  а  не  качественной.  Многие  дети  не  имели  возможности  посещать  русские  школы  и  со  временем  подвергались  денационализации.  Теоретики  и  практики  образования  придавали  большое  значение  сохранению  лучших  национально-исторических  ценностей  и  традиций  русского  народа  [3,  с.  28].  Для  этого  эмигранты  использовали  любую  возможность  для  того,  чтобы  развивать  в  детях  национальное  самосознание.  Большой  национально-культурный  потенциал  несли  в  себе  летние  детские  площадки.

Педагогический  персонал,  приглашенный  для  работы  на  подобных  площадках,  был  профессиональным.  На  педагогическом  совещании,  которые  проводились  педагогами,  вырабатывался  план,  согласно  которому  в  первой  половине  дня  дети  читали  или  рассказывали  о  России,  а  во  второй  —  принимались  за  ручной  труд:  рисование,  лепку,  плетение,  вышивание.  Педагоги  стремились  дать  за  короткое  время  максимум  культурных  и  социальных  навыков.  «Мальчиков  здесь  обучали  различным  ремеслам  (столярному,  плотницкому),  а  девочек  —  шитью,  вязанию,  что  помогало  в  дальнейшей  жизни»  [5,  с.  31].

Кроме  того,  все,  посещавшие  летние  площадки,  обязаны  были  общаться  по-русски.  Ежедневно  воспитатели  проводили  беседы  по  истории,  географии,  культуре  России.  Таким  образом,  хоть  и  кратковременное,  но  весьма  насыщенное  пребывание  в  русской  культурной  среде  способствовало  тому,  что  большинство  детей  и  подростков  постепенно  начинали  чувствовать  свою  принадлежность  к  великой  нации,  тем  самым  формировалось  национальное  самосознание.

Огромным  ресурсом  в  деле  национального  воспитания  детей  в  условиях  летних  площадок  было  регулярное  коллективное  пение  русских  песен,  что  не  только  давало  возможность  понять  стихосложение  языка,  но  и  проникнуться  национальным  чувством  единства  с  великим  народом.  «Дети  пели  с  видимым  удовольствием  и  во  время  мытья  рук,  и  во  время  обеда  и  ужина,  пока  раздавались  порции,  и  почти  во  всех  случаях,  когда  они  были  предоставлены  сами  себе»  [6,  с.  456].  Особое  значение  на  площадках  имели  также  подвижные  игры.  Изучая  национальные  игры  (салки  и  др.)  дети  тем  самым  прикасались  к  русской  культуре,  осознавали  свою  принадлежность  к  определенной  социально-этнической  общности.

В  завершении  смены  обязательно  проводился  праздник,  который  обычно  посвящали  России.  Эмигранты  понимали,  что  национальное  самосознание  лучше  всего  проявляется  в  языке,  в  произведениях  народного  творчества  и  профессионального  искусства.  Поэтому  программа  праздника,  как  правило,  предполагала  следующие  моменты:  хоровые  песни,  стихи,  гимнастические  упражнения,  танцы,  юмористические  сценки,  шествия  с  плакатами  и  флажками.  Дети  не  только  знакомились  с  русской  культурой,  но  и  проникались  ею.  Подготовка  к  празднику  начиналась  задолго  до  начала.  Дети  совместно  или  индивидуально  готовили  номера,  что  позволяло  еще  больше  сплотить  и  самих  ребят  между  собой  и  способствовало  их  взаимодействию  с  воспитателями.  Положительное  значение  также  имело  и  то,  что  совместно  работали  дети  разного  возраста  и  положения.  На  праздник  приглашались  родители,  знакомые,  все  население  эмиграции.  Проведение  подобных  мероприятий  воодушевляло  детей  и  позволяло  им  глубже  проникнуться  в  русскую  культурную  атмосферу,  почувствовать  себя  частью  нации.

Таким  образом,  проблема  формирования  национального  самосознания  молодежи  имела  для  эмиграции  огромное  значение.  Важную  роль  в  решении  данного  вопроса  сыграли  летние  детские  площадки,  которые  по  сведениям  эмигрантов  разных  стран,  посетило  огромное  количество  русских  детей.  «Некоторые  дети  за  короткое  время  расцветали,  вялость  сменилась  подвижностью,  и  в  тусклых  безжизненных  глазах  появлялось  выражение  радости  бытия»  [6,  с.  460].  Важно  отметить,  что  русские  эмигранты  любыми  доступными  им  средствами  пытались  передать  подрастающему  поколению  родной  язык,  русские  национальные  обычаи  и  традиции,  способствуя  тем  самым  формированию  национального  самосознания.

 

Список  литературы:

  1. Абданк-Коссовский  А.К.  Русская  эмиграция.  Итоги  за  35  лет//  Возрождение.  —  Париж,  1956.  —  №  52.  —  С.  121—129.
  2. Дубровина  С.К.  Национальное  образование  и  воспитание  детей  и  подростков  в  Российском  Зарубежье  (20—50-е  годы  ХХ  в.)  //  Диссертация  на  соискание  ученой  степени  кандидата  педагогических  наук.  —  Н.  Новгород,  2000.  —  168  с.
  3. Кирдяшова  Е.В.  Ценности  национального  воспитания  и  образования  детей  и  молодежи  в  педагогике  Российского  Зарубежья  (1920—1950-е  гг.  ХХ  века)  //  Инновации  в  науке:  материалы  ХI  международной  заочной  научно-практической  конференции.  Часть  II.  (15  августа  2012  г);  [по  ред.  Я.А.  Полонского].  —  Новосибирск:  Изд.  «Сибирская  ассоциация  консультантов»,  2012.  —  104  с.
  4. Крысько  В.Г.  Этнопсихологический  словарь.  —  М.,  1999.  —  343  c.
  5. Кудряшова  С.К.  Особенности  национального  воспитания  детей  и  подростков  в  условиях  эмиграции  «первой  волны»  //  Инновации  в  науке:  материалы  ХI  международной  заочной  научно-практической  конференции.  Часть  II.  (15  августа  2012  г);  [по  ред.  Я.А.  Полонского].  —  Новосибирск:  Изд.  «Сибирская  ассоциация  консультантов»,  2012.  —  104  с. 
  6. 6.            Эфруси  Е.М.  Летняя  детская  площадка  //  Русская  школа  за  рубежом.  —  Прага,  1931.  —  Кн.  34.  —  С.  453—460.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.