Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Мингалеева Милеуша Талгатовна
соискатель Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
E-mail: mil383@mail.ru
Сегодня экологическая проблема — предмет обсуждения всего человечества. И это неудивительно: общество оказалось перед огромной проблемой, которую само же и спровоцировало. Только коренное изменение мировоззрения может изменить отношение человека к природе, поэтому воспитание экологического сознания, «экологической нравственности» - одна из самых важных задач школы.
Если литература и история нужны для усвоения духовной культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого, гуманистического отношения к природе. Это предполагает понимание допустимой меры преобразования природы, усвоения адекватных нормативов поведения, при которых возможно сохранить экологические условия на нашей планете для дальнейшей жизни и развития человека [2, с. 13].
По словам академика Н.Н. Моисеева, «сейчас мы стоим на развилке цивилизационных путей. Один — предельный эгоизм и индивидуализм, оперирование лишь сиюминутными категориями. Другой — возрождение древних традиций, призывающих жертвовать частью настоящего во имя будущего наших детей» [2, с. 144].
Важную роль в формировании экологического мировоззрения и нравственного отношения к природе должна сыграть опора на традиции национальной культуры. Необходимость ориентации образования на этнокультурные потребности отражена в Федеральном государственном стандарте общего образования.
Традиционная культура человека и система взаимоотношений нации с окружающей природой на основе традиций, любви к родной земле — важнейшее условие выживание человечества. Человеческие цивилизации разных эпох различны, как различны культуры народов, их традиции и мироощущения. Учение древних предполагало необходимость ограничения вмешательства человека в природу в целях сохранения ее естественной данности. Человек рассматривал природу как объект покорения и подчинения. Существовали разнообразные табу, нарушение законов взаимодействия с природой со стороны человека рассматривалось как один из основных источников экологической опасности. Из поколения в поколение народы передавали свой накопленный опыт, и в основе взаимоотношений человека и природы всегда был нравственный императив, любовь к природе родного края.
Великий гуманизм народа, богатый опыт и чувство сопричастности к природной среде — огромный обучающий и воспитательный материал для будущих поколений. По мнению Н.Г. Волкова, «у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность [1, с. 10].
Формирование экологическая культуры в этнической среде — это прежде всего опора на богатый опыт своего народа в вопросах природопользования. Экологическая культура, как часть общей культуры, тесно взаимосвязана с национальными традициями своего народа. Экологическое воспитание было и остается самой сутью народной педагогики: правильным признается только то воспитание, которое не противоречит законам природы и направлено на достижение гармонии природно-биологического, нравственно-этического развития человека [1, с. 146].
Экологический опыт народа, его знания о природе, переданные в фольклорном материале, отраженные в приметах, в песнях содержат в себе нравственно-ценностные установки непричинения вреда окружающей природе. В учебной деятельности приобщение подрастающего поколения к накопленному старшим поколением наследию, формирование экологических, нравственных и эстетических ценностей возможно средствами интеграции учебных предметов, таких как литература, искусство с предметами естествознания.
В условиях образовательной организации с национальным компонентом для формирования экологической культуры школьников на основе этнокультурных ценностей была разработана модель формирования экологической культуры учащихся в ОУ с национальным компонентом. В основе ее лежит представление о цели экологического образования школьников — формировании экологической культуры личности, под которой понимается особое свойство личности — субъекта культуры, обладающего экологическим сознанием и реализующим свое отношение к природе в экологически направленных поступках и действиях, осознающего себя частью социоприродной и социокультурной среды, принимающего традиционные ценности, направленные на облагораживание родной природы.
Под педагогическими условиями формирования экологической культуры школьников мы понимаем целенаправленно используемые учителем объективные возможности педагогического процесса и специально организуемые факторы и обстоятельства, которые обеспечивают формирование экологической культуры школьника в ее когнитивном, ценностном, нормативном и деятельностном аспектах. В организации образовательной работы в школах с национальным компонентом обеспечиваются педагогические условия формирования экологической культуры школьников на основе этнокультурных ценностей. К ним относятся:
1. Ознакомление учащихся со средствами этнопедагогики: ознакомление учащихся с жанрами татарского устного народного творчества, изучение творческого наследия местных писателей и живописцев о природе родного края. Беседы с местными старожилами, сбор фольклорного материала, проведение экологических праздников, относящиеся к определенной дате, например, «Сабантуй», «Каз омясе».
2. Использование межпредметных связей: возможности использования экологического содержания в естественнонаучных и гуманитарных предметных областях, также в предметах эстетического блока.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать вооружение детей знаниями о взаимосвязях в природе, взаимообусловленности и взаимоподчиненности. Необходимым условием в школьной системе обучения является проведение исследовательской и проектной работы по родному краю на основе интеграции разных предметных дисциплин, практическая реализация проекта.
3. Создание этнокультурной среды: включение учащихся, родителей и педагогов в материально-пространственную среду с этнокультурным содержанием и в деятельность по облагораживанию природы.
Совместная деятельность учащихся и взрослых, создает благоприятную основу формирования экологической культуры. Основой для становления ребенка как личности является семья, в ней у ребенка закладываются первые ростки экологической культуры. Знания татарского народа о природе, воспитательное и природоохранное наследие закладывают в сознании ребенка прочную основу бережного отношения к природе. Воспитанию экологической культуры способствуют стихи местных поэтов о природе, картины местных пейзажистов и творческие работы самих детей, демонстрирующие ростки экологической культуры. Освоение национального культурного наследия является актуальнейшей задачей современного татарского общества.
Только осознавая свою принадлежность к своему народу, ребенок чувствует себя частью родной природы, стремится ее изучать и оберегать — это способствует формированию его экологической культуры.
Список литературы:
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
- Мамедов Н.М. Новые грани экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование. 2011. № 4. С. 13—15.
дипломов
Оставить комментарий