Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Информационные технологии в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Потиенко В.А. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЭТАПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Потиенко  Валентина  Александровна

учитель  информатики  Украинского  физико-математического  лицея  Киевского  национального  университета  им.  Тараса  Шевченка,  г.  Киев

E-mail: 

 

Большинство  сфер  практической  деятельности  человека  требует  способности  к  анализу,  передачи,  просмотра  информации,  представленной  в  графической  форме.  Среди  самых  распространенных  технологий  получения  графических  изображений  —  построение  графиков  функций,  диаграмм,  схем,  формирование  и  воспроизведение  имитационных  трехмерных  образов  виртуальной  реальности  в  игровых  программах,  в  системах  черчения  и  архитектурного  проектирования.  Знания  возможностей  программных  средств  информационно-компьютерных  технологий,  умение  использовать  графические  инструментальные  средства  для  создания  и  редактирования  графических  изображений  являются  необходимым  арсеналом  современного  специалиста,  что  и  предопределяет  требования  как  к  уровню  образования  выпускника  средней  школы,  так  и  к  уровню  его  художественно-графической  культуры.

Термин  «формирование»  принадлежит  к  основным  понятиям  педагогической  психологии  и  определяется  как  деятельность  экспериментатора-исследователя  или  учителя,  связанная  с  организацией  усвоения  определенного  элемента  социального  опыта  (понятие,  действия)  учеником.  Указанный  термин  употребляют  тогда,  когда  речь  идет  о  том,  что  приобретает  ученик:  понятие,  умение,  новый  вид  деятельности  [1,  с.  25].  Содержание,  механизмы  и  условия  формирования  художественно-графической  культуры,  возможность  осуществления  педагогического  воздействия  на  этот  процесс  основываются  на  фундаментальных  трудах  выдающихся  психологов  Л.С.  Выготского,  В.В.  Давыдова,  А.Н.  Леонтьев,  К.К.  Платонов,  С.Л.  Рубинштейна  и  других.  Формирование  умений  и  навыков  художественно-графической  деятельности  рассматривается  как  педагогическая  проблема  формирования  умений  и  навыков  вообще  и  основывается  на  работах  Ю.К.  Бабанського,  Е.П.  Ильина,  Л.Б.  Ительсона,  Е.М.  Кабановой-Меллер,  В.И.  Качнева,  А.Н.  Леонтьева,  В.В.  Мистюка,  В.О.  Онищука  и  других.

Целью  представленной  статьи  является  рассмотрение  этапов  формирования  художественно-графической  культуры  старшеклассников  процессе  изучении  курса  иллюстративной  компьютерной  графики.

Художественно-графическая  культура,  как  элемент  общей  и  информационной  культуры  человека,  является  качественной  характеристикой  личности,  которая  проявляется  во  время  художественной  деятельности  с  использованием  средств  иллюстративной  компьютерной  графики,  и  свидетельствует  об  определенном  уровне  подготовленности  человека  к  практической  деятельности  по  восприятию,  созданию,  сохранению,  обработке,  распространению,  использованию  и  толкованию  (интерпретации)  графически  воспроизводимых  данных  на  высоком  эстетическом  уровне  как  изобразительно  материализованном  объекте  культуры.  Художественно-графическая  культура  старшеклассника  является  совокупностью  его  личных  достижений  в  области  усвоения  графических  методов,  средств  и  технологий  как  инструментальных  средств  деятельности  по  преобразованию  информации  и  эффективного  их  применения  для  создания  творческих  работ  (компьютерных  иллюстраций)  в  процессе  своей  деятельности  [3].

На  сформированность  художественно-графической  культуры  старшеклассника  будут  влиять  развитие  его  художественно-образного,  пространственного  мышления,  творческого  воображения,  которые  являются  интеллектуально-умственными  процессами,  направленными  на  раскрытие  художественного  замысла  автора  и  воспроизведения  его  в  графических  изображениях,  его  знание  современных  программных  средств  для  создания  и  редактирования  графических  изображений,  художественных  основ  построения  графического  изображения,  умения  и  навыки  манипуляции  компьютерными  изображениями,  понимание  старшеклассником  необходимости  наличия  указанных  выше  знаний  и  умений  для  его  успешной  жизнедеятельности  в  современном  социуме.  Художественно-графическая  культура  будет  сформирована  у  старшеклассника  на  высоком  уровне  в  процессе  правильно  организованных  этапов  его  художественно-графической  деятельности.

На  первом  (начальном)  этапе  предусматривается  усвоение  учениками  знаний  о  возможностях  графических  инструментальных  средств,  первичных  приемов  создания  и  редактирования  графических  изображений.  Этот  период  характеризуется  репродуктивным  воспроизведением  действий  учениками  и  является  основой  формирования  умений  обрабатывать  графические  изображения  разного  типа  в  дальнейшем.  Деятельность  учителя  заключается  в  использовании  иллюстративно-объяснительного  метода  для  передачи  ученикам  сведений  о  графических  редакторах,  их  типах,  возможностях  для  создания  и  редактирования  графического  изображения,  а  также  для  демонстрации  приемов  построения  простейшего  графического  изображения,  его  редактирования.  Учебная  деятельность  учащихся  происходит  на  репродуктивном  уровне  (воспроизведение  учащимися  учебной  информации),  они  выполняют  краткосрочные  упражнения  с  расписанными  действиями,  как  получить  тот  или  иной  промежуточный  результат.  На  этом  этапе  предполагается  также  фаза  контроля  умений  учащихся  (предварительный  контроль).  С  помощью  анкетирования,  тестирования,  практических  работ  определяется  уровень  сформированной  художественно-графической  культуры  учащихся.  Учителем  определяется  часть  учеников,  с  которыми  нужно  работать  индивидуально.

Второй  этап  имеет  целью  сформировать  у  учеников  устойчивые  умения  осуществлять  художественно-графическую  деятельность.  Наблюдается  более  высокий  уровень  учебной  деятельности  учащихся  —  творчески-репродуктивный.  Им  предлагаются  практические  работы  с  пошаговой  инструкцией,  что  они  должны  получить  на  каждом  шаге:  работы  посвящены  построению  или  редактированию  графического  изображения,  известен  окончательный  результат  работы,  предлагается  алгоритм  действий  в  виде  описания  пошаговых  изменений  графического  изображения  (в  словесной  или  графической  форме).  Такой  процесс  включает  в  себя  элементы  воспроизведения  полученных  ранее  знаний  известных  приемов  деятельности.  Способные  ученики  проявляют  самостоятельность  в  достижении  необходимого  результата  за  счет  выбора  действий,  отличного  от  описанного.  В  процессе  творчески-репродуктивной  деятельности  учащиеся  пытаются  использовать  полученные,  известные  знания,  приобретенные  умения  как  в  стандартных,  так  и  в  нестандартных  ситуациях  и  предлагают  обоснованные  оригинальные  решения  [2].  На  втором  этапе  деятельность  учителя  состоит  в  ознакомлении  учащихся  с  рациональными  технологиями  создания  и  редактирования  графических  изображений,  а  также  в  управлении  деятельностью  учащихся  с  помощью  объяснения  и  консультирование  в  рамках  тематики  урока. 

Третий  этап  характеризуется  поисково-исследовательской  деятельностью  учащихся.  На  этом  этапе  играют  роль  навыки  учащихся  создавать  необходимые  иллюстрации  в  графических  редакторах,  использовать  готовые  графические  изображения,  редактировать  их,  а  также  их  умения  использовать  свои  знания  в  новых,  нестандартных  условиях.  Процесс  решения  творческой  задачи  может  осуществляться  группой  учеников  под  управлением  учителя  на  основе  созданной  им  проблемной  ситуации,  или  учащиеся  самостоятельно  ставят  перед  собой  задачу  и  решают  ее  индивидуально.  Деятельность  учителя  направлена  на  развитие  и  совершенствование  приобретенных  знаний  и  умений  учащихся  и  проявляется  в  консультировании.  Примером  может  быть  выполнение  лабораторных  работ  в  процессе  изучения  иллюстративной  компьютерной  графики  [4].  Суть  выполнения  лабораторных  работ  заключается  в  организации  поисково-исследовательской  деятельности  учащихся,  в  которой  выделяется  постановка  вопросов  задачи,  обсуждение  путей  ее  решения,  планирование  деятельности  учащихся,  а  в  дальнейшем  продолжается  сотрудничество  учителя  с  учениками,  в  которой  учитель  выступает  в  роли  консультанта.

Изучение  указанного  курса  предлагается  в  трех  вариантах  (17  часов,  базовый  —  35  и  углубленный  —  70).  Лабораторные  работы  уместно  предлагать  учащимся,  если  им  необходимо  выполнить  задачи,  пользуясь  новым  программным  средством  (новым  графическим  редактором,  или  возможностями  графического  редактора,  усвоение  которых  выходит  за  рамки  варианта  курса).  Актуальными  лабораторные  работы  являются  для  17-часового  курса,  тематикой  которых  могут  быть  темы  из  расширенного  курса.  В  рамках  сокращенного  варианта  изучения  курса  по  усмотрению  учителя  возможно  привлечение  не  всех  учащихся  к  проектной  работы,  а  наиболее  заинтересованных  тематикой  курса.  Также  необходимо  организовать  отчет  таких  учеников  о  проделанной  работе,  отчетность  познакомит  остальных  учеников  с  новой  информацией.  Особенно  важными  лабораторные  работы  будут  и  для  70-часового  курса.  В  рамках  этого  варианта  курса  количество  часов  для  выполнения  лабораторных  работ  достаточна  как  во  внеурочное  время,  так  и  на  уроках  иллюстративной  компьютерной  графики.  Работу  можно  предложить  для  выполнения  как  индивидуально  каждому  ученику,  так  и  группе  учащихся  в  зависимости  от  темы.  Учитель  может  предложить  тему  лабораторной  работы  в  начале  изучения  раздела  с  постепенным  выполнением  ее  на  каждом  уроке  по  изучению  темы.  Оценивать  лабораторную  работу  целесообразно  как  за  выполнение  задания,  так  и  за  ее  защиту,  если  он  будет  актуальным  для  изучения  тематики  раздела.  Защита  необходимо  предложить  учащимся  с  оформлением  ходу  работы  и  анализом  полученных  результатов  в  виде  презентации,  публикации  и  веб-страницы.  Именно  такая  форма  представления  своей  выполненной  лабораторной  работы  наглядно  демонстрирует  их  уровень  сформированности  художественно-графической  культуры.

В  конце  каждого  этапа  необходимо  предусмотреть  фазы  самоконтроля  (для  учащихся)  и  контроля  и  коррекции  (для  учителя)  (текущий,  периодический  или  итоговый  контроль),  на  которых  осуществляется  проверка  сформированных  знаний,  умений,  например,  с  помощью  графических  задач,  разработанных  в  нескольких  вариантах  —  по  уровню  сложности  и  самостоятельности.  Последние  будут  способствовать  диагностике  (сравнению  результатов,  определению  достижений  каждого  ученика),  планированию  последующего  обучения. 

Таким  образом,  формирование  художественно-графической  культуры  старшеклассников  осуществляется  поэтапно  в  процессе  изучения  иллюстративной  компьютерной  графики.  Переход  к  творческому  (последнему)  этапу  возможен  после  усвоения  системы  уроков  репродуктивного  обучения,  на  которых  ученики  должны  усвоить  элементарные  приемы  выполнения  действий  в  среде  графического  редактора.  В  зависимости  от  степени  сформированности  художественно-графической  культуры  учащихся  в  начале  изучения  курса  первый  этап  можно  исключить. 

 

Список  литературы

  1. Бабанский  Ю.К.  Оптимизация  процесса  обучения:  Общедидактический  аспект.  —  М.:  Педагогика,  1997.  —  254  с. 
  2. Коржуев  А.В.  О  классификациях,  используемых  в  дидактических  исследованиях  //  Педагогика  —  1997  —  №  1  —  С.  33—37.
  3. Потієнко  В.О.,  Дорошенко  Ю.О.  З’ясування  сутності  поняття  «художньо-графічна  культура»  //  Трудова  підготовка  в  сучасній  школі  —  2012  —  №  11  (103)  листопад  —  С.  26—30.
  4. Потієнко  В.О.,  Дорошенко  Ю.О.  Навчальна  програма  курсу  за  вибором  «Ілюстративна  комп’ютерна  графіка»  для  старшої  профільної  школи  даних  //  Інформатика  —  2013  —  №  5  (653)  березень  —  С.  5—19.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом