Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Избуллаева Г.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АТТОРА И РУМИ В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ  АТТОРА  И  РУМИ  В  СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ  АСПЕКТЕ

Избуллаева  Гулчехра  Валериевна

старший  научный  сотрудник-соискатель,  Бухарский  государственный  университет,  г.  Бухара

E-mail: 

 

В  Средней  Азии  творчество  и  учения  Фариддидин  Аттора  (1145—1221)  и  Джалалиддин  Руми  (1207—1273)  актуально  и  в  наши  дни  с  теоретической  и  научно-практической  точек  зрения.  Аттор  и  Руми  всю  свою  жизнь  восхваляли  чистую  любовь  к  Аллаху,  и  в  поисках  истинных  человеческих  качеств  создали  много  мудрых  изречений,  которые  стали  знаками  верности,  чистоты,  создали  много  примеров  этой  верности  и  чистоты. 

Творчество  этих  двух  великих  ученых  имеет  возвышенный  педагогический  характер,  потому  что  в  их  взглядах  есть  ответы  на  актуальные  вопросы  образования,  а  также  оно  имеет  большое  значение  для  некоторых  проблем  просвещения  и  воспитания  в  настоящее  время.

Из  истории  нам  известно,  что  маленький  Жалолиддин,  убегая  от  Чингисхана  вместе  с  отцом,  отправился  из  Балха  в  паломничество  (хадж),  в  Нишапуре  встретился  с  Господином  Аттором.  Отцу  Джалаладдина  Аттар  пророчески  предрек:  «Твой  сын  зажжет  на  земле  огонь  восторженного  служения  Богу»,  —  и  подарил  ему  свою  поэму  «Асрорнома». 

Встреча  Аттора  с  Руми  из  истории  превратилась  в  легенду,  но,  показывая  их  психологическое  единомыслие,  эта  встреча  является  также  столкновением  двух  великих  певцов  мудрости.  Руми  в  своем  творчестве,  особенно  в  «Маснави»,  обращается  ко  взглядам  Аттора,  приводит  примеры  из  его  учения.  Кроме  «Асрорнома»,  до  нас  дошли  газели,  поэмы  «Мусибатнома»,  «Илохийнома»,  «Мухторнома»,  «Мантиқ-ут-тайр»,  «Хисравнома»  Аттора,  творчество  которого  является  основой  для  духовно-морального,  просвещенческого,  психологического  воспитания  человечества. 

Приведем  один  эпизод  из  произведения  Фаридиддина  Аттора  «Илохийнома».  Однажды  Нуширивон  Одил  отправился  объехать  страну.  В  пустыне  он  встретил  одного  старика,  который,  перевязав  в  трех  местах  поясницу,  нёс  воду,  для  того  чтобы  озеленить  маленькую  часть  пустыни,  и  сажал  саженцы  деревьев.  Увидев,  с  каким  воодушевлением  работает  старик,  Нуширивон,  посмотрев  на  него  с  завистью,  спросил:  «Отец,  когда  ваши  саженцы  вырастут  и  дадут  плоды,  пройдет  много  лет,  вы  тогда  будете  или  нет?»  Старик,  посмотрев  на  падишаха,  ответил:  «Сколько  людей  до  нас  сажали  саженцы  и  растили  деревья,  мы  же  только  пользовались  плодами  их  труда.  Теперь  наша  очередь».  Слова  старика  очень  тронули  сердце  падишаха,  и  он  начал  осваивать  пустыню.  Увидев  эти  действия  падишаха,  мудрый  старик  с  радостью  сказал:  «Вот  мои  саженцы  начали  давать  плоды»  [1,  с.  38]. 

Здесь  старик  представляет  образ  учителя,  а  падишах  —  ученика.  Мудрые  слова  наставника  дали  плоди.  Дела  учителя,  его  наставления  вдохновляли  ученика,  и  в  итоге  ученик  начал  больше  ценить  жизнь. 

Еще  одна  притча  из  произведения  Руми.  Падишах  одной  страны  услышал  слухи,  что  «В  Индии  есть,  оказывается,  такое  дерево,  плод  которого  омолаживает  человека,  и  этот  человек  никогда  не  узнает,  что  такое  смерть  и  старость».  Падишах  указал  одному  из  своих  подчиненных  найти  в  Индии  это  дерево  жизни.  Этот  человек  поехал  в  Индию  и  начал  искать  дерево  жизни.  Повстречавшись  с  ним,  некоторые  люди  называли  его  глупым,  а  некоторые  хвалили  его.  Года  исканий  прошли  зря,  и  он  не  нашел  дерево  жизни  и  вернулся  в  свою  страну.  Перед  возвращением  в  сарай  падишаха  путник  зашел  к  своему  учителю  и  рассказал,  все  что  случилось.  Услышав  слова  своего  ученика,  учитель  улыбнулся  и  сказал:  «Ученик  мой,  ты  смотрел  на  внешность  вещи  и  обманулся,  ты  не  посмотрел  на  ее  значение.  Имя  этого  дерева  —  мудрость  и  знание».  Мудрость  и  знание:

Иногда  называют  его  то  деревом,  то  солнцем,

Иногда  морем  стало  имя  его,  то  луной.

Он  и  есть,  пожалуй,  из  тысячи  один  плод,

Памятник  покорнейший  также  жизни  вечной  [3,  с.  237]. 

В  приведенном  рассказе  показывается  мудрость  учителя,  наставника.  Учитель  должен  всегда  помогать  ученику  в  познании  значения  вещей  и  событий.  Здесь  и  сходятся  взгляды  двух  великих  мудрецов  Аттора  и  Руми.  Руми,  как  и  Аттор,  в  своих  рассказах  возвеличивает  учителя. 

Учитель  для  человечества  имеет  большое  значение.  В  наши  дни  глобализации  и  мощного  развития  интернета  нам  крайне  нужно  духовное  наставничество  учителя.  Учитель  должен  иметь  такую  силу  влияния,  которое  бы  определяло  жизненную  позицию  ученика  и  его  будущее. 

Кроме  «Маснави»,  у  Джалаладдина  Руми  существуют  и  такие  произведения,  как  «Диван»  (содержит  около  60  тысяч  строк),  «Фихи  ма  фихи»  («В  нем  то,  что  в  нем»),  «Наставления»  и  «Письма». 

Руми  признал  в  Атторе  высоко  духовного,  мудрого,  просвещенного  наставника,  из-за  того  что  Руми  был  ненасытен  в  области  просвещения,  не  переставал  изучать  творчество  Аттора. 

Обратим  внимание  на  один  рассказ  Аттора  в  «Асрорноме».  Один  шейх,  учитель  Михна,  нагрузил  на  своего  осла  стекло  и  фарфор.  Некий  человек  у  него  спросил:  «Почему  ты  так  медленно  ходишь,  и  что  ты  нагрузил  на  осла?»  Учитель  ответил:  «Если  я  не  буду  осторожным,  испугается  мой  осел,  и  тогда  ничего  не  останется  от  нагруженного». 

Жизнь  без  ничего,  многое  всегда  мало,

Посмотри,  ничто  есть  многое  [2,  c.  239].

Осел  —  это  средство,  а  фарфор  его  дух.  Здесь  показывается,  что  жизнь  и  тело  человека  —  это  незначительное  событие,  а  дух  и  душа  человека  вечное,  и  не  надо  ему  вредить. 

Обратим  внимание  на  рассказ  о  человеке,  испытывающем  жажду,  из  произведения  Руми  «Маснавий».  Площадь  воды  окружена  высокой  стеной.  Один  жаждущий  человек,  поднявшись  на  стену,  встал  на  нее  и  смотрел  на  воду.  Он  бросил  один  кирпич  в  воду,  вода  ответила  звучным  шлепком.  Тогда  с  радостью  он  начал  кидать  в  воду  кирпичи.  Вода,  с  ужасом  спросила:  «Эй,  брат,  какую  пользу  ты  получаешь  от  того,  что  бросаешь  в  меня  камни?»  «Польза  есть,  твой  голос  меня  воодушевляет.  Каждый  камень,  вынутый  из  стены,  уменьшает  его  и  приближает  меня  к  тебе»  -  ответил  жаждущий  человек  [3,  с.  2—14].

Вода  здесь  является  средством,  а  жажда  причиной.  В  этом  рассказе  стремление  к  воде  приравнивается  стремлению  к  учению,  просвещению.  Человек  не  может  и  дня  прожить  без  воды,  как  и  дня  не  может  прожить  без  учения  и  просвещения,  они  оба  оберегают  человека  от  опасности.  Один  оберегает  тело,  другой  оберегает  душу  человека.  Значит,  с  открытием  свойств  вещества,  становится  ясной  и  цель  его  создания.  Руми,  чтобы  прославить  душу,  выказывает  почтение  к  тело. 

Здесь  не  сходятся  взгляды  двух  духовных  наставниках  Аттора  и  Руми.  Аттор  в  своем  рассказе  считает,  что  тело  —  жизнь  преходящая,  а  душа  великое,  в  рассказах  Руми  в  отличие  от  взглядов  Аттора  душа  и  тело  находятся  в  гармонии.  Чтобы  возвеличить  душу,  говорит  он,  надо  воспитывать  тело,  а  это  связано  с  обучением  и  с  воспитанием.

Рассказ  из  произведения  Аттора  «Мантиқ-ут-тайр»:  «Жил-был  некий  царь.  У  него  был  один  единственный  сын.  Но  он  был  такой  глупый,  что  ему  не  то  что  царство,  даже  простого  дела  поручить  нельзя».  Шах  задумался  о  том,  какому  ремеслу  обучить  сына. 

Подумав,  решил  обучить  его  ремеслу  гадания.  Гадальщики  вынужденно  взяли  на  себя  обязанность  обучить  его.  Прошли  годы,  гадальщики  привели  сына  падишаха  к  отцу  и,  преклонив  колени,  сказали:  «Ваше  Величество,  мы  познакомили  Вашего  сына  со  всеми  премудростями  гадания.  Он  знает  всё,  что  знаем  мы.  Больше  ничего  незнакомого  не  осталось».  Царь,  спрятав  в  ладонь  кольцо,  спросил  сына:  «Что  в  моей  руке?»  Принц,  рисуя  на  песке,  начал  гадать.  «То,  что  у  вас  в  ладони,  само  круглое,  на  середине  есть  дырка»,  —  ответил  принц.  Царь  радостно  сказал:  «Молодец,  ты  правильно  сказал  о  знаках  предмета,  а  теперь  назови  название  предмета».  Принц,  долго  думал  и  наконец  ответил:  «Жернова  мельницы».  Царь  с  печалью  промолвил:  «Благодаря  выучке  ты  точно  сказал  о  знаках  предмета.  Но  твой  разум  тебе  не  подсказал,  что  жернова  мельницы  не  могут  поместиться  в  ладони  человека»  [4,  с.  38].

Здесь  Аттор  показывает,  что  ученик  из-за  своей  глупости  не  понял  суть  и  значение  загадки.  Видимость  —  наружное,  а  значение  —  внутреннее  понятие.  По  его  мнению,  человек,  понимая  себя,  начинает  понимать  свое  значение.

Как  и  Аттор,  Руми  любил  рассказывать,  но  ему  не  хватало  мастерства  Аттора  связывать  и  обобщать  рассказываемое.  В  большинстве  случаев,  когда  Руми  начинал  рассказывать  одну  историю,  его  начинало  интересовать  значение  какого-то  слова  или  его  сравнение  с  чем-то.  И  тогда  Руми  начинал  объяснять  и  не  останавливался,  пока  не  объяснял  приводимое,  но  уводил  слушателя  от  главной  цели. 

Приведем  в  пример  следующую  историю.  Один  охотник  поставил  на  птенца  сеть,  и  туда  попалась  птичка.  Птенец  сказал  охотнику:  «Охотник!  Ты  до  этих  дней  кушал  овец  и  коров,  но  не  насытился  ими.  Теперь  ты  насытишься  ли  моим  незначительным  мясом?  Если  ты  отпустишь  меня,  я  тебе  скажу  три  наставления.  Первое  скажу  в  твоей  руке,  второе  на  крыше,  а  третье  на  том  дереве.

Охотник,  держа  птенца,  сказал:  «А  ну  скажи».  Птенец  сказал  свое  первое  наставление:  «Кто  бы  что  ни  сказал,  никому  не  верь!» 

Охотник  отпустил  птенца,  тот  полетел  на  крышу  и  сказал  свое  второе  наставление:  «Не  горюй  о  том,  что  прошло,  о  том,  что  потерял».

Птенец  перелетел  на  дерево  и  сказал  свое  третье  наставление:  «На  моем  животе  драгоценный  камень  весом  в  одиннадцать  дирхам.  Если  бы  ты  не  отпустил  бы  меня,  у  тебя  был  бы  этот  камень».

Охотник  начал  каяться  в  том,  что  отпустил  птенца:  «Что  я  натворил?  Почему  я  его  отпустил?»  —  сказав,  он  начал  плакать  и  горевать.  В  это  время  птенец  сказал:  «Почему  ты  плачешь?  Я  же  тебе  говорил,  кто  что  ни  скажет,  не  верь!  Какой  ты  глупый  человек,  я  сам  не  вешу  и  трех  дирхам,  как  же  в  моем  животе  поместится  камень  весом  в  11  дирхам?»

Охотник  пришел  в  себя:  «В  чем  же  смысл  твоего  третьего  наставления?»  —  спросил  он.  Тогда  птенец  сказал  ему:  «Кто  не  соблюдал  два  наставление,  будет  ли  соблюдать  третье?»  —  и  улетел.

Невеждой  порваннаяй  нить  не  связывается, 

Не  говори  мораль  напрасно,  учись  [3,  с.  314]. 

Охотник  в  рассказе  —  это  неумелый  ученик,  а  птенец  —  умный  учитель.  Здесь  рассказывается  о  непонимании  сути  вещей  и  событий.  Мавлоно  так  описывает  науки,  не  примененные  к  жизни,  не  приведшие  к  просвещению:  «Мудрое  слово,  не  принятое  на  практике,  похоже  на  красивую  одежду,  взятую  в  долг».  Поэтому  не  осталось  ни  одного  мудрого  слова,  не  оказавшего  своего  влияния  на  жизнь  Руми. 

  В  приведенных  рассказах  Аттора  и  Руми  говорится  о  несознательности  и  непонимании,  которые  приводят  к  озлобленности.  Если  обучение  и  воспитание  не  впрок,  это  есть  и  злоба.

В  притчах  (рассказах),  приведенных  в  произведениях  Аттора  и  Руми,  восхваляются  и  такие  качества  человека,  как  ум,  знания,  осторожность,  внимательность,  умение  держать  слово  и  скрывать  тайны  других  людей,  правдивость,  преданность.  Критикуются  злость,  ненависть,  зависть,  интриганство,  лицемерие,  обман  людей.  Сделаем  вывод,  что  в  большинстве  случаев  взгляды  этих  двух  великих  мыслителей  сходятся  и  едины.  Таким  образом,  мы  постарались  показать  идеал  человека,  обладающего  следующими  свойствами:

·     умет  сдерживать  себя;

·     не  проявлять  жажды  наживы;

·     не  поддается  высокомерию  и  заносчивости;

·     не  сожалеет  о  минувшем;

·     не  завидует  благополучию  других;

·     проявляет  терпение;

·     имеет  знания;

·     руководствуется  разумом;

·     не  обижает  других;

·     не  злоупотребляет  доброжелательством  других.

Аттор  и  Руми  сами  были  такими  личностями.  В  своих  учениях  они  видели  сущность  действительной  жизни  в  следующих  свойствах  человека:  любовь,  просвещение,  разум,  терпимость,  богатство,  правдивость,  справедливость,  щедрость,  смелость. 

Просвещение,  начатое  Аттором  и  продолженное  Руми  стало  совершенным.  Творчество  Руми  благодаря  мастерству,  верности  вековым  традициям  и  личностному  стремлению  к  совершенству,  стало  обладать  громадной  силой. 

В  заключение,  сделаем  следующие  выводы: 

Во-первых,  Аттор  и  Руми  в  своих  произведениях  теоретически  доказали,  что  судьба  мира  непосредственно  связана  с  мыслями  человека,  его  знаниями,  поведением,  моралью  и  мудростью.  Каждый  человек  в  этом  преходящем  мире  живёт  своим  умом  и  трудится  по  мере  своих  сил. 

Во-вторых,  жизненный  путь  Аттора  и  Руми,  их  дидактические  взгляды,  моральная  чистота,  правдивость,  стремление  к  просвещению,  овладению  профессией,  стремление  помогать  всем  людям,  изучение  их  идей  великодушия,  в  учениях  духовного  процветания  оказывают  большое  влияние  на  мировоззрение  современного  человека. 

 

Список  литературы:

  1. Аттор  Фаридиддин.  Илоҳийнома:  Насрий  таржима,  талқин,  тавсир  [Амалга  оширувчи:  Нажмиддин  Комилов].  —  Т.:  Ёзувчи,  1994.  —  96  б. 
  2. Аттор,  Шайх  Фаридуддин.  Асрорнома  /  Масъул  муҳар.  Ва  сўз  боши  муал.  И.  Ҳаққул,  —  Тошкент:  O’zbekiston  milliy  ensiklopediyasi,  2008.  —  328  б. 
  3. Румий  Жалолиддин.  Маснавийи  маънавий  //  Ж.  Камол  тарж.  —  Т.:  “Мериюс”  ХХМК,  2010.  —  846  б. 
  4. Румий  Жалолиддин.  Ичиндаги  ичиндадур  //  У.Ҳамдам.  Т.:  “Янги  аср  авлоди”,  2003.  —  199  б.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.