Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Информационные технологии в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Анисимова Н.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ «ЛУНТИК. ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ» В КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОМПЬЮТЕРНОЙ  ИГРЫ  «ЛУНТИК.  ПОДГОТОВКА  К  ШКОЛЕ»  В  КОРРЕКЦИИ  ЗАДЕРЖКИ  ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  У  СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ

Анисимова  Нина  Федоровна

учитель-дефектолог  МБДОУ  «Детский  сад  комбинированного  вида  №  1  г.  Кировска»,  г.  Кировск

E-maildefectolog-logoped@rambler.ru

 

Воспитание  и  обучение  детей  с  задержкой  психического  развития  имеет  выраженную  коррекционно-развивающую  направленность.  Определяющим  фактором  при  формировании  системы  воспитания  и  обучения  детей  данной  категории  являются  их  психологические  особенности.

Дошкольники  с  ЗПР  имеют  потенциально  сохранные  возможности  интеллектуального  развития,  однако  для  них  характерны  многочисленные  нарушения  в  познавательной  и  эмоционально-волевой  сфере.  У  таких  ребят  в  большей  или  меньшей  степени  оказываются  нарушенными  познавательные  процессы:  восприятие,  внимание,  память,  мышление,  речь,  мелкая  моторика.  Нарушение  эмоционально-волевой  сферы  и  поведения  проявляется  в  слабости  волевых  установок,  эмоциональной  неустойчивости,  импульсивности,  аффективной  возбудимости,  двигательной  расторможенности  или,  наоборот,  вялости,  апатичности.  Наблюдается  снижение  интереса  к  обучению,  пониженная  работоспособность  [1,  с.  149,  154—160].

Чтобы  заинтересовать  ребят,  сделать  обучение  осознанным,  нужны  нестандартные  подходы,  новые  технологии.  В  связи  с  этим  выбор  наиболее  эффективных  методов  психолого-педагогического  воздействия  на  дошкольников  с  ЗПР  является  важным  условием  успешной  коррекционной  работы  с  воспитанниками. 

Автором  статьи  используются  разнообразные  методы  и  приемы  компенсаторно-восстановительного  обучения  детей  с  ЗПР.  Широко  применяются  методы  и  приемы,  активизирующие  познавательную  деятельность:  проблемно-игровые  ситуации,  сюжетные  сценки,  эксперименты,  специальные  упражнения  и  задания.  Наряду  с  использованием  хорошо  известных  классических  игр,  в  достаточном  многообразии  описанных  в  специальной  методической  литературе,  практикуются  также  компьютерные  игры.

В  настоящее  время  разработано  огромное  количество  компьютерных  игр,  направленных  на  развитие  познавательной  деятельности  дошкольников,  подготовку  их  к  школе.  Это,  например:  «Баба  Яга  учится  читать»,  «Мир  вокруг  нас»,  «Цвет  и  форма»,  «Занимательная  логика»  и  другие.

Автором  статьи  была  апробирована  и  проанализирована  компьютерная  игра  «Лунтик.  Подготовка  к  школе»  [2].  В  результате  ее  внедрения  в  коррекционный  процесс  с  детьми  с  ЗПР  выявлена  ее  ценность  для  стимулирования  индивидуальной  деятельности  воспитанников,  развития  их  психических  процессов,  расширения  кругозора,  формирования  математических  представлений  и  знаний  о  буквах.

Игра  создана  по  мотивам  фильма  «Лунный  гость»  кинокомпании  СТВ  и  студии  «Мельница».  Состоит  из  10  обучающих  заданий,  подобранных  специально  для  старших  дошкольников.

К  игре  привлекались  10  детей  с  ЗПР  5-6  летнего  возраста  группы  компенсирующей  направленности  ДОУ.  С  каждым  ребенком  работа  проводилась  индивидуально.  Соблюдались  гигиенические  требования,  предъявляемые  к  использованию  ИКТ  в  образовательном  процессе  детского  сада. 

Анализ  состояния  психического  развития  детей  группы  на  начало  учебного  года  показал,  что  из  10  обследуемых  дошкольников:  у  7  (70  %)  наблюдается  нарушение  внимания,  у  8  (80  %)  —  памяти,  у  10  (100  %)  —  фонематического  восприятия,  у  10  (100  %)  —  мышления,  у  10  (100  %)  —  мелкой  моторики;  у  6  (60  %)  ограниченный  запас  знаний  об  окружающем,  у  7  (70  %)  недостаточный  уровень  математических  представлений,  у  10  (100  %)  нарушения  речи.  По  результатам  обследования  видно,  что  дети  группы  нуждаются  в  коррекции  всех  познавательных  процессов,  испытывают  большие  трудности  при  обучении.

Как  известно,  ребят  данной  категории  сложно  заинтересовать  процессом  обучения.  Наличие  же  в  компьютерной  игре  «Лунтик.  Подготовка  к  школе»  анимаций,  ярких  персонажей,  сюрпризных  моментов  помогало  выполнять  эту  задачу. 

Каждое  задание  направлено  на  решение  определенной  образовательной  задачи  и  представляет  из  себя  короткую  законченную  историю  из  жизни  главного  героя  —  Лунтика,  и  его  друзей.

Для  стимулирования  воспитанников  используются  различные  формы  взаимодействия  с  героями  игры.  Персонажи  указанного  мультфильма  обращаются  к  играющему  с  просьбами  о  помощи,  приглашают  его  к  участию  в  игре. 

Первое  рассматриваемое  задание  направлено  на  обучение  счету,  соотнесение  количества  с  цифрой,  запоминание  цифр.  Героями  выступают  пчелы  и  гусеницы.  На  цветочном  лугу  Пчеленок  засыпает  нектар  в  ведерко.  Детям  нужно  посчитать,  сколько  лопаток  нектара  он  засыпал  в  ведерко,  и  показать  соответствующую  цифру  (от  1  до  10).  При  этом  дается  следующая  установка:  «Если  ты  ответишь  правильно,  пчелы  смогут  принести  ведерко  в  улей»,  значительно  повышающая  желание  детей  выполнить  задание  правильно,  без  ошибок.

Гусеницы  в  своей  части  задания  занимаются  выращиванием  цветов  и  обращаются  к  ребенку  с  вопросом:  «Сколько  цветов  ты  хочешь,  чтобы  мы  вырастили  сейчас?».  Играющий  выбирает  одну  из  предложенных  цифр  (от  1  до  10),  и  ровно  столько  цветов  появляется  на  экране.  В  результате  ребенок  дополнительно  запоминает  названия  цифр.

В  задании  «Игра  в  прятки  с  Милой»  дети  упражняются  в  ориентировании  на  плоскости.  Персонаж  Мила,  изображенная  в  виде  маленькой  девочки,  прячется  в  цветках,  расположенных  вокруг  Лунтика,  и  говорит,  с  какой  стороны  от  него  она  находится:  «Я  слева!»,  «Я  справа!»,  «Я  снизу!»,  «Я  сверху!»,  «Я  позади!»,  «Я  спереди!».  Ребенку  предлагается  помочь  Лунтику  найти  ее  —  показать  цветок,  в  котором  она  спряталась.  Правильность  ответа  оценивается  героем  игры.  В  случае  ошибки  дается  дополнительная  мотивация:  «Что-то  здесь  не  так!  Играем  дальше».

Задачу  обучения  детей  различению  геометрических  фигур,  нахождению  названной  фигуры  среди  предложенных  решает  следующее  игровое  задание.  На  экране  поочередно  появляются  фигуры:  круг,  треугольник,  квадрат,  прямоугольник.  Друзья  Лунтика,  также  узнаваемые  герои  популярного  мультфильма,  называют  каждую  из  показанных  фигур.  При  этом  один  из  персонажей  дает  правильный  ответ,  а  двое  других  ошибаются.  Играющему  предлагается  показать,  кто  из  героев  дал  верный  ответ.  Задание  дополнительно  развивает  у  ребят  сосредоточенность,  концентрацию  внимания.

В  следующем  рассматриваемом  задании  дети  упражняются  в  различении  предметов  по  величине.  Лунтик  обращается  к  играющему  с  просьбой  помочь  упаковать  подарки  для  друзей.  Герой  игры  говорит,  какая  коробка  ему  нужна:  большая,  маленькая,  широкая,  узкая,  высокая,  низкая,  —  а  ребенок  выбирает  нужную  из  предложенных  [2].

В  коррекционной  работе  со  старшими  дошкольниками  важно  уделять  особое  внимание  подготовке  к  обучению  грамоте.  Игра  «Лунтик.  Подготовка  к  школе»  содержит  ряд  заданий  с  буквами.  Выполняя  их,  дети  упражняются  в  различении  букв,  подборе  и  назывании  картинок  на  заданную  букву,  легче  и  быстрее  запоминают  буквы. 

Например,  играющему  предлагается  помочь  Лунтику  собрать  цветы  для  Милы.  На  экране  изображается  большое  количество  цветов,  на  каждом  нарисована  определенная  буква.  Каждая  буква  находится  на  нескольких  цветках.  Мила  говорит,  с  какой  буквой  ей  нравятся  цветы,  а  ребенку  нужно  найти  все  цветы  с  этой  буквой. 

В  другом  задании  жуки-художники  нарисовали  на  свои  буквы  картины.  Играющему  предлагается  указать  жука,  картины  которого  он  хочет  посмотреть,  и  тогда  на  экране  появляются  изображения  предметов,  названия  которых  начинаются  на  букву  жука-художника.  Например,  ребенок  указывает  на  жука  с  буквой  Л,  и  жук  демонстрирует  свои  картины  на  эту  букву:  лодка,  лестница,  ложка;  жук  Ш  —  шляпа,  шарф,  шоколад;  жук  К  —  кубик,  клубок,  капуста,  книга.  Для  каждой  буквы  алфавита  предусмотрена  группа  картинок.

Для  привлечения  внимания  ребенка  и  дополнительной  мотивации  одно  из  заданий  построено  в  форме  фокуса.  Задание  заключается  в  соотнесении  изображений  предметов  с  предложенной  буквой.  Фокусник  затрудняется  и  обращается  к  играющему:  «Что-то  моя  телепатия  не  срабатывает.  Подскажешь  мне?».  При  правильном  выполнении  игра  дополнительно  стимулирует  ребенка  фразами:  «Ничего  себе!  Да  ты  тоже  фокусник!»  [2].

Таким  образом,  трудный  и  скучный  для  дошкольников  с  ЗПР  процесс  обучения  превращается  в  веселое  путешествие  в  красочный  мир  Лунтика  и  его  друзей.  Дети  с  желанием  и  интересом  выполняли  задания,  старались  получить  одобрение  от  персонажей  игры.  Задания  понятны  и  доступны  детям,  вопросы  в  них  точно  сформулированы.  В  работе  не  использовались  задания  игры  на  выстраивание  букв  по  алфавиту,  в  связи  с  тем,  что  эта  задача  с  детьми  с  ЗПР  в  дошкольном  возрасте  не  решается.

Практическое  использование  компьютерной  игры  «Лунтик.  Подготовка  к  школе»  позволяет  сделать  следующие  выводы.

Выбранная  игра  является  эффективным  методом  формирования  у  детей  с  ЗПР  таких  важных  структур,  как  познавательная  мотивация,  произвольные  память  и  внимание,  предпосылки  развития  логического  мышления.  Результаты  психолого-педагогического  обследования  воспитанников  в  середине  учебного  года  (январь  2013  г.)  подтверждают  это:  у  4  (40  %)  детей  повысился  объем  зрительной  и  вербальной  памяти,  у  3  (30  %)  улучшилось  распределение  и  устойчивость  внимания,  активизировалась  мыслительная  деятельность,  у  5  (50  %)  повысился  уровень  математических  представлений,  у  4  (40  %)  улучшились  показатели  речевой  деятельности.  Игра  дает  возможность  в  доступной  детям  занимательной  форме  решать  образовательные  задачи  подготовки  их  к  обучению  в  школе.  Выполняя  задания  игры  «Лунтик.  Подготовка  к  школе»,  ребята  получают  большой  эмоциональный  и  познавательный  заряд.

 

Список  литературы:

  1. Борякова  Н.Ю.  Педагогические  системы  обучения  и  воспитания  детей  с  отклонениями  в  развитии.  —  М.:  АСТ;  Астрель,  2008.  —  222  с. 
  2. Лунтик.  Подготовка  к  школе.  Лицензионная  копия  игры  от  «1С».  Фирма  «1С».  Россия,  123056,  Москва,  а/я  64.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.