Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТЯХ, СОЗДАННЫХ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Пономарева Светлана Викторовна
соискатель, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж
E-mail: psv_79.84@mail.ru
Седова Елена Евгеньевна
канд. пед. наук, доцент факультета искусств
и художественного образования ВГПУ,
г. Воронеж
Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом [8, с. 277].
Само понятие «ценность» — используется в аксиологии, педагогике, социологии, социальной психологии, в политической публицистике «для обозначения объектов, явлений, их свойств, а так же абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного» [7, с. 585].
Впервые термин «ценность» употребил Диоген Даэртский, описывая философские воззрения стоиков, для которых «ценность есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых польза, содействующая жизни, согласной с природой; в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком». Однако понятия «ценность» в категориальном смысле в эпохи Античности и Средневековья не существовало: ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Слово «ценность» употреблялось как синоним понятий «благо», «добро», «красота», «истина», «счастье», «справедливость», «блаженство», «идея» и др., которые позднее будут отнесены к различным проявлениям ценности [4, с. 300].
Ценности в понимании И. Канта — это требования, обращенные к воле; цели, стоящей перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Ценности имеют двойственную природу — метафизическую и экзистенциальную — и делятся на абсолютные и относительные. Их метафизическая природа состоит в том, что абсолютные (моральные) ценности имеют своим основанием разум и волю человека (категорический императив). А экзистенциальная природа заключается в том, что в основании относительных (вещественных и невещественных) ценностей лежат объективные потребности человека, его желания и стремления [5, с. 76].
В современной философской литературе ценности рассматривались как: «принадлежность к духовной культуре» А.Г. Здравомыслов; «жизненные ориентиры человека» В. Сопотовский; «механизм нравственной регуляции» И. Зеленкова [10, с. 48].
Лосский Н.О. разделяет ценности на абсолютные — те, которые «имеют характер добра в любом отношении и для любого субъекта, не только сами по себе есть добро, но и следствия, необходимо вытекающие из нее, никогда не содержат в себе зла». Относительные — «имеет характер добра лишь в каком-либо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов»; объективные «общезначимые, имеют значение для всякого субъекта»; субъективные «имеют значение только для определенного субъекта» [7, с. 19]. При этом в реальной жизни ценности могут вступать друг с другом в конфликт, что ставит личность перед лицом выбора.
В представлении Д.И. Дубровского ценности образуют целостную систему взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии. Основание этой иерархии составляют неосознанно осуществляемые ценности — воля к жизни, потребность в пище, общении. Второй уровень — ценности материальные, выполняющие утилитарную практическую функцию — орудия труда, вещи, предметы обихода. Третий уровень — правовые, политические, познавательные ценности — отношения между людьми: представления о социальном равенстве, справедливости, дружбе. Четвертый уровень — ценности этические, выражающие содержательную целесообразность действий и поступков людей и эстетические ценности, которые выражают воплощение этой целесообразности [11, с. 23].
Зачастую в понятие ценность не вкладывается строго-определенный смысл: оно употребляется как синоним множества других (например, как синоним понятий «достоинство», «польза», «благо», «стоимость» и т. п.) [5, с. 75].
Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Усваивается не сама ценность, а способ ее применения личностью в определенных жизненных ситуациях [2, с. 17]. Оценка ценностей — это эмоционально-интеллектуальное выявление значения самой ценности (например таких как: благо, красота, добро) субъектом, т. е. это переживание блага, приговор совести и пр. [6, с. 68].
Ценность является ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него:
· ценностных установок — осознание личностного своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями;
· ценностных ориентаций — системы устойчивых отношений личности к самому себе и к окружающему миру в форме фиксированных установок на те или иные ценности [10, с. 128];
· ценностных отношений — внутренней позиция личности, отражающей взаимосвязь личностных и общественных знаний [10, с. 124];
· ценностного поведения — целенаправленной деятельности человека внутренними регуляторами, которыми является ценность, отношение, установки [10, с. 130].
Классификация ценностей происходит по разным основаниям, например по сферам общественной жизни (выделяются материальные, духовные, нравственные, религиозные ценности и т. д.); предметному содержанию (экономические, политические, эстетические и т. д.); характеру ориентиров поведения человека (терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности — средства их достижения)); функциональному основанию (одобряемые, отрицаемые); по уровню социокультурной системы (традиционные, либеральные (современные), общечеловеческие). Также выделяются базовые ценности (основа ценностного сознания человека), формирующиеся в процессе первичной социализации личности. В зависимости от содержания ценностей различаются и критерии их оценки. Существуют различные шкалы ценностных оценок с направленностью от общего к частному, от минимума к максимуму, от положительного к отрицательному, от «своего» к «чужому» [5, с. 80].
Ценности принято делить на конвенциональные, обладающие утилитарной значимостью, «полезностью», и трансцендентные (духовные). Духовные ценности могут находить свое выражение в материальных предметах — произведениях изобразительного искусства, предметах религиозного культа и т. п., а так же в идеях, теориях и пр., т. е. в том, что традиционно называют духовной культурой. Человеческие поступки, отношения между людьми так же неразрывно связаны с духовными ценностями [11, с. 35]. Духовная ценность — совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления [10, с. 93]. Духовные ценности наиболее адекватно проявляются в религии, искусстве, нравственности [1, с. 46].
Духовные, как и любые другие ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры. Ценности являются системообразующим компонентом педагогической деятельности, регулируют и направляют деятельность, общение и взаимодействие педагога с учащимся.
Таким образом, в самом общем смысле ценности представляют собой «социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.» [3, с. 48].
Список литературы:
- Глебова М.В. Духовные доминанты современного отечественного образования // Педагогика. — 2009, № 6. — С. 44—49.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры России»// Педагогика.— 2009, № 9.— С. 14—23.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Социология. — М., 2007. — С. 360.
- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1979.— 425 с.
- Елишев С.О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.— 2010, № 3.— С. 74—90.
- Каган М.С. Философская теория ценности Философская теория ценности / М.С. Каган ; С.-Петерб. гос. ун-т ; Акад. гуманитар. наук— СПб.: Петрополис, 1997 .— 205 с.
- Лосский Н.О. Ценность и бытие. — М., 1979. — 456 с.
- Психологический словарь. / Авт.— сос. В.Н. Корпулина и др.; Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. — 640 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Сластенин В.А., Чижаков Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Уч. пос.— М.: Изд. центр «Академия», 2003.—192 с.
- Соловцова И.А. Духовное воспитание проблемы, перспективы, технологии / под ред. И.М. Борытко — Волгоград, 2004. — 160 с.
дипломов
Оставить комментарий