Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Южакова Л.А. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Южакова Любовь Александровна

студент НТГСПА, преподаватель МБОУ ДОД «Новоасбестовская ДШИ»

 

Современное общество переживает преобразование во всех сферах:политической, экономической, образовательной, культурной. Сегодня культурная сфера подвергается целому ряду негативных процессов. Происходит изменение норм, принципов, взглядов, ценностей, отчуждение от культуры подрастающего поколения. За последние десятилетия выросло новое поколение молодежи с иными ценностями, взглядами, установками в сфере искусства и культуры. В современном обществе отсутствует потребность в высоких культурных и духовных ценностях, происходит падение интереса к культурным и искусство­ведческим знаниям, равнодушное отношение к истории, литературе, национальным традициям. Основой общества является семья, именно в семье закладываются «основы», в том числе и «основы» музыкальной культуры.

Исследованиями в области музыкальной педагогике занимались выдающиеся педагоги-музыканты: Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Э.Б. Абдуллин, О.П. Радынова, Л.В. Школяр и др. Д.Б. Кабалевский (1904—1987), связывавший музыкальную культуру ребенка с духов­ным постижением музыкального искусства, считал, что «…музыкаль­ная грамотность, по сути, является музыкальной культурой» [2, с. 79] Музыкальная культура по его мнению проявляется в:

·способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное;

·особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

·умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой подразумевает индиви­дуальный художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшим показателем которого является:

·музыкальная развитость — любовь и эмоциональное отношение к музыкальному искусству, потребность к различным образцам музыки, музыкальная наблюдательность;

·музыкальная образованность — вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоцио­нально ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избира­тельное отношение к разнообразным музыкальным явлениям.

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка рассматривает как интегрированное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе:

·эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;

·музыкально-образного мышление и воображения;

·накопление интонационного познавательно-ценностного опыта творческой музыкальной деятельности;

·развитие всех компонентов музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей вкуса, представление об идеале в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение к музыке, которое актуализируется в эстетической и творческой активности.

О.П. Радынова основой музыкальной культуры ребенка считает его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. «Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности» [4, с. 32].

Следовательно, музыкальная культура — это умение ребенка воспринимать музыку, эмоционально, осознано воспринимать ее.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития музыкальной культуры создаются в семье. Развитие музыкальной культуры зависит от врожденных задатков, образом жизни семьи, ее традиций. Каждая семья имеет разный уровень музыкальной культуры. В семьях, в которых серьезно относятся к музыкальному образованию, ребенок постоянно находится в музыкальной среде. В одних семьях с уважением относятся к народной, классической, духовной музыке. В других семьях к музыке относятся как к средству развлечения. В этих семьях музыка преподносится в форме фоновой, развлекательной. Вместе с тем в каждой семье могут применяться различные виды музыкальной деятельности: исполнительская, слушательская, творческая.

Слушание музыки связано с музыкальным восприятием. Музыкальное восприятие — сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Восприятие является ведущим видом деятельности. Исполнительская, творческая деятельность детей опирается на яркие музыкальные впечатления. Музыка воздействует на человека благодаря целому комплексу выразительных средств. К выразительным средствам музыки относят тембр, динами, регистр, ритм, мелодия, фактура и т. д. С помощью выразительных средств передается настроение, основная мысль произведения, все это вызывает ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Т. е. музыкальный образ произведения ребенок «переживает» через личный жизненный опыт. Восприятие музыки, как и любое другое восприятие, имеет свои возрастные особенности. Например, к началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие. В этом возрасте интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Например, ребенок может воспринимать эмоциональное содержание музыки. К началу дошкольного возраста ребенок в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. В этом возрасте начинает проявляться музыкальная память. В старшем и подготовительном дошкольном возрасте увеличивается осмысленность восприятия. В этом возрасте дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность осознана и проявляется в потребности многократного общения с любимым произведением. Дети способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием музыкального образа. В младшем школьном возрасте проявляются индивидуальные различия детей в восприятии, осмыслении. Младшие школьники с большим желанием слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие детский мир ребенка, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, гибкостью ритмов, простотой и ясностью музыкального языка и формы.

Много русских и зарубежных композиторов писали музыку для детей. Произведения, написанные специально для детей необходимо начинать слушать с раннего детства. К этому числу музыкальных произведений следует отнести фортепианные пьесы для детей П.И. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, также следует слушать произведения в звуча­нии симфонического оркестра: сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля Сен Санса «Карнавал животных», сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева. Постепенно следует «вводить» в слушатель­скую деятельность фрагменты классических произведений разных эпох.

Пример совместного прослушивания дома.

Во время прослушивания родители должны объяснять ребенку характер звучащей музыки, разговаривать с ним о ней, задавать ему вопросы.

Родители. Мы с тобой слушали музыку разного настроения: веселую, грустную, ласковую, тревожную. Сегодня мы с тобой послушаем три пьесы, которые написал советский композитор Д.Б. Кабалевский. Пьесы называются: «Плакса», «Резвушка», «Злюка». Кто такая плакса?

Ребенок отвечает.

Родители. Молодец. А помнишь сказку про Царевну-Несмеяну? Да, правильно, она постоянно плакала, когда ей что то не нравилось. Таких плакс очень много среди маленьких девочек и мальчиков. Они постоянно капризничают и хнычут. Давай послушаем, какая «Плакса» у Дмитрия Борисовича в пьесе.

Родители. А кто такая злюка?

Ребенок объясняет.

Родители. Да, к большому сожалению, бывают и такие дети-злюки. Они постоянно сердитые, дерутся и никогда, ни кого не пожалеют. Давай послушаем песню. Какая колючая и злая музыка была. А теперь мы с тобой услышим песню про веселую, энергичную девочку, которая не сидит на месте, а постоянно прыгает, бегает. Эту девочку называют «Резвушка». Резвушка происходит от слова резвая — т. е. это девочка быстрая, живая, энергичная, подвижная. Эта девочка постоянно веселится, бегает, играет, прыгает. Давай послушаем музыку про эту девочку.

Родители. Вот так музыка может передать черты характера, настроения. А теперь давай еще раз послушаем музыку, и ты нарисуешь рисунок к понравившейся музыке.

Музыкальные произведения нужно послушать через некоторое время еще раз, чтобы ребенок мог запомнить музыку. При следующем прослушивании музыки следует уже более детально разобрать средства музыкальной выразительности, помощью которых композитор показал данный образ.

Постепенно у ребенка увеличивается не только музыкальный «багаж», но и словарный. Ребенок уже будет характеризовать образ не однотипными слова: весело, грустно. Постепенно в его лексиконе появляются синонимы: печально, звонко, ласково, мечтательно и т. д. Таким образом, ребенок развивается всесторонне. Это подтверждается в работах многих ученных в частности в статье А. Самбургской «Музыка и мозг ребенка».

 

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду: из опыта работы. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. Груздова И.В. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущности и пути формирования. // Дошкольное воспитание — 2011. — № 2, 79—88 с.
  3. Самбурская А. Музыка и мозг ребенка [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.cub-ritm.net/publ/muzyka_i_mozg_rebenka/12-1-0-152.
  4. Радынова О.П., Катинене  А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. пособие. М.: Академия, 1998. — 240 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.