Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АРТ-ПЕДАГОГИКА В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТОГО РОСТА СТУДЕНТА, СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бадюгина Ирина Александровна
старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна отделения искусств Института филологии и искусств К(П)ФУ, г. Казань
E-mail: ibadyugina@mail.ru
Успешное развитие нынешнего и будущего образовательного процесса определяется качеством профессиональной подготовки специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда социономических профессий в сфере педагогической, социальной, в частности изобразительной деятельности.
В последние годы во многих вузах России активно исследуют проблемы мониторинга качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности студента. Документы в сфере государственной политики образования ориентируют педагогические вузы на подготовку кадров на уровне мировых квалификационных требований, включая освоение инновационных дисциплин, направленных на расширение профессиональных педагогических возможностей ― компетенций и сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Термин компетентность несет разный смысл и понятие, хотя по определению многих исследователей, их суть очень близка. С.Г. Вершловский и Ю.Н. Кулюткин рассматривают компетентность как характеристику личности, В.Ю. Кричевский ― как реализацию функций, В.А. Сластенин ― как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности, Л.И. Панарин ― как личное качество субъекта, как совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе [2]. Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что компетентность ― это возможность не просто обладать знаниями, но скорее потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела — креативно, высокоорганизовано, не только в смысле организации труда, но и, в большей степени, высокой духовной организации. Из этого следует, что современный педагог должен хорошо ориентироваться в педагогических технологиях и уметь выбирать собственную стратегию профессиональной деятельности, обладать современными знаниями в области преподаваемого предмета, быть ответственным за принимаемые самостоятельные решения.
На базе классического университета, дающего педагогическое образование в области изобразительного искусства, выполняющего подготовку учителей ИЗО, у студентов есть возможность личностного роста, расширения своих профессионально-педагогических компетенций за счет включения предмета «Арт-педагогика» в образовательный процесс, что в свою очередь, гарантирует им успех в практической педагогической деятельности с самого ее начала.
Так как, преподавание изобразительного искусства требует от педагога не только развитых творческих способностей, эмоциональности, открытости миру, способности видеть и понимать красоту, но и быть свободным от шаблонов и стереотипов, приветствовать нововведения и инновационные технологии. Одной из таких инновационных технологий является арт-педагогика, находящаяся на данный момент в России на стадии формирования.
Арт-педагогика в научно-педагогическом понимании ― забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности, это мягкий метод развития и изменения личности при помощи разных видов, форм искусства и творчества.
Искусство и его эстетические функции закладывают основы мироощущения, мирочувствования, миросозерцания за счет накопления опыта позитивного переживания эстетических эмоций как фундамента мировоззрения, то есть той части сознания, на которой и строится разумная часть сознания, ценностно-нормативное, концептуальное мышление личности. Компенсирующие, корректирующие, эвристические функции художественных видов деятельности сегодня востребованы в практике образования как здоровьесберегающие технологии сенсорного воспитания, как технологии сохранения психоэмоционального здоровья индивида [1].
Арт-педагогика, по мнению Сергеевой Н.Ю., исследовавшей сущность данного понятия, это инновационная, развивающе-оздоровительная технология, молодое, совершенно особое направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы и универсальные способы привлечения средств искусства для решения многообразных педагогических задач [4].
Основными задачами занятий изобразительного искусства является знакомство обучающихся с широтой и многообразием поля художественно–изобразительной деятельности, изучение техники использования различных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с произведениями великих мастеров, а также создание и восприятие художественных образов. На современном этапе жизни этого не достаточно.
Сегодня психоэмоциональные особенности развития значительной части современных детей характеризуются отягощенным состоянием врожденных факторов слабых дисфункций организма, на фоне негативно провоцирующих социально-экономических факторов жизни, что способствует, в свою очередь, развитию капризно-агрессивного, девиантного поведения, различного рода деструктивных зависимостей [1]. В этих условиях от педагога требуется иная, нестандартная психолого-педагогическая готовность к работе с учащимися.
Сегодня системе образования нужен педагог, владеющий не просто дидактикой стандартизированного предметного обучения, а владеющий системой продуктивно-рефлексивных технологий создания конструктивной среды развития субъектов образовательного процесса [1].
Арт-педагогические техники как мягкие формы организации занятий эстетического цикла не приносят вреда, это методы и приемы, направленные на создание ситуации успеха, путем вовлечения человека в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь), с целью сохранения психоэмоционального здоровья. А это здоровье проявляется в сдержанности, терпимости, уступчивости, требующей от личности ребенка и взрослого развитой способности эмоциональной отзывчивости, так как предметным полем арт-педагогического влияния является, прежде всего, чувственно-эмоциональная сфера личности. По сути, арт-технологии ―это способ самоисследования своего внутреннего мира и путь эмоционально-эстетического и духовно-нравственного развития.
Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работают красками, мелками, глиной, карандашами и другими изобразительными материалами, должна быть очень продуманной для каждого конкретного случая, что требует от педагога значительных усилий в подготовке таких уроков. Художнику-педагогу нужно воспитывать у детей чуткость к тому, какие чувства, настроения способно вызывать искусство, развивать сенсорную культуру, создавать благоприятные условия для гармонизации и раскрытия внутреннего потенциала личности, стимулировать и актуализировать самовыражение, самопознание и саморазвитие ребенка, снижая тем самым уровень внутренней агрессии с помощью арт-педагогических методов и системного творческого взаимодействия с ребенком, подростком, молодым или взрослым человеком.
В современной науке понятие «профессиональная готовность» связывается с профессиональным обучением и отражает не только процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, но также необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально-личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность избранной деятельности [5].Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить, и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем.
Актуальность и перспективность включения арт-педагогики в высшее образование на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, именно для специалистов в области изобразительного искусства, логично аргументировать с позиции экономической целесообразности. Имея знания в области педагогики, более глубоко изучая педагогическую, возрастную психологию, при этом владея мощным арсеналом изобразительных и художественных навыков и средств, арт-педагогика для молодого специалиста ―это один из способов расширения профессиональных компетенций, повышения личностного роста, конкурентоспособности в современной социально-экономической ситуации.
Арт-педагогическая деятельность―самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности, представляющий собой совокупность педагогических действий по реализации профессиональных замыслов и целей средствами искусства, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы [3]. А так как, данная деятельность наиболее востребована в современном сообществе специалистов социономических и творческих профессий, знания, умения и навыки, полученные в вузе, могут широко применяться в социальной и образовательной сферах: в центрах психического здоровья, детских домах, центрах детского творчества, в учреждениях дополнительного образования, в школах, эффективны во всех возрастных группах. Знания методов и приемов арт-технологий даст молодому учителю изобразительного искусства расширить свои педагогические возможности и реализовать свои профессиональные цели и задачи, используя разнообразные художественные средства различных видов искусств, в полной мере.
В условиях современного развития социально-экономических процессов российского общества, классические университеты обращаются к новым образовательным технологиям ―технологиям личностного роста студента, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность будущих специалистов, максимально готовых к практической деятельности, способных быстро включаться в творческие инновационные процессы, быть успешным в профессиональной деятельности и проявлять высокий уровень готовности к её выполнению. Сказанное в полной мере относится к будущим педагогам-художникам.
Список литературы:
- Анисимов В.П. Артпедагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса / В.П. Анисимов // Вестник Оренбургского гос. университета. ― 2003. ― № 4. ― С. 146148.
- Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. ― М.: АПК и ПРО, 2003. ― 101 с.
- Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: монография / Н.Ю. Сергеева. ― М.: Изд-во УРАО, 2010 309 с. (18 п.л.).
- Сергеева Н.Ю. К вопросу о содержании понятия «арт-педагогика» / Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ ― 2008. ― № 1 (11). ― Т. 2. ― С. 114―120 (0,5 п.л.).
- Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. ― М.: ТЦ Сфера, 2004.
дипломов
Оставить комментарий