Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогика высшей профессиональной школы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В КЛАССЕ ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
Павлова Елена Владимировна
канд. пед. наук, доцент Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Е-mail: elena290376@yandex.ru
Процессы реформирования высшей школы, происходящие в современной системе российского образования, влекут за собой принципиальное изменение организации образовательного процесса. Происходит сокращение аудиторной нагрузки, вследствие чего ориентиры в обучении смещаются с преподавания на учение. Под учением в данном случае понимается самостоятельная деятельность студентов в образовании.
Такие условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний. Приоритетной становится систематическая самостоятельная деятельность студента, т. е. самообразование, управляемое преподавателем. В связи с этим проблема организации самостоятельной работы студентов вызывает сегодня пристальное внимание исследователей.
Самостоятельная работа студентов — это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, носящая индивидуальный характер и выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя. В педагогике музыкального образования понятие самостоятельности не столь однозначно. Под самостоятельностью понимают, во-первых, самостоятельность мышления, во-вторых, умение самостоятельно работать на инструменте, в-третьих, поиск эффективных способов работы над музыкальным произведением, а также самоконтроль, способность оценить процесс и результат собственного исполнения.
Класс основного музыкального инструмента — одна из основных дисциплин, которые изучаются студентами музыкально-педагогического факультета в процессе профессиональной подготовки. Целью дисциплины является воспитание разностороннего музыканта, свободно владеющего навыками игры на фортепиано, способного самостоятельно и творчески раскрыть художественное содержание музыкального произведения, готового к концертно-просветительской и педагогической деятельности [6, с. 4]. Практическое воплощение указанных умений возможно лишь в случае хорошей технической оснащенности исполнительского аппарата будущего учителя.
Развитие фортепианной техники — процесс сложный, трудоемкий и длительный, продолжающийся на протяжении всего периода профессиональной деятельности музыканта. Известно, что в технической работе пианисты нередко используют упражнения. Напомним, упражнение — это целенаправленное, многократно повторяемое действие, осуществляемое с целью его совершенствования. Зачастую студенты задаются вопросом: есть ли необходимость использовать специальные упражнения или для развития техники достаточно изучения этюдов и гамм? Мы придерживаемся мнения, что играть упражнения нужно, поскольку именно они дают возможность освоения основных фактурных формул на небольшом по объему музыкальном материале. Помимо того что упражнения представляют собой великолепный материал для разыгрывания, они способствуют еще и выработке технической выдержки, выносливости, уверенности и легкости в исполнении.
В связи с этим важная задача для педагога в фортепианном классе — помочь студенту в организации самостоятельной работы, познакомить с существующими в фортепианной литературе упражнениями для развития тех или иных технических умений и устранения различных исполнительских проблем. Другая задача, не менее важная, — научить студентов осознанному выбору тех средств, которые будут наиболее эффективны в каждом отдельном случае.
Данная работа призвана ориентировать студентов на комплексы упражнений, составленные музыкантами-исполнителями в XIX—XX вв. Все представленные в кратком обзоре методики проверены практикой многих пианистов, действенность упражнений подтверждена временем их существования.
Автор одного из наиболее известных сборников упражнений — Иоганнес Брамс (1833—1897). Прекрасный пианист, композитор, автор ярких и самобытных произведений для фортепиано. В начале 90-х гг. XIX века Брамс издает «51 упражнение для фортепиано» [3]. В силу достаточной сложности упражнения могут применяться студентами, имеющими фортепианную подготовку.
Один из самых популярных сборников упражнений для фортепиано принадлежит французскому пианисту XIX века Шарлю Луи Ганону (1819—1900). Полное название сборника — «Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья» [4]. Каждому упражнению сопутствуют комментарии, в которых указано его назначение, особенности исполнения, в том числе аппликатурные и темповые. Среди пианистов существует мнение, что упражнения Ганона излишне механистичны, лишены художественной ценности. Несмотря на это сборник, бесспорно, может принести пользу и тем студентам, кто только начинает осваивать богатство фортепианной техники, и тем, кто уже имеет подготовку в объеме музыкальной школы или колледжа. В предисловии к изданию автор отмечает, что упражнения рассчитаны на то, чтобы левая рука достигла такой же беглости, что и правая, а это, как известно, часто становится исполнительской проблемой для многих студентов. Кроме того, положительной оценки заслуживает доступность упражнений для разучивания и запоминания.
Упражнения, вошедшие в «Школу виртуозной фортепианной игры» Р. Иозефи, охватывают самые разнообразные формы техники от пятипальцевых упражнений до специальных ритмических этюдов [5]. Рафаэль Иозефи (1853—1915) был учеником выдающихся пианистов своего времени, в том числе Ф. Листа. Крупный исполнитель, имеющий богатый педагогический опыт, Иозефи публикует свой сборник в Нью-Йорке в 1902 г. Затем книга была переведена на многие языки и в 1962 г. опубликована в СССР. В сборнике можно найти упражнения на подкладывание и перекладывание пальцев, на трели, арпеджио, хроматические упражнения, репетиции без подмены пальцев, чередование и перекрещивание рук, различные виды туше, упражнения для большого пальца, на соскальзывание с черных клавиш, глиссандо, скачки, украшения и т. д.
Безусловную пользу в самостоятельных занятиях студентов принесет знакомство с упражнениями, содержащимися в сборнике М. Лонг «Фортепиано — школа упражнений» [9]. Маргарита-Шарлотта Лонг (1874—1966) — выдающаяся французская пианистка, педагог и общественный деятель. Активно концертируя, Лонг шестьдесят пять лет преподавала фортепиано в Парижской консерватории. Главное в техническом развитии, считала Лонг, — артикуляция, ясное и выразительное произнесение музыкальной мысли. На приобретение этого умения и направлены упражнения, содержащиеся в четырех главах сборника (I — Упражнения с задержанными нотами, репетиции, трели, мордент; II — Двойные ноты; III — Гаммы и арпеджио; IV — Октавы, аккорды, скачки, тремоло, глиссандо). Краткость и простота упражнений делают их освоение доступным даже для начинающих пианистов. В предисловии автор подчеркивает, что изучение упражнений в последовательности, предложенной в сборнике, не является обязательным. Важным, на наш взгляд, является убеждение пианистки в том, что одних упражнений для формирования техники недостаточно. «Этюды, и, я настаиваю, прежде всего этюды Черни, — их необходимое дополнение» [9, с. 125].
Автор следующего сборника — Анна Абрамовна Шмидт-Шкловская (1901—1961). Имя выдающегося ленинградского педагога, ученицы Ф.М. Блуменфельда, известно благодаря результатам лечения профессиональных заболеваний пианистов, которое А.А. Шмидт-Шкловская успешно осуществляла по специально разработанной системе. Кроме того, занятия с педагогом помогали пианистам избавляться от мышечной скованности, физических неудобств во время игры, преодолевать технические трудности. В книге Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков» [11] раскрыты принципы организации исполнительских движений и упражнения, на протяжении многих лет применяемые автором в работе с учениками (упражнения на освоение приемов звукоизвлечения, дуговых и боковых движений, трелей, репетиций, интервалов, гамм и арпеджио, упражнения на растяжение и взятие аккордов). Упражнения сопровождаются подробными методическими комментариями. Среди основных принципов методики А.А. Шмидт-Шкловской следующие:
1. Принцип поддержки руки корпусом и мышцами плечевой кости.
2. Принцип опоры «свода» не в «косточки», а в середину ладони.
3. Принцип «проводимости звука», согласно которому звук как бы протекает по всей руке.
4. Принцип растяжения: не «растяжение» пальцев, а «раздвижение» ладони.
5. Играть репетиции, не забирая пальцы под ладонь.
6. Ограничение в использовании кистевых приемов [11, с. 8].
Изучение содержания сборников показало, что принципы построения большинства упражнений таковы:
1. Вычленение и многократное повторение элемента:
a. на одном месте с перерывом между повторениями;
b. на одном месте без перерыва между повторениями;
c. с переносом руки на октаву вверх или вниз.
2. Образование секвенции на основе вычленяемого элемента.
3. Зеркальный принцип, предпочтительно с использованием интервальной симметрии.
В заключение подчеркнем, что работа над упражнениями требует осознанного их выполнения, непрерывного слухового контроля, рационального распределения времени, отведенного для упражнений. «Особенно нетерпимы бессмысленные и бесконечные повторения одно отрывка, так часто наблюдаемые у нетерпеливых учащихся», — писал Е.Я. Либерман [8, с. 142]. Установить точную норму количества повторений упражнения, безусловно, нельзя. В работе следует руководствоваться следующими правилами: не следует заниматься до ощущения сильной умственной и физической усталости; эффективными являются упражнения, выполненные с полным вниманием; игра упражнений не должна сопровождаться даже небольшими мышечными зажимами. Только регулярные, целенаправленные и настойчивые занятия помогут студентам достичь ощутимых результатов.
Список литературы:
- Бланше Э.Р. Современная фортепианная техника. — СПб.: Композитор, 1999. — 80 с.
- Бобылева Н.И.Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на многоуровневую систему образования: учеб.-метод. пособие. — Архангельск: КИРА, 2007. — 138 c.
- Брамс И. 51 упражнение для фортепиано. — М.: Музгиз, 1961. — 72 с.
- Ганон Ш.Л. Пианист-виртуоз. — Будапешт: Музыка, 1964. — 117 с.
- Иозефи Р. Школа виртуозной фортепианной игры. — М.: Музгиз, 1962. — 136 с.
- Классосновного музыкального инструмента, Концертмейстерский класс, Класс дополнительного музыкального инструмента, Ансамбль, Детская инструментальная (фортепианная) музыка, История и теория инструментального искусства, Методика обучения игре на музыкальном инструменте и педагогическая практика: учеб.-метод. комплекс по дисциплинам / сост. Г.К. Воротникова и др. — Чебоксары: ЧГПУ, 2007. — 120 с.
- Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. — М.: Музыка, 1966. — 108 с.
- Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. — М.: Музыка, 1971. — 144 с.
- Лонг М.Ш. Фортепиано — школа упражнений. — Л.: Музгиз, 1963. — 125 с.
- Фортепианные упражнения для развития технических навыков студентов: учеб.-метод. пособие / сост. А.В. Иванова, Е.В. Павлова. — Чебоксары: ЧГПУ, 2011. — 53 с.
- Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. — Л.: Музыка, 1985. — 69 с.
дипломов
Оставить комментарий