Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Дуйсебек А.Т. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дуйсебек Адильхан Толегенулы

канд. хим. наук, Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина Министерства образования и науки Республики Казахстан, Директор центра развития МКШ, г. Астана,

Е-mail: duisebek56@mail.ru

 

В условиях перехода к постиндустриальному обществу многократно возросла роль образования как мощного ресурса и инструментария создания инновационной системы и развития человеческого каптала страны. Еще в XIX веке французский ученый Луи Пастер предвидел, что из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит других в области мысли и умственной деятельности. Чем успешнее осуществляется модернизация системы образования, тем выше возможности страны для динамичного и устойчивого развития.

В последнее время в Республике Казахстан принят ряд концептуальных нормативно-правовых документов, определяющих стратегию, задачи и механизмы перевода образовательной системы страны в режим, адекватный вышеуказанным мировым тенденциям и целям достижения нового качества образования на всех его уровнях.

Принят новый закон РК «Об образовании». Реализуется Государственная программа развития образования РК на 2011—2020 годы [3, с. 2—60]. Программа, как организационная основа государственной политики в сфере образования, представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Принят Национальный план действий по развитию функцио­нальной грамотности школьников на 2012—2016 годы [8, с. 2—22], предусматривающий улучшение содержательного, учебно-методичес­кого, материально-технического обеспечения образовательного процесса и призванный обеспечить развитие функциональной грамотности школьников Казахстана. В данном документе в качестве ориентира для обновления содержания и методов обучения обозначены такие ключевые компетенции выпускника средней школы, как управленческие, информационные, коммуникативные, социаль­ные, личностные, гражданские и технологические. Кроме ключевых компетенций выделены предметные компетенции, означающие освоенные знания, умения, навыки в рамках учебного предмета.

Постановлением Правительства РК № 1080 утвержден новый Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего образования) [4, с. 2—30]. Одним из важных принципов в стандарте заявлено обеспечение единства и оптимального соотношения когнитивного, аксиологического и деятельностного компонентов содержания среднего образования. Это закладывает основы отхода от традиционного знаниецентризма в образовании и усиления деятельностно-развивающего характера обучения при одновременном повышении воспитательного потенциала обучения. В государственном общеобязательном стандарте образования (ГОСО) предусмотрено определение результатов обучения в трех аспектах: личностном, системно-деятельностном и предметном.

Степень освоения обучающимися базового содержания учебных предметов и качество их знаниевой подготовки будут определены через оценивание предметных результатов на двух уровнях: базовом и продвинутом.

ГОСО включает различные варианты типовых учебных планов, в том числе для углубленного изучения предметов, открывающие более широкие возможности для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. Впервые отражены требования к финансовому и материально-техническому обеспечению организа­ции образовательного процесса и условиям охраны здоровья и обеспечения безопасности жизни обучающихся.

Обсуждая вопросы обновления содержания отечественного школьного образования, мы отдельно остановимся на некоторых важных аспектах трансформации содержания образования, связанных с новым временем, т. е. глобализацией и переходом к постиндустри­альному обществу.

1.Утилитарно-прагматическое мировоззрение человека, господствовавшее в индустриальную эпоху и ориентированное на производство все большего объема материальных благ, привело к усилению социального расслоения человечества, глобальному экологическому кризису, угрожающему истощением природных ресурсов планеты.

По мнению С. Капицы, причины современного кризиса «обусловлены той упрощенной, даже механической моделью социального развития, которая до сих пор владеет умами». У многих людей образование остановилось на механической картине мира. Поэтому формирование правильного мировоззрения, которое соответствовало бы современному этапу развития цивилизации, имеет первостепенную важность для человечества в целом.

Новая философия развития человечества связывается с необходимостью преодоления доминирования его технократического мышления, отходом от материально-энергетических критериев прогресса, сменой антропоцентристской позиции на биоцентристскую, позволяющую человеческой цивилизации перейти на путь устойчи­вого безопасного развития [6; 10].

«Наша первейшая задача — научиться слушать природу, чтобы понять ее язык», — говорил И. Тамм.

По этому поводу В.Г. Архипкин, В.П. Тимофеев [1] утверждают, что сейчас значимость образования определяется не только тем, что на его основе можно успешно решать различные проблемы, стоящие перед человеком и обществом. Оно важно и само по себе как неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого человека, дающая возможность ориентироваться не только в мире вещей, но и в мире идей, ценностей, в измерениях человеческой культуры.

В.М. Розин [9, с. 57] считает, что «человек-специалист — только часть человека, но и личность — часть человека, хотя и существенная часть, есть и другие «части» — тело (телесное существо), психика (психическое существо), дух (духовное существо), социальный индивид (родовое существо) и т. д. Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, родового, и личности — и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем».

По мнению профессора И.М. Ильинского [5, с. 173—174], образование, если оно претендует на адекватность обеспечения безопасного будущего для человечества, должно соответствовать новой парадигме развития, а следовательно, «должно быть не просто модернизировано или реформировано, а стать другим». По его мнению, экономический человек должен уступить место человеку человечному, а «потребительское общество», «цивилизация удовольствий», «виртуальная реальность» и шабаш иррациональ­ности — ценностно-ориентированной исторической воле, призванной изменить нынешний ход событий с тем, чтобы избежать планетарной катастрофы.

Отсюда возникает необходимость последовательного перехода от рациональной модели естественнонаучного образования, подчиненной сугубо социально-экономическим заказам и служившей основой конкурентоспособности, развития индивидуальности и предприимчи­вости человека, к модели образования для устойчивого развития, основанной на концепции социоприродной коэволюции мегасистемы «Природа-Общество-Человек-Культура» и постулатах космоноосфер­ных, синергетических, постнеклассических знаний.

Б.А. Мукушев [7, с. 4], отмечает, что синергетика, т. е. теория самоорганизации, является универсальной теорией, отражающей принципы и закономерности эволюции социоприродного и духовного в целом. Она выступает в качестве новой методологии всех наук, формирует новое мировоззрение, новый научный подход к познанию окружающей нас действительности.

По мнению В.Г. Буданова, методология синергетики поможет вернуться к фундаментальному образованию, «…дающему целостное видение природы, человека и общества в контексте междисцип­линарного диалога…» [2, с. 42].

Таким образом, новая парадигма образования,строящаяся на системно-синергетических, постнеклассических подходах,предполагает интеграцию философского, естественнонаучного и гуманитарного, технического и технологического, информационного компонентов познания мира и обучения путем конвергенции интеллектуальных, духовных и эмоционально-ценностных, психоло­гических, физиологических качеств человека. Онаотодвигает трансляционную функцию на периферию, вместо этого приоритетное место начинает занимать созидательно-творческое, развивающее начало, функции изучения и моделирования будущего, адекватного реагирования на современные изменения, что может выступать в качестве главного и мощного фактора формирования эколого-ноосферного сознания людей, принятия биоадекватных решений и опережающего антикризисного моделирования. Такое образование способствует вскрытию и использованию синергетических механизмов, заложенных в природе, человеке, позволяет наиболее полно овладевать потенциальными, более высокими возможностями человеческого разума и обеспечивает тем самым переход в ноосферу.

2.Новые реалии современного мира: глобализация, универсализация и унификация человеческой цивилизации — усиливают необходимость интеграции личности как в систему национальной, так и мировой культуры, возвращение к национально-культурным корням формирования человека, дающим ему неиссякаемую, живительную силу. Только образование, берущее свое начало от благородных национальных ценностей и адапти­рованное особенностям национального менталитета, будет иметь свою фундаментальность, устойчивость и мощный воспитательный потенциал. Наоборот, образование, оторванное от национальных корней или ориентируемое на учения, привнесенные извне, утрачивает свои основательные принципы природосообразности и культуро­сообразности.

Существующие в сознании народа в виде социогенетического кода, имплицитно присутствующие в духовном наследии человечества такие нравственные императивы, как совесть, гордость, достоинство, самосознание, доброта, должны расшифровываться через содержание знаний, средствами образования. Отсюда исходит вывод о том, что в средней школе и особенно в начальнойнельзя считать второстепенной инвариантную часть учебного плана предметовэстетического направления, т. е. музыки, изобразительного искусства, технологии, и допускать сокращения их доли. Наоборот, необходимо уделять им чуткое внимание, насыщать их содержание ценностями национальной и мировой культуры, ибо именно эти предметы являются инструментарием формирования у детей прекрасных чувств красоты, свободы, любви и творчества, основой их дальнейшегодуховного, культурного и эмоционально-ценностного развития.

В этом контексте одним из важных механизмов сохранения национальной самобытности образования и усиленияказахстанского компонентапослужит внедрение в его содержание результатов Национальной стратегической программы «Мәдени мұра» («Культурное наследие»), целью которой является развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны.

Овладение культурным наследием — это основа исторической памяти народа и национального самосознания, без которой человек не может стать полноценной личностью. Поэтому определенно важно, чтобы новые и систематизированные знания, полученные в рамках реализации программы «Мәдени мұра», были включены в учебники и учебные программы всех уровней образования. В процессе воспитания и обучения эти национальные, народные духовные и культурные ценностибудут давать неиссякаемую, живительную силу для формирования личности, способной к культурному саморазвитию, служению благородным национальным и общечело­веческим целям.

 

Список литературы:

  1. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира: Учеб. Пособие / Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2002. — 320 с.
  2. Буданов В.Г. Эпоха бифуркаций и синергетика в образовании // Московский синергетический форум. Тезисы. — М., 1996. — С. 42.
  3. Государственная программа развития образования РК на 2011—2020 годы / Указ Президента Республики Казахстан № 1118, Астана, Акорда, 7 декабря 2010 г. — 60 с.
  4. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего образования) / Постановление ПравительстваРК № 1080 / г. Астана, 23. 08. 2012 г. — 30 с.
  5. Ильинский И.М. Образовательная революция. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. — 592 с.
  6. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия,1990. — 352 с.
  7. Мукушев Б.А. Теоретические основы формирования синергетической культуры учащейся молодежи. Автореферат дис. на соискание ученой степени д.п.н. — Караганды, 2006. — 42 с.
  8. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012—2016 годы / Постановление Правительства РК № 832 от 25 июня 2012 г. — Астана, 2012. — 22 с.
  9. Розин В.М. Философия и методология: Традиция и современность // Вопросы философии. — 1996. — № 11. — С. 57—59.
  10. Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Устойчивое социоприродное развитие. — М., 2006. — 330 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.