Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 июля 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТЯХ КАК ОСНОВАНИЯХ СУБЪЕКТНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ УЧЕНИКА
Картамышева Любовь Владимировна
директор МОУ гимназия № 1, г.о. Самара
E-mail: pednauka@mail.ru
Среди многих проблем, стоящих перед современным образованием, важное место занимает проблема воспитания человека, обладающего определенной жизненной позицией.
Жизненная позиция, — по утверждению ученых, — проявляется в поступках, совершенствуется в процессе обновления ценностей, обретения опыта. Она составляет сущность, ценностный потенциал нравственной жизни. Жить — это и значит утверждать жизненную позицию, добиваться единства слова и дела, соответствия своего поведения моральному долгу. Позиция — важнейший элемент нравственной жизни человека [8, с. 8].
Однако, как показывает наш опыт работы с учителями, такое понимание жизненной позиции присуще далеко не всем педагогам. Многие полагают, что важно воспитать в ребенке умение отстаивать свою позицию, но не задаются вопросом, что эту позицию наполняет. Но человека можно научить отстаивать свою позицию, свое мнение относительно того, что может принести вред другим людям. На получивших в последнее время широкое распространение различных тренингах личностного роста, достижения жизненного успеха и т. д. учат отстаивать именно выгодную для себя позицию любой ценой, переступая через интересы других людей.
Поэтому столь важно сегодня обращение к проблеме наполнения жизненной позиции человека нравственным содержанием. Мы полагаем, что в данном контексте можно вести речь о субъектно-нравственной позиции человека как совокупности его нравственных отношений к миру, к людям и к себе. В основаниях этих отношений, раскрывающих связи человека с другими людьми, находятся ценности, которые инициируют, регулируют и направляют его деятельность, общение, взаимодействие с другими.
Ценности как мотивы, как смысловые образования, как ценностные ориентации в своей деятельности, — по утверждению В.П. Бездухова, — направляют и регулируют педагогическую деятельность [1, с. 68]. С нашей точки зрения, в данном контексте можно говорить не только о педагогической деятельности, но и о любом другом виде деятельности человека, которая есть определенный тип отношений человека к миру и к людям.
Поскольку отношения образуют содержание позиции, которое реализуется в деятельности, а ценности инициируют деятельность человека, то можно утверждать, что содержательное наполнение субъектно-нравственной позиции составляют ценности, что не противоречит, на наш взгляд, пониманию позиции как совокупности отношений. Данное утверждение базируется на понимании М.С. Каганом ценности как отношения к… [6, с. 50].
И здесь возникает вопрос: «Что же это за ценности?». Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к классификациям ценностей.
В науке существуют различные классификации ценностей. Так, Г.П. Выжлецов, выделяя духовные ценности, социальные ценности, экономические ценности, материальные ценности [4, с. 75], считает, что важна и необходима не сама по себе классификация, а именно иерархия ценностей. Такая иерархия строится, по мнению ученого, на основании внутреннего содержания и целостной структуры самой ценности.
М.С. Каган, в отличие от Г.П. Выжлецова, полагает, что не следует выделять ни материальные ценности, ни экономические ценности, поскольку это нечто, подлежащее бухгалтерскому учету, а не философско-культурологическому осмыслению: «Нельзя же, в самом деле, — подчеркивает М.С. Каган, — относить к одному типу отношений любовь к человеку и потраченные на него деньги только потому, что в обоих случаях мы говорим, что он “дорогой”» [6, с. 41]. Ученый доказывает, что можно говорить о эстетических, нравственных, политических, художественных, религиозных, экзистенциальных ценностях.
Довольно полно проблема классификации ценностей рассматривается в работе В. Брожика.
Согласно первой классификации, анализ которой представляет ученый, ценности подразделяются на материальные и духовные: «К материальным ценностям обычно относят “материальные блага”, а к духовным — достижения познания, науки, культурные явления, искусство и т. п.» [3, с. 187].
В рамках второй классификации ценности делятся на действительные и «воображаемые». Действительная ценность — это то, что существует, воображаемая ценность — это то, чего субъект желает, представляет как ценностное [3, с. 189—190].
С нашей точки зрения, в контекст данной классификации вписывается предлагаемая французским философом И. Гобри классификация ценностей: ценности спонтанные и ценности установленные [6, с. 57].
Осмысливая предлагаемую И. Гобри классификацию ценностей, М.С. Каган отмечает, что ученый выделил четыре ценности (польза, красота, истина, добро), каждая из которых проявляется двояко, поскольку ценности могут быть «спонтанно возникающими» и «установленными». Искусственное разделение ценностей на «спонтанно возникающие» и «установленные» человеком привело к надуманному противостоянию «этических» ценностей и «нравственных», к признанию однопорядковыми «витальных» ценностей и «экономических» [6, с. 57].
С этой точки зрения, польза, например, как ценность спонтанная — это ценность витальная, а как ценность установленная — экономическая.
Согласно третьей классификации, «по происхождению и по характеру выполняемых функций ценности можно делить на первичные, вторичные, третичные. Первичные ценности удовлетворяют биологические (хотя и очеловеченные) потребности человека. К ним принадлежат ценности всех основных средств существования, которые природы предоставляет человеку в состоянии, пригодном для непосредственного употребления. К вторичным ценностям относятся создания рук человеческих, и прежде всего средства труда. Это есть ценности, которые представляют собой опредмечивание рабочей силы, это продукты процесса труда. К третичным ценностям относятся средства коммуникации, которые служат специфическим общественным потребностям как условия воспроизводства сущностных сил общественного человека» [3, с. 190—191].
В контексте четвертой классификации различаются априорные и апостериорные ценности. Такое различение ценностей основывается на генезисе потребностей. Априорные ценности — это ценности, являющиеся предметом врожденных потребностей человека (например, ценность пищи). Апостериорные ценности являются предметом потребностей, устанавливаемых обществом (например, культурные потребности) [3, с. 191].
В рамки данной классификации вписывается «инвентарное описание априорных категорий» французского философа и эстетика М. Дюфрена, в котором ученый выделял три класса ценностей: блага, обращенные к обладанию (приятное, полезное и прекрасное); блага, обращенные к познанию (истинное); блага, обращенные к уважению (священное, гуманное, справедливое) [6, с. 56 — 57].
Пятая классификация основывается на временном признаке ценности (нынешние, прошлые и будущие ценности). Прошлые ценности уже не удовлетворяют непосредственно потребности человека, но все еще по праву признаются ценностями. К ним могут быть отнесены культурно-исторические ценности, с которыми субъект встречается во всех областях человеческой деятельности. Нынешние ценности — это ценности, которые сегодня удовлетворяют потребности человека. Будущие ценности существуют лишь в представлении человека как идеалы или проекты ценностной деятельности [3, с. 193—194].
В основу шестой классификация положены цели, которым служит та или иная ценность. С этой точки зрения выделяются финальные и инструментальные ценности: «Финальная ценность — это целевая ценность, которая будучи результатом процесса создания ценностей, пробуждает у нас определенную потребность, поскольку выступает в качестве ее предмета. Инструментальная ценность — это ценность средства, которое необходимо в качестве орудия создания финальных ценностей» [3, с. 194].
С данной классификацией перекликаются выделенные А.О. Бороновым и П.И. Смирновым социально-целевые, социально-инструментальные, персонально-инструментальные, субъективно целевые и общечеловеческие группы ценностей [5, с. 16]. При этом ученые конкретизируют все группы ценностей (социально-целевые — Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело и др.; социально-инструментальные — Право, Свобода, Справедливость и др., и т. д.), кроме общечеловеческих.
Однако, как показывает анализ научной литературы, исследователями выделяются определенные общечеловеческие ценности. Например, с точки зрения В.А. Караковского к таким ценностям относятся: Земля (общий дом человечества, земля людей и живой природы), Отечество (единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная ему предками), Семья (начальная структура, единица общества), Труд (основа человеческого бытия), Знания (результат разнообразного и прежде всего творческого труда), Культура (великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей), Мир (покой и согласие между людьми, народами и государствами), Человек (абсолютная ценность, «мера всех вещей») [7].
В рамках седьмой классификации осуществляется деление ценностей на утилитарные, эстетические, правовые, религиозные и т. д. [3, с. 194].
Анализ данных классификаций ценностей показал, что в контексте формирования субъектно-нравственной позиции человека особое значение представляют именно нравственные ценности, на базе которых возникают моральные нормы. Ценность первична по отношению к моральному требованию, моральной норме, так как в деятельности, общении и поведении закрепляются те требования и нормы, которые представляют ценность для человека.
Присвоенные учеником ценности оказывают нормативно-регулирующее воздействие на его отношения с одноклассниками, учителями, людьми. В данном случае нет никакого противоречия, поскольку мораль не исключает нормативности. «Она предполагает элемент долженствования, определенные нормативные моменты. Не следует только буквально понимать наличие нормативности как внешней заданности. Нормативность не отрицает свободы для развития, для творчества. Именно нормы, которые регулируют взаимоотношения между учителем и учеником, позволяют осуществлять свободный выбор между различными основаниями деятельности и поведения. Отсутствие нормативности в моральной сфере и приводит к хаосу, к безответственности, к своеволию. В конечном итоге, нормативность — это уже достигнутый уровень нравственного развития общества, это результат духовного производства, предстающий в качестве нравственного ориентира развития личности» [2, с. 53].
Как норма, ценности приобретают значение принципов (норм) деятельности, которая и реализуется в адекватной содержанию деятельности позиции.
Нравственные ценности — это одна из форм проявления моральных отношений в обществе. Под нравственной ценностью понимается, во-первых, нравственное значение личности и ее поступков и, во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания.
По мнению М.С. Кагана такие нравственные ценности, как Добро, Благородство, Справедливость, Самоотверженность, Бескорыстие, Альтруизм и др., непосредственно проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, но характеризуют не проявление (внешний облик, «тело») этого поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию, «...поэтому нам не нужно видеть, как совершен поступок, чтобы дать ему нравственную оценку, необходимо лишь знать, почему он совершен: скажем, узнав, что некто бросился в воду, спасая тонущего, я не могу вынести нравственное суждение заочно, прочитав об этом в газете, но при этом должен либо знать, либо предполагать, чем вызвано это действие - нравственным чувством, или желанием покрасоваться перед окружающими, или корыстным стремлением получить награду за этот подвиг, или безрассудством пьяного, или страхом перед начальством, которое приказало это сделать... Уже Демокрит понимал, что нравственной оценке подлежит не сам поступок человека, а его мотивация» [6, с. 107].
Мы считаем, что именно нравственные ценности содержательно наполняют субъектно-нравственную позицию человека, так как они находят свое выражение через такие отношения как любовь, уважение, внимание и забота о счастье другого, то есть нравственные отношения.
Список литературы:
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара: СамГПУ, 1997. 172 с.
- Бездухов В.П. Гуманизация образования в изменяющемся мире // Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 22 — 66,
- Брожик В. Марксистская теория оценки / пер. со словац. М.: Прогресс, 1982. 264 с.
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб: Санкт-Петербургский университет, 1996. 156 с.
- Ильин В.В. Аксиология. М.: МГУ, 2005. 216 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997. 205 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика; Новая школа, 1993. 80 с.
- Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / редкол.: А.И. Титаренко (отв. ред,) и др. М.: Мысль, 1982. 295 с.
дипломов
Оставить комментарий