Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ
Сунь Ди (Китай)
аспирант, Казанский федеральный университет, г. Казань
E-mail:
Многие китайские учёные, в том числе известный историк, литератор, автор книги «История образования Древнего Китая» Ся Лйан Чэй, считают, что семейное воспитание в Древнем Китая сформировалось на основе семейных правил, напоминающих домостроевский уклад, и отличалось большой строгостью. Семейное воспитание включало в себе формирование у детей мировоззрения и, прежде всего, нравственных основ жизни, передачу жизненного опыта родителей, а также навыков познания окружающего мира.
В периоды Весна и Осени, Воюющих царств, во времена правления династии Цинь и Хань основная задача семейного воспитания состояла в передаче детям феодальных правил нравственности и в поощрении их стремления к учёбе. Можно выделить несколько основных особенностей семейного воспитания этого периода.
1.Изучение «Ли»(«Книга ритуалов») и «Ши»(«Книга стихов»); сочетание умственного и нравственного воспитанияю
Первым семейным воспитателем стал, как известно, Конфуций. Воспитание Конфуцием его сына Кон Ли впервые описано в книге «Лун Юй» («Беседа и обсуждение»), которую написали ученики Конфуция :
"один ученик Конфуция спросил Кон Ли :
— Ты слышал от него что-нибудь особенное?
Кон Ли ответил:
— Нет. Однажды, когда он был один, я быстро пересекал двор, и он спросил:
— Ты уже изучил «Ши»?
Я ответил, что ещё нет, и тогда он продолжил:
— Не изучив «Ши», ты не сможешь вести беседу.
Удалившись, я взялся за изучение «Ши». В другой раз, когда он опять был один в саду, а я проходил мимо, он поинтересовался, изучал ли я ритуалы. Услышав мой отрицательный ответ, он сказал:
— Не зная ритуалов, ты не найдёшь своего места в жизни.
Я сразу же принялся изучать ритуалы. Только это я от него и слышал.
Расставшись с Кон Ли, ученик Конфуция радостно воскликнул:
— Я спрашивал об одном, а узнал о многом: о стихах, о ритуалах и о том, что этот благородный муж не ставит своего сына выше своих учеников”.
«Ли»и «Ши» — главные книги в конфуцианском воспитании. Со своими учениками Конфуций изучал стихи, ритуалы, историю и музыку. Конфуций говорил: «Расцветай вместе с Ши, утверждайся с Ли и завершай самосовершенствование и самовоспитание музыкой».
Конфуций особенно подчеркивал важность знания ритуалов. Воспитывая сына, он часто говорил ему что, не изучив ритуалы , человек не сможет найти своего места в жизни. По его мнению, ритуалы — правила поведения различных людей. Люди из разных общественных сословий соблюдают разные ритуалы согласно их положению. Ритуалы являлись основой отношений между людьми той эпохи и определяли место человека в обществе и его поведение.
Конфуций одинаково высоко оценивал умственное и нравственное воспитание.
2.Воспитание честности
Для китайцев одной из важных целей семейного воспитание было воспитание в детях честности. Конфуций говорил о том, что человек должен быть честным в словах и решительным в поступках. Благородный муж должен стыдиться, когда его слова остаются лишь словами, не выливаясь в дела.
Одним из главных залогов успешного и правильного семейного воспитание являлись честные отношения между родителями и детьми: родители должны всегда сдерживать свои обещания, данные детям, об обмане не может быть и речи. Об этом написано во многих древних книгах. Пример, в «Ли Цзи Цю Ли» («сборник ритуалов», автор не известен ), которая является комментарием к древней книге «Ли», написано следующее: «Родители — пример для своих детей, а потому не должны их обманывать». То есть родители должны своим поведением воспитывать в детях честность. Китайцы думали, что нельзя обманывать детей, потому что детский характер и личность ребёнка очень нестабильны. Ребёнок — как расплавленный металл или каолин — приобретает заданную ему форму. Если родители всегда честны в своих словах и поступках, то честными вырастут и их дети.
О важности воспитания в детях честности говорится и в «Хан Фы Цзу. Вай Чжу Чжго Шан» («Древнекитайские рассказы» автор Хан Фы Цзу, живший в период воюющих царств(475 — 221 гг.)): «Цзэн Цзы с женой и маленьким сыном пришёл на рынок. Увидев мясо, ребенок со слезами начал просить его. Мать пообещала сыну по возвращении домой зарезать поросенка и приготовить мясо. Придя домой с рынка, Цзэн Цзы собрался зарезать поросенка, однако жена принялась его останавливать, говоря, что она пошутила, лишь бы успокоить мальчика. На это он ответил: «Нельзя обманывать маленьких детей: они ставят своих родителей в пример, смотрят на них, как на образец для подражания. Сейчас ты обманываешь сына, а значит, учишь его самого обманывать. Он не будет тебе доверять, а мы не сможем дать ему правильное воспитание». И с этими словами Цзэн Цзы зарезал поросенка и сварил мясо для сына , выполнив общение жены”.
По этому примеру можно судить о том, как китайцы оценивали вред, который наносит детям обман. Подражая родителям, ребёнок также начнёт лгать, и отношения в семье испортятся. Потому родители, чтобы не лишиться авторитета, должны всегда сдерживать свои слова.
3.Воспитание у детей стремления к учёбе.
В период Весны и Осени, Воюющих царств, во времена правления династии Цинь и Хань не только правители, но и простые люди дорожили воспитанием у своих детей стремления к учёбе. Первый император династии Лю Пан в детстве не любил учиться, а грамотные и образованные люди его раздражали. Однако, став императором и прислушавшись к советам своих министров, он понял, насколько важны знания и грамотность. Занимаясь воспитанием сына, принца Лю Пия, он руководствовался уже тем соображением, что без знаний правитель не может быть мудрым.
В письмах к сыну он писал следующее: «Я жил, рос в беспорядочное военное время, когда все считали знания ненужными для жизни. Я и сам думал, что учиться не стоит, однако, став императором, понял всю важность грамотности. Сейчас, вспоминая своё прошлое, я очень желаю о том, что не учился тогда …»
«Когда я был молодым, учёба меня не интересовала, но сейчас я много читаю, занимаюсь собой. Я стал более грамотным, хотя больших успехов в учёбе не добился. Ты же сейчас хуже, чем я был в твои годы! Тебе нужно больше заниматься. Для того, чтобы стать грамотным, надо серьёно учиться»
В этих письмах Лю Пан критикует самого себя и признаёт свои ошибки в отношении учёбы. Он проанализировал исторические причины пренебрежительного отношения к учёбе у своих современников и пожалел, что не занимался самообразованием, когда был ребенком, а понял всю важность знаний и необходимость грамотности только во время своего правления. Лю Пан воспитывал сына согласно своим принципам и опыту, считая этот способ воспитания более эффективным , нежели сухие правила.
Кон Чжань — потомок Конфуция в 11-м поколении — жил во время правления династии Западной Хань(206 г. до н.э. — 23 г. н.э.). В одном из писем своему сыну он писал следующее: «В последнее время я слышу, что ты добросовестно занимаешься и часто обсуждаешь с друзьями учёбу. Ты правильно делаешь, и я очень рад за тебя. Воля человека играет важную роль в его делах. Только постепенность и постоянство помогут добиться цели. Вода нежна, но точит камень, червь слаб, но губит дерево. Вода не стамеска, червь не долото, но почему нежные и слабые формы губят прочные вещи? Именно благодаря их постоянному воздействию на предмет».
В этом письме Кон Чжань поощряет добросовестное занятие учебой и подсказывает сыну, что добиться успехов можно лишь благодаря последовательности и постоянству. Как говорится, из капель воды образуется море. Он сравнивает стабильность в учёбе с двумя природными процессами, работой воды и червя, подразумевая, что краткого пути в мир знаний не существует. Знания должны накапливаться: учёным за один день стать невозможно.
Необходимо отметить, что в периоды Весны и Осени, Воюющих царств и во времена правления династии Цинь и Хань семейное воспитание было отражено лишь в немногих книгах и письмах. В разных семьях существовало своё понимание и свои способы семейного воспитания. Не было строгой системы в семейном воспитании и не было специальных работ по педагогике. Данный период является лишь начальным этапом становления системы семейного воспитания и закладывания семейных правил.
Список литературы
- Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании — М.: Педагогика, 1979 г., с 371
- Теплюк С. «Отечественная культура в нравственном воспитании»// Дошкольное воспитание, 2004, № 2, с 12—14.
- 喻岳衡历代名家训— 岳麓出版社 1991 — 443页
- 中国教育大系- 历代教育制度— 教育出版社 1994 — 347页
- 中国教育思想通史第四卷— 湖南教育出版社 1994 — 562页
дипломов
Оставить комментарий