Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2015 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Терелянская Е.В. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКЕ  БАКАЛАВРОВ  СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ

Терелянская  Елизавета  Викторовна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  социальной  работы  Волгоградского  государственного  социально-педагогического  университета,  РФ,  г.  Волгоград

E-mail: 

 

ART  AND  CREATIVE  TECHNOLOGIES  IN  PROFESSIONAL  EDUCATION  OF  THE  BACHELORS  OF  SOCIAL  WORK

Elizaveta  Terelyanskaya

сandidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  social  work  department  of  Volgograd  State  Social-Pedagogical  University,  Russia,  Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются  художественно-творческие  технологии  как  средство  формирования  профессиональной  компетентности  студентов  —  будущих  бакалавров  социальной  работы.  Описана  система  формирования  профессиональной  компетентности  за  счет  создания  условий  для  реализации  педагогического  потенциала  художественно-творческих  технологий.

ABSTRACT

There  are  considered  the  art  and  creative  technologies  in  the  aspect  of  practical  assistance  to  customers  and  the  formation  of  professional  competence  of  social  workers.  There  is  described  the  system  of  formation  of  a  future  social  worker’s  professional  competence  by  means  of  creating  the  conditions  for  realization  of  pedagogic  potential  of  art  and  creative  technologies  as  the  system  forming  means.

 

Ключевые  слова:  художественно-творческие  технологии;  студенты;  бакалавры  социальной  работы;  профессиональная  компетентность;  социально-культурный  проект.

Keywords:  art  and  creative  technologies;  students;  professional  competence;  culture  project.

 

Выпускники  программ  бакалавриата  по  направлению  подготовки  39.03.02  «Социальная  работа»  должны  быть  готовы  решать  профессиональные  задачи  в  области  социально-технологической,  организационно-управленческой;  исследовательской;  социально-проектной  деятельности.  И  они  объективно  нуждаются  в  использовании  целого  комплекса  подходов,  технологий,  методов  в  силу  многогранного  характера  самих  реальных  проблем  отдельного  человека,  групп  или  организации.  Художественно-творческие  технологии,  как  инновационные  технологии  социальной  работы,  создают  условия  для  реализации  на  практике  основного  принципа  социальной  работы  —  «помощь  для  самопомощи»  и  для  комплексного  решения  проблем  клиентов.

Содержательно  художественно-творческие  технологии  социальной  работы  отражают  различные  виды  и  формы  музыкальной,  изобразительной,  драматической  и  другой  эстетической  деятельности.  Данный  вид  социальных  технологий  применяется  с  целью  качественного  преобразования  человека  или  группы  в  процессе  совместной  художественно-творческой  деятельности,  обеспечивающей  возможность  для  реализации  внутреннего  потенциала  человека,  активизации  и  обогащения  его  социально-личностных  ресурсов  [1,  с.  161].  Мы  рассматриваем  художественно-творческие  технологии  также  выступают  и  в  качестве  содержательно-процессуального  компонента  высшего  профессионального  образования  в  области  социальной  работы,  что  обуславливает  их  педагогический  характер,  выступая  как  способ  организации  и  функционирования  содержания,  как  система  взаимосвязанных  действий  педагога  и  учащихся  по  освоению  содержания  образования,  что,  по  мнению  Е.В.  Бондаревской,  характеризует  современные  педагогические  технологии  [2].

Формирование  профессиональной  компетентности  будущих  специалистов  социальной  работы  возможно  за  счет  создания  условий  для  реализации  педагогического  потенциала  художественно-творческих  технологий  как  системообразующего  средства.

На  каждом  из  этапов  формирования  профессиональной  компетентности  мы  определили  конкретный  вид  и  форму  художественно-творческих  технологий  и  методов.  Применение  драматических  игр,  средств  аудиовизуальных  и  изобразительных  технологий  (видео-  и  фото-коллаж,  пластилиновая  анимация),  предполагает  ориентировочно-мотивационный  этап.  Коммуникативный  этап  предусматривает  применение  таких  художественно-творческих  средств  как  театрализовано-игровая  деятельность,  драматический  тренинг  и  творческая  мастерская.  Мастерские,  организованные  студентами,  игры-инсценировки  выступают  средствами  формирования  профессиональной  компетентности  будущих  социальных  работников  на  содержательно-реализующем  этапе.

Социально-культурный  проект,  который  направлен  на  активное  включение  студентов  в  самостоятельную  деятельность  по  дальнейшему  развитию  профессиональной  компетентности  у  себя  [2,  с.  3],  позволил  решить  задачи  этапа  саморазвития.

Также,  в  нашей  системе  формирования  профессиональной  компетентности  востребованы  такие  педагогические  средства,  как  диалог,  метод  анализа  случаев  из  практики  социальной  работы  (кейс-стади).  Мы  считаем,  что,  продвигаясь  в  нашем  экспериментальном  процессе  по  формированию  профессиональной  компетентности  от  одних  средств  художественно-творческих  технологий  (таких  как  импровизация,  имитация,  видео-критика,  коллаж)  к  другим,  более  сложным  по  своей  структуре  (творческая  мастерская,  инсценировка,  репетиция,  кейс-стади,  культурный  проект),  возрастает  степень  эффективности  применения  этих  технологий  в  процессе  достижения  целостности  искомого  личностного  новообразования.  Таким  образом,  в  силу  своих  сущностных  характеристик,  художественно-творческие  технологии  могут  служить  основой  построения  процесса  формирования  профессиональной  компетентности  будущих  специалистов  социальной  работы,  обеспечивая  становление  ее  отдельных  компонентов  в  целостность.

В  нашей  экспериментальной  работе  мы  использовали  опыт  по  организации  социально-культурных  проектов-погружений  во  время  стажировки  в  г.  Архусе  (Дания)  в  рамках  реализации  международного  проекта  Темпус/ТАЦИС  JEP  10219  «Развитие  учебного  плана  и  программ  по  социальной  работе,  обучение  и  повышение  квалификации  преподавательского  состава»  (Германия,  Дания,  Нидерланды,  Россия).  Обобщение  этого  опыта  и  опыта  организации  в  Волгоградском  государственном  социально-педагогическом  университете  совместных  со  студентами  и  преподавателями  из  университета  профессиональной  подготовки  Арнема  –  Наймегена  (Нидерланды)  социально-  культурных  проектов  для  детей-инвалидов  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  позволило  определить  алгоритм  разработки  и  реализации  социально-культурного  проекта  в  рамках  реализации  задач  этапа  саморазвития: 

Таблица  1.

Алгоритм  разработки  и  реализации  социально-культурного  проекта

день

Структура  деятельности  в  рамках  социально-культурного  проекта

1

Определение  целевой  группы,  для  которой  создается  проект.

2

  • ­   Лекция  преподавателя  об  целевой  группе  проекта.
  • ­   Творческая  разминка.
  • ­   Подготовка  и  презентация  информации  о  принципах  взаимодействия  с  целевой  группой.
  • ­   Развитие  темы  социально-культурного  проекта.  Проработка  идеи  проекта.
  • ­   Обсуждение  в  группах  и  выбор  темы  и  идеи  проекта.
  • ­   Обсуждение  источников  информации  по  выбранной  теме.
  • ­   Каждая  группа  готовит  и  показывает  творческую  «визитку»  по  обсужденному  материалу.

3

­   Презентация  студенческой  «визитки».

­   Группы  готовят  план  выхода  в  среду  целевой  группы,  социальное  учреждение.  Готовят  творческий  «подарок»  для  тех,  кого  они  посетят.

­   Посещение  целевой  группы.

4

­   Отчет  о  посещении  «целевой  группы»,  выводы  и  рекомендации  всем  участникам.

­   Детальная  проработка  идеи  о  представлении  (мозговой  штурм).

­   Создание  сценария.  Сценарий  создает  отдельная  рабочая  группа.

5

­   Обсуждение  сценария  (представляет  сценарная  группа).

­   Создание  рабочих  групп  (музыка,  драма,  костюмы,  и  т.д.)  обязательно  должна  быть  группа  PR  и  группа,  отражающая  процесс  работы  в  проекте  для  самих  участников  («журналисты»)

6

­   Репетиции  по  подгруппам

7

­   Репетиции  по  подгруппам

8

­   Организация  промежуточного  групп  отчета  о  ходе  работы.

­   Техническая  репетиция.

 

9

–  Генеральная  репетиция.

 

10

­   Представление  (showing).

11

­   Рефлексия.  В  рабочих  группах  каждый  анализирует  свою  деятельность  и  обсуждает,  затем  группа  делает  общие  выводы.  Затем  каждая  группа  по  очереди  презентует  результаты  рефлексии  для  других  подгрупп.  При  анализе  и  рефлексии  учитывают,  что  оценивается:

­   процесс  и  результат;

­   cоциальный  и  социально-педагогический  аспект;

­   эстетический  аспект;

­   оценка  своего  профессионально-личностного  развития.

 

Таким  образом,  самостоятельная  постановка  целей  проектной  деятельности  и  саморазвития  актуализирует  позицию  субъекта  учебно-профессиональной  деятельности  и  художественно-творческие  технологии  позволяют  формировать  профессиональную  компетентность  будущих  бакалавров  социальной  работы  как  основу  профессиональной  культуры,  через  собственное  творчество,  через  приобщение  студентов  к  миру  искусства  и  творчества,  общечеловеческим  ценностям  профессиональной  социальной  помощи  и  поддержки.

 

Список  литературы:

  1. Милютина  Н.Р.,  Ульянова  Е.В.  Специфика  художественно-творческих  технологий  в  социальной  работе  //  Новые  инициативы  в  образовании  и  практике  социальной  работы:  диалог  российских  и  европейских  университетов.  Материалы  международной  научно-практической  конференции.  Екатеринбург:  Уральский  государственный  университет  им.  А.М.  Горького,  26—28  сентября  2004  г./  Под  общ.ред.  А.В.  Старшиновой.  Екатеринбург.  2004.  —  с.  209.  С.  160—162.
  2. Ульянова  Е.В.  Художественно-творческие  технологии  как  средство  формирования  профессиональной  компетентности  будущих  специалистов  социальной  работы:  дис.  на  соиск.  учен.  степ.  канд.  пед.  наук  (13.00.08)  —  теория  и  методика  проф.  образования:  защищена  25.05.2006:  утв.  15.12.2006  /  Ульянова  Елизавета  Викторовна.  Волгоград,  Волгогр.  гос.  пед.  ун-т.,  2006.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.