Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Анкваб М.Ф. АБХАЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АБХАЗСКАЯ  НАРОДНАЯ  ПЕДАГОГИКА

Анкваб  Марина  Фёдоровна

канд.  пед.  наук,  ст.  преподаватель  кафедры  иностранных  языков,  доцент  Абхазского  государственного  университета,  Республика  Абхазия,  г.  Сухум

E-mail: 

 

ABKHAZIAN  NATIONAL  PEDAGOGY

Marina  Ankvab

candidate  of  Science,  Head  Teacher  of  Foreign  Languages  Department,  Assistant  Professor  of  Abkhazian  State  University,  Republic  of  Abkhazia,  Sukhum

 

АННОТАЦИЯ

Статья  кратко  характеризует  понятие  этнического  воспитания  и  приводит  определение  абхазской  народной  педагогики,  выявляет  круг  ее  вопросов  и  показывает,  что  богатства  национального  просвещения  абхазов  являлись  основой  воспитания,  которую  на  протяжении  столетий  использовали  многие  поколения  республики.  Актуальность  статьи  обусловлена  необходимостью  сохранения  самобытности  абхазов  в  глобализационный  период  посредством  национального  воспитания.  Автор  преследует  цель  выявления  прогрессивных  методов  просвещения.  В  заключении  предлагаются  способы  обучения  подрастающего  поколения  в  духе  абхазства.

ABSTRACT

The  article  deals  with  concept  of  ethnic  education  and  defines  the  Abkhazian  national  pedagogy,  revealing  its  issues.  It  shows  the  abundance  of  Abkhazian  public  enlightenment  used  by  many  generations  of  the  republic.  The  article  relevance  is  caused  by  the  necessity  to  preserve  the  Abkhazians’  identity  within  the  globalization  process  by  means  of  national  education.  The  author  pursues  the  aim  of  identification  of  progressive  means  and  ideas  of  enlightenment.  In  conclusion  ways  and  methods  of  younger  generation  upbringing  appropriate  for  the  Abkhazian  people  are  offered.

 

Ключевые  слова:  абхазская  народная  педагогика;  Республика  Абхазия;  абхазская  этнопедагогика;  абхазское  просвещение;  абхазский  народ.

Keywords:  Abkhazian  national  pedagogy;  the  Republic  of  Abkhazia;  Abkhazian  ethnic  pedagogy;  Abkhazian  education;  Abkhazian  people.

 

Абхазы  —  маленький  народ,  имеющий  внушительную,  многовековую  историю,  и  за  долгий  период  своего  существования  им  накоплены  значительные  духовные  богатства,  это  и  язык,  народное  творчество  и  фольклор,  нравы  и  обычаи,  а  так  же  навыки  и  умения  национального  просвещения.  Традиционное  абхазское  воспитание  —  кладезь  морально-нравственных,  духовных  и  физических  качеств,  которую  сквозь  вереницу  столетий  нес  и  старается  сохранить  абхазский  народ.  В  эпоху  всемирной  глобализации  сохранение  самобытности  народа  и  его  особенностей  имеет  первостепенную  важность. 

Тем  не  менее,  общего  и  основательного  научно-педагогического  исследования,  включающего  основные  проблемы  абхазской  народной  педагогики  пока  не  существует.  Этот  факт  и  необходимость  наличия  преподавательского  опыта  в  научно-методических  исследованиях  по  применению  современных  концепций  народного  воспитания  обусловили  актуальность  темы.  Главной  целью  нашего  анализа  является  исчерпывающее  обнаружение  основополагающего  принципа  воспитания  абхазского  народа.  Согласно  вышесказанному  определены  следующие  основные  задачи:

·     кратко  охарактеризовать  суть  народной  педагогики  и  найти  объяснения  абхазскому  этнопросвещению;

·     обозначить  перечень  проблем  абхазской  народной  педагогики;

·     продемонстрировать  значимость  народной  педагогики  абхазов  являющуюся  фундаментом  воспитания,  которую  веками  использовали  многие  поколения.

Народная  педагогика  —  многогранная  и  неотъемлемая  составляющая  культуры  народа,  ее  духовности  [8,  c.  110].  Анализ  исследований  В.Б.  Кураскуа,  А.Э.  Куправа,  О.Б.  Шамба,  А.М.  Касландзия  и  других  ученых  доказывает,  что  обсуждаемые  ими  вопросы  образования  непосредственно  согласуются  с  методами  национального  воспитания,  которые  скрыты  в  свидетельствах  народной  педагогики:  поговорках,  пословицах,  сказках,  преданиях.  Просветители  выносили  концепции  человеколюбия,  отмечали  важность  привития  подрастающему  поколению  возвышенных  моральных  принципов.  Во  всех  работах  выдающихся  педагогов  Абхазии  прослеживается  основной  акцент  воспитания  на  приучении  к  труду,  почитанию  старших,  единству  и  согласию,  благородству  и  чести.  Перечисленные  идеи  величайших  умов  согласуются,  по  сути,  с  принципами  веками  приобретаемого  народом  опыта.  Этот  факт  производил  весомый  эффект  на  становление  педагогической  культуры  народа  Абхазии.  Народная  мудрость  о  воспитании  является  выражением  многовековой  педагогической  культуры  и  опыта  семейного  воспитания  народа.  Старейшины  рода,  общины,  люди,  умудренные  опытом  жизни,  являлись,  олицетворением  абхазского  начала,  лучшими  его  проводниками,  служили  живым,  примером  для  окружающих  [2,  с.  27].  Порядок  семейной  и  общественной  жизни  абхазов  приучал  молодое  поколение  к  традиционно-бытовой  культуре,  морально-психологическим  нормам,  правилам  поведения,  этикету  абхазов  [6,  с.  153].

Вслед  за  Ю.Г.  Аргун,  который  утверждает,  что  педагогика  рождается  в  живых  движениях  людей,  в  традициях  и  реакциях  реального  коллектива,  подчеркивающего,  что  «физическая  и  трудовая  подготовка  в  семье  играла  важное  значение  для  становления  личности  настоящего  абхаза»  [1,  с.  19],  О.В.  Вахания  говорит  о  разнообразии  абхазских  народных  игр,  в  которых  четко  прослеживается  связь  между  физическим  воспитанием  и  трудовым,  даются  рекомендации  для  внедрения  народной  подготовки  в  физкультурную  практику  [4].

Профессор  А.Э.  Куправа,  описывая  традиционную  культуру  абхазов  —  апсуара,  доказывает  необходимость  и  важность  изучения  нравственных  идей  и  вытекающих  из  них  педагогических  взглядов  народа  [6].  Характер  народа,  лицо  народа,  его  думы  и  чаяния,  нравственные  идеалы  особенно  ярко  проявляются  в  созданных  им  сказках,  былинах,  легендах,  эпосах,  поговорках  и  пословицах.  Исследуя  предания  и  мифы,  сказания  и  легенды  абхазского  народа  мы  выявили  схожие  с  другими  народностями  сюжеты,  но  разные  средства  передачи,  другие  контексты  и  иные  представления  о  героях,  проанализировав  которые  можно  получить  представление  о  приоритетах  и  особенностях  народа.

Вопросы  народной  педагогики  были  предметам  исследования  ряда  ученых:  А.Ф.  Хинтибидзе,  И.А.  Шоров,  А.Ш.  Гашимова,  В.Ф.  Афанасьева,  Г.Н.  Филонова.  Каждый  из  них,  естественно,  внес  свой  вклад  в  теорию  и  практику  народной  педагогики.  Исходя  из  исследований  этих  ученых,  мы  пришли  к  выводу,  что  объектом  и  предметом  народной  педагогики  является  процесс  воспитания  и  процесс  обучения,  а  главным  элементом  народной  педагогики  является  совокупность  эмпирических  знаний,  сведений,  накопленных  народом  о  человеке  и  его  воспитании,  и  практическая  деятельность  трудящихся  по  воспитанию  молодого  поколения.  Таким  образом,  абхазская  народная  педагогика  —  это  результат  практического  использования  знаний  людьми,  проживающими  в  Республике  Абхазия,  основанный  на  многовековом  опыте  народа,  который  включает  в  себя  традиции,  обычаи  и  культуру  данного  этноса.

Самой  действенной  чертой  народной  педагогики  является  связь  с  жизнью,  с  практикой  обучения  и  воспитания  молодого  поколения.  Народной  педагогике  не  было  необходимости  заботиться  об  укреплении  связи  с  жизнью,  ибо  она  сама  жизнь;  не  было  необходимости  внедрять  и  распространять  свои  достижения  среди  масс,  она  сама  педагогика  большинства,  созданная  народом  —  для  народа.  Благодаря  национальному  просвещению  сложились  уникальные  этносы  со  своими  неповторимыми  характерными  чертами,  традициями  и  обычаями,  что  доказывает  важность  сохранения  народного  воспитания  и  внедрения  его  основ  в  современную  педагогику.

Содержание  понятий  народной  абхазской  педагогики  развивалось,  культивировалось  и  прививалось  в  процессе  формирования  абхазской  этнической  общности  и  связано  с  естественным  стремлением  к  определенному  самовыражению  и  самоутверждению.  Бесспорно,  в  принципах  воспитания  молодого  поколения  наиболее  ярко  проявляется  этническая  специфика  абхазского  народа.  Проанализировав  данные  о  средствах  и  методах  воспитания,  нами  были  установлены  следующие  направления  развития  подрастающего  поколения:  духовное  (морально-нравственное),  трудовое  (физическое),  умственное.  Так,  к  примеру,  исходя  из  интересов  духовного  воспитания  и  образования  детей,  была  составлена  и  учебная  литература:  первые  абхазские  буквари  (1895  и  1892  гг.),  первая  «Книга  для  чтения»  на  абхазском  языке  для  детей  (1908  г.),  «Родная  жизнь»  (1910  г.)  и  др.  В  абхазский  букварь  были  включены  «Десять  заповедей»  Библии  [7,  c.  152]. 

Несмотря  на  сложные  перипетии  истории  последних  двух  столетий,  в  народном  духе  живет  острая  потребность  возрождения  нравственных  ценностей  абхазской  традиционности.  Нельзя  сказать,  что  эти  ценности  утеряны,  но  по  причине  давности  их  возникновения  они  не  рассчитаны  на  противостояние  средствам  массовой  информации,  пропагандирующим  устои  и  нравы,  неприемлемые  для  абхазского  общества.  Одним  из  выходов  в  сложившейся  ситуации  является  разработка,  модернизация  и  активное  внедрение  методов  воспитывающих  поколения  абхазов  из  века  в  век.  В  народе  присутствует  сильное  желание  сохранить  наиболее  значимые  элементы  и  нравственные  черты,  в  которых  ярко  выражены  этнические  особенности  народа  и  которые  созвучны  с  современными  высшими  морально-этическими  ценностями  человечества. 

Подводя  итоги  мы  можем  вычленить  реалии,  способствующие  разрушению  принципов  этнической  самобытности,  неуклонно  влияющих  на  фактор  сохранности  маленького  народа.  В  первую  очередь,  это  —  стирание  границ,  технологический  прогресс,  отсутствие  цезуры,  свобода  пропагандируемых  нравов  и  доступность  сведений  тлетворного  содержания.  Нельзя  не  учитывать  и  проблемы  внутри  республики,  во  многом  определяющий  уровень  просвещения  в  Абхазии  —  послевоенный  застой,  нестабильная  экономика,  недостаток  финансирования  образования  и  т.  д.  Из  вышесказанного  следует  необходимость  адаптации  способов  воспитания  культивируемых  предками  к  современным  реалиям  при  помощи  мер  по  сохранению  национальной  самобытности  и  абхазского  этноса  в  целом.  Это  представляется  возможным,  на  наш  взгляд,  посредством  общереспубликанской  программы,  основные  составляющие  которой  являются:

1.  пропаганда  и  обращение  внимания  молодежи  на  народные  ценности  —  абхазский  язык,  культуру,  традиции; 

2.  развитие  образования  и  разработка  программ  просвещения  основанных  на  принципах  абхазской  народной  педагогики,  в  которой  выражается  самосознание  абхаза,  этническая  специфика  народа  в  целом. 

Сегодня  очень  важно  культивировать  и  продвигать  на  государственном  уровне  нормы  национального  воспитания,  внедрять  его  в  программы  просвещения  и  использовать  современные  средства  для  воспитания  молодежи  по  завету  предков,  что,  безусловно,  поможет  сохранить  самобытность  и  целостность  абхазского  народа  для  будущих  поколений.

 

Список  литературы:

  1. Аргун  Ю.Г.  Быт  и  культура  современных  абхазов  Сухуми:  1976  —  с.  167.
  2. Аргун  Ю.Г.  Обычаи,  обряды  и  взаимосвязь  поколений  Сухум:  1978.
  3. Вахания  О.В.  Абхазские  народные  игры  Автор:  Издательство:  Абхазское  государственное  издательство  Год:  1959  —  c.  119.
  4. Вахания  О.В.  Физическая  культура  и  спорт  в  Абхазии  Сухум:  1955. 
  5. Волков  Г.Н.  Этнопедагогика.  Чебоксары,  1956  г.
  6. Куправа  А.Э.  Традиционная  культура  абхазов.  Сухум,  2008.  —  624  с.
  7. Кураскуа  В.Б.  Абхазская  национальная  школа  (1921—1958).  Сухум  —  Абхазский  государственный  университет  2003.  —  284  с.
  8. Намитоков  Ю.К.  Адыгейская  народная  педагогика  о  воспитании  детей  //  Сб.  статей  каф.  педагогики  и  психологии  Адыгейского  пединститута  Майкоп,  1957.  Вып.  I. 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.