Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Швецова И.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(46). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ  ИНТЕРАКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ  В  СИСТЕМЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  МУЗЫКАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Швецова  Илона  Владимировна

преподаватель  ГБОУ  ДОД  «Детская  школа  искусств  №  11»,  аспирант  каф.  социально-культурной  деятельности  Санкт-Петербургского  государственного  университета  культуры  и  искусств,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mail: 

 

THE  DIDACTIC  PRINCIPLES  OF  INTERACTIVE  TRAINING  IN  SYSTEM  OF  ADDITIONAL  MUSIC  EDUCATION

Shvetsova  Ilona

post-graduate  student,  Saint-Petersburg  State  University  of  Culture  and  Arts,  Teacher  of  Children  Art  School  №  11,  Russia,  Saint  Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Происходящие  в  России  перемены  в  различных  областях  жизни,  коснулись  не  только  общественно-политических  и  социально-культурных  отношений,  но  и  системы  образования,  как  общего,  так  и  дополнительного.  Данные  преобразования  повлекли  за  собой  пересмотр  дидактических  принципов,  которые  в  современных  реалиях  приобретают  новое  значение  и  смысл.  В  условиях  быстро  меняющегося  мира  интерактивное  обучение  в  системе  дополнительного  музыкального  образования  выступает  как  одно  из  эффективных  средств  личностного  развития. 

ABSTRACT

Changes  taking  place  in  Russia,  in  different  areas  of  life,  affected  not  only  the  social  and  political,  social  and  cultural  relations  including  educational  system,  both  general  and  supplementary.  This  conversion  resulted  in  a  revision  of  the  didactic  principles,  which  in  today's  realities  take  on  new  meaning  and  significance.  In  a  rapidly  changing  world,  interactive  learning  in  the  system  of  additional  music  education  serves  as  an  effective  means  of  personal  development.

 

Ключевые  слова:  интерактивное  обучение;  взаимодействие;  дополнительное  музыкальное  образование;  музыкальное  воспитание;  модель  музыкальной  студии;  дидактические  принципы  музыкального  образования.

Keywords:  interactive  learning;  interaction;  additional  music  education;  music  education;  music  studio  model;  didactic  principles  of  music  education. 

 

В  контексте  стремительного  развития  современного  общества,  человек  каждый  день  сталкивается  с  новой  реальностью.  Особенно  это  ярко  выражено  в  изменениях,  происходящих  в  сфере  образовательных  услуг,  в  частности  в  дополнительном  музыкальном  образовании.  Использование  наработанных  годами  педагогических  приемов,  традиционных  методик,  опирающихся  на  фундаментальные  принципы  общей  педагогики,  в  новых  социокультурных  условиях  требуют  пересмотра  и  качественно  нового  подхода.

Изменились  требования  и  к  учителю,  личностные  качества,  характер  и  профессиональная  компетентность  которого  также  должны  постоянно  совершенствоваться  и  динамично  развиваться.  Жить  и  работать  по-старому  становится  невозможно,  в  современном  российском  обществе  формируется  новый  социальный  заказ,  предъявляются  особые  требования  как  к  содержанию  образования,  так  и  к  системе  образования  в  целом.  В  настоящее  время  применение  интерактивных  педагогических  технологий,  включающих  в  себя  интерактивное  обучение,  становится  важной  частью  образовательно-воспитательного  процесса,  основной  задачей  которого  является  продуктивное  взаимодействие  всех  его  участников  на  различных  этапах  совместной  деятельности. 

Глобальные  перемены,  происходящие  в  современном  мире,  побуждают  человека  приобретать  новые  знания  в  различных  областях  жизни,  обращаться  к  новым  источникам  получения  необходимой  информации,  самостоятельно  организовывать  и  развивать  свою  познавательную  деятельность.  В  этой  связи  перед  учителем  остро  встает  задача  научить  организовывать  такую  деятельность  учащихся.  С  внедрением  в  педагогическую  практику  новых  образовательно-воспитательных  технологий  изменяется  и  методика  преподавания.  В  системе  дополнительного  музыкального  образования  используется  большой  диапазон  различных  форм  и  методов,  направленных  на  оптимизацию  педагогического  процесса.

Применение  интерактивного  обучения,  как  правило,  строится  на  использовании  активных  методов  работы  как  с  учащимися,  так  и  самих  учащихся,  деятельность  которых  заключается  в  проявлении  активности  различного  рода:  в  планировании,  подготовке  и  проведении  мероприятия  или  осуществлении  творческого  проекта.

Как  показывает  практика,  наличие  различных  форм  обучения  часто  провоцирует  подмену  понятий,  которые  создают,  в  определенном  роде,  неоднозначность  как  в  области  понятийного  аппарата,  так  и  в  принципах  использования  тех  или  иных  методов.  Недостаточно  разработанная  в  научных  трудах  данная  проблема,  побудила  нас  проанализировать  применение  дидактических  методов  интерактивного  обучения  в  условиях  дополнительного  музыкального  образования.  Сложившаяся  ситуация  и  определила  актуальность  обращения  к  нашей  теме.

Задачами  данной  работы  являются  определение  сути  интерактивного  обучения,  что  позволяет  отделить  данный  вид  обучения  от  других;  проанализировать  преобразование  дидактических  принципов  с  учетом  условий  интерактивного  взаимодействия;  выявить  дидактические  методы,  применение  которых  будет  целесообразно  при  интерактивном  обучении  в  условиях  дополнительного  музыкального  образования.

В  рамках  рассмотрения  данной  темы  целесообразно  обратиться  к  такому  понятию  как  «интерактивная  педагогика».  Этот  термин  в  1975  г.  ввел  в  научный  лексикон  немецкий  ученый  Ганс  Фриц.  Само  понятие  «интерактив»,  «интерактивность»  заимствованы  из  английского  языка.  “Inter”  —  взаимо-,  среди,  между,  “akt”  —  действовать.  “Interakt”  можно  перевести  как  взаимодействие.  В  основе  интерактивного  обучения  лежит  активизация  и  интенсификация  деятельности  учащихся.

Селевко  Г.К.  определяет  интерактивное  обучение  как  обучение  с  «хорошо  организованной  обратной  связью  субъектов  и  объектов  обучения,  с  двусторонним  обменом  информацией  между  ними»  [4,  с.  239]. 

С  точки  зрения  Л.Н.  Пепеляевой  сущность  интерактивного  обучения  заключается  в  том,  что  «активность  преподавателя  уступает  место  активности  обучаемых,  при  этом,  роль  преподавателя  не  падает,  а  возрастает»  [8,  с.  272]. 

Л.М.  Героева  обращает  наше  внимание  на  то,  что  интерактивное  обучение  способствует  созданию  ситуации  успеха  для  каждого  учащегося,  и  тем  самым  «процесс  обучения  становится  обще  действенным»  [8,  с.  218]. 

По  нашему  мнению  суть  интерактивного  обучения  заключается  в  том,  что  учебно-воспитательный  процесс  происходит  только  путем  постоянного  взаимодействия  всех  его  субъектов,  и  предусматривает  применение  активных  методов  обучения,  стимулируя  интеллектуально-творческую  деятельность,  способствуя  выявлению  и  раскрытию  творческого  потенциала  как  педагога,  так  и  учащихся  [8,  с.  324]. 

Активные  методы  организации  учебно-воспитательного  процесса  в  интерактивном  обучении,  побуждают  учащихся  к  продуктивной  активной  мыслительной  и  практической  деятельности,  в  которой  процесс  усвоения  знаний  происходит  посредством  организации  учебного  взаимодействия  и  сотрудничества.

Повышение  качества  и  уровня  музыкального  образования  и  музыкального  воспитания  в  сложившейся  социокультурной  ситуации  требует  применения  современных  педагогических  технологий,  которые  строятся  на  инновационной  деятельности,  под  которой  мы  понимаем  целенаправленную  деятельность,  основанную  на  осмыслении  (рефлексии)  своего  собственного  практического  опыта  при  помощи  сравнения  и  изучения,  изменения  и  развития  образовательного  процесса  с  целью  достижения  более  высоких  результатов,  получения  нового  знания,  качественно  иной  педагогической  практики,  «включающую  комплекс  мер  по  обеспечению  инновационного  процесса  на  том  или  ином  уровне  образования  и  сам  процесс»  [6,  с.  13]. 

Искусство,  в  частности  музыкальное,  является  эффективным  средством  приобщения  учащихся  к  духовным  и  культурным  ценностям  через  личный  внутренний  опыт,  через  собственное  эмоционально-чувственное  переживание  и  рефлексию.  Специфика  музыкального  искусства  определяет  следующие  собственные  принципы  методики  музыкального  воспитания:  единство  эмоционального  и  сознательного,  художественного  и  технического.  Так,  например,  прослушивание  учащимися  музыкальных  отрывков  или  произведений  включает  получение  ими  не  только  эстетического  удовольствия,  но  и  приобретение:  исторических  и  теоретических  знаний,  которые  заключаются  в  понимании  стиля,  формы,  жанров  и  т.  д.;  выполнение  музыкально-ритмических  движений  —  использование  художественного  тактирования  —  развитие  метроритма,  динамики,  фактуры  и  др.,  т.  е.  понимание  музыкального  языка,  а  также  приобретение  навыков  передачи  образа:  кот-сытый;  маленькая  мышь  дразнит  кота,  т.  е.  проявление  эмоционального  отклика  на  восприятие  музыки.  Аналогично  в  пении  в  равной  степени  важны  выразительность  исполнения  и  умение  владеть  вокально-хоровыми  навыками.

На  сегодняшний  день  в  дополнительном  музыкальном  образовании  отсутствует  единая  позиция  среди  исследователей  в  определении  принципов  музыкального  образования.  Как  показывает  практика,  существует  ровно  столько  методик,  сколько  педагогов,  ибо  каждый  педагог  —  это  ищущая,  творческая  личность,  предлагающая  свой  авторский  взгляд  на  проблему  музыкального  образования  и  воспитания.  Следовательно,  каждый  автор  или  авторский  коллектив  педагогов-музыкантов,  работающих  над  определением  содержания  общего  музыкального  образования  и  музыкального  воспитания,  предлагает  свой  комплекс  принципов  [5]. 

В  рамках  данной  статьи  перед  нами  не  стоит  задача  рассмотреть  принципы  всех  авторских  школ  в  области  музыкального  образования,  но  проведенный  нами  анализ,  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  все  они  являются  важнейшим  компонентом  музыкального  образования  и  рассматриваются  в  качестве  исходных  положений,  раскрывающих  сущность  цели  и  задач  музыкального  образования,  характер  его  содержания  и  процесса.

В  существующей  системе  дополнительного  музыкального  образования  возможно  использование  следующих  форм  и  методов  интерактивного  обучения:

·     различные  формы  творческой  деятельности  предоставляют  возможность  для  творческого  эксперимента,  способствующие  раскрытию  и  признанию  индивидуальности  каждого  учащегося;

·     дискуссионные,  способствующие  эффективному  групповому  взаимодействию  в  рамках  которого  происходит  усиление  эффекта  воспитательного  и  развивающего  воздействия; 

·     игровые,  с  помощью  которых  учащиеся  приобретают  и  усваивают  новый  социально-культурный  опыт;

·     тренинговые  технологии  позволяют  оптимизировать  педагогический  процесс,  тем  самым  достичь  намеченных  учебно-воспитательных  целей  в  более  короткий  промежуток  времени  за  счет  активизации  деятельности  учащихся.

В  качестве  совершенствования  организационно-педагогических  условий  в  дополнительном  музыкальном  образовании  и  музыкальном  воспитании  учащихся,  мы  обратились  к  модели  музыкальной  студии,  основной  отличительной  характеристикой  которой  является  дружеское  неформальное  общение,  основанное  на  взаимном  интересе  в  реализации  творческих  проектов.  Уникальность  психолого-педагогической  среды,  которой,  заключается  в  отсутствие  временных  рамок  позволяет  каждому  участнику  студии  включаться  в  творческий  процесс  постепенно,  по  мере  его  психологической  готовности  к  восприятию  того  или  иного  вида  деятельности.  Основным  психологическим  приемом  в  интерактивном  обучении,  является  «заражение»,  и  любая  сказанная  участником  студии  мысль  может  непроизвольно  вызвать  собственную,  похожую  или  совершенно  противоположную.  Кроме  того,  используя  интерактивное  обучение,  педагог  студии  решает  ряд  задач,  связанных  с  учебно-познавательной,  коммуникативно-развивающей,  социально-ориентирующей  деятельностью  участников,  формируя  качества,  которые  будут  способствовать  их  самореализации  в  современном,  быстро  меняющемся  мире.

Процесс  музыкального  воспитания  и  развития  интеллектуально-творческих  способностей  участников  музыкальной  студии  опирается  на  следующие  дидактические  принципы  интерактивного  обучения,  предложенных  С.Б.  Ступиной: 

·     диалогическое  взаимодействие  включает  активность  каждого  участника  в  рамках  субъект-субъектных  отношений,  при  котором  учитывается  индивидуальность  каждого,  особенности  его  мировосприятия,  вариативность  взглядов,  умение  услышать  мнение  другого,  взаимное  уважение  и  понимание  в  процессе  общения.

·     работа  в  малых  группах  на  основе  объединения  и  сотрудничества,  что  дает  педагогу  возможность  создать  условия  для  осуществления  участниками  студии  совместной  интеллектуально-творческой  деятельности,  смоделировать  проблемную  ситуацию,  дать  азы  дипломатичного  выхода  из  конфликтных  ситуаций,  прийти  к  конструктивному  решению  проблемы.

·     активно-ролевая  деятельность  помогает  освоить  новые  социальные  роли,  стимулирует  познавательную  активность,  вырабатывает  чувство  ответственности,  способствует  закреплению  навыков  работы  в  команде,  вырабатывает  определенные  поведенческие  стереотипы. 

·     тренинговая  организация  обучения  на  разных  этапах  жизнедеятельности  студии  способствует  проявлению  активности  и  стремления  личности  к  общению  с  другими,  а  также  повышения  уровня  развития  группы  как  социально-психологического  объекта  [7,  с.  18]. 

Сопоставим  основные  принципы,  лежащие  в  основе  современных  программ  дополнительного  образования.

Так  большинство  программ  в  дополнительном  музыкальном  образовании  являются  комплексно-тематическими  и  опираются  на  принципы:

·     целостности  обеспечения  непрерывного  полного  курса,  с  получением  итогового  результата;

·     интеграции  —  принципе,  основанном  на  взаимопроникновении  и  междисциплинарных  связях; 

·     принцип  дифференциации  предполагает  дифференцированный  подход  к  способностям  и  возможностям  учащимся; 

·     контроля  —  принципе,  позволяющем  с  помощью  зачетов,  экзаменов,  академических  и  отчетных  концертов  определять  промежуточные  и  конечные  результаты; 

·     принцип  сотрудничества  детей  и  взрослых  в  процессе  обучения  и  воспитания  при  выборе  репертуара  и  проведения  внеклассных  мероприятий  [2]. 

Существуют  комплексные  интегрированные  и  модифицированные  программы,  в  которых  к  вышеперечисленным  принципам  добавляются:  принцип  природосообразности,  вариативности,  преемственности,  творческого  самовыражения  [1]. 

Парциальные  (специализированные)  программы  предназначены  для  решения  отдельных  задач,  т.  е.  по  своему  содержанию  имеют  определенную  приоритетность  направления:  социальную,  познавательную,  эстетическую,  экологическую  и  т.  п.  [3]. 

В  данном  виде  программ,  ведущим  становится  принцип  компетентности,  предполагающий  освоение  глубоких  знаний  в  той  или  иной  области.

Принципиальное  отличие  сложившегося  традиционного  обучения  от  интерактивного  заключается  в  том,  что  доминирующим  принципом  является  равноправие  всех  участников  учебно-воспитательного  процесса,  а  также  в  изменении  роли  педагога,  который  выступает  не  как  «фильтр»  пропускающий  через  себя  информацию  и  выдающего  истину  в  последней  инстанции,  а  предстает  в  роли  помощника  или  старшего,  но  более  опытного  товарища,  являясь  одним  из  факторов,  «активизирующих  взаимонаправленные  потоки  информации»  [4,  с.  242]. 

Большое  воспитательное  воздействие  интерактивные  методы  оказывают  на  участников  музыкальной  студии  в  тот  момент,  когда  педагог  высказывает  личное  мнение  по  имеющейся  проблеме,  приводит  свои  аргументы  в  пользу  принятого  или  не  принятого  решения,  утверждения  или  не  утверждения  намечающегося  творческого  проекта,  обосновывает  личную  нравственную  и  мировоззренческую  позицию.  В  результате  такого  общения  происходит  не  только  обмен  информацией  между  субъектами  обучения,  а  такое  взаимодействие  превращается  в  модель  социально-культурного  общения  личностей  в  реальной  интеллектуально-творческой  (продуктивной)  деятельности,  что  оказывает  непосредственное  влияние  на  их  внутренний  мир.  Кроме  того,  педагогическое  мастерство  проявляется  в  умении  создать  условия,  которые  будут  стимулировать  интеллектуально-творческую  инициативу  участников  студии,  с  учетом  каждого  отдельно  взятого  случая.

В  заключении  отметим,  использование  методов  традиционного  и  интерактивного  обучения  в  современной  педагогике  дополнительного  музыкального  образования,  в  частности  в  условиях  музыкальной  студии,  направлено  не  только  на  овладение  учащимися  специальных  знаний,  умений  и  приобретения  определенных  навыков,  но  и  способствует  реализации  их  интеллектуально-творческого  потенциала  через  активизацию  всех  компонентов  сознания,  что  приводит  к  количественным  и  качественные  изменениям  в  музыкально-эстетической  культуре  учащихся,  формированию  и  развитию  их  музыкальных  способностей,  также  одновременно  происходит  включение  учащихся  в  интеллектуально-творческую  и  музыкальную  деятельность.  Опора  на  принципы  интерактивного  обучения  позволяют  на  практике  реализовать  гуманистический  потенциал  музыкального  искусства,  посредством  которого  учащиеся  могут  прикоснуться  к  накопленному  человечеством  опыту  художественного  освоения  мира.

 

Список  литературы:

  1. Например:  комплексная  интегрированная  программа  Фольклорно-этнографической  школы  «Уральские  узоры»,  Управление  образования  Администрации  г.  Орска  Центр  развития  творчества  детей  и  юношества  «Радость»;  комплексная  модифицированная  программа  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  студия  «Браво!»,  Баскакова  Ольга  Михайловна  —  руководитель  «Детской  музыкальной  студии  «Браво!»;  учитель  музыки,  МОУ  Чантырская  СОШ  и  др.
  2. Например:  образовательная  программа  дополнительного  образования  МБОУ  «Гатчинская  средняя  общеобразовательная  школа  №8  «Центр  образования»;  программа  дополнительного  образования  «Радуга»  Казенное  специальное  (коррекционное)  образовательное  учреждение  Ханты-Мансийского  автономного  округа  —  Югры  для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья  «Нефтеюганская  специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат  VIII  вида»;  авторская  программа  по  предмету  «Слушание  музыки  для  первого  класса  ДМШ  и  ДШИ»,  Давиденко  Ольга  Адольфовна,  преподаватель  теоретических  дисциплин,  Симонова  Тамара  Георгиевна,  преподаватель  теоретических  дисциплин  и  др.
  3. Например:  программа  «Основы  безопасности  детей  дошкольного  возраста»,  Р.Б.  Стеркина,  О.Л.  Князева,  Н.Н.  Авдеева;  программа  экологического  воспитания  «Жизнь  вокруг  нас»,  Н.А.  Авдеева,  Г.Б.  Степанова;  авторская  образовательная  программа  дополнительного  образования  детей  —  вокальная  студия  «Планета  детства»,  Прокопенко  Надежда  Константиновна,  учитель  музыки  МБОУ  СОШ  №  3,  г.  Салехард.
  4. Селевко  Г.К.  Энциклопедия  образовательных  технологий:  В  2  т.  Т.  1.  М.:  НИИ  школьных  технологий,  2006.  —  816  с.  (Серия  «Энциклопедия  образовательных  технологий».) 
  5. См.:  Горюнова  Л.В.  На  пути  к  педагогике  искусства  /  Музыка  в  школе,  —  1988,  —  №  2,  —  С.  7—8;  Усачева  В.О.,  Школяр  Л.В.,  Школяр  В.А.  Музыкальное  искусство  //  Программно-методические  материалы.  Музыка.  Начальная  школа  /  Сост.  Е.О.  Яременко.  М.,  2001.  —  С.  221;  Критская  Е.Д.,  Сергеева  Г.П.,  Шмагина  Т.С.  Музыка  //  Программно-методические  материалы.  Музыка.  Начальная  школа  /  Сост.  Е.О.  Яременко.  М.,  2001.  —  С.  185;  Алиев  Ю.Б.  Методика  музыкального  воспитания  детей  (от  детского  сада  —  к  начальной  школе).  Воронеж,  1998.  —  С.  11.
  6. Сорокоумова  Е.А.  Педагогическая  психология:  Краткий  курс.  СПб.:  Питер,  2009.  —  176  с.  (Серия  «Краткий  курс).
  7. Ступина  С.Б.  Технологии  интерактивного  обучения  в  высшей  школе:  учеб.  -метод.  пособие.  Саратов:  Наука,  2009.  —  52  с.
  8. Труды  Санкт-Петербургского  государственного  университета  культуры  и  искусств.  Т.  200.  Педагогика  высшей  школы:  интерактивные  технологии  в  образовании  и  культуре  /  М-во  культуры  РФ,  С.Петербург  гос.  университет  культуры  и  искусств;  под  общ.  ред.  А.А.  Смирновой;  ред.-сост.  М.Э.  Вильчинская-Бутенко.  СПб.:  Изд-во  СПбГУКИ,  2013.  —  480  с.  —  (Серия  «Studium»;  вып.  1  /  ред.  кол.:  А.А.  Смирнова  (отв.  ред.)  и  др.).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий