Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чичкань В.М. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(46). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД  В  ОБУЧЕНИИ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ  ИСКУССТВУ

Чичкань  Владимир  Михайлович

педагог  дополнительного  образования,  заведующий  студией  изобразительного  искусства  «Антонимы»  Муниципального  автономного  учреждения  дополнительного  образования  детей  «Центр  эстетического  воспитания  детей»  города  Хабаровска,  РФ,  г.  Хабаровск

E-mail: 

 

CULTURAL  APPROACH  IN  TEACHING  FINE  ARTS

Chichkan  Vladimir

teacher  of  additional  education,  Head  of  visual  Studio  Art  "Antonyms"  of  the  Municipal  autonomous  establishment  of  additional  education  of  children  of  Khabarovsk  city,  Russia,  Khabarovsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  раскрываются  цель  и  содержание  культурологического  подхода  в  сфере  художественного  образования.  Описываются  главные  принципы  обучения  изобразительному  искусству  в  рамках  данного  подхода  и  доказывается  его  эффективность  в  развитии  детской  одаренности  и  воспитании  креативности  у  детей. 

ABSTRACT

In  article  the  purpose  and  the  content  of  cultural  approach  in  the  field  of  art  education  are  disclosed.  There  are  outlined  the  main  principles  of  training  in  fine  arts  under  this  approach  and  proved  its  effectiveness  in  the  development  of  children's  gifts  and  in  nurturing  creativity  in  children.

 

Ключевые  слова:  культурологический  подход;  новая  российская  идентичность;  дополнительное  образование;  изобразительное  искусство;  принципы  обучения;  креативность;  самореализация.

Keywords:  cultural  approach;  new  Russian  identity;  additional  education;  fine  art,  principles  of  training;  creativity;  self-realization.

 

В  настоящее  время  в  отечественной  педагогике  утвердилось  «теоретическое  многообразие  как  мозаика  подходов  к  феномену  воспитания»  [2,  с.  38],  называемое  «методологическим  плюрализмом»  [1,  с.  3].  Наряду  с  компетентностным  подходом,  активно  внедряемым  в  отечественное  высшее  образование  в  рамках  Болонской  системы,  исследователи  выделяют  следующие:  традиционный  или  когнитивно-информационный,  герменевтический,  личностно-ориентированный,  синергетический,  социализирующий,  культурологический  и  др. 

Актуализация  культурологического  подхода  в  сфере  образования  связана  с  формированием  новой  российской  идентичности,  ориентированной  на  обращение  к  самобытному  социокультурному  опыту  народов  России. 

Цель  данной  статьи  —  обоснование  эффективности  культурологического  подхода  в  обучении  изобразительному  искусству  в  учреждениях  дополнительного  образования  как  части  художественного  образования. 

Сущность  культурологического  подхода  заключается  в  понимании  образования  «как  культурного  процесса,  осуществляющегося  в  культурной  среде»  [6,  с.  6].

Целью  художественного  образования  в  рамках  культурологического  подхода  является,  по  мнению  автора,  формирование  востребованной  современным  обществом  гуманной  личности,  созидающей  и  воплощающей  в  жизнь  креативные  идеи,  направленные  на  преобразование  себя  и  окружающего  мира  во  благо  человечества.  Стержнем  такой  личности,  ее  главным  качеством  является  креативность  как  способность  личности  «к  продуцированию  принципиально  новых  идей»  [7].  Современная  педагогика  рассматривает  креативность  как  «одну  из  центральных  характеристик  самоактуализации  и  одну  из  первостепенных  нужд  личности  в  переустройстве  реальности»  [4,  с.  13].  Эффективным  средством  воспитания  креативности  у  детей  является  изобразительное  творчество.  Во-первых,  в  силу  особенностей  «психического  аппарата»  [5,  с.  108]  ребенка,  «настроенного  на  художественное  освоение  мира»  [5,  с.  108].  Во-вторых,  потому  что  «искусство  —  наиболее  естественная  сфера  деятельности  для  детей»  [5,  с.  108].  В-третьих,  по  причине  характера  изобразительной  деятельности,  которая  «способствует  художественно-творческой  самореализации  ребенка»  [3,  с.  104]. 

Культурологический  подход  успешно  используется  автором  в  организации  деятельности  студии  изобразительного  искусства  «Антонимы»  МАУ  ДОД  «Центр  эстетического  воспитания  детей»  города  Хабаровска.  Этот  подход  проявляется  во  взаимосвязи  и  взаимопроникновении  трех  областей  образования:  аксиологии  (ценностной  основы),  инкультурации  (приобщения  к  духовным  ценностям  и  смыслам  культуры)  и  социализации  (способности  жить  и  достойно  действовать  в  сообществах). 

Понимая  и  принимая  ценности  отечественной  (на  этническом,  региональном  и  общероссийском  уровне)  и  мировой  культуры,  воспитанник  студии  развивает  свою  способность  трансформировать  действительность  в  художественный  образ,  воплощать  его  в  материально-чувственной  форме  и  выносить  на  суд  зрителя.  В  процессе  приобщения  к  ценностям  культуры  студиец  вырабатывает  индивидуальный  художественно-эстетический  вкус  и  овладевает  выработанными  человечеством  способами  преобразования  окружающего  мира  в  художественную  действительность.  Представления  об  эпохах  художественной  культуры,  проявлениях  стилей  в  архитектуре  и  искусстве,  направлениях,  видах,  жанрах  и  языке  искусства,  приобретенные  в  ходе  обучения,  формируют  воспитанника  студии  активным  и  грамотным  зрителем,  способным  культурно  и  обоснованно  оценивать  художественно-творческую  деятельность  (свою  и  других  людей),  преобразовывать  натуру  на  основе  стилизации  и  интерпретации,  культурно  преподносить  зрителям  свой  творческий  результат.

Одним  из  главных  принципов  обучения  в  студии  изобразительного  искусства  «Антонимы»  является  приоритет  формирования  эмоционально-ценностных  отношений.  Он  включает  в  себя  следующие  компоненты:  освоение  развивающейся  структуры  собственного  «Я»  учащегося;  освоение  и  преобразование  собственного  «Я»  коллектива,  среды,  общества  на  материале  содержания  художественной  культуры  как  части  духовной  культуры;  интерес  и  увлеченность  деятельностью  урока;  переживание  и  сопереживание  художественного  образа  в  процессе  его  восприятия  или  воплощения.

Не  менее  важен  и  принцип  авторской  свободы  проектирования  (сочинения)  в  реализации  модели  урока  в  зависимости  от  творческих  возможностей  и  уровня  художественной  и  эмоционально-эстетической  подготовки  учащихся.  В  соответствии  с  этим  принципом  автором  сценария  урока  в  его  начале  становится  учитель,  затем  по  мере  «вживания»  учащихся  в  новую  структуру  деятельности  устанавливается  соавторство  учителя  и  учащихся.  От  педагога  требуется  создать  необходимые  условия  для  участия  детей  в  «сочинении»  и  проведении  урока  —  сотворчества.  Принцип  предполагает  ярко  выраженный  приоритет  диалогической  формы  организации  урока  перед  монологической.

Принцип  разнообразия  внутреннего  состояния  урока  в  зависимости  от  характера  содержания  взаимодействия  деятельности  учителя  и  учащихся  проявляется  в  «жанровом»  богатстве  видов  урока:  урок-созерцание,  урок-поиск,  урок-мастерская,  урок-сказка,  урок-превращение,  урок-загадка  и  т.  д.

Реализация  вышеперечисленных  принципов  обучения  изобразительному  искусству  в  рамках  культурологического  подхода  способствуют  самоидентификации  личности  воспитанника  как  представителя  великой  российской  культуры  и  развитию  его  эстетического  сознания.

Таким  образом,  эффективность  применения  культурологического  подхода  в  обучении  изобразительному  искусству  в  учреждениях  дополнительного  образования  доказывает  его  высокий  потенциал  в  развитии  детской  одаренности  и  воспитании  креативности  у  детей.

 

Список  литературы:

  1. Бурмистрова  Н.А.  Методологические  основы  компетентостного  подхода  в  условиях  полипарадигмальности  современного  образовательного  пространства  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/4_115787.doc.htm  (дата  обращения  26.10.2014). 
  2. Голованова  Н.Ф.  Подходы  к  воспитанию  в  современной  отечественной  педагогике  //  Педагогика.  —  2007.  —  №  10.  –  С.  38—47.
  3. Канащенкова  В.В.  Художественное  мышление  и  условия  его  развития  в  старшем  дошкольном  возрасте  //  Вектор  науки  ТГУ  —  2011.  —  №  2(5).  —  С.  104—107.
  4. Матвеевская  Н.С.  Культуронаполненная  образовательно-воспитательная  среда  школы  как  условие  формирования  креативности  подростков:  Автор.  дис...  канд.  пед.  наук  (13.00.01  —  Общая  педагогика,  история  педагогики  и  образования)  /  Н.С.  Матвеевская  ;  рук.  работы  С.А.  Печерская.  М.,  2014.  —  24  с.
  5. Никитин  А.А.  Художественная  одаренность.  Хабаровск,  2008.  —  184  с.
  6. Силкина  Н.В.,  Жуковская  М.А.  Методологические  подходы  к  изучению  понятия  «педагогическая  традиция»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.rusnauka.com/14_NPRT_2011/Pedagogica/4_86860.doc.htm  (дата  обращения  26.10.2014). 
  7. Толковый  словарь  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.  tolkslovar.ru/  (дата  обращения  05.11.2014).   
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий