Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Баринова Т.М., Каранова В.В. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАСКОЙ ОБЛАСТИ) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(46). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОПЫТ  И  ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ОСОЗНАННОГО  РОДИТЕЛЬСТВА  (НА  ПРИМЕРЕ  МАГАДАСКОЙ  ОБЛАСТИ)

Баринова  Татьяна  Михайловна

канд.  пед.  наук,  профессор  кафедры  начального  и  дошкольного  образования,  доцент  Северо-Восточного  государственного  университета,  РФ,  г.  Магадан

E-mail:  barinova_t@mail.ru

Каранова  Виктория  Владимировна

канд.  псих.  наук,  проректор  по  научно-методической  работе  МО  ГАУ  ДПО  Институт  повышения  педагогических  кадров,  РФ,  г.  Магадан

 

EXPERIENCES  AND  PROBLEMS  OF  FORMATION  OF  INFORMED  PARENTHOOD  (FOR  EXAMPLE,  MAGADASKOJ  AREA)

Barinova  Tatyana

candidate  ped.  sciences,  Professor  of  the  Department  of  elementary  and  early  childhood  education,  Associate  Professor  of  the  North-Eastern  State  University,  Russia,  Magadan

Karanova  Victoria

candidate  psychol.  sciences,  Vice-Rector  of  scientific  and  methodical  work  MO  GAU  DPO  Institute  of  pedagogic  staff,  Russia,  Magadan

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  семейные  традиции  в  контексте  освоения  детьми  ценностей  общечеловеческой  культуры.  Предложен  историко-педагогический  анализ  понятий  «семья»,  «традиции  семьи»  с  позиций  разных  авторов  и  школ.  Семейная  традиция  рассматривается  как  педагогическое  явление  в  контексте  реализации  ею  своих  основных  функций.  Выделяются  существенные  признаки  семейной  традиции  как  социально-педагогической  дефиниции. 

ABSTRACT

In  the  article  family  tradition  are  viewed  in  the  context  of  familiarization  cultural  values  common  to  all  mankind  by  children.  The  historical  and  pedagogical  analysis  of  conceptions:”  family”,  “family  traditions”  considering  different  authors  and  schools  of  thought  is  proposed.  Family  tradition  is  investigated  as  a  pedagogic  phenomenon  in  the  context  of  its  main  functions  realization.  The  important  characters  of  family  tradition  as  a  pedagogical  and  social  definition  are  emphasized.

 

Ключевые  слова:  семья;  традиция;  обычай;  основные  функции  семейной  традиции;  структура  семейной  традиции;  типы  семейных  традиций.

Keywords:  family;  tradition;  custom;  habit;  cultorological  function  of  childhood;  fundamental  functions  of  family  tradition;  structure  of  family  tradition;  types  of  family  traditions

 

Общеизвестно,  что  семья  как  общность  людей,  связанных  отношениями  супружества,  родительства,  родства,  совместного  домохозяйства,  как  основная  ячейка  общества  выполняет  важнейшие  социальные  функции,  играет  особую  роль  в  жизни  человека,  его  защите,  формировании  личности,  удовлетворении  духовных  потребностей,  обеспечении  первичной  социализации.  Семья  является  уникальным  социальным  институтом,  посредником  между  индивидуумом  и  обществом,  транслятором  фундаментальных  ценностей  от  поколения  к  поколению.  В  ней  заключен  мощный  потенциал  воздействия  на  процессы  общественного  развития,  воспроизводства  рабочей  силы,  становления  гражданских  отношений.  Семья  имеет  консолидирующее  значение,  противостоит  социальному  противоборству  и  напряженности.

Не  вызывает  сомнения  и  тот  факт,  что  трансформация  общественных  отношений  оказала  мощное  воздействие  на  функционирование  семей,  их  размеры,  состав,  структуру,  демографическое  поведение.  Объективные  тенденции  изменения  брачно-семейных  отношений  способствовали  автономизации  и  нуклеаризации  семьи.  Снижение  смертности  и  уменьшение  рождаемости  привели  к  изменению  характера  воспроизводства  населения,  повлиявшему  в  свою  очередь  на  активизацию  его  старения.  В  результате  стремительного  развития  урбанизации  на  смену  многопоколенным  и  многодетным  крестьянским  семьям  пришли  малодетные  городские  семьи.  Существенные  сдвиги  произошли  во  взглядах  людей  на  брак,  семейные  отношения,  роль  мужчин  и  женщин  в  семье.  Наблюдаются  сокращение  числа  браков,  рост  внебрачных  рождений,  разводов,  доли  неполных  семей  и  воспитывающихся  в  них  детей.

Проведенные  в  90-е  годы  реформы  российского  общества  оказали  во  многом  негативное  воздействие  на  семью,  привели  к  глубоким  изменениям  ее  жизнедеятельности.  Многие  семьи,  лишившись  прежней  государственной  поддержки,  не  сумели  адаптироваться  к  новым  условиям  жизни,  сформировать  необходимые  для  своей  защиты  стратегии  и  механизмы. 

В  переходный  к  рыночным  отношениям  период  произошли  резкая  дифференциация  доходов  семей,  их  массовое  обнищание.

На  фоне  долгосрочных  неблагоприятных  тенденций  общественного  развития,  сложной  экономической  ситуации,  распространенности  нищеты  и  безработицы  ухудшается  здоровье  людей,  крайне  низкой  остается  про­должительность  их  жизни.  Происходит  естественная  убыль  населения,  па­дает  качество  его  трудового  и  интеллектуального  потенциала.  Углубляется  дезорганизация  жизни  семей,  возрастает  нестабильность  браков,  разрушаются  сложившиеся  нравственно-этические  нормы  и  традиции.  Усиливаются  конфликтность  отношений  между  супругами,  родителями  и  детьми,  их  депрессивное  состояние  как  следствие  экономической,  правовой  и  моральной  незащищенности.  Снижается  роль  семьи  в  социализации  детей.  Малообеспеченность  и  бедность  семей,  высокий  уровень  занятости  родителей  пагубно  влияют  на  их  воспитание  и  развитие,  нравственное  и  физическое  здоровье.

Опыт  мирового  сообщества  показывает,  что  проблемы  семьи  эффективнее  решаются  с  помощью  целенаправленной  семейной  политики.  Семейная  политика  является  важнейшим  социальным  инструментом,  консолидирующим  общество,  снижающим  социальную  напряженность  на  основе  семейного  образа  жизни,  семейных  ценностей.  Именно  семейная  политика  позволяет  выявить  и  осмыслить  особенности  взаимодействия  общества  и  семьи  как  социального  института.  Как  составная  часть  социальной  политики  семейная  политика  призвана  обеспечить  координацию  деятельности  социальных  институтов  в  интересах  семьи  во  всех  сферах  ее  функционирования.  Особую  роль  семейная  политика  выполняет  в  период  реформ,  кардинальных  перемен  в  обществе,  жизнедеятельности  семьи.

Концепция  семейной  политики  Магаданской  области  РФ  (авторы  статьи  были  и  одними  из  создателей  данной  концепции),  принятая  в  2013  г.  позволила  конкретизировать  цели  и  задачи  семейной  политики  применительно  к  условиям  региона,  определить  оптимальные  пути  решения  проблем  семьи  и  обеспечить  ей  условия  для  реализации  всех  ее  функций.

Магаданскую  область  РФ,  несмотря  на  дотационный  характер  развития  можно  рассматривать  как  регион  широких  народнохозяйственных  перспектив,  золотые  и  серебреные  месторождения,  газовые  запасы  шельфа  Охотского  моря  могут  быть  важной  составляющей  ее  развития.

Решение  экономических,  социальных,  демографических  проблем  региона  может  и  должно  рассматриваться  в  широком  контексте  преобразований,  формирования  активной  самодостаточной  личности.

Настоящая  концепция  развития  семейной  политики  Магаданской  области  разработанная  исходя  из  особенностей  региона  является  методологической  основой  для  подготовки  и  реализации  комплекса  практических  мер  по  повышению  роли  социального  института  семьи.

Семья  на  Севере  объективно  помогает  нейтрализовать  или  ослабить  негативные  факторы  развития,  связанные  с  суровыми  природно-климатическими  условиями,  огромной  протяженностью  территории,  крайне  слабой  транспортной  инфраструктурой.  Ее  духовно-нравственное  и  психологическое,  экономическое  влияние  неизмеримо,  оно  и  впредь  должно  возрастать.

В  последние  годы  возросло  число  федеральных,  региональных,  муниципальных  целевых  программ  и  проектов,  предметом  которых  выступает  процесс  целенаправленного  воздействия  на  пространство  современной  семьи  для  формирования  «осознанного»,  «ответственного»,  «компетентного»,  «просвещенного»  родительства.  Это  обуславливается  тем,  что  в  российском  обществе  констатируется  целый  ряд  острых  проблем,  связанных  с  нарастающей  девальвацией  ценности  семейного  образа  жизни,  рождения  и  воспитания  детей.  Пристальное  внимание  исследователей  различных  областей  науки  —  демографов,  психологов,  педагогов,  социологов,  культурологов,  философов,  медиков  привлечено  сегодня  как  к  анализу  кризиса  семьи  и  родительства,  так  и  к  выявлению  антикризисных  стратегий.  Они  необходимы  для  формирования  продуманной  семейной  политики  со  стороны  государства  и  продуктивной  деятельности  общественных  организаций  в  этом  направлении. 

В  связи  с  этим  изучение  проблемы  формирования  основ  осознанного  родительства  является  актуальным  и  может  стать  теоретическим  базисом  создания  многоступенчатой  программы  поддержки  осознанного  родительства  и  его  психолого-педагогического  сопровождения.

В  настоящее  время  в  психолого-педагогической  теории  и  практике  продолжают  наблюдаться  устойчивые  актуальные  исследовательские  тенденции:  проводится  анализ  исторической  и  социокультурной  самобытности  современного  типа  детства  и  выделения  его  характерных  основных  особенностей;  конструирования  вариативных  моделей  образования  и  семейного  воспитания;  поиск  способов  построения  развивающих  взаимодействий  детей  и  взрослых  (педагогов  и  родителей)  в  различных  сферах  деятельностного  общения,  а  также  путей  формирования  у  взрослых  готовности  к  организации  таких  взаимодействий.

Таким  образом,  проблема  развития  личности  ребенка  имеет  множество  аспектов  анализа.  Но  один  из  них  связан  с  рассмотрением  становления  субкультуры  детства  через  семью,  ее  ценности  и  нормы,  и  самое  главное,  через  семейные  традиции.

Подобный  взгляд  на  развитие  личности  может  показаться  парадоксальным:  ведь  развитие  часто  идет  через  преодоление  старого.  Именно  в  самом  процессе  развития  создается  нечто  новое  («новая  личность»).  Традиции  же  (если  смотреть  поверхностно)  лишь  воспроизводят  старые  образцы,  следовательно,  наличие  традиций  противоречит  сущности  деятельностного  развития  ребенка.  С  другой  стороны,  являясь  формой  фиксации  историко-общественного,  культурного  опыта,  традиции  должны  составлять  основу  трансмиссии  культурных  ценностей,  основу  не  только  социализации  ребенка,  но  и  развитие  культуротворческой  функции  детства,  как  исторически  обусловленного  процесса.  Такой  подход  дает  нам  повод  для  рассмотрения  взаимосвязей  между  развитием  личности  ребенка  и  степенью  влияния  на  этот  процесс  семейных  традиций.

В  методологическом  плане  не  вызывает  сомнения,  что  —  семья  —  это  та  среда,  в  которой  у  ребенка  формируется  представление  о  себе  (Я-концепция),  где  он  принимает  первые  решения  относительно  себя  и,  где  начинается  развитие  социальной  природы.  Нет  таких  сторон  личности,  в  формировании  которых  не  принимала  бы  участия  семья,  так  как  нет  такого  периода  в  истории  семьи,  в  котором  внутренние  процессы  оказались  бы  безразличными  для  формирования  личности  взрослого  и  ребенка.  Совместная  деятельность  и  деятельное  общение  взрослых  и  детей,  их  сотрудничество  и  содружество  в  реальных,  живых  контактах  друг  с  другом  является  «питательной»  средой,  в  которой  возникает  и  развивается  личность  ребенка  и  личность  взрослого  как  воспитателя.  Такое  развивающее  взаимодействие  предполагает,  что  каждый,  из  вступающих  в  контакт,  не  просто  «содействует  развитию  другого»,  а  именно  в  этом  находит  условие  для  собственного  личностного  развития.  Также  надо  отметить,  что  ведущим  критерием  развитого  детства  является  наличие  культуротворческой  функции.  В  процессе  своего  духовного  развития  ребенок  творчески  осваивает  не  только  исторически  сложившиеся,  но  и  исторически  складывающиеся  формы  человеческой  ментальности.  Более  того,  он  специфическим  образом  участвует  в  их  формировании.  Поэтому  каждое  новое  поколение,  проживая  «детский  этап»  своего  утверждения  в  культуре,  обязательно  обогащает  созидательный  потенциал  человечества  новыми  возможностями  (В.Т.  Кудрявцев).

Исследователи  рассматривают  традиции  в  различных  аспектах:  историческом,  философском,  этнографическом,  социологическом,  психолого-педагогическом.  Надо  отметить,  что  первый  интерес  к  традициям  и  оценка  их  роли  в  обществе,  в  воспитании  ребенка  начинает  формироваться  еще  в  античности,  но  они  не  носили  систематический  характер.  Хотя  одна  из  первых  семейных  исторических  традиций  —  генеалогическое  древо  было  представлено  в  теогонии  —  мифологических  представлениях  о  родословии  богов. 

В  настоящее  время  многие  ученые  стали  обнаруживать  закономерности  складывания  и  функционирования  традиций  в  различных  социумах.  Поэтому  тема  традиций  обретает  многомерность  своего  проблемного  поля  и  все  чаще  становится  объектом  комплексного  внимания  и  анализа.

В  современной  научной  литературе  (философской,  социологической,  этнографической,  психолого-педагогической)  понятие  «традиция»  рассматривается  с  разных  позиций.

Один  подход  связан  с  именами  Д.И.  Водзинского,  И.В.  Суханова  и  др.  Эти  ученые  традицией  считают  формы  и  способы  передачи  социального  опыта  от  одного  поколения  к  другому.

Второй  подход  к  пониманию  традиций  представлен  в  философско-социологическом  исследовании  В.Д.  Плахова.  Ученый  убежден  в  обусловленности  традиций  генетическими  и  историческими  законами  развития  системы  общественных  отношений,  законами  ее  функционирования,  регулирования,  организации  и  интеграции.

  Традиция  как  целостный  феномен  культуры,  где  в  качестве  основы  выдвигается  структура  традиции,  ее  три  «слоя»:  идея  (представление),  обычай  (привычное  правило  поведения)  и  обряд  (символическое  воплощение  обычая)  представлена  исследованием  А.И.  Першица  .

В  педагогике  в  настоящее  время  актуальной  и  важной  является  проблема  возвращение  к  традиционной  культуре,  а  этнические  семейные  традиции  считаются  движущими  силами  народного  воспитания. 

В  связи  с  этим  возникает  необходимость  осмыслить  само  понятие  «традиция».  В  Словаре  русского  языка  дается  такое  определение:  «Традиция  это  то,  что  пришло  от  одного  поколения  к  другому,  что  унаследовано  от  предшествующих  поколений»  (С.И.  Ожегов,  1987  г.,  с.  700).  Это  определение  дает  нам  область  поиска  (опыт,  культура  —  ценности,  нормы  и  т.  д.),  но  не  позволяет  решить  поставленную  проблему.  Слово  «традиция»  имеет  латинское  происхождение  (tratitio  —  «передача»)  и  обозначает  «исторически  сложившиеся  и  передаваемые  из  поколения  в  поколение  обычаи,  порядки,  правила  поведения»  (Словарь  иностранных  слов,  1987  г.  с.  502).  В  первом  определении  понятие  «традиция»  несет  в  себе  результат  жизни  предшествующих  поколений  (опыт,  норма  и  т.  д.),  во  втором  —  передачу  деятельности.  Возникает  вопрос,  что  же  есть  традиция  —  результат  или  деятельность,  а  возможно  и  синтез?

Анализ  исследований  показывает,  что  традиция  постепенно  перестает  рассматриваться  в  качестве  лишь  некоторого  шаблона,  воспроизводство  которого  исключает  нововведения.  Напротив,  многие  авторы  аргументировано  доказывают,  что  она  включает  в  себя  определенную  изменчивость  и  «инновации».  Но  для  выяснения  механизмов  возникновения,  функционирования  традиции  вышеперечисленных  свойств  недостаточно.  Принципиальное  значение  имеет  «производящий  эти  результаты».  В  исследовании  А.Н.  Антонова  [c.  5]  мы  находим  больше  соответствующее  выбранной  нами  проблеме  определение  традиции,  «как  нормированной  и  развивающейся  социальной  деятельности».  Это  определение  хотя  и  можно  отнести  к  семейной  традиции,  но  и  оно  нуждается  в  конкретизации  и  уточнении,  что  мы  и  попытаемся  сделать  на  примере  анализа  традиции  в  одной  из  сфер  культуры,  жизни  общества  —  семье.

Семья,  подобно  другим  социальным  механизмам,  не  может  существовать,  не  воспроизводя  традиций,  не  следуя  определенным  образцам  деятельности.  В  сфере  её  жизнедеятельности  лежат  различные  типы  образцов,  которые  воспроизводятся  каждым  новым  поколением  семьи  (создание  новой  семьи,  супружеские,  родительские  отношения  и  т.  д.)  и  без  воспроизведения  которых  развитие  её  просто  немыслимо.  А  так  как  и  семья,  и  её  ценности  порождены  культурой,  то  фактически  любой  образец  материальной  и  духовной  деятельности  может  служить  основой  возникновения  традиций  в  семье.

Следование  образцам  деятельности  предполагает  «следователей»,  т.  е.  членов  семьи,  реально  представленных  данной  семьей  и  являющихся  носителями  этих  образцов.  Также  необходимо  подчеркнуть  важность  целостного  рассмотрения  субъекта  семейной  традиции  и  одного  из  результатов  его  деятельности,  используемых  образцов,  которые  передаются,  видоизменяются  в  процессе  деятельности  субъекта.

В  рамках  наших  исследований,  семейная  традиция  в  широком  смысле  слова  представляется  нами  как  нормированная  развивающаяся  познавательная  деятельность  семьи  (выделено  авторами).  Но  и  в  этом  определении  есть  необходимость  расставить  некоторые  акценты:

1.  нормированность  задается  рамками  того  опыта  (а  опыт  всегда  и  есть  некоторая  социальная  норма),  тех  ценностей,  которые  передаются.  В  идеале  они  должны  быть  представлены  общечеловеческими  ценностями,  всем  богатством  культуры  общества,  к  которому  принадлежит  семья.  Тем  самым  реализуется  закон  сохранения  «постоянства»  в  культуре;

2.  развивающаяся  познавательная  деятельность  —  это  процесс  освоения  содержания  традиции,  внесение  элементов  творчества,  её  адаптации  к  современным  условиям  жизни  семьи  и  её  дальнейшая  трансляция.  Эта  сторона  традиции  реализует  законы  преемственности  и  динамичности  в  культуре;

3.  субъектом  традиции  является  вся  семья  в  её  прошлом,  настоящем  и  будущем.

Исторический  подход  к  анализу  развития  нашего  общества  позволяет  вычленить  различные  его  «этажи»,  которые  выстроились  не  одновременно  и  имеют  существенные  отличия  друг  от  друга.  Семья  предстает  перед  нами  как  «многомерное»  образование:  в  конкретном  регионе  и  этносе;  в  России  конца  XX  века  и  т.  д.  Члены  семьи  могут  принадлежать  к  разным  этническим  и  социальным  обществам,  конфессиям.  В  силу  этого,  они  воспроизводят  и  специфические,  характерные  для  них,  образцы  деятельности  —  национальные,  религиозные,  классовые,  профессиональные  и  т.  п.

Семейные  традиции  имеют  свои  специфические  особенности,  которые  обусловлены  собственно  субкультурой  детства,  и  субкультурой  семьи:

1.  Родство  и  семья  —  неразрывно  связаны  между  собой.  Данная  связь  и  её  значение  до  сих  пор  глубоко  не  изучены.  Семейно-родственные  связи  и  отношения  служат  одним  из  важнейших  и  постоянных  каркасов  построения  культуры.  Они  функционируют  в  качестве  механизмов  передачи  любви,  доброты,  жалости,  сострадания,  взаимопонимания,  готовности  прийти  на  помощь  близкому  человеку.  Именно  через  них  воспринимаются  многовековой  опыт,  традиции  и  обычаи  от  старших  поколений  младшим;

2.  Потенциал  семьи  как  общезначимой  социокультурной  ценности  безграничен.  Семейная  традиция  всегда  основывается  на  определенном  теоретическом  базисе  (идее,  ценности,  норме  семьи).  Общеизвестно,  что  ценности  и  нормы  многослойны  и  многофункциональны  для  индивида,  семьи  и  культуры  в  целом  Мы  можем  говорить  о  творческих  —  нетворческих,  созидательных  —  разрушительных,  истинных  —  мнимых,  конструктивных  —  неконструктивных,  стереотипных  —  нестереотипных  традициях.  Многие  настоящие  и  будущие  радости,  элементы  творчества,  беды  и  потрясения  закладываются  традициями  семьи.  Данный  момент  имеет  особое  значение  для  теории  и  практики  воспитания,  т.  к.  семейные  традиции  должны  стать  предметом  специального  изучения  педагогами  образовательных  учреждений.

Формулой  традиции  всегда  выступает  ценности,  нормы  семьи.  Последние,  в  отличие  от  правил,  не  дают  детальных  предписаний  поступка. 

Традиции  же  —  как  сложные  массовые  привычки  ориентируют  поведение  не  только  в  утвердившихся  отношениях,  но  и  в  тех  их  новых  вариантах,  которые  возникают  неожиданно,  резко  отличаясь  от  привычного.

Обобщая  вышесказанное,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  обычаи  и  традиции  —  это  два  рядом  идущих  канала  социализации.

Итак,  семейная  традиция  представляет  собой  нормированную  развивающуюся  познавательную  деятельность  семьи.  Разнообразие  содержания  семейных  традиций  определяется  опытом,  ценностями  и  нормами  жизнедеятельности  всех  членов  семьи.  В  настоящее  время  во  многих  регионах  России  семья  находится  в  условиях  ярко  выраженного  смешения  этнокультурных  традиций.  Происходит  их  «ослабление»,  и  на  первый  план  выходят  культурные  семейные  межэтнические  традиции,  которые  в  силу  своей  унифицированности  могут  играть  немалую  роль  не  только  в  сближении  этносов,  но  и,  в  последующем,  в  их  внутренней  интеграции.  Семейные  традиции  многофункциональны,  специфичны,  эмоционально  насыщены,  поэтому  на  таком  фоне  социальное  развитие  ребенка  идет  более  успешно.

Анализ  многих  исследований  позволяет  нам  принять  за  основание  классификации  функций  семейных  традиций  их  способ  социального  назначения.  Семейные  традиции  могут  исполнять:  регулятивную,  ценностно-ориентирующую,  отражательную,  информационную  и  прогнозирующую  функции.  Названные  общие  функции  в  состоянии  проявляться  через  совокупность  свойственных  им  подфункций,  в  которых  раскрывается  богатство  содержания  этих  общих  функций  и  весь  педагогический,  общекультурный  потенциал  семейных  традиций.  Такой  подход  позволяет  нам  раскрыть  этот  потенциал  следующим  образом:

1.  В  ходе  реализации  семейными  традициями  своей  главной  —  регулятивной  функции  они  выполняют  следующие  подфункции:  служат  основанием,  опорой  построения  семейной  жизни,  её  планирования  и  функционирования;  способны  быть  средством  упорядоченной  организации  семейной  жизнедеятельности  и  воспитания  детей;  являются  основанием  регулярности,  стабильности  семейного  общения;  согласовывают  социальные  задачи,  потребности  и  интересы  членов  семьи;  упорядочивают  взаимосвязи,  взаимодействия  между  членами  семьи  в  процессе  их  совместной  деятельности;  поддерживают  равновесие  в  семье  и  в  её  взаимодействии  с  другими  социальными  системами;  регламентируют  роли  всех  членов  семьи;  обеспечивают  возможности  преемственности,  сохраняют  национальную  культуру  семьи;  являются  условием  установления  взаимного  понимания  и  взаимопомощи  в  семье.

2.  Ценностно-ориентирующая  функция  применительно  к  членам  семьи  реализуется  посредством  следующих  подфункций  семейных  традиций:  традиции  служат  некоторыми  образцами  деятельности  для  членов  семьи;  выступают  критерием,  основанием  для  оценки  членами  семьи  своей  деятельности;  являются  основанием  выбора  альтернатив  и  целей;  могут  быть  мерой  возможного  и  допустимого  для  членов  семьи;  выступают  в  качестве  средства  адаптации  семьи  (всех  её  членов)  к  условиям  жизни;  выступают  средством  определения  содержания  ролей  личности  при  выполнении  ею  определенной  деятельности  (половое  воспитание  и  т.  д.);  могут  быть  основанием  мотивации  поведения  каждого  члена  семьи  и  т.  д.

3.  Отражательная  функция  семейных  традиций  реализуется  в  следующих  подфункциях:  служит  средством  отражения  необходимости;  выступает  основанием  реализации  социальных  семейных  законов  и  целей  и  т.  д.

4.  Информационная  функция  семейных  традиций  находит  свою  реализацию  в  следующих  подфункциях:  выступает  носителем  информации  о  порядке,  целях  и  средствах  деятельности;  является  средством  информации  о  семье  и  её  жизнедеятельности,  а  в  случае  усвоения  содержащейся  в  семейной  традиции  информации  основанием  и  механизмом  передачи  социального  опыта;  служит  объектом  её  познания  детьми  в  процессе  их  социализации;  заключает  в  себе  знания  о  допустимых  пределах  семейных  претензий  и  семейных  возможностей  и  т.  д.

5.  Прогнозирующая  функция  семейных  традиций  проявляется  в  их  следующих  свойствах:  выступает  моделями  будущей  семейной  деятельности;  служит  основанием  для  предсказания  её  результатов  и  т.  д.

Реализация  многообразных  функций  семейных  традиций  предполагает  их  усвоение  детьми  вплоть  до  выработки  навыков  соответствующего  поведения  и,  в  то  же  время,  открывает  перед  ребенком  «мир  с  новыми  степенями  свободы,  которые  предстоит  либо  осваивать,  либо  отбросить».  Семейные  традиции  как  первая  парадигма  индивидуального  образования  ребенка  объединяют  основные  «направления  грамотности  и  ориентированности  в  первой  социальной  культурной  нише  —  семье. 

Учитывая  актуальность  поставленной  проблемы,  в  нашем  университете  уже  более  10  лет  ведутся  два  курса:  «Семейная  педагогика  и  домашнее  воспитание»  и  спецкурс  «Семейные  традиции».  Ежегодный  мониторинг  показывает  высокую  востребованность  этих  курсов  студентами.  В  настоящее  время  авторами  завершается  работа  по  созданию  учебных  пособий  по  данной  тематике.

В  заключении  надо  отметить,  что  семейные  традиции  вырабатываются  семьей  как  ответ  на  потребности  её  жизни.  Этот  процесс  осуществляется  в  ходе  «семейного»  мышления,  подкрепленного  практической  деятельностью  всех  членов  семьи,  в  ходе  её  эволюции.  В  сфере  мыслительной  деятельности  знания  о  порядке,  формах,  целях  и  средствах  жизнедеятельности  семьи  синтезируются  в  семейных  традициях.  Знания  составляют  основание  для  возникновения,  сохранения  и  поддержания  семейных  традиций.  Поскольку  содержание  семейных  традиций  включает  в  себя  знания  о  жизнедеятельности  семьи  в  прошлом,  настоящем  и  будущем  неравномерно  для  каждого  члена  семьи,  постольку  между  ними  имеются  не  только  различия,  но  и  противоречия.  Эти  противоречия  заключают  в  себе  внутренний  импульс  развития  семейных  традиций.

 

Список  литературы:

  1. Бромлей  Ю.В.  Очерки  теории  этноса.  М.,  1983.  —  108  с.
  2. Баринова  Т.М.  Культурные  межэтнические  традиции  как  фактор  семейного  воспитания:  Автореферат  диссертации  на  степень  кандидата  педагогических  наук  М.,1998  —  24  с.
  3. Баринова  Т.М.  Семейные  традиции:  содержание  и  формирование  (монография).  Магадан,  2008.  —  152  с.
  4. Кудрявцев  В.Т.  Смысл  человеческого  детства  и  психическое  развитие  ребенка.  М.,1997.
  5. Савинов  Л.И.  Социокультурная  детерминация  ценностных  ориентаций  семьи:  Автореф.  дис.  д-ра  социол.  наук  М.,  1996  —  36  с.
  6. Сидоренко  Н.И.  Социальные  нормы  и  регуляция  человеческой  деятельности.  М.,  1995.  —  89  с.
  7. Суханов  И.В.  Обычаи,  традиции  и  преемственность  поколений.  М.,1976.  —  216  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.