Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кузан Н.И. НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВЫМ ТРАДИЦИЯМ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 10(45). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

НАРОДНАЯ  ИГРУШКА  КАК  СРЕДСТВО  ВОСПИТАНИЯ  У  ДЕТЕЙ  ПОЗИТИВНОГО  ОТНОШЕНИЯ  К  ТРУДОВЫМ  ТРАДИЦИЯМ

Кузан  Надежда  Ивановна

канд.  пед.  наук,  доцент  Дрогобычского  государственного  педагогического  университета  имени  Ивана  Франко,  Украина,  г.  Дрогобыч

E-mailnadia.1967@mail.ru

 

THE  FOLK’S  TOY  AS  A  MEAN  OF  EDUCATION  OF  CHILDREN  POSITIVE  ATTITUDE  TO  LABOR  TRADITIONS

Nadia  Kuzan

candidate  of  pedagogical  sciences,  аssociate  рrofessor  Drohobych  State

Pedagogical  University  named  ofter  Ivan  Franco  Ukraine,  Ukraine,  Drohobych

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  раскрыто  роль  игрушки  в  процессе  воспитания  у  детей  позитивного  отношения  к  трудовым  традициям  и  обычаям  своего  народа  и  подготовки  их  к  реальной  жизни.  Обоснован  выбор  игрушек  в  соответствии  с  возрастным  развитием  ребенка  и  воспитательным  значением.  Вопреки  современной  игрушке  народная  вводит  ребенка  в  круг  его  будущих  занятий  и  обязанностей,  способствуя  формированию  качества  будущего  хозяина.  Главной  задачей  родителей  является  не  перегружать  ребенка  неограниченным  количеством  готовых  игрушек,  а  привлекать  к  их  самостоятельному  изготовлению. 

ABSTRACT

The  article  deals  with  the  role  of  toys  in  children  upbringing  of  positive  attitude  to  traditions  and  customs  of  their  people  and  prepares  them  for  life.  The  choice  of  toys  is  according  to  age  of  the  child  and  the  educational  value.  Contrary  to  popular  contemporary  toy  folk  toy  introduces  a  child  to  circle  the  upcoming  activities  and  responsibilities,  creates  a  future  owner.  The  main  task  of  the  family  -  not  to  overburden  a  child  unlimited  number  of  toys  but  attract  to  their  manufacture.

 

Ключевые  слова:  народная  игрушка;  игра;  ребенок;  воспитание

Keywords:  folk  toy;  game;  child;  education.

 

Эффективным  средством  воспитания  у  детей  позитивного  отношения  к  трудовым  традициям  и  обычаям  своего  народа  и  подготовки  их  к  жизни  являются  игра  и  народная  игрушка.  Именно  они  отражают  педагогическую  систему  той  или  иной  эпохи.  Гравюры  и  картины  художников  XVI—XVII  вв.  с  изображениями  детских  игр  показывают,  что  триста-четыреста  лет  назад  среди  детей  пользовались  популярностью  те  же  игры  и  игрушки,  что  и  сегодня  или  в  недалеком  прошлом.  Дети  играли  в  жмурки,  дочки-матери,  ездили  на  лошадях-палочках  [4,  с.  22].

Выполняя  определенные  действия,  ребенок  воспроизводит  поступки  конкретного  человека  определенного  времени,  получает  необходимый  объем  знаний,  норм  поведения  и  морали.  В  игре  формируются  внутренние  качества  будущего  хозяина:  умение  работать  в  коллективе,  сотрудничать,  оказывать  помощь.  Полезность  игры  состоит  в  том,  что  она  тесно  связана  с  трудовыми  традициями  и  обрядами.  Между  игрой  и  трудовой  деятельностью  не  существует  огромных  различий:  игра  приучает  человека  к  физическим  и  психическим  усилиям,  необходимым  для  работы.  Из  песка  и  глины  дети  строят  домики,  печь,  колодец;  из  коры  и  дерева  мастерят  коляски,  водяные  мельницы,  лодочки;  из  травы  и  лозы  плетут  корзиночки,  коляски.  Множество  игр  и  игрушек  являются  лишь  внешними  символами  рождающихся  идей.  В  свою  очередь,  потребность  ознакомления  со  свойствами  предметов  внешнего  мира,  их  видом,  формой,  весом,  сопротивлением,  гибкостью  и  др.,  предусматривает  необходимость  огромного  количества  моделей  и  постоянного  их  исследования.  Следя  за  игрой,  взрослые  судят  о  способностях  и  трудолюбии  ребенка  [5,  с.  82].

Воспитанию  у  детей  позитивного  отношения  к  трудовым  традициям  и  подготовке  их  к  работе,  кроме  игры,  помогала  и  народная  игрушка.  Как  считает  Л.  Герус,  народная  игрушка  принадлежит  к  уникальным  явлениям  культуры.  Она  является  и  предметом  детской  игры,  и  средством  воспитания  и  развития  ребенка,  и  объектом  творчества,  и  реликтом  культуры,  и  декоративным  изделием,  и  сувениром  [2,  с.  6].  Народные  игрушки  делали  сами  родители  для  детей,  изготовляли  дети  и  мастерили  ремесленники. 

Всем  игрушкам,  кроме  традиционных,  общенациональных  и  местных  признаков,  присущи  ремесленные  качества  мастера.  В  игрушке  отобразились  глубокие  знания  мастеров  психологии  и  духовных  запросов  детей,  а  также  понимание  значения  игрушки  в  подготовке  детей  к  жизни.  За  изготовление  детских  игрушек  брались  только  те  ремесленники,  которые  искренне,  всей  душой  любили  детей,  хорошо  знали  их  быт  или  сами  занимались  воспитанием.  Поэтому  первые  игрушки  они  изготавливали  именно  для  своих  детей.  Поскольку  большинство  народных  игрушек  по  происхождению  тесно  связано  с  различными  аспектами  традиционной  хозяйственной  деятельности  крестьян,  то,  кроме  развлекательной  функции,  они  имеют  огромное  воспитательное  значение.  Среди  разнообразных  игрушек,  которые  служат  физическому,  эстетическому,  нравственному  и  умственному  развитию  ребенка,  преобладают  те,  которые  позволяют  ребенку  приобретать  навыки  трудовой  деятельности.  Функциональное  назначение  определяло  содержательное  наполнение  народной  игрушки.  Среди  них  выделяли:  1)  игрушки,  изображающих  людей  и  животных;  2)  звуковые  игрушки  и  модели  музыкальных  инструментов;  3)  модели  мебели;  4)  модели  посуды  и  кухонной  утвари;  5)  модели  орудий  труда  и  хозяйственного  инвентаря;  6)  модели  средств  передвижения;  7)  модели  оружия;  8)  игрушки,  не  имеющие  аналогов  в  окружающей  среде  [2].

Среди  народных  игрушек  не  было  случайных.  В  любой  возрастной  период  детства,  в  соответствии  с  развитием  ребенка,  они  постепенно  заменяли  друг  друга  и  имели  конкретное  воспитательное  значение.  Малышам  от  рождения  до  1,5  лет  предназначались  тарахтелки,  летунцы  и  т.  п.,  способствующие  их  психофизическому  развитию,  стимулирующие  движения,  активизирующие  зрение  и  слух.  Детям.  которые  учились  ходить  некоторые  игрушки  —  птички,  лошадки,  колясочки  на  колесиках  и  т.д.  –  помогали  в  развитии  ходьбы  и  бега.  В  возрасте  от  3  до  14  лет  ребенка  приучали  к  его  будущим  занятиям.  Соответственно  существовали  игрушки  для  мальчиков  и  для  девочек.  Ребята,  как  правило,  отдавали  предпочтение  игрушкам,  касающимся  “мужской”  работы  –  обработки  почвы,  сбора  и  переработки  урожая,  уходу  за  животными  (плуги,  бороны,  лопаты  и  т.  д.).  Девочки  выбирали  для  игр  кукол,  мебель,  кухонную  утварь,  согласно  традиционным  "женским"  занятиям.  Игрушка  как  объект  игры  и  одновременно  средство  воспитания  отображает  обычаи,  быт  и  занятия  взрослых,  воспитывает  у  детей  стремление  к  коллективной  деятельности,  ведь  играть  самому  ребенку  неинтересно.  Чаще  всего  дети  в  игре  использовали  самодельные  детские  игрушки,  простые,  неприхотливые,  которые  “вводят  ребенка”  в  круг  будущих  занятий  и  обязанностей,  приучают  его  к  труду.  Изготавливая  игрушку,  ребенок  демонстрирует  не  только  умение  пользоваться  готовым  материалом,  но  и  свою  готовность  к  творчеству.  Он  мастерит  не  только  простые  орудия  (грабли,  лопаты,  молотки,  кочерги),  но  и  игрушечные  машины,  изготовление  которых  требует  смекалки  и  определенных  знаний  [5,  с.  85].

Среди  детских  игрушек  различают  те,  которые  используются  постоянно  в  течение  определенного  времени,  и  такие,  которые  изготавливали  только  для  конкретной  игры,  а  потом  выбрасывали  —  тележки,  куклы,  тележка-лошадка.  Как  правило,  материалом  для  изготовления  игрушек  служило  все,  что  окружало  ребенка:  корни,  трава,  дерево  и  т.  п.  [3,  с.  115].  Самодельные  игрушечные  куклы  из  ткани  (преимущественно),  соломы,  травы,  камыша,  конопли,  липового  луба,  коры,  кукурузы  являлись  неотъемлемой  частью  детской  жизни.  Народные  самодельные  домашние  куклы  в  своей  образной  основе  —  это  воплощение  добра  и  кротости.  Кукла,  как  правило,  является  посредником  между  бабушкой  и  внучкой,  то  есть  между  старшим  и  младшим  поколениями.  Поэтому  в  ней,  то  ли  сделанной  наскоро,  чтобы  успокоить,  «занять»  ребенка,  то  ли  изготовленной  старательно,  как  подарок  к  празднику  или  ко  дню  рождения,  прослеживаются,  кроме  индивидуального,  еще  и  родовой,  этнический,  национальный  факторы  любви  к  ребенку,  веры  в  добро  и  защиту  от  злых  сил.  В  кукле  (домашней,  самодельной  кукле)  собственно  фрагментарно  представлены  и  портрет  внучки,  и  автопортрет  бабушки  в  детстве.  Поэтому  в  таком  изделии,  в  его  пластически-декоративной  основе  более  глубоко  и  правдиво  выражены  национальные,  местно-этнические  начала,  чем  в  кукле  сувенирной.

Игрушка  является  не  только  реликтом  культа,  средством  воспитания,  объектом  творчества,  эквивалентом  обмена,  но  и  предметом  роскоши,  показателем  социального  статуса  ее  владельца.  Игрушки,  отличающиеся  изысканностью  форм  и  великолепием  украшений,  редко  предназначались  для  детской  игры  и  впоследствии  стали  декоративными  предметами  интерьера,  вызывающими  удовольствие  и  удивление  гостей.  Г.  Виноградов  подчеркивал,  что  крестьянские  дети  не  случайно  получают  минимальное  количество  игрушек.  Этот  факт  не  простое  совпадение,  поскольку  в  практике  народной  педагогики  подтверждаются  теоретические  положения  Платона,  который  не  одобрял  избытка  игрушек  у  детей,  или  Тагора,  считающего,  что  мир  игры  отравлен  для  того  несчастного  ребенка,  который  перегружен  несметным  количеством  игрушек  [1]. 

Сегодня  народная  игрушка  занимает  важное  место  в  системе  средств  формирования  таких  черт  характера,  как  трудолюбие,  бережное  отношение  к  результатам  труда,  уважение  к  трудовых  традициям  и  обрядам.  Она  уникальным  образом  интегрирует  бытовые,  художественные,  педагогические  традиции.  Народная  игрушка  дает  ребенку  то,  чего  не  может  дать  современная  промышленная  игрушка.  Это  не  только  предмет  игры,  она  отображает  обычаи  и  традиции  народа,  его  образ  жизни.  Народная  игрушка  позволяет  ребенку  проявить  свое  творчество  и  стимулирует  его  к  активному  и  самостоятельному  поиску,  формирует  позитивное  отношение  к  трудовым  традициям.

 

Список  литературы:

  1. Виноградов  Г.С.  Страна  детей  :  избр.  труды  по  этнографии  детства  /  сост.  А.В.  Грунтовский.  СПб.  :  Анатолия,  1998.  —  540  с. 
  2. Герус  Л.  Українська  народна  іграшка.  Львів,  2004.  —  264  с.
  3. Грушевський  М.  Дитина  у  звичаях  і  віруваннях  українського  народу  К.:  Либідь,  2006.  —  256  с.;  іл.
  4. Найден  О.  Українська  народна  іграшка:  Історія.  Семантика.  Образна  своєрідність.  Функціональні  особливості.  К.:  АртЕк,  1999  —  256  с.
  5. Сявавко  Є.І.  Українська  етнопедагогіка  в  її  історичному  розвитку.  К.:  Наукова  думка,  1974.  —  152  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.